Решение по жалобе №046/06/64-377/2020 Решение по жалобе от 29 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседателю комитета по управлению имуществом Курской области
Главе Тимского района Курской области
Генеральному директору
ООО «УРАЛ КОНТРАКТ»
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №046/06/64-377/2020
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 29 июня 2020 года Изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
||
|
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью «УРАЛ КОНТРАКТ» |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Администрация Тимского района Курской области |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Уполномоченный орган |
Комитет по управлению имуществом Курской области |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного орган |
Отсутствуют (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее – электронный аукцион) |
||
Закупка № |
0144200002420000841 |
||
Объект закупки |
«Выполнение работ по строительству объекта: "Водоснабжение центральной части с. Рождественка Барковского сельсовета Тимского района Курской области»» |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
23 386 990,00 руб. |
||
Дата размещения извещения о закупке |
11.06.2020г. |
||
Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
19.06.2020г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
11, с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12 |
||
Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии) |
- |
||
Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии) |
- |
||
Количество участников закупки, сделавших ценовые предложения при проведении аукциона (при наличии) |
7, с идентификационными номерами 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
5, с идентификационными номерами 3, 5, 6, 10, 11 |
||
Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
На момент рассмотрения настоящего дела контракт не заключен |
||
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии |
- |
||
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=376597&confpass=4006.
Довод (-ы) жалобы:
По мнению заявителя, нарушены требований Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...»), а именно:
1) податель жалобы указывает на нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), поскольку обоснование НМЦК в документации о закупке содержит указание на недействующий ГОСТ Р 52134-2003 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 52134-2003), на основании которого, в том числе, формировалась НМЦК;
2) как следует из текста жалобы заявителя, установленное в аукционной документации требование о соответствии товара недействующему государственному стандарту (ГОСТ Р 52134-2003) не соответствует требованиям норм ФЗ «О контрактной системе...».
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В связи с тем, что в соответствии с требованиями ч.8 ст.99 ФЗ «О контрактной системе…» контроль в отношении обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о формировании заказчиком НМЦК, установленной в документации о закупке, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС России не рассматривается.
2. В силу ч.3 ст.7 ФЗ «О контрактной системе...» информация, предусмотренная ФЗ «О контрактной системе...» и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...», заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, как установлено ч.2 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе…», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе…» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ «О контрактной системе…» и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные выше требования ФЗ «О контрактной системе...» носят императивный характер и должны быть учтены при составлении документации об аукционе и исполнены участниками закупки при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Так, в описании объекта закупки (Приложения №2 к аукционной документации) указано, что: «Работы выполняются в соответствии … проектом сметы контракта … .
Технические характеристики, используемых товаров (материалов) для выполнения работ, должны соответствовать требованиям … проекта сметы контракта … .»
«Качество работ должно соответствовать действующим в РФ требованиям технических регламентов, СНиП, СП, ГОСТ и иной нормативно-технической документации. Материалы, конструкции, изделия, используемые при выполнении работ, должны быть надлежащего качества и соответствовать требованиям технических регламентов, государственных стандартов (ГОСТ) РФ …».
В позиции 11.29 таблицы Приложения №2 «Проект сметы контракта» к аукционной документации указано следующее: «Труба напорная из полиэтилена PE 100 питьевая: ПЭ100 SDR17, размером 140х8,3 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) (п.п.175)».
Комиссией установлено, что ГОСТ Р 52134-2003 на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона утратил силу (утратил силу с 01.01.2015г.). Характеристики товара, изложенные в позиции 11.29 Приложения №2 к аукционной документации соответствуют действующему межгосударственному стандарту - ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия».
Таким образом, второй довод жалобы является обоснованным, описание объекта закупки не соответствует требованиям ч.3 ст.7 ФЗ «О контрактной системе...».
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
Согласно ст.9 ФЗ «О контрактной системе...» контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации на принципе профессионализма.
Как установлено ч.3 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...» документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...» информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ «О контрактной системе...».
Так, в п.4 раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона установлены следующие требования к участникам закупок в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...»: «п. 2.1 приложения № 1. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей».
В вышеуказанном пункте не указано наименование документа, нормативно – правового акта к которому он отсылает участника закупки, что не дает возможности потенциальному участнику закупки полно изучить требования к участнику и надлежаще сформировать свою заявку на участие в электронном аукционе.
В п.4.1 раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона установлено: «Требования в соответствии с п. 2.1 приложения № 1 ПП РФ № 99».
При этом заказчик, осуществляя свою деятельность на профессиональной основе в силу закона, не указал полную информацию об используемом нормативно-правовом акте, а именно: полное наименование нормативно-правового акта, реквизиты нормативно-правового акта (дата, номер, название).
В извещении, аукционной документации Заказчиком не указано, какие формы сокращения используются при размещении извещения, аукционной документации. При этом, использованное сокращение «ПП РФ № 99», не является общепринятым сокращением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона полная информация о том, каким нормативно-правовым актом необходимо руководствоваться участнику закупки при направлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям заказчика, уполномоченного органа, отсутствовала, что могло ввести в заблуждение участников закупки, могло препятствовать надлежащему заполнению аукционных заявок, создавать предпосылки для необоснованной, субъективной оценки заявок членами комиссии.
В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ №99), в котором установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1.
Согласно п.2(1) Приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 при закупке выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей в отношении ее участником устанавливается дополнительное требование о наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
Согласно п.2(3) Приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 при закупке выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей в отношении ее участником устанавливается дополнительное требование о наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
Кроме того, в п.24 «Дополнительные требования к участникам» аукционной документации Заказчик установил: «Установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. …».
При таких обстоятельствах, однозначно определить, к какому пункту Приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 должен соответствовать участник закупки невозможно, учитывая, что содержание п. 2(1) и п. 2(3) Приложения №1 Постановления Правительства РФ №99 аналогичны по своему содержанию, что вводит участника закупки в заблуждение при формировании заявки. В п.24 аукционной документации Заказчик, уполномоченный орган устанавливают перечень документов, подтверждающих соответствие участника аукциона дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99, но также не ссылается на конкретный пункт Постановления Правительства РФ №99, что вводит участника закупки в заблуждение при формировании заявки.
В связи с тем, что заказчиком, уполномоченным органом указаны неполные, размытые, неоднозначные требования по ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», не представляется возможным однозначно определить требования к содержанию аукционных заявок, установленные заказчиком.
Выявленные Комиссией Курского УФАС России нарушения требований ч.3 ст.7, п.3 ч.2 ст.31, ч.3 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...», Постановления Правительства РФ №99 при формировании и утверждении аукционной документации создают предпосылки заказчику, уполномоченному органу, созданной им комиссии манипулировать при определенных обстоятельствах принятием решения о соответствии/не соответствии заявок участников электронного аукциона требованиям аукционной документации.
При этом, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на порядок отбора участников закупки №0144200002420000841, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе Комиссия решила не выдавать.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ КОНТРАКТ» частично обоснованной.
2. Признать заказчика –– Администрацию Тимского района Курской области, уполномоченный орган – Комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования ч.3 ст.7, п.3 ч.2 ст.31, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком –– Администрацией Тимского района Курской области, уполномоченным органом – Комитетом по управлению имуществом Курской области нарушения законодательства РФ о контрактной системе не повлияли на порядок отбора участников закупки предписание об устранении вышеуказанных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела №046/06/64-377/2020 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
5. Передать материалы дела №046/06/64-377/2020 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.