Решение б/н Жалоба ООО "Система-МТ" признана обоснованной от 14 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
-
-
-
-
-
-
-
- РЕ Ш Е Н И Е
-
-
-
-
-
-
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу №046/07/3-218/2019
Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2019 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель Комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>
рассмотрев дело №046/07/3-218/2019 по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г.
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в присутствии генерального директора АО «Теплоэнергосбытовая компания», в отсутствии представителя ООО «Система-МТ» (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель |
ООО «Система-МТ» ИНН 5015013763 ОГРН 1165032057520 |
Заказчик |
АО «Теплоэнергосбытовая компания» |
Организатор закупки |
АО «Теплоэнергосбытовая компания» |
Способ закупки |
запрос цен в электронной форме |
Предмет закупки |
право заключения договора на поставку минерального масла |
Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке) |
Положение о закупке для нужд АО «Теплоэнергосбытовая компания», утв. Советом директоров АО «Теплоэнергосбытовая компания» 28 января 2019г. №б/н |
Информация о закупке размещена |
www.zakupki.gov.ru, закупка №31907631235, utp.sberbank-ast.ru, закупка № SBR003-190131673400001.1 |
Начальная (максимальная) цена договора |
2 642 142руб. 75 коп. с НДС 2 201 785 руб. 62 коп. без НДС
|
Дата начала подачи заявок |
14.03.2019г. в 12 ч. 00 мин. |
Дата окончания подачи заявок |
25.03.2019г. в 09 ч. 00 мин. |
Дата рассмотрения заявок на участие в запросе цен |
25.03.2019г. в 16 ч. 00 мин. |
Дата подведения итогов на участие в запросе цен |
01.04.2019г. в 16 ч. 00 мин. |
Протоколы закупочной комиссии |
Протокол №001/2019 от 26.03.2019г. |
Допущены к участию в закупке |
ООО «Бизнес Солюшнс»
|
Победитель закупки |
Закупка признана несостоявшейся |
Доводы жалобы |
По мнению ООО «Систем - МТ», решение закупочной комиссии по отстранению заявки участника ООО «Система-МТ» от дальнейшего участия в закупке по причине нарушения п.2.6 приложения 1 Извещения о закупке: «Участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником закупки», необоснованно. В составе заявки ООО «Система-МТ» были представлены письма, подтверждающие связь заявителя с дилером завода производителя масла, предлагаемого к поставке. |
Доводы организатора закупки |
Заявка ООО «Система-МТ» была отклонена на основании нарушения п.2.6 закупочной документации: «Участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки». ООО «Система-МТ» предоставило в составе заявки письмо ООО «Ойл-Форби» от 08.05.2018 г. о том, что ООО «Система-МТ» является прямым партнером ООО «Ойл-Форби», который является официальным дистрибьютером компании EXXON MOBIL на территории Российской Федерации. Данный статус говорит о том, что ООО «Система-МТ» является покупателем продукции у ООО «Ойл-Форби», но не наделяет его полномочиями официального субдистрибьютера (данные полномочия предоставляются на основании дилерского договора). На основании этого закупочная комиссия отклонила заявку ООО «Система-МТ». В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.
|
Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела |
не заключен |
В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» АО «ТЭСК» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке для нужд АО «Теплоэнергосбытовая компания», утв. Советом директоров АО «Теплоэнергосбытовая компания» 28 января 2019г. №б/н (далее – Положение).
По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.
Пунктом 16 Извещения о закупке установлен перечень документов, которые должны содержаться в заявке участника, в т.ч. документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае, если в извещении указаны требования к участнику: копия дилерского сертификата либо гарантийное письмо от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иные документы, подтверждающие связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки.
Пункт 19 Извещения устанавливает дополнительное требование к участникам закупки: «Участник закупки должен являться дилером, либо официальным представителем, либо дистрибьютором и т.п. завода изготовителя, что должно быть подтверждено соответствующими документами (п.2.6 Прил.1)».
Согласно п. 2.6 Приложения 1 Извещения участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки.
22 марта 2019 года ООО «Система-МТ» подало заявку на участие в закупке. В составе заявки общество приложило письмо компании «ExxonMobil Petroleum & Chemical, BVBA» (Бельгия) от 17.01.2019г. о том, что ООО «Ойл-Форби» наделена всеми правами и возможностями официального дистрибьютора ExxonMobil, письмо ООО «Ойл-Форби» от 08 мая 2018г. о том, что ООО «Система-МТ» является прямым партнером ООО «Ойл-Форби».
Протоколом №001/2019 от 26.03.2019г. о рассмотрении заявок и подведении итогов для запроса цен в электронной форме заявка ООО «Система-МТ» была отклонена по причине нарушения п.2.6 Прил.1 Извещения.
Письмо компании «ExxonMobil Petroleum & Chemical, BVBA» (Бельгия) от 17.01.2019г. и письмо ООО «Ойл-Форби» от 08 мая 2018г. являются документами, подтверждающими связь завода изготовителя, предлагаемого к поставке масла, с ООО «Система-МТ».
Таким образом, заявка ООО «Система-МТ» содержала указанные п. 2.6 Приложения 1 Извещения документы, довод заявителя о неправомерном отклонении заявки на участие в запросе цен является обоснованным.
Кроме того, Комиссия Курского УФАС России, рассмотрев установленное Извещением о закупке ограничение: «Участник закупки должен являться дилером, либо официальным представителем, либо дистрибьютором и т.п. завода изготовителя, что должно быть подтверждено соответствующими документами», пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть изготовителем товара, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого товара надлежащим образом.
Кроме того, предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.
Данная позиция подтверждена Обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.
Таким образом, установление в документации о закупке условия, согласно которому участник закупки должен являться производителем поставляемого товара либо обладать соответствующим правом на поставку, нарушает п.2 ч.1 и ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Система-МТ» обоснованной.
- Признать АО «Теплоэнергосбытовая компания», закупочную комиссию АО «Теплоэнергосбытовая компания» нарушившими п.2 ч.1 и ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- В целях устранения нарушения выдать заказчику АО «Теплоэнергосбытовая компания» обязательное для исполнение предписание.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.