Решение №ЮК/2714/23 Решение по делу №046/10/18.1-394/2023 от 7 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу №046/10/18.1-394/2023
Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2023 года. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов (далее – Комиссия): |
<…> |
председатель Комиссии |
<…> |
член Комиссии |
|
<…> |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель <…> |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
Индивидуальный предприниматель <…> |
|
Организатор аукциона |
<…> |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей организатора аукциона |
<…> |
|
Оператор электронной торговой площадки |
<…> |
|
Форма торгов |
Электронный аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене предмета |
|
Предмет торгов |
Право на заключение договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – «магазины» площадью 2 630 кв.м., кадастровый номер 46:29:102217:812, местоположение: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, пр-т Надежды Плевицкой. |
|
Информация о торгах размещена |
07.06.2023 на сайте https://torgi.gov.ru торги №21000016220000000066 лот №1 |
|
Реквизиты решения о проведении торгов |
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 07.06.2023 №449 |
|
Протоколы торгов |
- протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе №2100001622000000006600101 от 11.07.2023; - протокол о результатах аукциона №2100001622000000006600102 от 14.07.2023. |
|
Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ) |
718 117 руб. 00 коп. |
|
Дата начала подачи заявок |
08.06.2023 |
|
Дата окончания подачи заявок |
10.07.2023 |
|
Дата проведения торгов |
13.07.2023 |
|
Доводы жалобы |
По мнению заявителя, действия организатора аукциона по отказу в допуске к участию в торгах являются незаконными, заявка участника ИП <…> была необоснованно отклонена.
|
|
Доводы организатора аукциона |
С доводами, изложенными в жалобе <…> организатор аукциона - <…> не согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 25.07.2023 (исх.№8846/0701-14): ИП <…> не допущен к участию в торгах в соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, в связи с представлением документов, не соответствующих требованиям, установленным в аукционной документации торгов, а именно: неуказание банковских реквизитов счета для возврата задатка. |
Комиссией Курского УФАС России рассмотрение дела №046/10/18.1-394/2023 по жалобе ИП <…> было назначено на 27.07.2023. Определением об отложении рассмотрения дела №046/10/18.1-394/2023 срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела назначено на 02.08.2023. Заседание 02.08.2023 после отложения дела проведено очно.
Рассмотрев доводы жалобы заявителя, возражения организатора аукциона, сведения и документы, представленные в материалы дела, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ одним из оснований возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды, в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 6 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в пп 2 - 4 п. 1, п. 1.1 ст. 39.12 ЗК РФ. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Таким образом, действующим законодательством установлена императивная норма, предусматривающая указание банковских реквизитов счета для возврата задатка в заявке на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пп. 7 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Пунктом 2.1 извещения о проведении аукциона установлено, что для участия в аукционе претенденты подают заявку путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с приложением электронных образов следующих документов:
- копии всех листов документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц);
- надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- документы, подтверждающие внесение задатка. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Заявка на участие в Аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Подача заявки осуществляется только посредством интерфейса электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru (торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав») из личного кабинета претендента.
Таким образом, подача заявок на участие в электронном аукционе №21000016220000000066 осуществляется посредством заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с использованием интерфейса электронной площадки.
При этом, указанные в извещении документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе, п. 6 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России установлено, что электронная форма заявки на участие в электронном аукционе, размещенная на электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ», включает, в том числе, графу «Реквизиты банковского счета».
Согласно протокола № 2100001622000000006600101 о признании претендентов участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 11.07.2023 ИП <…> отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре по следующему основанию: «Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ). Не предоставлена заявка на участие в аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка».
В соответствии п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Аналогичные положения установлены в п. 4.2. извещения о проведении аукциона.
Как подтверждается материалами дела, Заявителем в составе заявки на участие в электронном аукционе не указаны банковские реквизиты счета для возврата задатка. Таким образом, ИП <…> заявка по установленной извещением форме, необходимая для участия в аукционе, как документ, не представлена, что является основанием для отказа в допуске к участию в торгах, что предпринимателем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, ИП <…> не соблюдены требования, установленные п. 6 ст. 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2.1. извещения о проведении аукциона.
Следовательно, действия организатора торгов (комиссии) в части принятия решения в отношении заявителя об отказе в допуске к участию в аукционе соответствуют пп. 1 п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих отсутствие возможности подачи заявки на участие в электронном аукционе №21000016220000000066 посредством заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с использованием интерфейса электронной площадки, в том числе, графы «Реквизиты банковского счета», заявителем не представлены.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявки на участие в электронном аукционе №21000016220000000066 на право заключения договора аренды земельного с кадастровым номером 46:29:102217:812 подали 6 претендентов, 5 из которых были допущены к участию в аукционе, т.е. корректно заполнили электронную форму заявки, размещенную в открытой части электронной площадки, с использованием интерфейса электронной площадки, в том числе, графы «Реквизиты банковского счета», аукцион признан состоявшимся, участники конкурировали между собой за право заключения договора аренды земельного участка, начальный ежегодный размер арендной платы за земельный участок, установленный в извещении, в размере 718 117 руб. 00 коп. был увеличен более чем в 20 раз, составив 14 785 696 руб. 00 коп.
Дополнительно, Комиссия Курского УФАС России считает необходимым пояснить следующее.
Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не исполнившего требования к содержанию заявки, установленные организатором торгов, положениями Земельного кодекса Российской Федерации, что создает угрозу отмены состоявшейся конкурентной процедуры электронных торгов.
Жалоб на положения извещения о проведении аукциона, предусмотренных ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», в адрес Курского УФАС России, в том числе от <…>, не поступало.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП <…> необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>