Заключение №ЮК/1625/24 Заключение об обстоятельствах дела от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№046/01/16-50/2024

«11» апреля 2024г. г.Курск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – руководитель Курского УФАС России;

Члены комиссии:

<...>– начальник отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России;

<...>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев материалы дела №046/01/16-50/2024 по признакам нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны МБОУ «Лицей №21», ООО ЧОП «Кодекс», в присутствии представителя МБОУ «Лицей №21» (по доверенности) –<...>, в отсутствии представителей ООО ЧОП «Кодекс», Контрольно-счетной палаты г.Курска надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, в том числе о возможности участия посредством видеоконференцсвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России 11.12.2023 от Контрольно-счетной палаты г.Курска поступили материалы контрольного мероприятия «Аудит эффективности бюджетных расходов, выделенных в 2022 году на обеспечение охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений и их территорий» на объекте: МБОУ «Лицей №21».

Согласно представленным сведениям и документам:

МБОУ «Лицей №21» (далее - Заказчик) в 2022 заключались следующие договоры на оказание услуг по охране объекта Заказчика (услуги физической охраны) по адресу: г. Курск, ул. Заводская, д. 81; г. Курск, ул. Малышева, д. 8а:

1. С ООО «ЧОП Олимп» 10.01.2022 на сумму 123 252,24 рублей

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»

Срок действия договора: 10.01.2022 по 31.01.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Заводская, д. 81; г. Курск, ул. Малышева, д. 8а.

2. С ООО «ЧОП Олимп» 01.02.2022 на сумму 19 460,88 рублей

Договор заключен на основании п.4 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»

Срок действия договора: с 01.02.2022 по 03.02.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Заводская, д. 81; г. Курск, ул. Малышева, д. 8а.

3. С ООО «ЧОП Олимп» 04.02.2022 на сумму 564 365, 52 руб.

Договор заключен по результатам проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме (совместные торги) №3463001955122000004

Срок действия договора: с 04.02.2022 по 31.05.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

4. С ООО «ЧОП Олимп» 01.06.2022 на сумму 38 921,76 рублей

Договор заключен на основании п.4 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.06.2022 по 27.06.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Малышева, д. 8а.

5. С ООО ЧОП «Кодекс» 01.09.2022 на сумму 317 485,7 рублей,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.09.2022 по 20.12.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Заводская, д. 81.

6. С ООО ЧОП «Кодекс» 01.09.2022 на сумму 317 485,7 рублей

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.09.2022 по 20.12.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Малышева, д. 8а.

7. С ООО ЧОП «Кодекс» 21.12.2022 на сумму 14 268,96 рублей

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 21.12.2022 по 24.12.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Заводская, д. 81.

8. С ООО ЧОП «Кодекс» 21.12.2022 на сумму 14 268,96 рублей

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 21.12.2022 по 24.12.2022.

Предмет договора: охрана объектов Заказчика (выставление поста охраны).

Адрес: г. Курск, ул. Малышева, д. 8а.

Таким образом в 2022 году на оказание охранных услуг МБОУ «Лицей №21» заключило 8 контрактов (договоров) на общую сумму 1 409 509,72 руб., при этом 1 контракт заключен по результатам проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме, и 7 отдельных договоров на основании п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ «О контрактной системе...»).

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022 году с ООО «ЧОП Олимп» без проведения торгов составила 181 634,88 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022 году с ООО ЧОП «Кодекс» составила 663 509,32 рублей.

Согласно информации, представленной контрольно-счетной палатой Курской области, оплата охранных услуг производилась МБОУ «Лицей №21» по бюджетной классификации 903 0701 03007С1472 611 903.11.0001 226 226.50.00.

 Уведомлением Комитета образования Курской области от 18.11.2021 №2128 по данному коду бюджетной классификации до МБОУ «Лицей №21» доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 725 000,00 рублей.

Далее были дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств в размере:

- 38 921,76 руб. ̶ 20.05.2022

- 865 960,32 руб. ̶ 11.07.2022

Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены на суммы:

- 127 180,24 руб. ̶ 25.11.2022

- 9 907,80 руб. ̶ 23.12.2022

С учетом изменения лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 903 0702 03007С1472 611 903.11.0002 226 226.50.00, оплаты договоров на оказание услуг охраны, а также иных работ, услуг, оплаченных по данному коду бюджетной классификации, на даты заключения договоров на оказание услуг охраны без торгов, МБОУ «Лицей №21» располагал лимитами бюджетных обязательств в следующих размерах:

- 10.01.2022 ̶ 725 000,00 руб.

- 01.02.2022 ̶ 715 681,48 руб.

- 01.06.2022 ̶ 159 450,60 руб.

- 01.09.2022 ̶ 818 652,04 руб.

- 21.12.2022 ̶ 121 286,16 руб.

Согласно содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого допускается осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать шестьсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…» установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…» установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом статья 8 ФЗ «О контрактной системе…», содержит выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе...» конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме.

Пунктом 5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данного Федерального закона и при этом не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Наличие в ФЗ «О контрактной системе...» правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 600 000 рублей) для муниципальных образовательных организаций у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. определением ВС РФ от 22.05.2019г. №305-ЭС19-6610).

Согласно п.13 ст.22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В соответствии с правоприменительной и судебной практикой факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Как следует из материалов дела, сумма каждого из договоров, заключенных МБОУ «Лицей №21» с ООО «ЧОП «Кодекс» действительно не превышает 600 000 рублей.

Однако, материалами дела также подтверждено:

- 01.09.2022 МБОУ «Лицей №21» с ООО «ЧОП «Кодекс» заключены 2 договора на оказание идентичных услуг на общую сумму 634 977,9 рублей, превышающий размер, допустимый в соответствии с п.5 ч.1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»;

- предмет договоров был разделен по признаку местонахождения предмета охраны, хотя ранее охрана данных объектов осуществлялась в рамках единого договора;

- аналогичным образом МБОУ «Лицей №21» с ООО «ЧОП «Кодекс» были заключены 2 договора от 21.12.2022 на общую сумму 28537,92 рублей;

- на дату заключения 2 договоров 01.09.2022 на общую сумму 634 977,9 рублей с ООО «ЧОП «Кодекс» у МБОУ «Лицей №21» имелись бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2022 году в сумме, превышающей 600 000 рублей.

Предоставленные по вышеуказанным договорам услуги являются идентичными, приобретались заказчиком для организации охраны одного учреждения, в связи с чем деление данных закупок на несколько договоров не имеет иного обоснования кроме достижения цели заключения договора с конкретным поставщиком без проведения конкурентной закупки при формальной видимости соблюдения требований закона.

Заключение ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением сделки, для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств.

Согласно ч.5.1 ст.45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Пунктом 1.3 Порядка установлено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 Порядка, в виде краткого обзора.

Согласно п. 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы: определение временного интервала исследования; продуктовых и географических границ товарного рынка.

Временным интервалом исследования является период с 01.01.2022 по 31.12.2022, что обусловлено субъектным составом дела, обстоятельствами и временем предполагаемого нарушения, периодом рассмотрения дела. Продуктовые границы рынка определены как услуги охраны, географические границы – Курская область. В указанных географических границах рассматриваемого товарного рынка имеется сформировавшийся конкурентный рынок услуг охраны.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта.

Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством. Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»). Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

В соответствии с п.18 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

МБОУ «Лицей №21», являясь муниципальным бюджетным образовательным учреждением, создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (ч.1 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно п. 1.1 Устава МБОУ «Лицей №21», утвержденного приказом Комитета образования г.Курска №1289 от 23.12.2015, МБОУ «Лицей №21» создано путем учреждения для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Курск» в сфере образования.

Как установлено ст.ст.41,42 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

Согласно письменных пояснений и документов, представленных МБОУ «Лицей №21», учреждение осуществляет функции муниципального заказчика при организации на основании п.1.4, 1.7, 1.12, 2.3, 2.4 Устава. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической и иной деятельности. На основании изложенного, Учреждение при осуществлении деятельности по организации услуг охраны выступает в качестве муниципального заказчика.

ООО «ЧОП «Кодекс» осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем на основании п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом.

При таких обстоятельствах, к действиям Ответчиков применимы требования и запреты, установленные ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела от МБОУ «Лицей №21» поступило заявление о заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении в соответствии со статьей 44.1 ФЗ «О защите конкуренции», которому в соответствии с журналом учета заявлений присвоен №1 (далее - Заявление).

Согласно Заявлению в 2022 году МБОУ «Лицей № 21» были заключены договоры с ООО ЧОП «Кодекс» на оказание услуг по охране объекта (выставление поста охраны) по адресам: ул. Заводская,81 и ул. Малышева,8а. Заключение договоров с ООО ЧОП «Кодекс» без проведения конкурентных процедур привело к нарушению ст. 16 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, согласно письменных пояснений МБОУ «Лицей № 21» от 04.04.2024 (исх. №272), в соответствии с п. 4,5 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…» прямые договора можно заключать до 600 000 рублей. Поэтому были заключены 2 договора на сумму 317 485,7 руб. каждый. В период с 10.01.2022 года по 27.06.2022 года охрана объектов осуществлялась в рамках единого договора, т.к. сумма договоров была до 600 000 рублей.

Указанные выше обстоятельства подтверждают, что, располагая информацией о необходимости проведения торгов, а также о наличии на территории г.Курска нескольких потенциальных поставщиков необходимой услуги, Учреждение заключило с одним из поставщиков – ООО «ЧОП «Кодекс» 4 отдельных договора на оказание идентичных услуг по цене до 600 000 рублей каждый, имея намерение уклониться от соблюдения установленного законом о контрактной системе общего порядка определения поставщика путем проведения конкурентной процедуры -торгов.

ООО «ЧОП «Кодекс» письменных пояснений о правовой позиции по вменяемым фактам нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» не представлено.

В то же время, согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО «ЧОП «Кодекс» осуществляет предпринимательскую деятельность с 30.07.2009. Согласно сведений ЕИС, Организация была поставщиком в 53 государственных контрактах на оказание услуг охраны. Соответственно, ООО «ЧОП «Кодекс» является профессиональным участником рынка услуг охраны и обладает информацией о порядке размещения государственных и муниципальных заказов, установленном ФЗ «О контрактной системе...» путем проведения конкурентных процедур.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, являющееся профессиональным участником соответствующего рынка, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов.

Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Принимая на себя обязательства по последующей реализации договоров, заключенных 01.09.2022, Общество обладало информацией о том, что общая сумма договоров на услуги охраны, заключенные без торгов с одним Заказчиком превысит предельный размер, разрешенный законодательством. Действуя с разумной степенью осмотрительности, при принятии решения о возможности заключения договоров 01.09.2022 без торгов Общество должно было осознавать риски наступления неблагоприятных последствий, соотносить свои действия с вытекающими из них результатами.

Действуя разумно, соблюдая требования действующего законодательства, данное лицо имело возможность не заключать антиконкурентное соглашение.

Учитывая, что заключение муниципального контракта как разновидности гражданско-правового договора является двухсторонней сделкой, совершаемой волей обеих сторон (как заказчика, так и поставщика), в действиях ООО «ЧОП «Кодекс» по заключению рассматриваемых договоров с МБОУ «Лицей №21», на согласованных сторонами в обход предписанной законом процедуры торгов условиях, имеется нарушение антимонопольного законодательства, квалифицируемое как осуществление антиконкурентного соглашения с данным заказчиком с целью получения преимуществ на рынке (получения права заключить контракты в условиях гарантированного отсутствия иных претендентов по назначенной поставщиком цене).

Выразив свое согласие на совершение действий в обход законодательства о контрактной системе путем заключения 4 договоров на оказание в данном образовательном учреждении услуг охраны ООО «ЧОП «Кодекс» способствовала исключению возможности потенциальных конкурентов (неопределенного круга лиц - потенциальных поставщиков услуг) претендовать в равной конкурентной борьбе за право заключения муниципальных контрактов.

Указанные выше факты и обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №046/01/16-50/2024, указывают на наличие согласованности в действиях МБОУ «Лицей №21» как организации, осуществляющей функции органа местного самоуправления и наделенной полномочиями муниципального заказчика, и хозяйствующего субъекта ООО «ЧОП «Кодекс» по разделению (дроблению) единых закупок на оказание в данном образовательном учреждении услуг охраны на 4 отдельных договора, заключенных сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика (торгов), направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) получить право на заключение муниципальных контрактов в ходе конкурентной процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе..».

При формальном соответствии закону (п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...») договоров (контрактов), заключенных между муниципальным образовательным учреждением и поставщиком на сумму до 600 000 рублей каждый, в совокупности действия по заключению указанных договоров представляют собой искусственное дробление единых с целью ухода от процедуры торгов. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 600 000 руб. каждая в целях избежания конкурентных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов (Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 07.11.2022 №Ф04-5465/2022 по делу А45-15729/2021).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011г. №8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку только при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные претенденты на получение товаров, работ, услуг, имущества, доступа к товарному рынку или права ведения деятельности на нем.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно (решение Верховного Суда РФ от 19.10.2021 № АКПИ21-699).

Наличие в ФЗ «О контрактной системе...» правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 600 000 рублей) для муниципальных образовательных организаций у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу №А7831/2017).

При таких обстоятельствах, действия Заказчика МБОУ «Лицей №21» и ООО «ЧОП «Кодекс» по заключению 4 отдельных договоров на оказание в данном учреждении в 2022году по охране объекта Заказчика (выставление поста охраны) в обход процедуры конкурентного определения поставщика, квалифицируются как заключение и реализация сторонами антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны