Предупреждение №03-05/03-2019 Предупреждение № 03-05/03-2019 от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/03-2019

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях ООО «БИС - ЛОМБАРД» (ИНН 4633037598, ОГРН 1154633000840, Курская обл., г. Железногорск, ул. Ленина, д. 88) признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение и некорректного сравнения. 

 

ООО «БИС - ЛОМБАРД» осуществляет свою предпринимательскую деятельность в г. Курске и Курской обл. в помещениях по адресам: г. Курск, ул. Ленина, д. 66; г. Курск, ул. Сумская, д. 38; г. Курск, ул. Радищева, д. 110, ТЦ «Корона», г. Железногорск, ул. Ленина, д. 88.

 

При выезде сотрудников Курского УФАС России 15.04.2019 г. для фиксации распространения информации по адресу ООО «БИС - ЛОМБАРД» г. Курск, ул. Ленина, д. 66, обнаружено следующее.

 

По адресу г. Курск, ул. Ленина, дом 66 со стороны проезжей части, над входом в помещение ломбарда размещено электронное табло с текстом: «ЛОМБАРД», «КРЕДИТ», «СКУПКА», «ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ». Слева от входа в помещение ломбарда расположена вывеска с текстом: «ЛОМБАРД», «СКУПКА», «ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ». В помещении ломбарда слева от окна приемщика находится информационный стенд с текстом: «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТОМ», «КРЕДИТ».

 

15.04.2019 г. специалистами Курского УФАС России проведен осмотр и копирование сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: «http://lombard-bis.ru».

 

При переходе по ссылке «http://lombard-bis.ru» открывается главная страница сайта с заголовком «БИС - ЛОМБАРД». Ниже на слайде размещены разделы сайта: главная, цены, контакты. Ниже на главной странице представлены услуги ломбарда: «КРЕДИТЫ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, СКУПКА ЗОЛОТА И ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУРСКЕ И ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ ПО ЛУЧШЕЙ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЕ, ПОКУПАЕМ СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО, ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ: 8 (903) 874-92-36, Возможность выгодно продать изделия из золота и серебра, Продление пользования кредитом, Частичное и поэтапное погашение кредита».

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

 

Согласно п.1 ч.4 ст.6 ФЗ «Об информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

 

Согласно п.6 ст.3 ФЗ «Об информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.

 

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации» информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

 

Сведения об услугах, оказываемых ООО «БИС - ЛОМБАРД», размещенные по адресу г. Курск, ул. Ленина, д. 66, и на сайте «http://lombard-bis.ru» в сети Интернет, в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации» являются общедоступной, свободно распространяемой информацией.  

 

Указанная информация вводит в заблуждение потребителей (потенциальных потребителей) и содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

-    потребитель - юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.

 

В силу ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

Согласно ч.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

 

Таким образом, ГК РФ предусматривает возможность выдачи кредитов исключительно кредитными организациями.

 

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ
«О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

 

Следовательно, ломбард не является кредитной организацией.

 

Согласно ч.1.1 ст.2 указанного закона ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

 

В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

 

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

 

Таким образом, ГК РФ предусматривает возможность выдачи кредитов только кредитными организациями, а ФЗ «О ломбардах» не предусматривает права ломбарда выдавать кредиты, осуществлять скупку (выкуп) золотых и серебряных изделий, осуществлять услуги по оценке бриллиантов.

 

Распространение ООО «БИС - ЛОМБАРД» информации об оказании услуг по скупке (выкупу) золотых и серебряных изделий, выдаче кредитов, осуществлению услуг по оценке бриллиантов, создает у потенциальных потребителей впечатление, что данная деятельность может осуществляться ломбардом, что данные услуги они могут получить легально, что указанная деятельность ООО «БИС - ЛОМБАРД» не противоречит законодательству, следовательно, вводит их в заблуждение.

 

В силу ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

 

Распространяемая информация:

«СКУПКА ЗОЛОТА И ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУРСКЕ И ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ ПО ЛУЧШЕЙ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЕ»

 

создаёт впечатление о превосходстве ООО «БИС - ЛОМБАРД» и его услуг, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение; в данном сравнении отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик, результаты сравнения не могут быть объективно проверены, сравнение с конкурентами, их услугами основано на несопоставимых фактах.  

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

 

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

ООО «БИС - ЛОМБАРД» является коммерческой организацией – хозяйственным обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6 «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «БИС - ЛОМБАРД» является хозяйствующим субъектом.

 

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, кроме ООО «БИС - ЛОМБАРД» зарегистрированы и осуществляют деятельность 31 ломбард, в том числе 24 в г. Курске. Указанные ломбарды являются конкурентами ООО «БИС - ЛОМБАРД» и состязаются между собой и с ООО «БИС - ЛОМБАРД» за привлечение потребителей услуг ломбардов - заемщиков с целью получения прибыли (процентов по займу) на рынке услуг ломбардов (краткосрочных займов под залог движимого имущества, код ОКВЭД 64.92.6) г. Курска.

 

Введение в заблуждение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам путем распространения недостоверной информации об оказываемых услугах и привлечение большего числа потребителей, заемщиков, создает у потребителей впечатление, что они заключают договор с кредитной организацией, к деятельности которой законодательством предъявляются повышенные специальные требования, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты таких клиентов привлечь не могут. Некорректное сравнение формирует у потребителя (потенциального потребителя) ложное убеждение о том, что ему будут предоставлены лучшие условия предоставления займа, залога его имущества, направленно на получение преимуществ при осуществлении деятельности по предоставлению займов перед конкурентами, которые при распространении информации о своей деятельности действуют добросовестно.

 

Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

 

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам-ломбардам.

 

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

 

Таким образом, такое введение ООО «БИС - ЛОМБАРД» потребителей в заблуждение и некорректное сравнение с конкурентами может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

 

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что распространение ООО «БИС - ЛОМБАРД» в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «http://lombard-bis.ru» и по адресу г. Курск, ул. Ленина, д. 66 информации, адресованной неопределенному кругу лиц: «КРЕДИТ», «СКУПКА», «ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ», «КРЕДИТЫ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, СКУПКА ЗОЛОТА И ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУРСКЕ И ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ ПО ЛУЧШЕЙ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЕ, ПОКУПАЕМ СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО, ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ: 8 (903) 874-92-36, Возможность выгодно продать изделия из золота и серебра, Продление пользования кредитом, Частичное и поэтапное погашение кредита», при отсутствии у ломбардов права заниматься скупкой золотых и серебряных изделий, выдавать кредиты, предоставлять услуги по оценке бриллиантов, вводит потребителей (потенциальных потребителей) - заемщиков в заблуждение относительно условий приобретения финансовой услуги, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «БИС - ЛОМБАРД», противоречит ч. 3 ст. 2 ФЗ «О ломбардах», ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации», требованиям справедливости, добропорядочности и разумности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (ломбардам) в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях ООО «БИС - ЛОМБАРД» все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст.14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

                                       

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

ООО «БИС - ЛОМБАРД» (ИНН 4633037598, ОГРН 1154633000840, Курская обл., г. Железногорск, ул. Ленина, д. 88) о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, недобросовестной конкуренции в форме некорректного сравнения) путем прекращения распространения на сайте «http://lombard-bis.ru» в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, по адресу г. Курск, ул. Ленина, д. 66, а также любым иным способом информации: «КРЕДИТ», «СКУПКА», «ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ», «КРЕДИТЫ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, СКУПКА ЗОЛОТА И ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУРСКЕ И ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ ПО ЛУЧШЕЙ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЕ, ПОКУПАЕМ СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО, ОЦЕНКА БРИЛЛИАНТОВ: 8 (903) 874-92-36, Возможность выгодно продать изделия из золота и серебра, Продление пользования кредитом, Частичное и поэтапное погашение кредита».

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 20 дней со дня получения ООО «БИС - ЛОМБАРД» настоящего предупреждения.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

 

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны