Решение №046/04/07/03-606/2023 Р Е Ш Е Н И Е Комиссии Курского УФАС России по делу №046/07/... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

​​​​​​                                                         Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-606/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2023 года. г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

"..." –  Курского УФАС России;

Члены комиссии:

"..." –  Курского УФАС России;

"..." –  Курского УФАС России;

рассмотрев дело № 046/07/3-606/2023 возбужденное по жалобе ООО «...» по признакам нарушения заказчиком – ОБУССОКО «Железногорский ДСО», уполномоченным учреждением – ОКУ «Центр закупок Курской области» требований Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках») при проведении закупки на право заключения договора на поставку продуктов питания (консервация) посредством проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (закупка № 32313023295), дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6455922245, в присутствии: представителя ООО «..."..." (по доверенности, личность удостоверена), представителя ОКУ «Центр закупок Курской области» "..." (по доверенности, личность удостоверена), ОБУССОКО «Железногорский ДСО» "..." (по доверенности, личность удостоверена),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель

ООО « ..."

Заказчик

ОБУССОКО «Железногорский дом социального обслуживания» (ОБУССОКО «Железногорский ДСО», Заказчик)

Организатор закупки (уполномоченное учреждение)

ОКУ «Центр закупок Курской области»

Способ закупки

Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (закупка № 32313023295) (далее – запрос котировок в электронной форме)

Предмет закупки

Право заключения договора на поставку продуктов питания (консервация)

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОБУССОКО «Железногорский ДСО», осуществляющего закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. приказом Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области №264 от 25.04.2023г. в ред. от 19.05.2023г. №324) (далее – Положение).

Постановление Администрации Курской области от 22.01.2020г. № 47-па «О централизации закупок Курской области».

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru, закупка №  32313023295

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

599 603руб.00 коп.

Дата начала подачи заявок

29.11.2023г.

Дата окончания подачи заявок

06.12.2023г. в 09 час.00 мин.

Дата подведения итогов

07.12.2023г.

Допущены к участию в закупке

 

ООО «...»

Не допущены к участию в закупке

ООО «...»

Победитель конкурса

Закупка признана несостоявшейся

Протоколы

Протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 03-01/1034 (03-02/рз-2023-11-14 от 06.12.2023

Доводы жалобы

Как указывает Заявитель, Заказчиком в закупочной документации при описании объекта закупки установлено необоснованное требование к упаковке товара. Так, в описании объекта закупки по позициям: «Консервированный горох», «Фасоль консервированная», «Кукуруза консервированная» Заказчиком установлено требование: «Наличие кольца для открывания». По мнению заявителя, упаковка товара не влияет на качество поставляемой продукции, но установленное требование ограничивает круг возможных участников закупки.

В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

Возражения заказчика, организатора закупки на доводы жалобы

С доводами, изложенными в жалобе, заказчик, организатор закупки не согласны по основаниям, указанным в письменных возражениях (вх. №6079-ЭП/23 от 08.12.2023г., вх. №6056-ЭП/23 от 08.12.2023г.

Заказчик, организатор закупки указывают, что согласно ч.1 ст.1 ФЗ «О закупках» одной из целей ФЗ «О закупках» является удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

Из взаимосвязи положений ФЗ «О закупках» следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам ФЗ «О закупках» должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В соответствии с п.32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021) ФЗ «О закупках» заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Заказчик также пояснил, что ОБУССОКО «Железногорский ДСО» является медико-социальным учреждением для осуществления социального обслуживания в стационарных условиях постоянного проживания граждан. В учреждении функционирует столовая на 93 посадочных места. Питание готовится на 270 человек (включая проживающих граждан с ограничением движения). Питание предоставляется полноценное четырехразовое, в том числе диетическое. В связи с тем, что в штате учреждения работников кухни не хватает, для удобного и безопасного открывания жестяных банок с учетом количества социальных услуг, Заказчиком по позициям «Консервированный горох», «Фасоль консервированная», «Кукуруза консервированная» установлена характеристика «Наличие кольца для открывания».

Уполномоченное учреждение также поясняет, что ФЗ «О закупках» не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п.3 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, заказчик и организатор закупки, считают жалобу ООО «...» необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

 

По результатам рассмотрения жалобы и представленных в материалы дела документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п.1 ч.10 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ОБУССОКО «Железногорский ДСО» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется ФЗ «О закупках».

Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 №47-па «О централизации закупок в Курской области» установлен порядок взаимодействия и основные функции уполномоченного учреждения и заказчиков Курской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур (далее – Порядок).

В соответствии с п. 8.4 указанного Постановления ОКУ «Центр закупок Курской области» наделено полномочиями на определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Курской области осуществляющих закупки товаров, работ услуг конкурентными способами в соответствии с ФЗ « О закупках», в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 100 тысяч рублей и выше на основании соглашений, заключаемых с заказчиками.

Согласно требований п.10 Порядка, формирование описания объекта закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), определение условий контракта, установление требований к участникам закупки возложено на заказчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» ОБУССОКО «Железногорский ДСО» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОБУССОКО «Железногорский ДСО», осуществляющего закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. приказом Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области №264 от 25.04.2023г. в редакции приказа №324 от 19.05.2023г. ) (далее – Положение).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч.6 ст.3 ФЗ «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках» в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Разделом 12 «Содержание извещения и документации о проведении конкурентной закупки» Положения о закупках Заказчика предусмотрено, что:

- в извещении о проведении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое наименование предмета закупки в соответствии с ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках» (п.12.1);

- в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п.12.4).

Таким образом, в запросе котировок в электронной форме заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Комиссия Курского УФАС России рассмотрев Извещение о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32313023295, установила следующее.  

В п.7 Извещения о запросе котировок № 32313023295 указано, что описание объекта закупки содержится в Приложении №2 к извещению. Приложение №2 к извещению о запросе котировок содержит описание объекта закупки, а также требования к его характеристикам (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.

В Приложении №2 к извещению о запросе котировок Заказчиком в п.«Описание объекта закупки» по позициям закупаемого товара, а именно: №1 «Консервированный горох», №2 «Фасоль консервированная», №9 «Кукуруза консервированная» установлена характеристика «Наличие кольца для открывания».

Из устных и письменных пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что указанное в закупочной документации требование к характеристике закупаемого товараКонсервированный горох», «Фасоль консервированная», «Кукуруза консервированная») о наличии кольца для открывания обоснована потребностью медико-социального учреждения. Кроме того, согласно пояснений заказчика, а также информации, находящейся в открытом доступе в сети «Интеренет», на рынке присутствует товар, соответствующий характеристикам, требующимся заказчику нескольких производителей (торговых марок): «Фрау Марта», «Bonduelle», «Global Village»...

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме №03-01/1034 (03-02/рз-2023-11-14 от 06.12.2023г. размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.12.2023г., подано 2 (две) заявки. Заявка от ООО «...» не поступала.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что у ООО «...» имеется требуемый заказчику товар, фасованный в банках, но без кольца для открывания.

На основании п.1 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках», при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик доложен руководствоваться следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках», заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Таким образом, в соответствии с ФЗ «О закупках» и Положением о закупках заказчика при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о технических, качественных и эксплуатационных характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Аналогичный правовой подход изложен и подтвержден судебной практикой ВС РФ (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021).

Как следует из содержания Приложения №2 к извещению «Описание объекта закупки» рассматриваемого запроса котировок, заказчиком указано наименование товара и его характеристики, соответствующие потребностям заказчика. Указанные в Приложении №2 к извещению «Описание объекта закупки» характеристики товара не ограничивают возможность подать заявку широкому кругу участников.

Кроме того, предметом рассматриваемого запроса котировок является поставка продуктов питания (консервация), а не их производство. Поставку данного товара может осуществить любое юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, включение в документацию закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение конкуренции и количества участников в закупке.

При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО «...» не нашел своего подтверждения материалами дела и является необоснованным.

Согласно ч.13 ст.3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 22, 23, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «...» необоснованной.

2. Дело № 046/07/3-606/2023 производством прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                           "..."

Члены комиссии:                                                                                       "..."

                                                                                                                     "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны