Предупреждение №МВ/3946/23 Предупреждение №04-06/05-2023 о прекращении действий, которы... от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

№04-06/05-2023
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                    

21 ноября 2023 года                                                                                                        г.Курск

 

            Курским УФАС России при рассмотрении заявления ООО «Биском» с жалобой на неправомерные действия ООО «СБМ», выразившиеся в отказе от заключения договора теплоснабжения на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома 19 Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, установлено следующее.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статья 5 ФЗ «О защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Администрации города Курска от 02 августа 2023 г. №444 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2024 год» теплоснабжающей организации ООО «СБМ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне теплоснабжения от котельной, расположенной по адресу: г.Курск, проспект Дружбы, 19 г.

В соответствии с кратким отчетом (обзором) состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории города Курска ООО «СБМ» занимает доминирующее положение с долей 100% в границах расположения технологической инфраструктуры (балансовой принадлежности тепловых сетей) на территории МО «Город Курск». По этой причине ООО «СБМ» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. К такому исключению, в частности, относится публичный договор, а также договоры на товары (работы, услуги), предоставляемые доминирующими хозяйствующими субъектами.

Согласно частям 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Теплоснабжение является разновидностью энергоснабжения, в связи с чем на возникающие в этой сфере правоотношения распространяются положения ст.426 ГК РФ.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующий хозяйствующий субъект обязан заключать договоры с обратившимися к нему покупателями (заказчиками) при наличии экономической и технологической возможности производства или поставок соответствующего товара, за исключением случаев, когда отказ в заключении договора прямо предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, ст.426 ГК РФ и ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» определен исчерпывающий перечень оснований для отказа монополиста в заключении договора теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация также обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в системе теплоснабжения.

ООО «СБМ» имеет статус единой теплоснабжающей организации, в связи с эти в сфере теплоснабжения на нее распространяются требования гражданского законодательства о публичности договоров и установленные антимонопольным законодательством запреты.

Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со статей 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Согласно ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 кодекса.

В соответствии со статьей 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 (далее – Правила №808), установлен порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Согласно пункта 35 Правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

место нахождения организации (место жительства физического лица);

место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

банковские реквизиты;

сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

Пунктом 36 Правил предусмотрено, что к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора;

акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

ООО «Биском» осуществляет управление многоквартирным домом №19 Б, расположенным по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, на основании договора управления от 01.08.2023 г. ООО «Биском» (далее - управляющая организация) направило в ООО «СБМ» (далее - ресурсоснабжающая организация) письмо №6 от 01.08.2023 г. с просьбой заключить договор на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения в отношении многоквартирного дома 19 Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы. К письму приложена копия решения Государственной жилищной инспекции Курской области №05-11/755 от 27.07.2023 г. о переходе многоквартирного дома 19 Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы в управление ООО «Биском».

ООО «СБМ» письмом (исх.№09/3-291 от 04.08.2023 г.) сообщило ООО «Биском» о ненадлежащем оформлении заявки, а именно: заявка не соответствует требованиям п.35 и п.36 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. №808 (ред. от 27.05.2023 г.) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приостановила ее рассмотрение.

ООО «Биском» письмом (исх.№7 от 09.08.2023 г.) направило заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую:

- полное наименование организации;

- местонахождение организации;

- местонахождение теплопотребляющих установок;

- место подключения теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения;

- тепловую нагрузку на отопление;

- тепловую нагрузку на ГВС;

- договорной объем потребления тепловой энергии на отопление за год;

- договорной объем потребления тепловой энергии на ГВС за год;

- срок действия договора;

- сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии на отопление;

- сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии на ГВС;

- сведения об уполномоченных лицах ООО «Биском»;

- сведения об отсутствии тепловых сетей на балансе потребителя;

- расчет объема тепловых потерь, банковские реквизиты ООО «Биском»;

- сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии с приложением документов, а именно: предоставила в составе заявки вышеизложенные сведения следующие подтверждающие документы:

- выписку из ЕГРЮЛ;

- копию свидетельства о регистрации ООО «Биском»;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО «Биском»;

- копию лицензии ООО «Биском»;

- копию договора управления;

- копию разрешения на ввод в эксплуатацию МКД;

- копию акта готовности к отопительному сезону.

ООО «СБМ» письмом от 15.08.2023 г. №09/3-301 и повторным письмом от 18.09.2023 г. №09/3-351 уведомило ООО «Биском» о том, что ООО «Биском» представлен не полный пакет документов и информации, необходимой для заключения договора теплоснабжения нежилого помещения, а именно:

- отсутствует техническая или проектная документация;

- в связи с отсутствием приборов учета тепловой энергии, ООО «Биском» надлежит предоставить полные, достоверные данные по многоквартирному дому в целях расчета потребленной тепловой энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами». ООО «СБМ» повторно указал на несоответствие нормам действующего законодательства поданной ООО «Биском» заявки. Оба письма идентичны по содержанию.

24.10.2023 г. ООО «СБМ» в адрес ООО «Биском» направило письмо №09/3-389, указывая на то, что по состоянию на 17 октября 2023 года система теплоснабжения многоквартирного дома не подготовлена к отопительному сезону 2023-2024 гг., а именно: не заключен договор поставки тепловой энергии, узел тепловой энергии не введен в эксплуатацию, разукомплектован, не имеет проектной документации, в тепловом узле не проведены гидравлические испытания на прочность и плотность в присутствии теплоснабжающей организации теплообменников горячего водоснабжения и системы отопления не представлены.

При этом, ООО «СБМ» письменно поясняет, что по состоянию на 24.10.2023 г. поставляет тепловую энергию и теплоноситель в многоквартирный дом №19Б, расположенный по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы.

Как установлено Управлением, ООО «СБМ» отказало в заключении договора теплоснабжения в отношении многоквартирного дома №19Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, по той причине, что у ООО «Биском» отсутствует техническая или проектная документация, а также полные, достоверные данные по многоквартирному дому в целях расчета потребленной тепловой энергии.

Такой отказ ООО «СБМ» является незаконным ввиду того, что пунктом 36 Правил предусмотрено требование о представлении документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения, а также предоставление актов готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду. Кроме того, из содержания пункта 36 Правил следует, что такие документы представляются при наличии.

Более того, п.37 Правил определено, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

В случае утраты заявителем документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения, и отсутствия их у единой теплоснабжающей организации указанная организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня соответствующего обращения к ней заявителя самостоятельно за счет средств заявителя проверить наличие надлежащего подключения теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения и составить соответствующий акт о выполнении работ и согласовании подключения. При этом размер взимаемой с заявителя компенсации затрат единой теплоснабжающей организации на проверку наличия надлежащего подключения не может превышать 500 рублей за 1 объект.

Согласно пункту 39 Правил №808 в случае отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

В случае непредставления заявителем сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Правил, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа (пункт 41 Правил №808).

Курским УФАС России установлено, что по состоянию на дату вынесения настоящего предупреждения заявка ООО «Биском» на заключение договора теплоснабжения приостановлена. ООО «СБМ» в письменной форме не уведомляло ООО «Биском» об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа, что не соответствует требованиям Правил №808.

При этом, то обстоятельство, что ООО «СБМ» фактически подает тепловую энергию в отопительный период 2023-2024 гг. в многоквартирный дом №19 Б, расположенный по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, указывает на то, что ресурсоснабжающая организация — ООО «СБМ» оказывает услуги теплоснабжения в спорный многоквартирный дом и получает за это плату.

Следовательно, ООО «СБМ», являясь ресурсоснабжающей организацией, располагала достаточными для тарификации поставляемых ресурсов и для бесперебойного теплоснабжения данными о тепловой нагрузке многоквартирного дома, который находится в управлении у ООО «Биском».

Учитывая вышеизложенное, содержание документов, представленных ООО «Биском», позволяло ООО «СБМ» подготовить проект договора теплоснабжения. Следовательно, законных оснований для уклонения от заключения договора у ресурсоснабжающей организации нет.

Доказательства обратного, а именно невозможности теплоснабжения в многоквартирном доме №19 Б, расположенном по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, ввиду отсутствия требуемых ООО «СБМ» сведений в составе заявки ООО «Биском», а также сведения о невозможности подготовить проект договора исходя из представленных ООО «Биском» документов и их содержания в составе поданной заявке, в Курское УФАС России ООО «СБМ» не представлено, что указывает на факт уклонения ООО «СБМ» как ресурсоснабжающей организации от заключения договора теплоснабжения с ООО «Биском».

При таких обстоятельствах, в действиях ООО «СБМ» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в уклонении от заключения договора теплоснабжения многоквартирного дома №19 Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы с ООО «Биском», по основаниям, не предусмотренным законом (иным правовым актом).

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

            1. ООО «СБМ» (305000, г.Курск,ул.Дзержинского, 9 а, оф.4 А, ИНН 4632113278) в срок до 18 декабря 2023 года необходимо устранить признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего рассмотреть заявку ООО «Биском» о заключении договора теплоснабжения многоквартирного дома №19 Б, расположенного по адресу: г.Курск, пр-т Дружбы, в порядке, установленном действующим законодательством.

            2. ООО «СБМ» (305000, г.Курск,ул.Дзержинского, 9 а, оф.4 А) представить доказательства выполнения предупреждения в Курское УФАС России в срок до 21 декабря 2023 года.

 

Примечание.

В соответствии со ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны