Предупреждение №18 Предупреждение Льговскому Городскому Совету депутатов о необ... от 16 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №18

 

ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТА, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

16 октября  2019 года                                                                                                   г.Курск

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области проведен мониторинг муниципальных правовых актов по организации похоронного дела: организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципальных образований Курской области. В результате данного мониторинга было установлено следующее.

Решением Льговского Городского Совета депутатов от 21.02.2017 года №16 утверждено  «Положение о погребении, похоронном деле и об организации ритуальных, услуг на территории Муниципального образования «Город Льгов»  (далее - Положение) (в ред. от 30.03.2017г.).

Пунктом 2.1 Положения установлено, что места захоронения (кладбища) на территории Муниципального образования «Город Льгов» являются муниципальной собственностью администрации Города Льгова.

В соответствии с п. 3  Решения, функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Льгов» возложены на муниципальное унитарное предприятие «Льговское».

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.9, ч.1,4 ст.18, ч.2 ст.25, ст.29 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, также к полномочиям органов местного самоуправления относится:

- определение порядка деятельности общественных кладбищ;

- организация похоронного дела;

- создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и т.д.

Кроме того, Федеральный закон №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет перечень услуг, оказание которых относится к компетенции специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Так, согласно ч.1, 2 ст.9, ч.2 ст.25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Таким образом, действующим законодательством РФ закреплен исчерпывающий перечень функций специализированных служб по вопросам похоронного дела, среди которых отсутствуют организационно-распорядительные функции.

Согласно письма ФАС России от 30 сентября 2009г. №АК/34001, системное толкование норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), иначе это нивелирует государственные гарантии бесплатного предоставления мест для погребения каждому гражданину.

Вместе с тем, Положением предусмотрено исполнение специализированной службой следующих функций.

П.п. 6 п. 7.2 Положения установлено, что Специализированная служба осуществляет выдачу решений о выделении мест для захоронений, выдачу разрешений на захоронения, разрешений на перезахоронения.

Подпунктом 9 пункта 7.2 Положения к полномочиям Специализированной службы отнесена разработка схемы последовательности освоения земель под захоронения.

Пунктом 8.4 Положения определен порядок получения решения о выделении места захоронения, в соответствии с которым, для получения решения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, подает в специализированную службу по вопросам похоронного дела соответствующее заявление согласно приложению № 1  к настоящему Положению.

П. 8.5 Положения установлен порядок получения разрешения на захоронение. Так, для получения разрешения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, подает в специализированную службу по вопросам похоронного дела соответствующее заявление согласно приложению № 2  к настоящему Положению.

В соответствии с пп.а п.9.5 Положения, на территории кладбища запрещается производить захоронение умершего при отсутствии выданного специализированной организацией по вопросам похоронного дела решения о выделении места для захоронения либо разрешения на захоронение.

Кроме того, в соответствии с п. 8.10 Положения, в специализированной организации осуществляется оформление разрешений на захоронение в родственные ограды и могилы, оформление дополнительного места к родственному захоронению.

Таким образом, Положение наделяет специализированную службу – МУП «Льговское» полномочиям по предоставлению участков земли для захоронения.

В соответствии с ч.4,5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Таким образом, предоставление земельного участка для размещения места погребения относится к полномочиям исключительно органа местного самоуправления, а совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, запрещено в соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

   Кроме того, Положение наделяет МУП «Льговское» следующими полномочиями:

- организация инвентаризации муниципальных кладбищ и захоронений (пп.7 п.7.2);

- разработка схемы последовательности освоения земель под захоронения (пп.9 п.7.2);

- выдача разрешений на установку надмогильных сооружений (надгробий) (пп.10 п.7.2);

-  по организации пропускного режима и обеспечения общественного порядка на территории муниципальных кладбищ согласно режиму работы кладбища (пп.13 п.7.2);

- установлении в решении о выделении места для захоронения, в разрешении на захоронение времени проведения захоронения (п.8.6);

-  оформление в специализированной организации разрешений на захоронение в родственные ограды и могилы, оформление дополнительного места к родственному захоронению и разрешение на установку оград оформляется в специализированной организации (п.8.10).

Таким образом, Льговским Городским Советом депутатов как органом местного самоуправления принят акт, определяющий  порядок деятельности муниципальных общественных кладбищ, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Льгов», определенными пунктами которого деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы, что позволяет предприятию по своему усмотрению регулировать процесс оказания ритуальных услуг на территории г. Льгова, в том числе создавать препятствия конкурентам.

Вышеуказанным пунктами Положения, специализированная организация по вопросам похоронного дела наделена представительным органом МО «город Льгов» организационно-распорядительными функциями  и правами по непосредственной организации деятельности по оказанию ритуальных услуг на территории общественного кладбища МО «город Льгов» Курской области в том числе путем разработки           схемы последовательности освоения земель под захоронения, выдачи разрешений на установку надмогильных сооружений (надгробий), организации пропускного режима и обеспечения общественного порядка на территории муниципальных кладбищ, выдачи решений о выделении места захоронения, разрешений на захоронение.

Делегирование Льговским Городским Советом депутатов как органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту - МУП «Льговское» - контрольно-распорядительных полномочий по непосредственной организации деятельности по оказанию ритуальных услуг на территории общественного кладбища г. Льгова фактически ставит данную организацию в преимущественное положение и создает предпосылки для возможного ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Как установлено выше, Положение о погребении, похоронном деле и об организации ритуальных, услуг на территории Муниципального образования «Город Льгов», утвержденное Решением Льговского Городского Совета депутатов от 21.02.2017 года №16 (в ред. Решения №22 от 30.03.2017г.), содержит положения, предусматривающие наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела – МУП «Льговское» рядом функций органа местного самоуправления. Это прямо противоречит нормам действующего законодательства РФ, создает необоснованные преимущества в деятельности МУП «Льговское», в связи с чем содержит признаки нарушения ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции, может привести к созданию указанным хозяйствующим субъектом препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности для иных хозяйствующих субъектов–конкурентов, оказывающих ритуальные услуги, а также созданию ограничений для граждан по выбору организаций, оказывающих соответствующие услуги.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Курское УФАС России

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Льговский Городской Совет депутатов о необходимости в срок до 28.11.2018г. внести изменения в Положение о погребении, похоронном деле и об организации ритуальных, услуг на территории Муниципального образования «Город Льгов», утвержденное Решением Льговского Городского Совета депутатов №16 от 21.02.2017 г., исключив из него положения, наделяющие МУП «Льговское» функциями органа местного самоуправления- Администрации г. Льгова Курской области.

О выполнении предупреждения Льговскому Городскому Совету депутатов необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

 

Примечание: В соответствии с ч.7 ст.39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны