Решение б/н Решение и предписание от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу № 02-08-153-2018

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2019 года.                                             

Решение в полном объеме изготовлено  16 апреля 2019  года.                                           г. Курск                                         

 

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

 

рассмотрев дело №02-08-153-2018 по признакам нарушения ст.17.1, ст.ст.19-20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны администрации города Щигры Курской области, в присутствии представителя администрации г. Щигры Курской области (по доверенности) Ч., представителя ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (по доверенности) К, заявителя гр-на Е.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.11.2018 г. в Курское УФАС России поступило обращение гражданина Енютина С.А. с жалобой на действия администрации города Щигры Курской области (далее также Администрация) по передаче муниципального имущества в аренду ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее ООО «ЩУК ЖКХ») без проведения торгов, противоречащие, по мнению заявителя, требованиям ФЗ «О защите конкуренции».

В результате рассмотрения данного заявления и представленных в Курское УФАС России документов, Курским УФАС России были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации города Щигры Курской области, в связи с чем возбуждено производство по делу №02-08-153-2018.

На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе документов, представленных в рамках рассмотрения настоящего дела участвующими в деле лицами, Курским УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» передача муниципального имущества в аренду допускается исключительно по результатам торгов за исключением случаев, прямо указанных в законе.

 Передача муниципального имущества хозяйствующим субъектам без торгов в силу положений п.20 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальной преференцией. Порядок и цели предоставления муниципальных преференций установлены ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции»

Статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что муниципальные преференции, в том числе в форме передачи муниципального имущества, могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления в целях, предусмотренных данной нормой закона. При этом, обязательным условием правомерности предоставления муниципальных преференций, согласно ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», является получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Как следует из документов, представленных Администрацией г.Щигры Курской области (письмо исх. №01-12/2890/к от 27.11.2018 г.), 13.05.2009 года между Администрацией  г. Щигры Курской области и ООО «ЩУК ЖКХ» был заключен договор аренды №15 муниципального имущества сроком до 11.05.2010 года. Указанный договор был заключен по итогам аукциона на право заключения договора аренды имущественного комплекса. Последующее перезаключение администрацией МО «город Щигры» договоров аренды с Обществом  осуществлялось без проведения торгов как с добросовестным арендатором на основании статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции действующей на момент заключения договора). Муниципальная преференция в виде передачи прав на соответствующее муниципальное имущество без проведения торгов Курским УФАС России согласована не была. 

13.05.2009 г. между Администрацией  г. Щигры Курской области и ООО «ЩУК ЖКХ» был заключен договор аренды муниципального имущества №15 (47 единиц муниципального имущества (из них 13 транспортных средств, 10 зданий, 1 наружный водопровод, 23 единицы движимого имущества) и 59 единиц производственного инвентаря). Дополнительным соглашением №1 в договор аренды №15 от 13.05.2019г. внесены  изменения в части возможности продления договора аренды на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни от одной из сторон не потупит заявления о прекращении договора. Договор в первоначальной редакции возможности продления не предусматривал.

01.01.2013г. между Администрацией  г. Щигры Курской области и ООО «ЩУК ЖКХ» был заключен новый договор аренды соответствующего муниципального имущества.

08.10.2014 г. между указанными лицами  был заключен договор аренды муниципального имущества (17 единиц муниципального имущества) сроком с 30.12.2013 по 28.12.2014г.

01.12.2014 г. договор аренды муниципального имущества между Администрацией  г. Щигры Курской области и ООО «ЩУК ЖКХ» (11 объектов недвижимого и 6 объектов движимого имущества, которые Общество арендовало ранее) сроком с 28.12.14 по 26.12.2015г.

28.12.2015 года между Администрацией  г. Щигры Курской области и ООО «ЩУК ЖКХ» был заключен договор аренды муниципального имущества сроком  на 11 месяцев 28 дней (11 объектов недвижимого и 6 объектов движимого имущества). При этом, п.6.2 договора предусмотрено, что если до истечения срока действия настоящего Договора ни одна из сторон не заявит в письменном виде о его расторжении, то он считается заключенным вновь на тех же условиях.

Ни одна из сторон письменно о расторжении договора аренды не заявила, таким образом, договор аренды от 28.12.2015 г. является действующим, что не отрицается администрацией г.Щигры Курской области.

Распоряжением главы администрации г. Щигры №93-р от 26.03.2009 г. было объявлено о проведении  06.05.2009 г. аукциона на право заключения договоров аренды имущественных комплексов (по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов г. Щигры и для обеспечения населения и предприятий г. Щигры водоснабжением и водоотведением) и нежилых помещений.

В соответствии с п. 2 указанного распоряжения установлена начальная цена права аренды имущественных комплексов (по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов г. Щигры и для обеспечения населения и предприятий г. Щигры водоснабжением и водоотведением), сумма задатка от начальной цены, шаг аукциона (Приложение №1,2,3). При этом, поименованные в распоряжении №93-р приложения в материалы дела представлены не были. Кроме того, представленное в материалы дела распоряжение главы администрации г. Щигры №93-р от 26.03.2009 г. не содержит перечня имущества, подлежащего передаче в аренду по итогам аукциона, что не позволяет установить идентичность имущества, право аренды которого являлось предметом торгов, и имущества, переданного ООО «ЩУК ЖКХ» по рассматриваемым договорам.

В соответствии с Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности МО «город Щигры» Курской области, утвержденным постановлением Главы г. Щигры №196 от 15.08.2008 г., извещение о проведении торгов публикуется в СМИ не менее чем за 30 дней до их проведения. В извещении о проведении аукциона в числе прочего должны быть указаны предмет и объект торгов, краткая характеристика объекта торгов.

В газете «Районный вестник» №28 (10704) от 03.04.2009 г. опубликовано извещение о проведении 06.05.2019 г. аукциона на право заключения договоров аренды имущественных комплексов (по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов г. Щигры и для обеспечения населения и предприятий г. Щигры водоснабжением и водоотведением) и нежилых помещений.  Указанное извещение содержит 3 приложения с перечнем имущества.

Приложение №1- перечень имущества, находящегося в муниципальной казне МО «город Щигры», участвующего в аукционе  на право заключения договоров аренды имущественных комплексов по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов г. Щигры. Указанное приложение включает в себя 3 категории имущества: «оборудование» с балансовой стоимостью 191669,95, «транспорт» (балансовая стоимость – 1899167,86), «промышленная база» (балансовая стоимость -1277551,23), общая балансовая стоимость имущества составляет 3368389,04. При этом, размещенное в газете извещение не содержит подробного перечня имущества, относящегося к какой-либо из вышеперечисленных категорий, в том числе перечней и количества оборудования и транспортных средств, площади, места нахождения, иных характеристик промышленной базы.

Приложение №2 - перечень имущества, находящегося в муниципальной казне МО «город Щигры», участвующего в аукционе  на право заключения договоров аренды для обеспечения населения и предприятий г. Щигры водоснабжением и водоотведением, включает в себя объекты водоснабжения и водоотведения, оборудование, транспорт и промышленную базу.

Приложение №3 - перечень нежилых помещений, выставленных на аукцион на право заключения договоров аренды, включающее в себя  4 объекта недвижимости с указанием их адресов, площади и назначения при использовании.

При этом, ни распоряжение главы администрации г. Щигры №93-р, ни извещение о проведение аукциона, опубликованное в газете «Районный вестник» не содержит информации о наличии или отсутствии лотов при проведении аукциона, а также конкретного перечня имущества, предполагаемого к передаче в аренду по итогам торгов.

Протоколом №3 заседания комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды имущественного комплекса (обеспечивающего управление, содержание и ремонт многоквартирных домов г. Щигры) от 05.05.2009 г аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в торгах была подана только 1 заявка, в связи с чем Комиссией принято решение о заключении договора с единственным участником ООО «ЩУК ЖКХ».

В то же время, содержание извещения о проведении торгов не позволяет однозначно определить имущество, подлежащее  передаче в аренду победителю или единственному участнику  аукциона. Кроме того, в соответствии с договором  аренды №15 муниципального имущества от 13.05.2009 года  балансовая стоимость имущества, переданного в пользование ООО «ЩУК ЖКХ» составила  3313393,01, что не идентично  балансовой стоимости имущества, выставленного на торги. Администрация г. Щигры разницу в балансовой стоимости муниципального имущества, подлежащего к передаче в аренду по итогам аукциона в 2009 году в соответствии с Приложением №1 к извещению и муниципального имущества, переданного в аренду ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» по договору аренды №15 от 13.05.2009 г. не обосновала.

При таких обстоятельствах Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о не подтверждении ответчиком факта заключения первоначального договора аренды муниципального имущества с ООО «ЩУК ЖКХ» по итогам аукциона в соответствии с требованиями ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Довод ответчика о последующем продлении договоров аренды на новый срок с ООО «ЩУК ЖКХ» как с добросовестным арендатором в соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» не соответствует фактическим обстоятельствам, а также опровергается действиями сторон.

В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ), в редакции действовавшей на момент заключения договора в 2015 г.,  по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Таким образом, на момент заключения первоначального договора аренды №15 13.05.2009 г. ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» не предусматривала возможность перезаключения  договора, заключенного по итогам торгов, на новый срок с добросовестным арендатором.

Кроме того, обязательная в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» оценка рыночной стоимости имущества, передаваемого в аренду ООО «ЩУК ЖКХ»,  собственником  - администрацией г. Щигры не проводилась, что подтверждается письменными пояснениями ответчика (письмо исх. №01-12/426/к от 01.03.2019 г.). Правовое основание, освобождающее администрацию от проведения такой оценки, ответчиком в материалы дела представлено не было.

Кроме того, ч. 9 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» определен минимальный срок аренды, на который может быть перезаключен договор  (3 года) и который может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. Как следует из письменных пояснений администрации (письмо исх. №01-12/426/к от 01.03.2019 г.) информация о заявлениях ООО «ЩУК ЖКХ» об уменьшении срока аренды при перезаключении договора у администрации города Щигры Курской области отсутствует.

При таких обстоятельствах, действия администрация города Щигры Курской области и  ООО «ЩУК ЖКХ» при заключении рассматриваемых договоров аренды муниципального имущества, в том числе договора аренды от 28.12.2015 г., действующего до настоящего времени, не соответствуют порядку, установленному ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Муниципальная преференция ООО «ЩУК ЖКХ» в виде передачи прав на указанное муниципальное имущество без проведения торгов Курским УФАС России не согласовывалась.

Документированного подтверждения проведения торгов на право заключения указанных договоров аренды администрацией г. Щигры Курской области не представлено. Таким образом, установленный законом порядок передачи прав на муниципальное имущество администрацией г. Щигры Курской области  не соблюден.

При таких обстоятельствах, действия администрации г. Щигры Курской области по передаче прав на муниципальное имущество (11 объектов недвижимого имущества (в том числе 10 зданий, 1 наружный водопровод) и 6 объектов движимого имущества) квалифицируются как нарушение ст.17.1, ст.ст.19-20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявителем представлено письменное мнение (вх. №1618  от 09.04.2019 г.), в котором  числе прочего гр-н Енютин С.А. выражает несогласие со способом выбора ООО «ЩУК ЖКХ» в качестве управляющей компании многоквартирными домами г. Щигры Курской области. В то же время, контроль за соблюдением требований жилищного законодательства при выборе способа управления и управляющей организации не относится к компетенции антимонопольного органа. Государственный жилищный надзор в указанной сфере на территории Курской области в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденным  постановлением Губернатора Курской области от 25 октября 2016 года №286-пг, осуществляет  Государственная жилищная инспекция Курской области. В этой связи доводы гр-на Енютина С.А. в указанной части не принимаются Комиссией Курского УФАС России к рассмотрению как не относящиеся к сфере полномочий антимонопольного органа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.17, ч.1 ст.23, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию города Щигры Курской области (Курская область, город Щигры, улица Большевиков, 22) нарушившей ст.17.1, ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции» путем передачи в пользование ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального имущества МО «город Щигры» Курской области ((11 объектов недвижимого имущества (в том числе 10 зданий, 1 наружный водопровод) и 6 объектов движимого имущества)) по договору аренды муниципального имущества от 28.12.2015г. без проведения торгов, а также без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом.

2. Выдать Администрации муниципального образования «город Щигры» Курской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату имущества, переданного в аренду ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» по договору аренды муниципального имущества от 28.12.2015г.

3. Передать материалы дела №02-08-153-2018 в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства при установлении состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

                   о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства

 

Предписание объявлено 11 апреля 2019 года.                                           

Предписание изготовлено 16 апреля 2019 года.                                                                  г. Курск

 

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

на основании своего решения от 16.04.2019 г. по делу №02-08-153-2018 о нарушении администрацией  города Щигры Курской области ст.17.1, ст.ст.19-20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального образования «город Щигры» Курской области в срок до 31.07.2019 г. устранить нарушение антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату имущества (11 объектов недвижимого имущества (в том числе 10 зданий, 1 наружный водопровод) и 6 объектов движимого имущества), переданного в аренду ООО «Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» по договору аренды муниципального имущества от 28.12.2015 г., заключенного в нарушение ст.17.1, ст.ст.19-20 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Документы, свидетельствующие об исполнении настоящего предписания, представить в Курское УФАС России в трехдневный срок с даты его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны