Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного на... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 046/04/14.32-272/2024

об административном правонарушении

15 мая 2024 года                                                                                                                  г. Курск

 

Врио руководителя Курского УФАС России <...>, рассмотрев протокол №046/04/14.32-272/2024 об административном правонарушении от 16.04.2024, составленный в отношении Индивидуального предпринимателя <...>  и материалы дела №046/04/14.32-272/2024, в отсутствии ИП <...> (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии лица), в присутствии главного специалиста-эксперта Курского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/01/16-413/2023 от 17.10.2023 Администрация Полевского сельсовета Курского района Курской области и ИП <...> признаны нарушившими ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», путем заключения и реализации соглашения о закупке для муниципальных нужд работ по устройству ограждения кладбища у единственного поставщика, на общую сумму 999 800 руб. 00 коп., превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, способом искусственного дробления закупки на 4 отдельных идентичных договоров, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции и созданию необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности указанному хозяйствующему субъекту.

Согласно ст.37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ запрещается заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.

Согласно ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, решение Комиссии Курского УФАС России по делу №046/01/16-415/2023 от 01.11.2023  о нарушении антимонопольного законодательства является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения дела №046/01/16-415/2023  установлены следующие факты и обстоятельства:

Таким образом, решение Комиссии Курского УФАС России по делу №046/01/16-413/2023 от 17.10.2023 о нарушении антимонопольного законодательства являлось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения дела №046/01/16-413/2023 установлены следующие факты и обстоятельства:

22 июня 2022 года Администрацией с ИП <...> был заключен договор №1.

Предмет договора: устройство ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая. Срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора.

Цена работ по договору - 271 345 руб. 00 коп.

Согласно локального сметного расчета (устройство ограждения кладбища), являющегося неотъемлемым приложением к договору, предусмотрено выполнение работ: установка забора.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 27.06.2022.

В полном объеме работы оплачены Администрацией 28.06.2022 (платежное поручение № 672299) на сумму 271 345 руб. 00 коп.

23 июня 2022 года Администрацией с ИП <...> был заключен договор №2.

Предмет договора: устройство ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая. Срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора.

Цена работ по договору — 252 339руб. 00 коп.

Согласно локального сметного расчета (устройство ограждения кладбища), являющегося неотъемлемым приложением к договору, предусмотрено выполнение работ: установка забора.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 27.06.2022.

В полном объеме работы оплачены Администрацией 28.06.2022 (платежное поручение №672300) на сумму 252 339 руб. 00 коп.

24 июня 2022 года Администрацией с ИП <...> был заключен договор №3.

Предмет договора: устройство ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая. Срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора.

Цена работ по договору - 233 299руб. 00 коп.

Согласно локального сметного расчета (устройство ограждения кладбища), являющегося неотъемлемым приложением к договору, предусмотрено выполнение работ: установка забора.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 27.06.2022.

В полном объеме работы оплачены Администрацией 28.06.2022 (платежное поручение № 670077) на сумму 233 299 руб. 00 коп.

27 июня 2022 года Администрацией с ИП <...> был заключен договор №4.

Предмет договора: устройство ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д.Полевая. Срок выполнения работ – 90 дней с даты подписания договора.

Цена работ по договору - 242 817руб. 00 коп.

Согласно локального сметного расчета (устройство ограждения кладбища), являющегося неотъемлемым приложением к договору, предусмотрено выполнение работ: установка забора.

Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 27.06.2022.

В полном объеме работы оплачены Администрацией 28.06.2022 (платежное поручение № 670076) на сумму 242 817 руб. 00 коп.

Таким образом, Администрацией с ИП <...> в период с 22 июня по 27 июня 2022 года в календарной последовательности были заключены 4 договора на выполнение работ по устройству ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая.

Общая сумма договоров, заключенных Администрацией с ИП <...> в указанный временной период на выполнение работ по устройству ограждения кладбища составила 999 800 руб. 00 коп.

Акты приемки выполненных работ по данным договорам датированы одним днем – 27.06.2022, работы по указанным договорам на общую сумму 999 800 руб. 00 коп. оплачены Администрацией посредством 4 платежных поручений, датированных одним днем - 28.06.2022.

Решением Собрания депутатов Полевского сельсовета Курского района Курской области от 17 июня 2022г. 90-3-21 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Полевского сельсовета Курского района Курской области от 10.12.2020г. №71-3-17 «О бюджете Полевского сельсовета Курского района Курской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в рамках реализации муниципальной программы «Благоустройство территории Полевского сельсовета Курского района Курской области», основное мероприятие «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения», на работы по устройству ограждения кладбища были предусмотрены денежные средства в размере 1 000 000, 00 рублей, которые уведомлением о лимитах бюджетных обязательств от 17.06.2022 были доведены до Администрации.

Договоры между Администрацией и ИП <...> от 22.06.2022, 23.06.2022, 24.06.2022, 27.06.22 были заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе…»).

Как следует из содержания договоров, договоры заключены на основании п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», на сумму, не превышающую 600 000 руб.

Допустимость закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур установлена ст.93 ФЗ «О контрактной системе...».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...» допускается осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, частью 1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме.

Согласно п.13 ст.22 ФЗ «О контрактной системе…», п. 3.5. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела №046/01/16-413/2023, сумма каждого из договоров, заключенных между Администрацией и ИП <...>, не превышает 600 000 рублей.

