Решение №ОБ/4439/23 Решение по делу №046/01/17-537/2023 от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Директору ОКУ «Центр материального

обеспечения»

<...>

________________________________

305022, Курская область, город Курск,

Агрегатная ул., д. 22

 

<...>

 

Директору ОКУ «Центр закупок Курской

области»

<...>

________________________________

305000, Курская область, город Курск, Красная пл., д. 6, подъезд 1

 

<...>

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/01/17-537/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 года. г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>. – заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных и финансовых рынков;

Члены комиссии:

<...>– врио начальника отдела антимонопольного контроля;

<...>– специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело №046/01/17-537/2023 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОКУ «Центр материального обеспечения», ОКУ «Центр закупок Курской области», в присутствии представителя ОКУ «Центр материального обеспечения» (по доверенности) – <...>, в отсутствии представителя ОКУ «Центр закупок Курской области» (уведомлен надлежащим образом о месте и времени проведении рассмотрения), в отсутствии заявителя ИП <...>заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица),

УСТАНОВИЛА:

 

Курским УФАС России рассмотрены заявления ИП <...>, о признаках нарушения требований антимонопольного законодательства при проведении электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №0744200000223004937 и установлено следующее.

09.06.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещены извещения о проведении электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №0744200000223004937 по предмету: «Приобретение жилого помещения (квартиры) для однократного обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Курске Курской области в количестве 1 (одного) жилого помещения (квартиры)».

Заказчиком аукциона является ОКУ «Центр материального обеспечения». Торги проводились уполномоченным учреждением – ОКУ «Центр закупок Курской области».

В описании объекта закупки (Техническом задании) заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки: «жилое помещение (квартира) новая, не бывшая в употреблении (первичное жилье) изолирована, с отделкой, благоустроена, укомплектована инженерно-техническим и электрическим оборудованием, имеет надлежащее санитарное и техническое состояние, отвечает иным требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к жилым помещениям, отвечает качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) жилого помещения (квартиры)».

Пунктом 3.1. проекта контракта, являющимся приложением к извещениям об осуществлении закупки, определены обязанности поставщика:

«3.1.2. Гарантировать, что жилое помещение (квартира) является его собственностью, никому не продана, не заложена, не обременена правами третьих лиц, в споре и под арестом (запрещением) не состоит, рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами не обременена, а также лиц, обладающих правом пользования жилым помещением (квартирой) не имеется.

3.1.3. Гарантировать, что приобретаемое жилое помещение (квартира) относится к первичному рынку жилья, имеет надлежащее санитарное и техническое состояние, позволяющее его нормальную эксплуатацию».

Таким образом, при проведении указанных аукционов заказчиком установлено требование, что объектом закупки и предметом контракта является жилое помещение, относящееся к первичному рынку жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Частью 1 ст. 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 5.1 Закона Курской области от 28.12.2007 № 139-ЗКО (ред. от 21.08.2023 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» (далее Закон Курской области №139) установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с ч.6 ст. 5.1 Закона Курской области №139, жилое помещение предоставляется общей площадью не менее 27 кв. м. Иных требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, региональным законодательством не установлено.

Таким образом законодательно не установлено требование об отнесении жилых помещений для предоставления гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к первичному рынку жилья.

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч.2 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе» при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Как установлено ч. 5 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, под открытым аукционном в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещении об осуществлении закупки, к участникам закупки предъявляются единые требования, критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе» заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик в описании объекта закупки должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

В соответствии с Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Действующим законодательством РФ обязательных требований о необходимости приобретения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, являющегося первичным жильем, не установлено.

Кроме того, согласно п. 4 ст.3 ФЗ «О контрактной системе», участник закупки – это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Законодательство РФ не содержит запреты и ограничения на участие в закупках на приобретение жилых помещений для лиц, не являющихся застройщиками (инвесторами), в том числе не предусматривает преимущества участия в таких закупках отдельным категориям лиц, принять участие в закупке имеет право любое лицо, являющееся собственником жилого помещения.

Исходя из изложенного, установив в извещении о проведении электронного аукциона требование о приобретении жилого помещения (квартиры) новой, не бывшей в употреблении (первичное жилье), заказчик исключил возможность приобретения жилого помещения, соответствующего всем характеристикам, установленным заказчиком, но не являющимся первичным жильем.

Согласно письменных пояснений ОКУ «Центр материального обеспечения (исх. №4937-ЭП/23 от 06.10.2023) при определении НМЦК учитывалась цена за 1 кв.м., сложившаяся на рынке первичного жилья, а коммерческие предложения запрашивались только у застройщиков. Новизна товара на рынке недвижимости определяется фактом регистрации права собственности физического лица. Заказчик таким образом, устанавливая требование о том, чтобы товар был новым, первичным жильем, не ограничивал права лиц, которые уполномочены осуществлять реализацию жилья в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем, согласно Приказа Росстата от 12.08.2022 № 572 «Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за ценами на рынке жилья», к первичному рынку жилья относятся жилые помещения, которые в качестве товара выступают впервые. Соответственно - это жилье, по которому зарегистрирована первая сделка в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). В связи с этим под продажей жилого помещения на первичном рынке жилья понимается продажа:

- жилого помещения в многоквартирном доме до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию путем заключения договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

- жилого помещения в многоквартирном доме после ввода его в эксплуатацию путем заключения первого договора купли-продажи.

В остальных случаях жилье, покупаемое физическими или юридическими лицами по договорам купли-продажи, относится к вторичному рынку жилья, в том числе квартиры в новостройках, являющиеся объектом перепродажи как физическими, так и юридическими лицами.

Согласно Приказа Росстата от 30.07.2021 № 460 (ред. от 09.10.2023) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами» на вторичном рынке жилья регистрируются цены на вновь построенные (то есть не бывшие в эксплуатации) или реконструированные квартиры, являющиеся объектом перепродажи как физических, так и юридических лиц.

Указание в описании объекта закупок данных условий, привело к невозможности участия в Аукционе собственников жилых помещений, не являющихся застройщиками, имеющих индивидуальные жилые помещения (квартиры), отвечающих иным требованиям закупки, и имеющих намерение продать данное жилое помещение.

На участие в закупках №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №0744200000223004937 было подано по 1 заявке от АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова», которые в последствии отклонены на основании п. 1-8 ч. 12 ст. 48 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Курским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения. Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.11.2022 по 01.11.2023 что обусловлено субъектным составом дела, обстоятельствами и временем предполагаемого нарушения. Предметом торгов является: «приобретение жилого помещения (квартиры) для однократного обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Курске Курской области в количестве 1 (одного) жилого помещения (квартиры)»

Законодательство РФ не содержит запретов и ограничений на участие в закупках на приобретение жилых помещений для лиц, не являющихся застройщиками (инвесторами), не предусматривает преимущества участия в таких закупках отдельных категорий лиц. Принять участие в закупке имеет право любое лицо, являющееся собственником жилого помещения.

Таким образом, участником аукциона мог быть любой собственник жилого помещения, как юридическое лицо, так и физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Нарушение запретов, установленных ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции», приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов, либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.

Изложенные выше обстоятельства указывают на наличие признаков нарушения ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях заказчика - ОКУ «Центр материального обеспечения», уполномоченного учреждения - ОКУ «Центр закупок Курской области» по установлению в описании объекта закупки конкретных требований к объекту закупки привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке и нарушению ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

В письменных пояснениях от 31.10.2023 (вх. №5359-ЭП/23), ОКУ «Центр материального обеспечения» с вменяемым нарушением не согласилось, указав, что описание объекта закупки и проект контракта формировались с учетом потребностей заказчика, наличие в составе документации о закупке требований к поставляемому товару – «жилое помещение (квартира) новая, не бывшая в употреблении (первичное жилье)» – не нарушает Постановления Администрации Курской области «О порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Курской области, по договору социального найма» от 04.05.2011 №172-па.

Вышеуказанный нормативный акт утратил силу в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25.04.2017 № 329-па. В настоящий момент в региональных нормативно-правовых актах не содержится норм, устанавливающих требование о том, что жилое помещение, закупаемое для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно относится исключительно к первичному рынку жилья.

Также, ОКУ «Центр материального обеспечения» в письменных пояснениях от 31.10.2023 (вх.№5359-ЭП/23) указывало, что заказчик, устанавливая требование о том, что жилое помещение (квартира) должно относится к первичному рынку жилья, преследовал цель установить максимальный гарантийный срок на данные квартиры, т.к. по мнению ОКУ «Центр материального обеспечения» гарантийный срок 5 лет устанавливается только в отношении квартир, относящихся к первичному рынку жилья, что подтверждается п. 6 обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18.10.2023.

Указанный довод заказчика не принимается Комиссией в связи со следующим.

Обязанность заказчика закупать жилые помещения, гарантийный срок на которые составляет не менее 5 лет законодательно не установлена. Согласно п. 6 вышеуказанного обзора Верховного Суда Российской Федерации, 5-ти летний гарантийный срок нельзя применить по договору купли-продажи, если продавцом выступает не застройщик. Кроме того, покупатель вправе предъявить продавцу требования в отношении недостатков товара, на который не установлены гарантийные сроки или сроки годности, если эти недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня передачи ему товара и более длительные сроки не установлены законом или договором.

Указанные пояснения ОКУ «Центр материального обеспечения» дополнительно подтверждают намерение заказчика приобрести квартиры для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот именно у застройщика.

Пояснения заказчика опровергаются требованиями действующего законодательства и доводами, изложенными выше.

Таким образом, установление требования к характеристикам товара «жилое помещение (квартира) новая, не бывшая в употреблении (первичное жилье)», в описании объектов закупки электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №0744200000223004937 исключает возможность участия в торгах лиц, не являющихся застройщиками, но имеющих возможность предоставить товар, соответствующий всем установленным техническим характеристикам и требованиям.

 

Порядок взаимодействия ОКУ «Центр материального обеспечения» и ОКУ «Центр закупок Курской области» по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с заказчиками Курской области при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» (далее - Порядок), утвержден Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области».

В ходе анализа положений указанного Порядка и Постановления Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области» установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 Постановления Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области» ОКУ «Центр закупок Курской области» определено уполномоченным органом Курской области по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Курской области путем проведения конкурса или аукциона при начальной (максимальной) цене контракта менее 10 миллионов рублей, за исключением закупок в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем и в сфере капитального строительства.

Согласно п. 1, п. 2 ч. 8 Порядка, уполномоченный орган в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организует и проводит электронные процедуры на основании заявок заказчиков на проведение закупок, подготовленных и направленных заказчиками, руководствуясь требованиями законодательства о контрактной системе и Порядка, рассматривают поступившие заявки заказчиков на соответствие планам-графикам заказчиков и требованиям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 Порядка уполномоченный орган несет ответственность, в том числе административную, за соблюдение процедуры проведения закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, согласно п. 2, п. 3 ч. 10 Порядка заказчики в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с планами-графиками закупок формируют и направляют в уполномоченный орган заявки на проведение закупок, устанавливают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяют и обосновывают начальную (максимальную) цену контракта, формируют описание объекта закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), определяют условия контракта, устанавливают требования к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.

В соответствии с ч. 11 Порядка заказчики несут ответственность, в том числе административную, за полноту, обоснованность и соответствие описания объекта закупки (технического задания, спецификации и т.д.) и сведений, представленных в составе заявки на проведение закупки и включенных в описание объекта закупки и (или) извещение о закупке, законодательству Российской Федерации, а также техническим нормам и правилам.

Таким образом, Порядок разграничивает как функции заказчиков и уполномоченного органа, так и их ответственность. Из положений Порядка следует, что уполномоченный орган – ОКУ «Центр закупок Курской области» несет ответственность непосредственно за соблюдение процедуры проведения закупок, тогда как заказчик – ОКУ «Центр материального обеспечения» несет ответственность за полноту, обоснованность и соответствие описания объекта закупки (технического задания, спецификации и т.д.) и сведений, представленных в составе заявки на проведение закупки и включенных в описание объекта закупки и (или) извещение о закупке, в том числе за обоснованное формирование лотов.

При таких обстоятельствах, действия заказчика - ОКУ «Центр материального обеспечения» по установлению требования о приобретении жилого помещения (квартиры) новой, не бывшей в употреблении (первичное жилье) необоснованно привели к созданию неравных условий конкуренции между участниками.

Признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОКУ «Центр закупок Курской области» в ходе рассмотрения дела не установлено.

 

Таким образом, в действиях заказчика ОКУ «Центр материального обеспечения» по установлению требования о приобретении жилого помещения (квартиры) новой, не бывшей в употреблении (первичное жилье) при проведении электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №07442000002230049379, содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 04.09.2017 г.№ ИА/60890/17, от 26.02.2018 г.№ ВК/12509/18 запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

При таких обстоятельствах, действия заказчика – ОКУ «Центр материального обеспечения» при установлении требования к характеристикам товара «жилое помещение (квартира) новая, не бывшая в употреблении (первичное жилье)» при проведении электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №07442000002230049379 привели (могли привести) к ограничению возможности участия в электронном аукционе поставщиков требуемого товара, исключили возможность участия в торгах, лиц не являющихся застройщиками, но имеющих возможность предоставить товар соответствующий всем установленным техническим характеристикам и требованиям заказчика, что образует нарушение ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Курским УФАС России письмом от 08.12.2023г. (исх. №ОБ/4204/23) в адрес ОКУ «Центр материального обеспечения», ОКУ «Центр закупок Курской области, ИП <...>направлены копия заключения об обстоятельствах дела №046/01/17-537/2023 и копия определения об отложении рассмотрения дела № 046/01/17-537/2023.

Согласно отчета об отслеживании отправления на сайте Почты России письмо Курского УФАС России от от 08.12.2023г. (исх. №ОБ/4204/23) получено ответчиком - ОКУ «Центр материального обеспечения» 12.12.2023, а также получено лицами, участвующими в деле до даты рассмотрения настоящего дела.

В силу ч.4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с ч.5 ст.48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Копия заключения об обстоятельствах дела №046/01/17-537/2023 была направлена Курским УФАС России в адрес лиц, участвующих в деле, в установленный ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» срок, очередное рассмотрение дела было назначено в соответствии с требованиями ч.4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции». ОКУ «Центр материального обеспечения», ОКУ «Центр закупок Курской области, ИП <...> в адрес Курского УФАС России замечаний и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

На основании ч.1 ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (Подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электроном аукционе была подана 1 заявка, признанная не соответствующей требованиям извещений об осуществлении закупок, на основании п.1, п.4 ч.1 ст.52 ФЗ «О контрактной системе», электронные аукционы №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №07442000002230049379 признаны несостоявшимися.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в материалах дела №046/01/17-537/2023 достаточных доказательств, указывающих на наличие нарушения ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ОКУ «Центр материального обеспечения», в соответствии со ст.17, ст.20, ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-3 ст.41, ст.49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОКУ «Центр материального обеспечения» (305022, Курская область, г Курск, ул Агрегатная 1-Я, д. 22, ИНН 4632047868, ОГРН 1044637038500) нарушившим ч.1 ст.17 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронных аукционов №0744200000223004931, №0744200000223004933, №0744200000223004935, №0744200000223004936, №07442000002230049379, путем установления требования к характеристикам приобретаемого товара - «жилое помещение (квартира) новая, не бывшая в употреблении (первичное жилье)», что привело (могло привести) к ограничению конкуренции и исключению возможности участия в торгах, лиц не являющихся застройщиками, но имеющих возможность предоставить товар соответствующий всем установленным характеристикам и требованиям заказчика.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

Исп.Колесников А.О.

тел.8 (4712)70-08-14

 

 

2023-4649

 

 

Связанные организации

ОКУ "Центр материальног обеспечения"
ИНН 4632047868, ОГРН 1044637038500
ИП Нижникова Елена Сергеевна
ИНН 331781403151, ОГРН 323774600280236
ОКУ "Центр закупок Курской области"
ИНН 4629026949, ОГРН 1024600965982