Решение по жалобе б/н Решение по делу №046/07/3-46/2022 от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-46/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2022 года.                                  

Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2022 года.                                                  г.Курск

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:    

муниципальным унитарным предприятием «Курскводоканал» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Комплекс гидрогеологических исследований на участке водозабора Рышковский МУП «Курскводоканал» с целью оценки (переоценки) запасов подземных вод, разработки проекта эксплуатации месторождения подземных вод и продления условий пользования недрами» (закупка №32211068279), в присутствии представителя ООО «Аквапрофит» (по доверенности) Аллагулиевой А.А. посредством видео-конференц-связи в программе «TrueConf» по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/2289778439, в отсутствие представителей МУП «Курскводоканал» уполномоченного органа, на начало рассмотрения жалобы по существу отводов не поступило, представителями МУП «Курскводоканал», Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска на рассмотрении дела №046/07/3-47/2022 заявлено устное ходатайство о рассмотрении дел: №046/07/3-44/2022, №046/07/3-45/2022, №046/07/3-46/2022 в отсутствие представителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

ООО «Аквапрофит»

Заказчик

МУП «Курскводоканал»»

Организатор закупки

Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска

Способ закупки

Конкурс в электронной форме

Предмет закупки

Выполнение работ по объекту: «Комплекс гидрогеологических исследований на участке водозабора Рышковский МУП «Курскводоканал» с целью оценки (переоценки) запасов подземных вод, разработки проекта эксплуатации месторождения подземных вод и продления условий пользования недрами»

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупке МУП «Курскводоканал», утв. приказом директора МУП «Курскводоканал» №01-02/104 от 31 мая 2021 года (далее Положение о закупках)

Информация о закупке размещена

В единой информационной системе (далее ЕИС) zakupki.gov.ru №32211068279

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

27 806 497 рублей 00 копеек в том числе НДС 20% (указывается, если участник закупки является плательщиком НДС)

Дата начала подачи заявок

С 26.01.2022 г. до 11.02.2022 г. 07:00 Время (МСК)

Дата окончания подачи заявок

11.02.2022 г. 07:00 Время (МСК)

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

15.02.2022 г. 16:00 Время (МСК)

Подано заявок

 

1) ООО «Дарси»

2) ООО «Альянспрофэко»

 

На рассмотрении дела представитель ООО «Аквапрофит» указала на следующие доводы жалобы:

1) В нарушение Порядка предоставления приоритета в рамках Закона о закупках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. №925, а также п.15.1 Положения МУП «Курскводоканал» в Информационной карте конкурсной документации не установлен приоритет товаров российского происхождения.

2) Условия оценки в рамках показателя о наличии трудового стажа специалистов «гидрогеологов не менее 5 лет, обладающих опытом проведения поисковых и (или) разведочных работ на подземные воды», являются неправомерными и ограничивают количество участников конкурса.

3) В документации Заказчиком установлены избыточные условия по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг.

4) Для оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг заказчик неправомерно установил для подтверждения соответствия участника наличие трудовых книжек (со всеми страницами для подтверждения необходимого стажа работы по специальности).

5) Неправомерно установлено требование о предоставлении копии исполненных договоров сопоставимого характера не ранее 01.01.2019 г.

6) Неправомерно установлено условия для оценки по критерию «Опыт участника», а именно: максимальным признается предложение участника закупки, в заявке которого представлены сведения о наибольшем количестве успешно (без нарушений условий контрактов (договоров) по вине участника выполненных работ сопоставимого характера.

7) Заказчик неправомерно установил требования к договорам, подтверждающим соответствие участника, заключенных исключительно только в рамках ФЗ «О контрактной системе…» №44 –ФЗ от 05.04.2013, ФЗ «О закупках…» №223-ФЗ от 18.07.2011г.

8) Неправомерно установлено требование при оценке заявок по показателю «Опыт участника по выполнению по выполнению работ сопоставимого характера» о наличии положительных протоколов государственной и (или) территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых в полном объеме со всеми приложениями и дополнениями.

9) Заказчиком в содержании предмета оценки заявок по критерию «Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера» дано работ сопоставимого характера, а именно: «поисковые и (или) разведочные», в то время как предметом закупки по конкурсной документации являются «Комплекс гидрогеологических исследований с целью оценки (переоценки) запасов

 

Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

- в письменном пояснении, представленном Заказчиком в материалы дела представитель заказчика возражал против доводов жалобы, указал, что конкурсная документация соответствует требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223 (далее - ФЗ «О закупках»).

- согласно письменных пояснений уполномоченный орган возражает против доводов жалобы.

 

В ходе рассмотрения дела №046/07/3-46/2022, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был продлен срок принятия решения по рассмотрению дела №046/07/3-46/2022 до 01.03.2022 г. и отложено в связи с необходимостью выяснения всех обстоятельств, у МУП «Курскводоканал» было запрошено правовое обоснование установления в конкурсной документации п.2.1 Порядка оценки заявок - требования о наличии у участника закупки договоров (работ) сопоставимого характера (поисковые и (или) разведочные работы на подземные воды с величиной оцениваемых запасов не менее 500 м3/сут.), исполненных не ранее 01.01.2019 г., а также  обоснование требования о наличии специалистов с высшим образованием по направлению геология, стажем работы в качестве гидрогеологов не менее 5 лет, обладающих опытом проведения поисковых и (или) разведочных работ на подземные воды, с предоставлением документов, подтверждающих соответствие участника конкурса критериям оценки (в том числе копии титульных листов  и листов состава исполнителей отчетов о результатах поисковых и (или) разведочных работ на подземные воды). После отложения рассмотрения дела №046/07/3-46/2022 28 февраля 2022 года в 17 часов 30 минут Комиссия присутствует в том же составе, в дело представлены дополнительные материалы.

 

В соответствии с ч.1 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223 (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» МУП «Курскводоканал» в закупочной деятельности руководствуется Положением.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

По результатам рассмотрении жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, ознакомившись с конкурсной документацией Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

1. Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики, в том числе должны руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 5 статьи 3 ФЗ «О закупках» участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с разделом 22 Положения о закупке заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели), в том числе, квалификацию участника, «опыт», «квалификация трудовых ресурсов» и определить форму расчета количества баллов или шкалу оценки.

При этом, не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Как установлено Комиссией Курского УФАС России на дату рассмотрения жалобы для участия в конкурсе в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Комплекс гидрогеологических исследований на участке водозабора Рышковский МУП «Курскводоканал» с целью оценки (переоценки) запасов подземных вод, разработки проекта эксплуатации месторождения подземных вод и продления условий пользования недрами» (закупка №32211068279) подано две заявки: ООО «Дарси», ООО «Альянспрофэко».

На заседание Комиссии, а также в составе настоящей жалобы заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 изложенных в жалобе и доказательств создания Заказчиком неправомерных неустранимых препятствий при установлении в конкурсной документации требований к участникам.

Оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом представленных в дело документов и сведений заявителем, заказчиком, письменных пояснений представителей сторон, доводы заявителя №2-9 не нашли своего подтверждения, в связи с чем, доводы жалобы признаны необоснованными.

 

2. Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона «О закупках» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона «О закупках» предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 (далее - Постановление №925).

Согласно пункту 1 Постановления №925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так в соответствии с пунктом 3 Постановления №925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Согласно разъяснений порядка применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в письме ФАС России №ИА/102692/19 от 22.11.2019 г. механизм предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен Постановлением №925. Применение заказчиками норм Постановления №925 является обязательным при проведении заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Пунктом 15.1. Положения о закупках определено следующее: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок Заказчик устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет)».

Согласно Извещения о проведении конкурса в электронной форме, п.30 Информационной карты конкурсной документации на выполнение работ по объекту: «Комплекс гидрогеологических исследований на участке водозабора Рышковский МУП «Курскводоканал» с целью оценки (переоценки) запасов подземных вод, разработки проекта эксплуатации месторождения подземных вод и продления условий пользования недрами» (закупка №32211068279) приоритет товаров, работ, услуг, определенный Постановлением Правительства РФ №925, Положением о закупках не установлен.

Таким образом, действия Заказчика не установившего в конкурсной документации приоритет товаров, работ, услуг, в соответствии с Постановлением №925, п.15.1 Положения нарушают требования пункта 1 части 8 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о Закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации приоритет товаров, работ, услуг, в соответствии с Постановлением №925, п.15.1 Положения нарушают требования пункта 1 части 8 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках. Довод жалобы №1 является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, ст.18.1, ст.ст.22-23, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аквапрофит» обоснованной в части довода о том, что Заказчиком в Информационной карте конкурсной документации не установлен приоритет товаров российского происхождения.

2. Признать Заказчика – МУП «Курскводоканал» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Комплекс гидрогеологических исследований на участке водозабора Рышковский МУП «Курскводоканал» с целью оценки (переоценки) запасов подземных вод, разработки проекта эксплуатации месторождения подземных вод и продления условий пользования недрами» (закупка №32211068279) нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В целях устранения нарушения выдать Заказчику – МУП «Курскводоканал» обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.

4. Материалы дела №046/07/3-46/2022 передать уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении уполномоченного лица Заказчика – МУП «Курскводоканал», утвердившего документацию закупки №32211068279 к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях.

           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны