Определение б/н Определение от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

О назначении дела №046/01/17-167/2023

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

12 апреля 2023 года                                                                                                              г. Курск

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

 

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России поступило заявление ООО ЧОП «РАСТ» (вх. №133 от 13.01.2023г.) о признаках нарушения требований антимонопольного законодательства РФ в действиях заказчика –  ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» (далее ОКУ «Дирекция ООПТ») при проведении электронного конкурса на оказание услуг по охране объекта особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Парк «Патриот» (закупка №0144200002422000223).

Как следует из текста заявления, заказчиком ОКУ «Дирекция ООПТ» в техническом задании (приложение №1 к извещению об осуществлении закупки №0144200002422000223) установлены требования о наличии у Исполнителя специального оборудования, что по мнению ООО «ЧОП «РАСТ», нарушает ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения заявления ООО ЧОП «РАСТ», представленных ОКУ «Дирекция ООПТ», Министерством по управлению имуществом Курской области документов и сведений, а также Заключения Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Курской области, установлено следующее.

23.11.2022 г. Уполномоченным органом – Министерством имущества Курской области на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного конкурса на оказание услуг по охране объекта особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Парк «Патриот» (закупка №0144200002422000223).

В составе документации на официальном сайте  размещены (в ред. от 03.02.2023г. №4.):

- Приложение 1 - Техническое задание;

- Приложение 1.2 - Обоснование дополнительных характеристик;

 - Приложение 3 - Проект Контракта;

 - Приложение 4 - Требования к содержанию, составу заявки;

 - Приложение 5 - Порядок оценки заявок;

- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

В техническом задании (приложение №1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме) заказчиком в разделе 3 «Требования, предъявляемые к исполнителю, составу и содержанию услуги» при описании объекта закупки установлены, в том числе, требования:

«исполнитель должен иметь в наличии следующее оборудованиепортативный обнаружитель (детектор) паров взрывчатых веществ  («ПИЛОТ-М, либо аналог, пороговая чувствительность при температуре +20оС и относительной влажности 80% - не хуже 10-13 г/см3 по ТНТ), локализатор взрыва («Фонтан», либо аналог, локализация взрыва в тротиловом эквиваленте не хуже  0-0,5 кг.), исправный ручной металлодетектор (ПОИСК-4М или эквивалент, дальность обнаружения не хуже, чем до 15 см, не менее 1 шт. на каждом посту охраны). специальные средства (наручники и палки резиновые, не менее 1 шт. каждого наименования на каждом посту охраны), разрешенные к применению в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 3.21 Технического задания).

Аналогичные требования к исполнителю заказчиком - ОКУ «Дирекция ООПТ» установлены в техническом задании (п. 3.21), являющемся приложением к Проекту контракта.

Таким образом, при проведении указанного открытого конкурса заказчиком - ОКУ «Дирекция ООПТ» в техническое задание включено требование о наличии у исполнителя технического оборудования - портативного обнаружителя (детектора) паров взрывчатых веществ  («ПИЛОТ-М, либо аналог), локализатора взрыва («Фонтан», либо аналог).

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...») установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе...» порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 №145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию Каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.

Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Как подтверждается материалами дела, заказчиком при описании объекта закупки указаны характеристики, которые предусмотрены каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) и дополнительные, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.

Заказчиком при размещении извещения об осуществлении закупки сформировано и размещено обоснование необходимости использования дополнительной информации в описании объекта (приложение № 1.2 к извещению об осуществлении закупки).

В тоже время, из указанного обоснования не следует, каким образом требования о наличии оборудования «ПИЛОТ-М, аналог», «Фонтан, или аналог» влияют на оказание услуг по охране, поскольку приведенные в обосновании заказчиком формулировки носят обобщенный характер, не обосновывают необходимость использования заказчиком дополнительной информации.

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

В силу п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ «О контрактной системе», должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе», требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик в описании объекта закупки должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

В соответствии с Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее - ФЗ «О защите конкуренции») при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предметом электронного конкурса №0144200002422000223 является оказание услуг по охране объекта особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Парк «Патриот».

Согласно ч.1 ст.1.1  Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1  «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная охранная организация  - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;

Приложением 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности:

1. Шлем защитный 1-3 классов защиты отечественного производства.

2. Жилет защитный 1-5 классов защиты отечественного производства.

3. Наручники отечественного производства "БР-С", "БР-С2", "БКС-1", "БОС".

4. Палка резиновая отечественного производства "ПР-73М", "ПР-К", "ПР-Т", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-З".

Согласно Заключения Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Курской области, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, оборудование - портативный обнаружитель (детектор) паров взрывчатых веществ («ПИЛОТ-М, аналог), локализатор взрыва («Фонтан», аналог) не должно состоять на учете в охранной организации. Программами обучения по использованию указанного оборудования ЦЛРР Управления Росгвардии по Курской области не располагает.

Таким образом, портативный обнаружитель (детектор) паров взрывчатых веществ («ПИЛОТ-М, аналог), локализатор взрыва («Фонтан», аналог) не отнесены к специальным средствам, используемым охранными организациями в своей деятельности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.52 Федерального закона №44-ФЗ, открытый конкурс в электронной форме №0144200002422000223 на оказание услуг по охране объекта особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Парк «Патриот» признан несостоявшимся, заявку на участие подал один участник – ООО «Частная охранная организация «Рубикон» с которым заключен государственный контракт по начальной максимальной цене контракта.

При таких обстоятельствах, действия заказчика ОКУ «Дирекция ООПТ» по установлению в извещении электронного конкурса на оказание услуг по охране объекта особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Парк «Патриот» (закупка №0144200002422000223) требования о наличии у участника закупки оборудования - портативного обнаружителя (детектора) паров взрывчатых веществ («ПИЛОТ-М, аналог), локализатора взрыва («Фонтан», аналог) могли привести к ограничению количества участников конкурса.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Изложенные выше обстоятельства указывают на наличие признаков нарушения ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях заказчика - ОКУ «Дирекция ООПТ», выразившихся в  установлении требований о наличии у участников закупки специального оборудования - портативный обнаружитель (детектор) паров взрывчатых веществ («ПИЛОТ-М, аналог), локализатор взрыва («Фонтан», аналог), которое, согласно Заключению Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Курской области, не должно состоять на учете в охранной организации, что могло привести к ограничению конкуренции на торгах.

В этой связи 12.04.2023 г. Курским УФАС издан приказ о возбуждении производства по делу №046/01/17-167/2023 по признакам нарушения ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» ч. 1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции».

     На основании ч.13 ст.44 Федерального закона «О защите конкуренции», приказа Курского УФАС России от 12.04.2023 г. №131/23,

 

О П Р Е Д Е Л И ЛА:

  1. Назначить рассмотрение дела №046/01/17-167/2023 по признакам нарушения ч. 1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» на 15 мая 2023 года на _15_ часов 30 минут по адресу: г. Курск, ул. Марата, 9, 2-й этаж, Зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» (305023, Курская область, город Курск, Песковская 3-я ул, зд. 40, ком. 12, ИНН 4633019743, ОГРН 1074633000551).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя ООО «Частное охранное предприятие «РАСТ» (305040, Курская область, город Курск, Студенческая ул., д.20, кв.81, ИНН 4632055690, ОГРН 1054639108644).

3. ОКУ «Дирекция ООПТ» в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, на основании ст.25 ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 04.05.2023 года представить в Курское УФАС России следующую документированную информацию:

- мотивированное пояснение по обстоятельствам дела по признакам нарушения ч. 1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции».

- документы и сведения, которые необходимы, по мнению ответчика, для рассмотрения дела по существу.

 

Участие в рассмотрении дела представителя ОКУ «Дирекция ООПТ» (с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательно.

Для участия в дистанционном рассмотрении дела можно перейти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0370990046.

С инструкцией по дистанционному участию в рассмотрении дела можно ознакомиться на сайте Курского УФАС России: https://kursk.fas.gov.ru (Обратная связь/ Ответы на часто задаваемые вопросы/ Как участвовать в дистанционном рассмотрении дела) или перейти по ссылке https://kursk.fas.gov.ru/news/16359.

Для принятия участия в рассмотрении дела направить на адрес электронной почты Курского УФАС России (to46@fas.gov.ru) документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также документы и информацию, которые стороны обязаны или вправе представить на рассмотрение жалобы. Такие документы и информация должны быть подписаны электронной подписью, за исключением случаев ее отсутствия по уважительной причине. В случае направления Стороной документов, не подписанных электронной подписью, при рассмотрении жалобы представитель такой Стороны обязан продемонстрировать членам комиссии Курского УФАС России оригиналы указанных документов и в ходе своего выступления подтвердить (озвучить под аудиозапись), что копии таких документов направлены от имени этой Стороны.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны