Предупреждение №771 предупреждение №02-03/2021 от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-03/2021

об устранении причин и условий,

способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства

В результате рассмотрения Курским УФАС России материалов контрольного мероприятия контрольно-счетной палаты города Курска «Проверка учета имущества, приобретенного (полученного) при материально-техническом обеспечении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №61» в части заключения заказчиком - комитетом образования города Курска муниципальных контрактов без конкурентных процедур, обладающих признаками дробления закупки, приостановленного до принятия окончательного судебного акта по делу №А35-11261/2019, с учетом Постановления Арбитражного суда Центрального округа по делу №А35-11261/2019, Курским УФАС России установлено следующее.

Согласно сведениям и документам, представленным контрольно-счетной палатой города Курска, а также Комитетом образования города Курска по запросу Курского УФАС России, в 2018г. муниципальным заказчиком - Комитетом образования города Курска (далее – Комитет) для нужд МБОУ «СОШ №61», были осуществлены закупки товаров, работ, услуг, способом заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком, по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (на сумму, не превышающую 100 000 рублей, в ред., действовавшей на даты закупок).

В частности:

- 27.11.2018г. Комитетом с ООО «Э.." заключены 3 муниципальных контракта (№182, №183, №184) на поставку медицинского оборудования для укомплектования медицинского блока, на общую сумму 237 000 рублей;

- 30.11.2018г. Комитетом с ООО «И..» заключены 2 муниципальных контракта (№188, №189) на поставку многофункционального устройства, на общую сумму 180 800 рублей;

- 05.12.2018г. Комитетом с ООО «Л..» заключены 2 муниципальных контракта (№194, №195) на поставку конструктора «Лего» на общую сумму 199 600 рублей;

- 20.12.2018г. Комитетом с ИП К... заключены 7 муниципальных контрактов (№199, №200, №201, №202, №203, №204, №205) на поставку спорттоваров на общую сумму 618 200 рублей.

Сведения об указанных закупках на сайте единого агрегатора торговли РФ, электронного ресурса «электронный магазин» по осуществлению закупок малого объема муниципального образования г.Курск, Комитетом образования города Курска не размещались.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следуя ч.5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п. 13 ст. 22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого из вышеперечисленных муниципальных контрактов, заключенных Комитетом образования города Курска, действительно не превышала 100 000 рублей, однако предметы заключенных муниципальных контрактов являлись идентичными и (или) направленными на достижение одной цели, муниципальные контракты заключены одномоментно (в одну дату), общая сумма заключенных контрактов превышала предельный размер, установленный п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…».

Такое заключение ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением закупки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта. Данные контракты заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

Таким образом, действия заказчика – Комитета образования города Курска по заключению договоров с хозяйствующими субъектами без проведения торгов, как с единственным поставщиком, привели к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

В результате заключения договоров с хозяйствующими субъектами как с единственными поставщиками, последние получили доступ к поставке товаров по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственных поставщиков и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Действия Комитета образования города Курска создали преимущественное положение конкретным хозяйствующим субъектам и привели к ограничению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок потенциальным участникам торгов на поставку товаров, которые должны были быть проведены, при надлежащем соблюдении Комитетом образования города Курска требований ФЗ «О контрактной системе…», ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В период с 2018г. по настоящее время требования ФЗ «О контрактной системе…» ФЗ «О защите конкуренции» в отношении порядка осуществления закупок государственными, муниципальными заказчиками существенно не изменены. Изменена лишь предельная допустимая сумма контракта, заключаемого с единственным поставщиком, установленная п.4 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» - в настоящее время составляет 600 000 рублей.

Также, с 01.07.2018г. заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч.1 ст.93 с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса с использованием которого заказчики вправе с 1 июля 2018г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе…» (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Вышеперечисленные муниципальные контракты в настоящее время исполнены.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Комитет образования города Курска о необходимости в срок до 30 апреля 2021 года, устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем принятия мер по обеспечению неукоснительного соблюдения конкурентных процедур предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, антимонопольным законодательством, исключающих необоснованные закупки у единственного поставщика при заключении муниципальных контрактов (договоров) на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Комитета образования города Курска и муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Курска (издание актов организационно-распорядительного характера, осуществление закупок с начальной ценой до 600 000 рублей с использованием единого агрегатора торговли, повышение квалификации сотрудников, иных действий, направленных на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности).

О выполнении предупреждения Комитету образования города Курска необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

Примечание: В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена ст.14.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае повторного совершения правонарушения, дисквалификации на срок до трех лет.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны