Решение №3749 Непристойная реклама услуг сервисного центра "Сервис №1" с и... от 3 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/05/5-264/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2021г.                                                      г.Курск

Решение в полном объёме изготовлено 03.09.2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

(…) - врио руководителя Курского УФАС России, председатель Комиссии;    

(…) – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии;

(…) - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Д.А. С. (ИНН (…), ОГРНИП (…); адрес места регистрации: г. Курск, (…))  ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», посредством видеоконференцсвязи https://fas3.tconf.rt.ru/c/0262917175, в отсутствие представителя заявителя - Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска (о времени и месте рассмотрения дела комитет уведомлен надлежащим образом), в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Д. А.С. (о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом), в присутствии представителей ИП Д. А.С. – (…) (по доверенности от (…), (…) (по доверенности от (…)),

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России поступило заявление Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска (вх.№1689 от 14.04.2021г.) о распространении рекламы с использованием непристойного образа обнаженной женщины.

Актом наблюдения за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе от 16.04.2021 г. специалистами Курского УФАС России установлено, что на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Курск, пр-кт Анатолия Дериглазова, д.9, распространяется реклама следующего содержания:

«Сервис №l. ремонт цифровой техники. Замена экрана на IPhone от 1990 пр-т Дериглазова, 15. Справа крупно изображение: рука, держащая смартфон, на экране которого слегка размытое обнаженное тело женщины (от шеи до колен) и размещен следующий текст: Сервис №l. ремонт цифровой техники. Поможем увидеть больше».

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Данная информация размещена на рекламном щите, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования – сервисному центру «Сервис №1», на поддержание интереса к услугам сервиса и его продвижение на рынке – «Замена экрана на IPhone от 1990», изображение обнаженного тела женщины и текст: Сервис №l. ремонт цифровой техники. Поможем увидеть больше», и, следовательно, является рекламой.

 

Согласно ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

В данном случае, использование в рекламе изображения обнаженного женского тела (без лица) и фразы «Поможем увидеть больше» в совокупности содержат непристойный и оскорбительный образ в отношении женского пола.

 

Курским УФАС России 08.06.2021 г. (вх. №2753) получена экспертная оценка Саморегулируемой организации Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее - СРО АМИ «Рекламный совет»).

 СРО АМИ «Рекламный совет» создана с целью развития процессов рекламного саморегулирования в России, предусмотренного Меморандумом «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО».

 СРО «АМИ «Рекламный совет» действует на основании соглашения с Федеральной антимонопольной службой от 16 ноября 2018 года и в соответствии с соглашениями территориальными управлениями ФАС РФ, в том числе с Курским УФАС России, о взаимодействии и сотрудничестве, в том числе по вопросу оказания экспертных услуг.

            Участниками независимой экспертной оценки СРО «АМИ «Рекламный совет» являются заслуженные эксперты ФАС России, кандидаты философских, экономических наук, авторы научных и учебно-методических работ в области маркетинга и рекламы, лауреаты международных и национальных премий.

 

Эксперты СРО АМИ «Рекламный совет» указали, что использованный в рекламе образ обнаженного тела является непристойным и оскорбительным для женского пола.

 

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России получены документы и письменные пояснения, из которых следует, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Д. А.С. (ИНН (…)).

 

Курским УФАС Росии установлено, что вышеуказанная реклама распространялась с нарушением ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

 

По результатам анализа представленных документов, в отношении ИП Д. А.С. 11.06.2021г. возбуждено дело №046/05/5-264/2021 о нарушении ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе». Определением от 11.06.2021г. №2034 к участию в деле в качестве заявителя привлечен Комитет архитектуры и градостроительства г.Курска.

 

В Курское УФАС России 08.07.2021г. от представителя ИП Д. А.С. (…) поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок для осуществления подготовки возражения по делу.

Определением от 08.07.2021г. №2401 Комиссией Курского УФАС России указанное ходатайство об отложении рассмотрения дела от 08.07.2021г. удовлетворено, рассмотрение дела отложено.

 

В Курское УФАС России 16.07.2021г. (вх.№3528) от представителя ИП Д. А.С. (…) поступило письменное возражение по делу, согласно которому, по мнению представителя ИП Д. А.С., используемое в рекламе изображение тела женщины в купальнике нельзя расценивать как непристойное или оскорбительное для женского пола, поскольку купальник является общепринятой формой одежды для пляжа или бассейна. Пояснил, что размытое изображение женщины на экране смартфона и фразы «Поможем увидеть больше» в совокупности не нарушают Закон о рекламе, а содержат предложение заменить разбитый экран смартфона.

 

В Курское УФАС России поступило ходатайство представителя ИП Д. А.С. (…) об ознакомлении с материалами дела от 14.07.2021г. (вх.№3510 от 15.07.2021г.)

Определением от 19.07.2021г. №2558 Комиссией Курского УФАС России указанное ходатайство об ознакомлении с материалами дела от 14.07.2021г. удовлетворено, рассмотрение дела отложено.

 

В ходе рассмотрения дела 24.08.2021г. представители ИП Д. А.С. (…) и (…) поддержали доводы, изложенные в письменном возражении. Факт нарушения ИП Д. А.С. ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» не признали. Пояснили, что на дату рассмотрения дела распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

 

Проанализировав материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Вместе с тем, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

В данном случае рекламный щит с непристойной рекламой размещен рядом с проезжей частью и пешеходной зоной и доступен для ознакомления как водителям, так и пешеходам.

 

В рекламе внимание акцентировано на крупном изображении части женского тела (от шеи до колен). То есть в рекламе использован не образ женщины (как человека, личности, индивидуума), а лишь части женского тела, признанные наиболее эротическими. Женское тело лишено головы (т.е. лица, выражения) и таким образом сведено исключительно к сексуальному объекту.

 

Комиссия не согласна с доводом представителя ИП Д. А.С. относительно того, что женщина не обнажена и обращает внимание на следующее.

Согласно Новому толково-словообразовательному словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой слово обнаженный имеет несколько значений, а именно лишенный одежды, нагой; в слишком открытом платье, с оголенными руками, шеей, спиной (о женщине); лишенный наружных покровов, верхних слоев, оголенный; выставленный наружу, открытый взору; раскрывшийся в своей внутренней сущности, явный, неприкрытый. В рекламе изображена часть тела женщины, оголенная от шеи до колен, лишенная одежды, следовательно, является обнаженной. Более того, изображение дополнено фразой «Поможем увидеть больше», что содержит намек на полное обнажение.

 

Публичное изображение обнаженного женского тела, в том числе обнаженной груди и других интимных мест, не принято в обществе и противоречит общепринятым нормами и принципам поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, и, следовательно, является непристойным.

            Размещенный в наружной рекламе на рекламной конструкции, установленной в публичном месте, образ части обнаженного женского тела «Поможем увидеть больше» является вульгарным в данных условиях, играет на примитивных чувствах людей, нарушает общепринятые нормы и ценности, унижая человеческое достоинство женщины, принижая ее роль в обществе, как равноправного его члена, низводит женщину до объекта реализации низменных инстинктов, создает образ отношения к телу женщины, как объекту потребления. Тело женщины вынесено на публичное обозрение как объект насмешки.

 

Рекламным приемом в данном случае является изображение обнаженного женского образа в рекламе услуг сервисного центра, которые никак не связаны с женщиной как единственной целевой аудиторией данных услуг, в сопровождении слов «Поможем увидеть больше», имеющих двусмысленность, возникающую за счет провокационного художественного написания. Образ женщины в спорной рекламе не имеет никакого отношения к объекту рекламирования – услугам сервисного центра по ремонту техники. Следовательно, тело женщины используется в рекламе исключительно как сексуальный объект, привлекающий внимание потребителей.

 

Данный вывод подтверждается результатами независимой экспертной оценки СО АМИ «Рекламный совет», а также судебной практикой (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу N А45-21481/2008») и практикой антимонопольных органов (Решение Оренбургского УФАС России от 06.05.2020 по делу N 056/05/5-62/2020, Постановление Татарстанского УФАС России от 31.12.2019 N 04-08/19532 по делу N 016/04/14.3-2250/2019, Постановление Калининградского УФАС России от 19.09.2019 N 039/04/14.3-679/2019)

 

Комиссия с учетом имеющихся в деле материалов и доказательств приходит к выводу, что в рекламе использован непристойный и оскорбительный образ в отношении женского пола, что противоречит ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Подобная безвкусная и пошлая реклама размещенная в общественном месте, не просто демонстрирует дурной вкус, а поддерживает его, а вкус как элемент культуры в дальнейшем формирует поведение граждан, что свидетельствует об общественной опасности непристойной рекламы.

 

Таким образом, Комиссией Курского УФАС России установлено, что реклама сервисного центра «Сервис №1» «Сервис №l. ремонт цифровой техники. Замена экрана на IPhone от 1990 пр-т Дериглазова, 15. Справа изображена рука, держащая смартфон, на экране которого обнаженное тело женщины и размещен следующий текст: Сервис №l. ремонт цифровой техники. Поможем увидеть больше» распространена с нарушением ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

 

Согласно п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Рекламодателем в рассматриваемом случае является индивидуальный предприниматель Д. А. С. (ИНН (…), ОГРНИП (…); адрес места регистрации: г. Курск, (…)).

 

С учетом изложенного, руководствуясь ст.36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пп.42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя Д. А. С. (ИНН (…), ОГРНИП (…); адрес места регистрации: г. Курск, (…)) нарушившим ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

   2. Выдать ИП Д. А.С. предписание о прекращении нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                   (…)

                                                                                                                                          

Член Комиссии                                                                                                  (…)

 

Член Комиссии                                                                                                 (…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны