Определение №МВ/2738/23 Определение от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

О назначении дела №046/01/16-415/2023

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

07 августа 2023 года                                                                                                           г. Курск

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Курского района Курской области в Курское УФАС России были представлены материалы проведенной проверки соблюдения законодательства РФ Администрацией <...>, по результатам  которой  Прокуратурой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в осуществлении соглашения между заказчиком – Администрацией и хозяйствующим субъектом ООО <...> направленного на заключение контрактов с единственным поставщиком в обход установленной законом процедуры торгов.

По результатам рассмотрения представленных Прокуратурой Курского района Курской области документов и сведений, а также дополнительно представленных Администрацией <...>письменных пояснений и документированной информации, установлено следующее.   

09 сентября 2021 года Администрацией с ООО <...> был заключен договор №40, предметом договора являлись «Работы по ограждению кладбища» по адресу: Курская область, Курский район, д. Полевая, срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора, стоимость договора составляла 275 194 руб. 00 коп.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 20.12.2021, аванс в размере 30% стоимости договора, предусмотренный п.2.3 договора, оплачен Администрацией посредством платежного  поручения  на сумму 82 558 руб. 20 коп.  (платежное поручение №453114) 15.09.2021, в полном объеме работы оплачены 23.12.2021 на общую сумму 192 635 руб. 80 коп. (платежное поручение №199371).

09 сентября 2021 года Администрацией с ООО <...> был заключен договор №41, предметом договора являлись «Работы по ограждению кладбища» по адресу: Курская область, Курский район, д. Полевая, срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора, стоимость договора составляла 293 627 руб. 00 коп.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 20.12.2021, аванс в размере 30% стоимости договора, предусмотренный п.2.3 договора, оплачен Администрацией посредством платежного  поручения  на сумму 88 088 руб. 10 коп. (платежное поручение №453113) 15.09.2021, в полном объеме работы оплачены 23.12.2021 на общую сумму 205 538 руб. 90 коп. (платежное поручение №197133).

17 ноября  2021 года Администрацией с ООО <...> был заключен договор №40, предметом договора являлись «Работы по ограждению кладбища» по адресу: Курская область, Курский район, д. Полевая, срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора, стоимость договора составляла 211 123 руб. 00 коп.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 20.12.2021, аванс в размере 30% стоимости договора, предусмотренный п.2.3 договора, оплачен Администрацией посредством платежного  поручения  на сумму 63 336 руб. 90 коп. (платежное поручение №848288) 18.11.2021, 15.09.2021, в полном объеме работы оплачены 23.12.2021 на общую сумму 147 786  руб. 10 коп. (платежное поручение №199370).

17  ноября  2021 года Администрацией с ООО <...> был заключен договор №42, предметом договора являлись «Работы по ограждению кладбища» по адресу: Курская область, Курский район, д. Полевая, срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора, стоимость договора составляла 219 599 руб. 00 коп.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 20.12.2021, аванс в размере 30% стоимости договора, предусмотренный п.2.3 договора, оплачен Администрацией посредством платежного  поручения  на сумму 65 879 руб. 70 коп. (платежное поручение №850082) 18.11.2021, в полном объеме работы оплачены 23.12.2021 на общую сумму 153 719 руб. 30 коп. (платежное поручение №199372).

Таким образом, Администрацией с ООО <...> в период с  09 сентября  по 17 ноября 2021 года были заключены 4 договора на выполнение работ по ограждению кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая. Общая сумма договоров составила 999 543 руб. 00 коп.

Акты приемки выполненных работ были подписаны сторонами  20.12.2021, авансы в размере 30% стоимости договоров, предусмотренный п.2.3 договора, оплачены Администрацией по указанным договорам на общую сумму 999 543 руб. 00 коп., посредством  4 платежных поручений, датированных - 15.09.2021, 18.11.2021, при этом, 699 680 руб. 10 коп. из 999 543 руб. 00 коп. были оплачены 23.12.2021.

Договоры между Администрацией и  ООО <...>от 09.09.2021, 09.09.2021, 17.11.2021, 17.11.2021 были заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе…»).

Как следует из письменных пояснений Администрации, указанные договоры без проведения конкурентных процедур заключены и ООО <...> в связи с тем, что «бюджет сельсовета дотационный, договора заключались на суммы, которыми располагали».

Допустимость закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур установлена ст.93 ФЗ «О контрактной системе...».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...» допускается осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, частью 1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме.

Согласно п. 13 ст. 22 ФЗ «О контрактной системе…», п. 3.5. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов проверки Прокуратуры Курского района Курской области, сумма каждого из договоров, заключенных между Администрацией и <...>., не превышает 600 000 рублей.

Вместе с тем, Курским УФАС России также подтверждено:

- предмет заключенных договоров является идентичным, направленными на достижение одной цели – выполнение работ по по ограждению кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет.

- договоры заключены в календарной последовательности;

- акты приемки выполненных работ по данным договорам датированы одним днем – 20.12.2021;

- авансы в размере 30% стоимости договоров, предусмотренные п.2.3 договора, оплачены Администрацией по указанным договорам на общую сумму 999 543 руб. 00 коп., посредством  4 платежных поручений, датированных - 15.09.2021, 18.11.2021, при этом, 699 680 руб. 10 коп. из 999 543 руб. 00 коп. были оплачены 23.12.2021.

При таких обстоятельствах, заключение Администрацией с ООО <...> ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Антиконкурентные  последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта. Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

В соответствии с п.18 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Администрация <...>  является органом местного самоуправления, в соответствии с Распоряжением Администрации <...> от 29.12.2015 № 104 наделена функциями муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

ООО <...> осуществляет комммерческую  деятельность, в связи с чем, на основании п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом. 

При таких обстоятельствах, к действиям Администрации и ООО<...> применимы требования и запреты, установленные ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

Заключив договоры с ООО <...> без проведения конкурентных процедур, Администрация необоснованно сократила число подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

Изложенные выше обстоятельства указывают на наличие признаков согласованности в действиях Администрации и ООО <...> по заключению нескольких отдельных контрактов на выполнение одних и тех же работ, на сумму до 600 000 рублей каждый, с целью уклонения от проведения конкурентных закупок.

В результате заключения контрактов с ООО <...> как с единственным поставщиком, хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Указанные действия Администрации и ООО <...> содержат признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области издан приказ №316/23 от 04.08.2023 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении Администрацией Полевского сельсовета Курского района Курской области и ООО <...> ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №046/01/16-415/2023 к рассмотрению на 23 августа 2023 года в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Курск, ул. Марата, 9, 2-й этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:

- Администрацию <...>

- ООО <...>

3. Направить в адрес Прокуратуры Курского района Курской области уведомление с приложением данного определения о возможности участия в рассмотрении дела представителя.

4. Ответчику: Администрации <...> в срок до 18 августа 2023 года представить в Курское УФАС России следующую информацию и документы (заверенные читаемые копии):

4.1. Копии переписки Администрации П<...> с ООО <...> по вопросам заключения договоров на оказание услуг по выполнению работ по ограждению кладбища в д. Полевая Курского района Курской области.

4.2. Письменные правовые пояснения по фактам, указанным в определении со ссылками на нормы действующего законодательства.

4.3. Информацию о том, кто являлся инициатором заключения указанных договоров.

4.4. Правовое и фактическое обоснование заключения договоров на оказание услуг по выполнению работ по ограждению кладбища в д. Полевая Курского района Курской области в 2021 году без проведения конкурентных процедур, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе...» (в том числе с указанием обстоятельств, объективно препятствовавших проведению торгов - при наличии таких обстоятельств).

4.5. Мотивированное пояснение по вопросу, каким образом, в отсутствие конкурентных процедур определения поставщика, Администрацией <...>было выбрано в качестве поставщика указанных услуг ООО <...>.

4.6. Документы, подтверждающие доведение до Администрации <...> лимитов бюджетных обязательств (предоставление субсидий, ассигнований) на оказание услуг по выполнению работ по ограждению кладбища в д. Полевая Курского района Курской области в период 2021 года.

4.7. Иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению ответчика, могут иметь значение для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

5. Ответчику: ООО <...> в срок до 18 августа 2023 года представить в Курское УФАС России следующую информацию и документы (заверенные читаемые копии):

5.1. Копии переписки  ООО <...>с Администрацией <...> по вопросам заключения договоров на оказание услуг по выполнению работ по ограждению кладбища в д. Полевая Курского района Курской области.

5.2. Письменные правовые пояснения по фактам, указанным в определении со ссылками на нормы действующего законодательства.

5.3. Информацию о том, кто являлся инициатором заключения указанных договоров.

5.4. Иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению ответчика, могут иметь значение для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Участие в рассмотрении дела представителя Администрации <...> и ООО <...> обязательно.

 

Для участия в дистанционном рассмотрении дела можно перейти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/5472857581.

 

С инструкцией по дистанционному участию в рассмотрении дела можно ознакомиться на сайте Курского УФАС России: https://kursk.fas.gov.ru (Обратная связь/ Ответы на часто задаваемые вопросы/ Как участвовать в дистанционном рассмотрении дела) или перейти по ссылке https://kursk.fas.gov.ru/news/16359.

 

Для принятия участия в рассмотрении дела направить на адрес электронной почты Курского УФАС России (to46@fas.gov.ru) документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также документы и информацию, которые стороны обязаны или вправе представить на рассмотрение жалобы. Такие документы и информация должны быть подписаны электронной подписью, за исключением случаев ее отсутствия по уважительной причине. В случае направления Стороной документов, не подписанных электронной подписью, при рассмотрении жалобы представитель такой Стороны обязан продемонстрировать членам комиссии Курского УФАС России оригиналы указанных документов и в ходе своего выступления подтвердить (озвучить под аудиозапись), что копии таких документов направлены от имени этой Стороны.

 

Согласно ч.1 ст.25 ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие и некоммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.

На основании ч. 5 19.8 КоАП РФ. непредставление или несвоевременное представление в  антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации),

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <...>

 

 

 

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны