Решение б/н Решение от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                  • Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/10/18.1-222/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2022 года.                                                                                                 г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...";

Члены комиссии:

"...";

 

рассмотрев дело № 046/10/18.1-222/2022 в присутствии представителя ОАО «Курская фармация»

"..." по доверенности, в присутствии директора ООО «Аудиторская фирма ГНК» "..." (посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/7893626863),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

ООО «Аудиторская фирма ГНК»

ИНН 7602018230, ОГРН 1027600513225

Организатор закупки, заказчик

ОАО «Курская фармация»

ИНН 4632033463, ОГРН 1034637028634

Оператор электронной торговой площадки

ООО «РТС–тендер»

Ответчики

ОАО «Курская фармация»

Способ закупки

Открытый конкурс в электронной форме

Предмет закупки

Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОАО «Курская фармация»

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Курская фармация», версия № 10 от 02.09.2021 г.

Информация о закупке размещена

закупка № 0444000000322000001

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

153 333 (сто пятьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки

Допущены к участию в закупке

1. ООО АКФ «Демидов и Аксенцев»

2. ООО «Аудит Анлимитед»

3. ООО «Аудит-Стандарт»

4. ООО «Аудиторская фирма ГНК»

Отказано в допуске к участию в закупке

ООО «ТОП ФИНАНС»

Протоколы

1. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке № 0444000000322000001 от 04.05.2022 г.

2. Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке № 0444000000322000001 от 06.05.2022 г.

3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0444000000322000001 от 06.05.2022 г.

Дата публикации извещения

15.04.2022 г.

Дата и время окончания срока подачи заявок

04.05.2022 г. 09:00

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок

05.05.2022 г.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта

06.05.2022 г.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок

10.05.2022 г.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

11.05.2022 г.

Доводы жалобы

1. У Заказчика отсутствует (не указан) в извещении Идентификационный код закупки (ИКЗ).

2. Извещение об осуществлении закупки № 0444000000322000001 сформировано с нарушением положений ФЗ «О контрактной системе», а именно, Заказчик не проводил процедуру подачи итоговых ценовых предложений (переторжку), предусмотренную ФЗ «О контрактной системе», при этом установил, что конкурс проводится в соответствии с ч.19 ст.48 ФЗ «О контрактной системе».

3. Комиссией по осуществлению закупок необоснованно присвоено ООО «Аудиторская фирма ГНК» 0 баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

 

В ходе рассмотрения дела доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Заключен 18.05.2022 г.

Уведомление о рассмотрении дела

Отправлено 19.05.2022 г.

 

С доводами, изложенными в жалобе, ОАО «Курская фармация» не согласилось, в своих возражениях указало следующее.

 ОАО «Курская фармация» не обязано в силу действующего законодательства выполнять требования п. 2 ч. 1 ст. 42 ФЗ «О контрактной системе» - указывать идентификационный код закупки (ИКЗ) в извещении, т.к. ИКЗ не формируется на сайте закупок по данному типу закупки, а именно - Открытый конкурс в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ), вкладка на которой формируется ИКЗ при создании извещения отсутствует.

ОАО «Курская фармация» в извещении об осуществлении закупки № 0444000000322000001 не устанавливало требование, что процедура проводится в соответствии с ч. 19 ст. 48 ФЗ «О контрактной системе». В извещении содержались положения о проведении процедуры подачи предложений о цене контракта (переторжка).

По критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» ООО «Аудиторская фирма ГНК» было присвоено 0 баллов, так как в первой части заявки не было предоставлено каких-либо сведений или данных по которым можно было бы присвоить баллы, документов прикреплено не было, не было электронных сведений (которые можно отобразить цифрами) на электронной площадке, в связи с чем по первой части заявки было присвоено 0 баллов.

 

Согласно информации, представленной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в сети Интернет https://zakupki.gov.ru, заказчик - ОАО «Курская Фармация» включено в Реестр заказчиков в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках») как хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 1 ФЗ «О закупках» настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

 

При таких обстоятельствах, ОАО «Курская Фармация» при осуществлении закупки услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности руководствуется нормами ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О контрактной системе», закупка проводится в порядке, установленном ст. 48 ФЗ «О контрактной системе».

В силу п. 4 Письма Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 г. «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках» и указанных в ч. 4 с. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом об аудиторской деятельности).

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»).

 

По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

1. Согласно ч. 7 ст. 15 ФЗ «О контрактной системе», в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения ст. 14, ст. 23, ст. 28 - 30, ст. 34, ст. 35 настоящего Федерального закона не применяются.

Наличие Идентификационного кода закупки при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено ст. 23 ФЗ «О контрактной системе».

ОАО «Курская Фармация» не является Заказчиком в понятии ФЗ «О контрактной системе», а только руководствуется нормами ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О контрактной системе», проводит закупки услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном ст. 48 ФЗ «О контрактной системе».

Следовательно, положения ст. 14, ст. 23, ст. 28 - 30, ст. 34, ст. 35 ФЗ «О контрактной системе» при проведении ОАО «Курская Фармация» закупки услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном ст. 48 ФЗ «О контрактной системе», не применяются.

При таких обстоятельствах, у ОАО «Курская Фармация» отсутствовала правовая обязанность по указанию Идентификационного кода закупки.

 

ФЗ «О контрактной системе» устанавливает различное содержание терминов «закупка» и «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)». Термин «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», установленный п. 2 ст. 3 ФЗ «О контрактной системе», включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, - то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном ФЗ «О контрактной системе» по результатам проведения открытого конкурса, в отношении таких юридических лиц положения ФЗ «О контрактной системе» применяются исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения ФЗ «О контрактной системе» в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Аналогичная позиция отражена в п. 2 Письма Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 г. «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках» и указанных в ч. 4 с. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа подается в письменной форме, может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

Таким образом, действующее законодательство РФ не содержит положений, регламентирующих подачу жалобы в антимонопольный орган на действия заказчиков в соответствии с ФЗ «О закупках» при проведении закупки услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном ст. 48 ФЗ «О контрактной системе», посредством личного кабинета в системе ЕИС.

При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО «Аудиторская фирма «ГНК» не нашел своего подтверждения в материалах дела.

 

2. В своей жалобе ООО «Аудиторская фирма «ГНК» указало, что «Заказчик не проводит процедуру подачи итоговых ценовых предложений (переторжку) и указал, что конкурс проводится «в соответствии с ч.19 ст.48 Закона №44-ФЗ».

При этом, Комиссией Курского УФАС России установлено, что заказчиком - ОАО «Курская Фармация» в Извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки № 0444000000322000001 установлена дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 06.05.2022 г., положений, устанавливающих проведение конкурса в соответствии с ч.19 ст.48 ФЗ «О контрактной системе», Извещении не содержит.

В то же время, согласно п. 3 ч. 2. ст. 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронные документы с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно содержанию ст. 42 ФЗ «О контрактной системе», в зависимости от предмета торгов и требований организатора торгов, заявка на участие в конкурсе может состоять из 2 или из 3 частей. При этом процедура подачи итоговых ценовых предложений (переторжка) проводится только в случае, если заявка на участие в закупке подается в 3-х частях. Как пояснил представитель заказчика, в конкурсе предполагалась подача заявок, состоящих из 3-х частей.

Согласно ч. 2 ст. 48 ФЗ «О контрактной системе», заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» п. 1, подпунктом «в» п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.

Как установлено Комиссией Курского УФАС России, заказчиком - ОАО «Курская Фармация» в составе извещения размещен электронный документ - «Требования к содержанию, составу заявки на участие, в закупке и инструкция по ее заполнению».

При этом, данный электронный документ не содержит инструкции по заполнению заявки, из содержания данного документа не представляется возможным определить количество частей заявки на участие в конкурсе, установить обязанность предоставления документов в той или иной части заявки.

Как пояснил представитель заказчика, состав заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению определены в электронном документе – «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

В то же время, Комиссией Курского УФАС России установлено, что из содержания данного электронного документа также невозможно однозначно установить требования к составу заявки на участие в закупке.

Более того, указание состава заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению в виде электронного документа – «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» прямо противоречит п. 3, п. 4 ч. 2. ст. 42 ФЗ «О контрактной системе».

Как подтверждается материалами дела, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению в извещении об осуществлении закупки № 0444000000322000001 не определены так, как это предусмотрено ч. 2 ст. 48 ФЗ «О контрактной системе», Извещение о проведении конкурса не содержит сведений, предусмотренных п. 3 ч. 2. ст. 42 ФЗ «О контрактной системе», что вводит в заблуждение потенциального участника закупки, относительно предоставления документов, количества частей заявки.

Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ «О контрактной системе», информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

При таких обстоятельствах, довод ООО «Аудиторская фирма «ГНК» о несоответствии извещения об осуществлении закупки № 0444000000322000001 нормам ФЗ «О контрактной системе» является обоснованным.

 

3. Выявленные в действиях заказчика нарушения повлекли за собой введение в заблуждение заявителя, как участника закупки, относительно предоставления документов по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Так, материалами дела подтверждается, что заявитель -  ООО «Аудиторская фирма «ГНК» в отсутствии прямых указаний в извещении об осуществлении закупки на содержание и состав частей заявки прикрепил необходимые для оценки по нестоимостному критерию документы, как оказалось не к той части заявки, в связи с чем, заявка заявителя по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» была оценена конкурсной комиссией в 0 баллов.

Как пояснил представитель заказчика, первая часть заявки заявителя не содержала предложение в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, в связи с чем, по указанной причине конкурсная комиссия по данному критерию присвоила 0 баллов.

Вместе с тем, заявитель -  ООО «Аудиторская фирма «ГНК» в составе второй части своей заявки предоставил все необходимые для оценки по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» документы.

При этом, Комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке № 0444000000322000001 руководствовалась Требованиями к содержанию, составу заявки на участие, в закупке и инструкцией по ее заполнению, а также Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, несоответствующими нормам п. 3, п. 4 ч. 2. ст. 42, ч. 2 ст. 48 ФЗ «О контрактной системе», утвержденными заказчиком - ОАО «Курская Фармация», что, в свою очередь, привело к присвоению ООО «Аудиторская фирма «ГНК» по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» 0 баллов.

При таких обстоятельствах, довод ООО «Аудиторская фирма «ГНК» о необоснованном присвоении 0 баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» является обоснованным.

С учетом изложенного, заказчиком при определении содержания извещения нарушены требования ч. 3 ст. 7, п. 3, п. 4 ч. 2. ст. 42, ч. 2 ст. 48 «О контрактной системе», в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

На основании изложенного, оценив в совокупности имеющееся в материалах дела документы и информацию, руководствуясь ст. 18.1, ч.1 ст.23, ст. 41, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аудиторская фирма «ГНК» частично обоснованной.

2. Признать заказчика - ОАО «Курская Фармация» нарушившим требования ч. 3 ст. 7, п. 3, п. 4 ч. 2. ст. 42, ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. В связи с тем, что договор заключен с победителем закупки, предписание заказчику - ОАО «Курская Фармация» не выдавать.  

4. Передать материалы дела № 046/10/18.1-222/2022 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны