Решение (комиссия) №МВ/2372/24 Р Е Ш Е Н И Е Комиссии Курского УФАС России по делу №046/07/... от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение ФАС России от 12.02.2020 N 223ФЗ-123/20Нарушение: ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.




Директору

Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска»

Машошину О.Л.

__________________________________________

305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 9

admin@vodokanal-kursk.ru


Генеральному директору

ООО «Эко Спец Строй»

Можарову Н.И.

__________________________________________

394033, г. Воронеж, Ленинский проспект,

д. 172, помещение 27

ekospecstroi@yandex.ru

prasolov@bico.su


Директору МКУ «Центр закупок и развития

социальных инициатив города Курска»

Луганской О.Н.

__________________________________________

305001, г. Курск, ул. Дзержинского, д. 25

info@czrsi-kursk.ru


Оператору электронной площадки:

Акционерное общество «Российский

акционерный дом»

__________________________________________

190000, г. Санкт –Петербург, пер.

Гривцова, д. 5, литера В

support@lot-online.ru


                  1. Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Курского УФАС России

по делу №046/07/3-342/2024


Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2024 года

Решение в полном объеме изготовлено

«14» июня 2024 года г. Курск


Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», в составе:


Председатель Комиссии:

Волкова М.В. – заместитель руководителя Курского УФАС России;

Члены комиссии:

Сошникова М.Ю. – начальник отдела естественных монополий Курского УФАС России;

Соловьева Ю.С. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий Курского УФАС России,

рассмотрев жалобу в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на действия заказчика – Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (305000, г. Курск, ул. Кирова, д.9, ИНН 4629026667, ОГРН 1024600951759) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по получению комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений (закупка №32413572183), выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

в присутствии представителя ООО «Эко Спец Строй» Можарова Н.И. (на основании протокола внеочередного общего собрания учредителей ООО «Эко Спец Строй» от 23.06.2020 г., личность удостоверена);

в присутствии представителей МУП «Курскводоканал» (по доверенностям, личность удостоверена) Балаболко С.П., Ивановой Л.П.;

в присутствии представителей организатора закупки - Муниципального казенного учреждения «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» (далее – МКУ «ЦЗРСИ») (по доверенностям, личность удостоверена) Роенко О.С., Литвиновой В.В. посредством видео-конференц-связи в программе «TrueConf» по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0033103162, права разъяснены в порядке ст.43 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ, на начало рассмотрения жалобы по существу ходатайств и отводов не поступило,


УСТАНОВИЛА:


Заявитель

ООО «Эко Спец Строй»

Заказчик

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (МУП «Курскводоканал»)

Организатор закупки (уполномоченное учреждение по определению поставщика)

Муниципальное казенное учреждение «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска»

Способ закупки

Аукцион в электронной форме

Предмет закупки

Выполнение работ по получению комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Приказ от 19 января 2023 г. №01-02/6 «О внесении изменений в Положение о закупке МУП «Курскводоканал», осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Постановление Администрации города Курск от 31.05.2022 г. №314 «Об утверждении порядка взаимодействия муниципального казенного учреждения «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» с Заказчиками».


Информация о закупке размещена

В единой информационной системе (далее ЕИС) zakupki.gov.ru №32413572183



Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)


15 000 000 рублей 00 копеек

Дата начала подачи заявок

С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона с 03.05.2024 года до 11 час.00 мин. 23.05.2024 года.


Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе

11:00 час. 23.05.2024 года

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе


23.05.2024 года

Дата проведения электронного аукциона

27.05.2024 года

Дата подведения итогов электронного аукциона

27.05.2024 года

Допущены к участию в закупке

ООО «Экологическое сопровождение предприятий и бизнеса»;

ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу»

ООО «Агентство ПБ»;

ООО «Центр лабораторных исследований и проектирования «УМЭКО»;

ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения»;

Протоколы

Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 23.05.2024 г.;

Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 30.05.2024 г.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Не заключен

Разъяснение (я) положений разъяснения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (ЕИС)

- запрос №245187 от 07.05.2024 г.;

- запрос №245191 от 07.05.2024 г.;

- запрос №245253 от 08.05.2024 г.;

- запрос №245359 от 14. 05.2024 г.;

- запрос №245589 от 17.05.2024 г.



Доводы жалобы:

Заказчиком в документации о закупке установлено требование о наличии у исполнителя собственной лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях необоснованно и является излишним.

Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

Заказчик, организатор закупки с доводом жалобы не согласились, представили письменные возражения (вх. №3424-ЭП/24 от 30.05.2024 г., вх. №3571-ЭП/24 от 06.06.2024г., вх. №3392-ЭП/24 от 30.05.2024 г.), полагают, что включение в аукционную документацию требования о наличии у исполнителя собственной лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях (далее – лицензия) обусловлено тем, что ряд работ, предусмотренных техническим заданием, в соответствии с действующим законодательством являются лицензируемым видом деятельности. Просят жалобу ООО «Эко Спец Строй» признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представитель заявителя поддержал довод жалобы в полном объеме, просил учесть, что условие о наличии собственной лицензии у участника закупки явилось препятствием к подачи ООО «Эко Спец Строй» заявки на участие в обжалуемой закупке.

В ходе рассмотрения дела №046/07/3-342/2024, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был продлен срок принятия решения по рассмотрению дела №046/07/3-342/2024 до 11.06.2024 г. в связи с необходимостью выяснения всех обстоятельств по делу для принятия решения по существу доводов жалобы, о чем определением по настоящему делу от 31.05.2024 г. стороны были уведомлены.

10 июня 2024 года в 16 часов 00 минут заседании Комиссии возобновлено и продолжено. На рассмотрении дела Комиссия присутствует в том же составе, участие в рассмотрении дела приняли: представитель ООО «Эко Спец Строй» Можаров Н.И. (на основании протокола внеочередного общего собрания учредителей ООО «Эко Спец Строй» от 23.06.2020 г.), представители МУП «Курскводоканал» (по доверенностям) Балаболко С.П., Иванова Л.П., представители МКУ «ЦЗРСИ» (по доверенностям) Роенко О.С., Литвинова В.В., посредством видео-конференц-связи в программе «TrueConf» по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0033103162, в соответствии со ст.43 ФЗ «О защите конкуренции» права разъяснены, ходатайств не поступило.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок, товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены в Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223 (далее - ФЗ «О закупках»).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 9 ст.3.2 ФЗ «О закупках» предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 ФЗ «О закупках».

МУП «Курскводоканал» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется ФЗ «О закупках».

В соответствии с постановлением Администрации города Курска от 05.05.2022 г. №236 «О муниципальном казенном учреждении «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска», Муниципальное казенное учреждение «Центр Закупок и развития социальных инициатив города Курска» осуществляет полномочия уполномоченного органа города Курска на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территории муниципального образования «Город Курск», в соответствии е законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.1 раздела 3 Постановления Администрации города Курска от 05.06.2023 г. №305 «О внесении изменении в постановление Администрации города Курска от 31.05.2022 314» (далее - Порядок взаимодействия) Уполномоченный орган организует и проводит электронные процедуры на основании заявок Заказчиков на проведение закупок, подготовленных и направленных Заказчиками.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» МУП «Курскводоканал» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке МУП «Курскводоканал», осуществляющего закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Приказом №01-05/6 от 19.01.2023г.) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.п.9,10,13,14 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно ч.6 ст.3 ФЗ «О закупках», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу ФЗ «О закупках» и Положения о закупках Заказчик самостоятельно, с учетом имеющихся потребностей, разрабатывает требования к подлежащим выполнению по предмету закупки работам и услугам.

Согласно извещению, документации о закупке объектом закупки является «Выполнение работ по получению Комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений».

Как следует из материалов дела, в пункте 20 Информационной карты аукциона в электронной форме, заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона и перечень документов, предоставляемых участниками электронного аукциона, а именно: «участник аукциона в электронной форме в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме, с целью подтверждения соответствия требованиям, установленным пп.1 настоящего пункта предоставляет следующие документы (или их копии):

1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 №1845 (ред. от 28.02.2022) «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)» Исполнитель должен предоставить:

- копию лицензии (действующей) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию акта лицензирующего органа о принятом решении;

- или соответствующую запись в реестре лицензий».

2. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и «ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.07.2019 г. № 385-ст) Исполнитель должен предоставить:

- выписку из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) собственной испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (d области аккредитации лаборатории должны быть указаны объекты контроля – «Промышленные выбросы», «Атмосферный воздух», «Отходы»);

- или выписку из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) привлеченной испытательной лаборатории (центра) и договор (копию договора) с организацией имеющей собственную испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в области аккредитации лаборатории должны быть указаны объекты контроля – «Промышленные выбросы», «Атмосферный воздух», «Отходы»).

Таким образом, требования о наличии собственной лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (далее — собственной лицензии) или иных документов, подтверждающих наличие такой лицензии (копию выписки из реестра лицензий или копию акта лицензирующего органа о принятом решении или соответствующую запись в реестре лицензий) предъявляются исключительно к участнику закупки. В то время как в самом тексте требования заказчиком указано, что «Исполнитель должен предоставить», т.е. имеются разночтения в установленных заказчиком требованиях к лицам, у которых должно быть такое разрешение.

При этом, одновременно с требованием к наличию собственной лицензии исключительно у участника, заказчик допускает к предоставлению в составе заявки у участника документов, подтверждающих наличие как собственной испытательной лаборатории (центра), так и наличие договора с привлеченной организацией, имеющей собственную испытательную лабораторию (центр), т.е. устанавливает вариативность к подтверждающим соответствие участника требованиям действующего законодательства в этой части. При таких условиях, заказчиком в документации не сформирован единый подход при установлении обязательных требований к участникам закупки и к перечню документов.

Заявитель полагает, что установленные заказчиком требования к наличию у участника собственной лицензии ограничили возможность его участия. Лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях ООО «Эко Спец Строй» не имеет, но, в случае необходимости, имеет возможность заключить договор подряда с организацией, имеющей лицензию Росгидромета (например, с ООО «Стройинвестиция» г.Воронеж.

Как установлено Курским УФАС России для участия в аукционе в электронной форме подано 5 (пять) заявок с номерами 271734, 271861, 271985, 272070, 272397, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 30.05.2024 г, размещенным в ЕИС. Согласно данных, содержащихся в указанном протоколе, из 5 (пяти) заявок, поданных на участие в закупке, 3 (три) заявки участников с номерами 271985 (предложение о цене 8 650 000,00 руб.), 272397 (предложение о цене 8 725 000, 00 руб.) и 271861 (предложение о цене 8 950 000,00 руб) признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к участникам закупки и отклонены по одной и той же идентичной причине, а именно:

«Отклонена. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в соответствии с п. 39.24.4 (пп2) положения о закупке (несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 настоящего Положения о закупке) и п. 20 раздела 2 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об аукционе в электронной форме, а именно: Участник аукциона в электронной форме в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме целью подтверждения соответствия требованиям предоставляет следующие документы или их копии: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 №1845 (ред. от 28.02.2022) «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)» Исполнитель должен предоставить:

- копию лицензии (действующей) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию акта лицензирующего органа о принятом решении;

- или соответствующую запись в реестре лицензий».

Участник закупки в отношении своей организации не представил ни один из вышеперечисленных документов».

Две заявки №272070 (предложение о цене 9 850 000,00 руб.) и №271734 (предложение о цене 13 000 000,00 руб.) «допущены и признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к участникам закупки».

Таким образом к участию в аукционе не были допущены заявки участников, в составе заявки которых отсутствовала собственная лицензия, но была предоставлена копия лицензии (иные документы) другого лица, обладающего соответствующей лицензией, что привело к ограничению количества участников закупки, и, как следствие, повлияло на результаты отбора участников закупки поскольку, были отклонены участники с наименьшими ценовыми предложениями, согласно рейтингу участников по результатам торгов (1, 2, 3) по сравнению с ценовыми предложениями допущенных участников (4, 5).

При таких обстоятельствах, установленное заказчиком требование, предъявляемое к участникам закупки в п.20 Информационной карты документации об аукционе о предоставлении в составе заявки «копии лицензии (действующей) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию акта лицензирующего органа о принятом решении;

- или соответствующую запись в реестре лицензий», повлияло на результат отбора участников закупки.

Заказчик в письменных пояснениях (вх. №3571-ЭП/24 от 06.06.2024 г.) и организатор закупки в своих пояснениях (вх.№3392-ЭП/24 от 06.06.2024) в подтверждение установления требования о наличии лицензии сослались на следующее. Согласно извещению и документации об аукционе заказчику требуется «Выполнение работ по получению Комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений». Перечень видов работ определен «в разделе №3 — Техническое задание «Выполнение работ по получению Комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений» (далее - техническое задание). По мнению заказчика, учитывая виды работ, предусмотренные техническое задание, требуется наличие лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Так, в соответствии с пунктом 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. №1845 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее – Положение №1845).

Пунктом 2 Положения №1845 определены работы, которые входят в понятие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. В том числе включены следующие работы:

и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

м) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

о) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

При этом, согласно пояснениям заказчика и организатора закупки, в техническом задании предусмотрено выполнение видов работ, на которые не требуется соответствующее разрешение (лицензия).

Материалами дела подтверждается, что для выполнения таких работ как, например:

«Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 3.1.5.1):

а) Проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- обследование очистных сооружений;

- обследование источников выделения и источников загрязнения атмосферы;

- отбор проб воздуха на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Нормирование сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (п.3.1.5.2):

- обследование городских очистных сооружений;

- корректировка определения перечня нормируемых веществ по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, согласование данного перечня;

- определение возможности учета разбавления (за счет способности реки к разбавлению сбрасываемых сточных вод);

- корректировка расчета допустимых концентраций (Сндс, мг/дм3);

- корректировка расчета в установленном порядке нормативов допустимых сбросов (НДС, т/год)»

действительно в силу действующего законодательства о лицензировании требуется наличие лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях.

В то же время, Техническим заданием предусмотрен и ряд работ, для выполнения которых, в силу действующего законодательства, не требуется наличие ни лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях, ни какого-либо иного разрешения (лицензии или допуска СРО или других), что не отрицалось ни представителем заявителя, ни представителями заказчика.

Так, например, для выполнения таких видов работ, предусмотренных техническим заданием, как «- подрядчик при необходимости организует консультации, рабочие встречи с экспертами, представителями организаций, согласующих и рассматривающих документацию для получения КЭР, обеспечивает предоставление необходимых пояснений, дополнительных материалов и др. в данные организации (п.3.2.1);

- подрядчик предоставляет интересы в организациях, согласующих и рассматривающих документацию для получения КЭР (п.3.2.2.)», наличие каких-либо разрешительных документов не требуется.

Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается, что в объект закупки заказчиком включены как лицензируемые виды деятельности, так и виды деятельности (работ), для выполнения которых не требуется наличие лицензии — нелицензируемые.

При таких обстоятельствах, работы по отбору проб, обследованию объектов, корректировке расчетов, нормированию выбросов загрязняющих веществ (и др.), требующих наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, предусмотренных техническим заданием.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке требование о наличии лицензии может ограничить количество участников закупки.

Наряду с этим, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям ФЗ «О закупках».

Вышеизложенный правовой подход нашел подтверждение как в позиции Федеральной антимонопольной службы РФ (решение №223ФЗ-667/21 от 21.12.2021 г.), так и в судебной практике: постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2022 г. по делу №А40-53636/22, постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 г. №А40-53636/22.

Данная правовая позиция изложена также Министерством Финансов Российской Федерации в письме от 21.02.2018 №24-02-03/11100, согласно которому «в случае, если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии может ограничивать количество участников закупки».

Согласно п. 2.8 Технического задания в случае привлечения субподрядчиков к выполнению работ по договору, подрядчик несет ответственность за качество работ, выполненных субподрядными организациями.

Следовательно, заказчиком предусматривается возможность привлечения по договору субподрядных организаций по объекту закупки «Выполнение работ по получению Комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений», т. е. на те виды работ, для которых требуется наличие лицензии, в силу действующего законодательства, есть право привлечь субподрядчика, обладающего соответствующим разрешением. И, соответственно, на этапе выполнения работ на объекте, заказчик будет требовать у подрядчика (генерального подрядчика) подтвердить наличие разрешения (лицензии) у привлекаемого им к выполнению работ лица.

В этой связи требование о наличии в составе заявки на момент ее подачи у участника собственной лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях является избыточным, поскольку отсутствие подтверждения наличия указанной лицензии исключительно (непосредственно) у участника аукциона не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона.

Как было указано выше, участниками закупки с номерами 271734, 271861, 271985, заявки которых были признаны не соответствующими и отклонены, в составе заявок были представлены договоры с организациями, имеющими лицензию Росгидромета.

При таких обстоятельствах, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участника закупки лицензии в области гидрометеорологии и смежных в ней областях, привели к ограничению количества участников закупки и, как следствие, повлияли на решение аукционной комиссии при отборе участников, что противоречит пунктам 1 и 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках». В этой связи довод жалобы признается обоснованным.

Более этого, установленное заказчиком требование к участникам о предоставлении в составе заявки «копии лицензии (действующей) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;

- или копию акта лицензирующего органа о принятом решении;

- или соответствующую запись в реестре лицензий»

не согласуется с положением пункта 4.2 Технического задания, в котором закреплено, что «Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случае не предоставления Подрядчиком в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора:

- копии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и копии аттестата аккредитации лаборатории и/ или копии договора с организацией, имеющей аккредитованную лабораторию».

Таким образом, устанавливая требование к участнику об обладании лицензией на этапе подачи заявки в закупке как условие допуска, заказчик устанавливает требование на этапе выполнения работ к подрядчику предоставить ему после признания участника соответствующим, т.е. допущенным к участию, уже только копию лицензии (никаких других вариантов уже не предусматривается, как это было в п.20 Информационной карты документации об аукционе), да еще и заказчик оставляет, в случае не предоставления, за собой право расторгнуть по указанной причине в одностороннем порядке договор уже после его заключения.

Вместе с тем, согласно пункту 25.1 Положения о закупке договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается договор, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим положением извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 18 ст.4 ФЗ «О закупках» установлено, что размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы. В соответствии с п.24 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее - Постановление 908) установлено, что представитель заказчика для размещения извещения о закупке определяет и указывает соответствующие коды товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Согласно сведения ЕИС Заказчиком не установлен ОКВЭД 2, установлен код ОКПД2 «74.90.13.000 — Услуги консультативные в области окружающей среды», тогда как объектом закупки оказание услуг не является, а является выполнение работ - «Выполнение работ по получению Комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений».

Комиссия Курского УФАС России, изучив требования технического задания Документации, установила, что согласно техническому заданию Документации участник должен выполнить работы, в техническом задании установлены требования к видам и составу работ. Вместе с тем, Комиссией Курского УФАС России также установлено, что Заказчиком в Извещении не установлены коды ОКПД 2, соответствующие работам, выполняемым по предмету закупки. Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках». Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результаты проведения аукциона.

Учитывая, что довод жалобы нашел подтверждение материалами дела, а выявленные в действиях заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» носят неустранимый в данных обстоятельствах характер, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссией Курского УФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, ст.ст. 22-23, ст. 41, ст. 49, ст. 50 частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО «Эко Спец Строй» обоснованной.

2. Признать заказчика МУП «Курскводоканал» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по получению комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду городских очистных сооружений (закупка №32413572183) нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В целях устранения выявленных нарушений выдать заказчику - МУП «Курскводоканал» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение порядка организации и проведения закупки в соответствии с принятым решением по делу №046/07/3-342/2024.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.




Председатель комиссии



М.В. Волкова

Члены комиссии:





М.Ю. Сошникова



Ю.С. Соловьева








2024-2941


Связанные организации

АО «РАД»
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
МУП «КУРСКВОДОКАНАЛ»
ИНН 4629026667, ОГРН 1024600951759
Муниципальное казенное учреждение "Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска"
ИНН 4632087797, ОГРН 1074632023091
ООО «Эко Спец Строй»
ИНН 3664227371, ОГРН 1173668017643
Прасолов Дмитрий
ИНН , ОГРН