Предупреждение №МВ/3792/23 Предупреждение №02-18/2023 об устранении причин и условий, с... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-18/2023

об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области рассмотрены материалы контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты г.Курска «Аудит эффективности бюджетных расходов, выделенных в 2022 году на обеспечение охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений и их территорий» на объекте: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «<...>" (далее - МКДОУ <...>, Заказчик) и установлено следующее.

МКДОУ «<...>в 2022 году заключались договоры на оказание услуг по охране объекта Заказчика (услуги физической охраны, выставление поста охраны) по адресу: г.Курск, <...>

1. 10.01.2022г. на сумму 264 960,00 рублей с ООО <Д...>,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора : с 10.01.2022 по 31.05.2022.

Договор оплачен в полном объеме 22.06.2022.

2. 01.06.2022г. на сумму 152 100, 00 рублей с ООО <.Д..>,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора : с 01.06.2022 по 31.08.2022.

Договор оплачен в полном объеме 20.09.2022г.

3. 01.09.2022г. на сумму 278 248, 74 рублей с ООО <..Б.>,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора : с 03.10.2022 по 20.12.2022.

Договор оплачен в полном объеме 22.12.2022.

4. 21.12.2022г. на сумму 28 538, 33 рублей с ООО <..Б.>,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора : с 21.12.2022 по 30.12.2022.

Договор оплачен в полном объеме 17.01.2022г.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022г. с ООО <..Д.> без проведения торгов составила 417 060,00 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022г. с ООО <..Б.>составила 306 787,07 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022г. на оказание услуг охраны без торгов составила 723 847,07 рублей.

Согласно информации, представленной контрольно-счетной палатой г.Курска, оплата охранных услуг производилась МКДОУ<...> по коду бюджетной классификации 903 0701 03007С1472 244 226 226500

Уведомлением Комитета образования Курской области от 18.11.2021 №2173 по данному коду бюджетной классификации до МКДОУ доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 517 822, 00 рублей.

Далее были дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств в размере:

- 312 085,14 рублей 13.07.2022г.,

Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены на сумму:

- 67 046,16 рублей 08.11.2022г.

С учетом изменения лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 903 0701 03007С1472 244 226 226500, оплаты договоров на оказание услуг охраны, а также иных работ, услуг, оплаченных по данному коду бюджетной классификации, на даты заключения договоров на оказание услуг охраны без торгов, МКДОУ <...> располагал лимитами бюджетных обязательств в следующих размерах:

- 10.01.2022 в сумме 517 822,00 рублей,

- 01.06.2022 в сумме 185 309, 46 рублей,

- 01.09.2022 в сумме 345 294, 90 рублей,

- 21.12.2022 в сумме 830 000,00 (лимиты 2023г.)

Согласно содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены <...>в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого допускается осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать 600 000,00 рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме.

Следуя ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системы». При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п.13 ст.22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого из вышеперечисленных договоров, заключенных МКДОУ<...>, действительно не превышала 600 000 рублей, однако предметы заключенных договоров являлись идентичными и (или) направленными на достижение одной цели, общая сумма заключенных договоров превысила предельный размер, установленный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…».

Такое заключение ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением закупки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта. Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

 

Таким образом, действия заказчика МКДОУ <...> по заключению договоров с хозяйствующими субъектами без проведения торгов, как с единственным поставщиком, привели к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

В результате заключения договоров с хозяйствующими субъектами как с единственными поставщиками, последние получили доступ к поставке товаров по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственных поставщиков и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Действия МКДОУ <...> создали преимущественное положение конкретным хозяйствующим субъектам и привели к ограничению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок потенциальным участникам торгов на оказание услуг охраны, которые должны были быть проведены, при надлежащем соблюдении МКДОУ<...>ФЗ «О контрактной системе…», ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Вышеперечисленные договоры в настоящее время исполнены.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение<...> о необходимости в срок до 30 ноября 2023 года, устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем принятия мер по обеспечению неукоснительного соблюдения конкурентных процедур предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, антимонопольным законодательством, исключающих необоснованные закупки у единственного поставщика при заключении муниципальных контрактов (договоров) на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МКДОУ «<...>издание актов организационно-распорядительного характера, осуществление закупок с начальной ценой до 600 000 рублей с использованием единого агрегатора торговли, повышение квалификации сотрудников, иных действий, направленных на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности).

О выполнении предупреждения МКДОУ <...> необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

 

Примечание: В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена ст.14.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае повторного совершения правонарушения, дисквалификации на срок до трех лет.

Связанные организации

Связанные организации не указаны