Однако:

- предмет заключенных договоров является идентичным, направленным на достижение одной цели – выполнение работ по устройству ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, Полевской сельсовет, д. Полевая;

- лимиты бюджетных обязательств на выполнение данных работ доведены до Администрации одномоментно, заблаговременно, а именно 17.06.2022 в размере 1000000 рублей;

- договоры заключены в календарной последовательности в течение 1 недели;

- акты приемки выполненных работ по данным договорам датированы одним днем – 27.06.2022;

- работы по указанным договорам на общую сумму 999 800 руб. 00 коп. оплачены Администрацией посредством 4 платежных поручений, датированных одним днем - 28.06.2022;

- срок между заключением договоров, приемкой по ним работ и оплатой работ незначительный (разница между заключением первого договора и оплатой по нему составила 6 дней, последний 4-й договор заключен и по нему приняты работы в 1-й день, оплата произведена на следующий день).

Таким образом, договоры №1 от 23 июня 2022 года, №2 от 23 июня 2022 года, №3 от 24 июня 2022 года, №4 от 27 июня 2022 года направлены на удовлетворение единой муниципальной нужды, достижение единой хозяйственной цели – устройство ограждения кладбища. Приобретателем по договорам является одно и то же лицо, имеющее коммерческий интерес, предметом – взаимосвязанные работы. Фактически договоры образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров.

Заключение Администрацией с ИП <...> ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта. Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

Администрация Полевского сельсовета Курского района Курской области является органом местного самоуправления, в соответствии с Распоряжением Администрации Полевского сельсовета Курского района Курской от 29.12.2015 №104 наделена функциями муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. ИП <...> осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем, на основании п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом.  При таких обстоятельствах, к действиям Администрации и ИП <...> применимы требования и запреты, установленные ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные выше факты и обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №046/01/16-413/2023, указывают на наличие согласованности в действиях Администрации Полевского сельсовета Курского района Курской области как организации, наделенной полномочиями муниципального заказчика, и хозяйствующего субъекта ИП <...> по разделению (дроблению) единой закупки на выполнение работ по ограждению кладбища, на 4 отдельных договора, заключенных сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика (торгов), направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) получить право на заключение муниципальных контрактов в ходе конкурентной процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе..».

Заключение муниципального контракта как разновидности гражданско-правового договора является двухсторонней сделкой, совершаемой волей обеих сторон (как заказчика, так и поставщика), согласно ст.420, ст.422 ГК РФ, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О контрактной системе…», возложены на обе стороны договора.

В соответствии с ч.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В этой связи, ИП <...>, выразив свое согласие на совершение действий в обход законодательства о контрактной системе путем заключения 4 договоров на выполнение работ по устройству ограждения кладбища по адресу: Курская область, Курский район, д. Полевая способствовало исключению возможности потенциальных конкурентов (неопределенного круга лиц - потенциальных подрядчиков) претендовать в равной конкурентной борьбе за право заключения муниципальных контрактов.

При таких обстоятельствах, в действиях ИП <...> по заключению рассматриваемых договоров с Администрацией Полевского сельсовета Курского района Курской области, на согласованных сторонами в обход предписанной законом процедуры торгов условиях, имеется нарушение антимонопольного законодательства, квалифицируемое как осуществление антиконкурентного соглашения с данным заказчиком с целью получения преимуществ на рынке (получения права заключить контракты в условиях гарантированного отсутствия иных претендентов по назначенной поставщиком цене).

Решением Комиссии Курского УФАС России от 17.10.2023 по делу №046/01/16-413/2023 действия заказчика – Администрации Полевского сельсовета Курского района Курской области и ИП <...> по заключению 4 отдельных договоров на выполнение работ по устройству ограждения кладбища с ИП <...>, как с единственным поставщиком, в обход процедуры конкурентного определения поставщика, квалифицированы  как заключение и реализация сторонами антиконкурентного соглашения, запрещенного ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе административную.

   Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ запрещается заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.

ИП <...> согласно п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом. Допущенное ИП <...>  нарушение требований ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» способом заключения и реализации антиконкурентного соглашения, запрещенного ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Курская область, Курский район, д.Полевая.

Время совершения правонарушения – с 22.06.2022 по 28.06.2022 (что обусловлено периодом с даты заключения 1-го договора на выполнение работ по ограждению кладбища по дату фактической оплаты заказчиком выполненных работ).

Дата установления факта нарушения Решением Комиссии антимонопольного органа – 17.10.2023.

Доказательствами административного правонарушения являются:

- материалы дела №046/01/16-413/2023

-  решение Комиссии Курского УФАС России по делу №046/01/16-413/2023 от 17.10.2023

- материалы дела №046/04/14.32-272/2023

- протокол об административном правонарушении №046/04/14.32-272/2023 от 16.04.2024.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

ИП <...> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - 16.09.2002 и на дату совершения правонарушения был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Материалами дела установлено, что ИП <...> имел объективную возможность не совершать действий, квалифицированных как нарушение антимонопольного законодательства, однако ИП <...> не были приняты меры по соблюдению требований закона. Доказательств, подтверждающих принятие ИП <...> всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства не представлено. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях ИП <...>

Обстоятельств, исключающих применение мер административной ответственности в соответствии со ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.

В ходе рассмотрения дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Те обстоятельства, что ИП <...> не являлся организатором ограничивающего конкуренцию соглашения, нарушение требований антимонопольного законодательства РФ совершено указанным лицом  впервые, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.

В этой связи, оценив в совокупности характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу №046/04/14.32-272/2024 доказательства, руководствуясь ст.1.5,  ст.2.1, ст.2.4,  ст.3.5, ст.4.2, ч.4 ст.14.32, ст.23.48, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать Индивидуального предпринимателя <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32  Кодекса РФ об административных правонарушениях.  

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь Индивидуального предпринимателя <...> к административной ответственности в виде штрафа в размере  <...>.

 

Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета <...>.

 

Согласно ч. 1.3-3. ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

 

В соответствии со статьей 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии со статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны