Решение по жалобе б/н РЕ Ш Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольной... от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору  МКУ «Центр закупок и развития

социальных инициатив города Курска»

 ___

 

Генеральному директору

МУП «Курскводоканал»

 

_________________________________

 

Генеральному директору

ООО «ПТК-лизинг»

 

                                                                                                                           (заказным)

 

          • РЕ Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-364/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена  11 июля  2023 года.                                   г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено  14 июля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

            "..."  Курского УФАС России;

Члены комиссии:

"..." Курского УФАС России;

"..."  Курского УФАС России;

 рассмотрев дело посредством видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0788712121,  возбужденное по жалобе ООО « ПТК-лизинг» по признакам нарушения заказчиком –  МУП «Курскводоканал», организатором закупки – МКУ «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» (далее – МКУ «ЦЗРСИ») требований   Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»), в присутствии: представителей  ООО «ПТК-лизинг»  (по доверенностям, личность удостоверена),   представителя  МУП «Водоканал»   (по доверенности, личность удостоверена),   в отсутствие представителей  МКУ «ЦЗРСИ» (извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

ООО «ПТК-лизинг»

Заказчик

МУП «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал», Заказчик)

 Организатор закупки (уполномоченное учреждение по определению поставщика)

МКУ «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» (далее – МКУ «ЦЗРСИ»)    

Способ  закупки

Конкурс в электронной форме  

Предмет закупки

Право заключения договора  на оказание  услуги финансовой аренды (лизинга) самосвала с краново-манипуляторной установкой  и сертифицированной диэлектрической люлькой

 

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

 Положение о закупке для МУП «Водоканал», утв. приказом от 19.01.2023г. №01-02/6.

 Постановление Администрации г.Курска от 31.05.2022г. № 314 «Об утверждении порядка взаимодействия муниципального казенного учреждения «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» с Заказчиками».  

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru,  закупка №  32312382487

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

 23 239 352 руб. 03 коп.

Дата начала подачи заявок

15.05.2023г.

Дата окончания подачи заявок

08.06.2023г. в 07 час.00 мин.

Дата рассмотрения  и оценки заявок

08.06.2023г.

Дата подведения итогов

15.06.2023г.

Допущены к участию в конкурсе  

 

ООО  «Альфамобиль»;

ООО «Лизинговая компания «Стоун- ХХI;

ООО «ПТК-лизинг»;

ООО « Директлизинг»;

ООО «Лизинговая компания Простые решения»   

Победитель конкурса

 ООО  «Альфамобиль»

Протоколы

  Протокол подведения итогов  конкурса в электронном форме от 14.06.2023г.   

Доводы жалобы

Заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки конкурсных заявок: цена договора - 50%;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов  - 50%.

При этом, одним из показателей критерия оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» является детализирующий показатель - «показатель финансовой устойчивости» (НЦБ1), который определяется по показателям  бухгалтерского баланса за 2022г. участника закупки.  Лучшим считается показатель с наибольшей положительной величиной разницы чистых активов  и уставного капитала. Количество баллов рассчитывается по формуле:

НЦБ1= КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:

НЦБ1 - балл i участника по критерию,

Кi - показатель участника закупки, заявка которого оценивается;

Кmах – максимальный показатель участников, допущенных ко второму этапу закупки;

КЗ – 100%.

Заявитель указывает, что в данной  формуле не отражены предельные максимальные и минимальные количественные значения данного критерия. Показатель финансовой устойчивости  (НЦБ1) лица, признанного победителем, более чем в 109 раз превысил показатель ООО «ПТК-лизинг», однако показатель финансовой устойчивости  (НЦБ1) ООО «ПТК-лизинг» (155 232 тыс.руб.) был в 6,68 раз выше начальной (максимальной) цены договора (23 239 352 руб.03коп.).

По мнению заявителя, наличие у участника закупки избыточного показателя финансовой устойчивости (НЦБ1) не является преимуществом для заказчика, но ставит в заведомо преимущественное положение участника с избыточным показателем финансовой устойчивости. Такой участник заведомо получает конкурентное преимущество в виде оценочных баллов, и  будет победителем, вне зависимости от того, какая цена и иные условия договора предложены им заказчику. Отсутствие в конкурсной документации предельного значения показателя финансовой устойчивости  (НЦБ1), приводит, по мнению заявителя, к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным показателем финансовой устойчивости, преимущественного положения, которое невозможно  преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае снижения, например цены.   Применение вышеуказанной формулы без применения пороговых значений, заведомо ставит участников конкурса с избыточным показателем финансовой устойчивости (НЦБ1) в преимущественное положение по сравнению иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный показатель финансовой устойчивости (НЦБ1) и способны выполнить услуги надлежащим образом. По мнению заявителя, включение в качестве критерия оценки заявок  показателя финансовой устойчивости (НЦБ1) без указания предельного максимального количественного значения является необоснованным ограничением конкуренции и противоречит ст. 3 ФЗ «О закупках». 

 В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

Возражения заказчика, организатора закупки на доводы жалобы

 С доводами, изложенными в жалобе, заказчик, организатор закупки  не согласны по основаниям, указанным в письменных возражениях (вх. №3344-ЭП/23 от 28.06.2023г.,   вх. №3338-ЭП/23 от 27.06.2023г., вх. №3519-ЭП/23 от 10.07.2023г.)

Заказчик, организатор закупки указывают, что  законодательством РФ при осуществлении закупки путем проведения конкурса Заказчику  предоставлено право на самостоятельное определение конкурсных критериев оценки заявок к участию в закупочной процедуре, направленное на предоставление ему возможности  выбора потенциального Исполнителя,  наиболее полно отвечающего требованиям и потребностям Заказчика.

По мнению Заказчика, установление   в конкурсной документации показателя оценки «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов»  и детализирующего показателя «Показатель финансовой устойчивости (НЦБ1)» направлено на выявление лизинговой компании, которая обладает необходимыми финансовыми средствами для исполнения обязанностей по планируемому к заключению договору и достаточными финансовыми гарантиями. Вышеуказанный показатель направлен на оценку надежности финансового состояния участника в целях исключения рисков Заказчика, связанных с ненадлежащим исполнением либо неисполнением контрагентом договорных обязательств.

В целях недопущения  ограничения конкуренции, в конкурсной документации установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для отклонения заявки участника закупки, в связи с чем установление спорного показателя не препятствует участию в закупке хозяйствующих субъектов. Также Заказчик указывает, что довод заявителя  жалобы о необходимости установления предельных максимальных и минимальных значений критерия оценки заявок «Показатель финансовой устойчивости (НЦБ1)» является несостоятельным в виду того, что ФЗ «О закупках»  таких требований не содержит.  

Таким образом, по мнению заказчика, организатора закупки,  включение в конкурсную документацию  критерия оценки заявок «Показатель финансовой устойчивости (НЦБ1)» не свидетельствует о нарушении требований, установленных ФЗ «О закупках», не привело к ограничению конкуренции и  доступа лизинговых компаний к участию в конкурсе, в связи с чем, жалоба ООО «ПТК-лизинг» является необоснованной  и не подлежащей удовлетворению.

 

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

 

            По результатам рассмотрения жалобы и представленных в материалы дела документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п.1 ч.10 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

МУП «Курскводоканал»  относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется ФЗ «О закупках».

 Порядок взаимодействия Заказчика и организатора указанной закупки установлен  Постановлением Администрации города Курска от 31.05.2022г. №314  «Об утверждении порядка взаимодействия муниципального казенного учреждения «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» с Заказчиками», Приказом  № 282 от 15.03.2023г. «О создании комиссии муниципального казенного учреждения «Центр закупок и развития социальных инициатив города Курска» на проведение конкурентных закупок в соответствии с Федеральным законом от  18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» МУП «Курскводоканал» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке МУП «Курскводоканал», осуществляющего закупки в соответствии с  Федеральным законом от  18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (утв. Приказом №01-05/6 от 19.01.2023г.)   (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках»   Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.п.9, 13, 14 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно ч.6 ст.3 ФЗ «О закупках», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу  ФЗ «О закупках» и Положения о закупках Заказчик самостоятельно, с учетом имеющихся потребностей, разрабатывает требования к подлежащим выполнению по предмету закупки работам и услугам.

         Пункт 22 «Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки» Положения о закупках  МУП «Курскводоканал» устанавливает следующие критерии оценки  заявок:

1) цена договора;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пунктам 22.2-22.4 Положения о закупке,  в документации о закупке Заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена договора. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Порядок оценки, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются в документации о закупке.

   В п.12.4, п.13 Раздела 2 Информационной карты конкурса в электронной форме  для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик установил следующие критерии:

1) цена договора;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.

 Согласно п.13 Раздела 2 Информационной карты конкурса в электронной форме  критерии и  показатели оценки заявок на участие в конкурсе, порядок начисления баллов по критериям, их содержание и значимость указаны в подразделе 2.1 «Критерии и  показатели оценки заявок на участие в конкурсе» Раздела 2 Информационной карты конкурса.

В пунктах 1 и 2 подраздела 2.1 Раздела 2  Информационной карты для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик установил  

1. Критерии оценки:

1) цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги (КО 1) – 50% (значимость критерия);

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБ) (КО 2) -50% (значимость критерия);

Для расчета критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов» установлен  показатель оценки:

- «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» (значимость показателя -100%)   и детализирующий показатель «Показатель финансовой устойчивости (НЦБ1)» (значимость показателя -100%), который определяется по показателям  бухгалтерского баланса за  2022 год  участника закупки.

 В сравнение принимается разница между чистыми активами и уставным капиталом участника закупки (Соотношение чистых активов с уставным капиталом. Уставный капитал = стр. 1310. Чистые активы = стр. 1600 – (стр. 1400 + стр. 1500 – стр. 1530).

 Лучшим считается показатель с наибольшей положительной величиной разницы чистых активов и уставного капитала.

Количество баллов рассчитывается по формуле:

НЦБ1= КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:

НЦБ1 - балл i участника по критерию,

Кi - показатель участника закупки, заявка которого оценивается;

Кmах – максимальный показатель участников, допущенных ко второму этапу закупки;

КЗ – 100%

Дробное значение показателей НЦБ1 округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Заявкам, содержащим наилучший показатель финансовой устойчивости (НЦБ1), присваивается 50 баллов.

В отношении данного показателя присваивается 0 баллов в случае, отсутствия в заявке подтверждающих документов, необходимых для оценки заявки по данному показателю, установленных в Разделе 2 Информационной карты конкурса в  подразделе 2.1 «Критерии и  показатели оценки заявок на участие в конкурсе»  в таблице «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных  критериями оценки заявок на участие в закупке».

Таким образом, нарушения порядка определения критериев  оценки и сопоставления заявок, установленного требованиями ФЗ «О закупках» и Положения  о закупке Заказчика   не установлены.

 Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

   Согласно ч. 6 ст. 3 ФЗ «О закупках» заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия  Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами ФЗ «О закупках», направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

 Согласно п.13 ч.10 ст.4  ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критерия  «Показатель финансовой устойчивости» не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

 В настоящем случае, установленный Заказчиком оспариваемый критерий в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.  

 Согласно протоколу подведения итогов конкурса в электронной форме от 14.06.2023г. на участие в данной закупке  было подано 5 (пять) заявок, в том числе заявка Заявителя жалобы ООО «ПТК-Лизинг» (заявка №165395) при этом все поступившие заявки соответствовали требованиям Конкурсной документации и были допущены к участию в процедуре  конкурса. Заявке Заявителя было присвоено 50,46 баллов – третье место.

Жалоб на положение конкурсной документации от других участников данной закупки  в Курское УФАС России не поступало.

 На основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу, что установленный  в конкурсной документации критерий оценки заявок «Показатель финансовой устойчивости (НЦБ1)»,  не может рассматриваться как ограничение  участников закупки, не противоречит требованиям  п.2 ч.1 ст. 3 ФЗ «О закупках» и Положению о закупках Заказчика.

 При этом Комиссия принимает во внимание, что Заявитель  принял участие в  конкурсе, за разъяснениями положений документации к организатору торгов  не обращался.

 Действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих  прав оспариваемым критерием оценки заявок,  Комиссии не представлено.

            При таких обстоятельствах, довод  жалобы ООО «ПТК-лизинг» не нашел своего подтверждения материалами дела и является необоснованным.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 22, 23, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                           РЕШИЛА:

1. Признать жалобу   ООО  «ПТК-лизинг»  необоснованной.

            2. Дело № 046/07/3-364/2023 производством прекратить.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                        "..."

 

Члены Комиссии                                                                                                   "..."

                                                                                                                      "..."     

Связанные организации

Связанные организации не указаны