Предупреждение б/н Предупреждение 02-03/2024 от 22 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 02-03/2024

об изменении акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление ИП Р. Н.В. (вх. №5850/23 от 27.11.2023) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации г. Курска, выразившихся в установлении льготы по договору размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) для хозяйствующих субъектов, которые приведут НТО в соответствии с требованиями дизайн-кода нестационарных торговых объектов, введенного решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 № 102-6-РС (далее - Дизайн-код). Указанный нормативный акт, по мнению заявителя, создает дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России было установлено следующее.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Уставом города Курска установлено, что структуру органов местного самоуправления города Курска составляют Глава города Курска, Курское городское Собрание, Администрация города Курска, Контрольно-счетная палата города Курска.

В силу ч. 1 ст. 29 Устава города Курска представительным органом города Курска является Курское городское Собрание.

Как установлено п. 11 ч. 1 ст. утверждение правил благоустройства территории города Курска находится в исключительной компетенции Курского городского Собрания.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Законом Курской области от 24 сентября 2018 года № 59-ЗКО «О порядке определения органами местного самоуправления Курской области границ прилегающих территорий» (далее – Закон Курской области № 59-ЗКО), Уставом города Курска и с учетом результатов публичных слушаний решением Курского городского Собрание от 20 декабря 2019 г. № 102-6-РС были утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Курск».

Решением Курского городского Собрания от 08.12.2022 № 21-7-РС были внесены изменения в решение Курского городского Собрания от 20 декабря 2019 года № 102-6-РС «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Курск».

В частности, указанные Правила были дополнены требованиями к оформлению и размещению НТО на территории г. Курска (дизайн-код для нестационарных торговых объектов), типовыми проектами НТО.

Частью 14 ст. 46 Правил благоустройства территории городского округа «Город Курск» (в ред. от 08.12.2022) установлено, что нестационарные торговые объекты, размещенные на территории города Курска, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными к оформлению и размещению нестационарных торговых объектов (дизайн-код нестационарных торговых объектов), в срок, установленный муниципальным правовым актом, определяющим размещение нестационарных торговых объектов на территории города Курска.

Таким образом, решением представительного органа города Курска - Курским городским Собранием установлены требования к оформлению и размещению НТО на территории г. Курска, разработан дизайн-код для НТО, утверждены типовые проекты НТО, обязательные для исполнения и руководства всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность посредством размещения НТО на территории города, установлена обязанность таких лиц по приведению НТО в соответствие с требованиями, установленными к оформлению и размещению НТО и дизайн-кодом НТО.

 

В силу ч. 1 ст. 45 Устава города Курска Администрация города Курска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Курска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Курска федеральными законами и законами Курской области.

Как установлено ст. 47 Устава города Курска Администрация города Курска осуществляет, в том числе, полномочия по обеспечению соблюдения требований, установленных правовыми актами органов местного самоуправления города Курска в области благоустройства, разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Курской области.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом города Курска, решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 № 102-6-РС «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Курск», в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, улучшения архитектурно-художественного облика города Курска, обеспечения надлежащего санитарного состояния в городе Курске, Постановлением Администрации г. Курска от 05.04.2021 № 207 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска» было утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска.

Указанное Положение устанавливало, в том числе, требования к размещению нестационарных торговых объектов, порядок возникновения и прекращения права на размещение нестационарных торговых объектов.

Постановлением Администрации г. Курска от 25.08.2023 № 477 во исполнение требований Решения Курского городского Собрания от 08.12.2022 № 21-7-РС были внесены изменения в постановление Администрации города Курска от 05.04.2021 № 207, в частности, Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска было изложено в новой редакции.

Пунктом 2 Постановления Администрации г. Курска от 25.08.2023 № 477 было установлено следующее:

- «при рассмотрении заявлений о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок, поступивших в течение 2023 года, не проверяется соответствие нестационарных торговых объектов требованиям Дизайн-кода, в том числе в части размера площади, введенного в действие решением Курского городского Собрания от 08.12.2022 № 21-7-РС «О внесении изменений в решение Курского городского Собрания от 20 декабря 2019 года № 102-6-РС «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Курск» (далее - требования Дизайн-кода). Нестационарные торговые объекты, не соответствующие требованиям Дизайн-кода, подлежат демонтажу по истечении срока действия указанных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, не позднее 31.12.2024»;

- «заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на срок, установленный абзацами 2 - 6 пункта 5.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, в случаях приведения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями Дизайн-кода, подтвержденного актом с даты получения комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска уведомления от хозяйствующего субъекта о приведении объекта в соответствие с требованиями Дизайн-кода. Соответствие требованиями Дизайн-кода подтверждается актом комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска и комитета архитектуры и градостроительства города Курска, составленным не позднее 5 дней с даты получения уведомления»;

- «льгота в размере 50% от цены договора предоставляется хозяйствующим субъектам, которые до истечения сроков действия договоров, указанных в абзаце 2 пункта 2 настоящего постановления, заключат договоры на размещение нестационарного торгового объекта в порядке, установленном абзацем 3 пункта 2 настоящего постановления. Льгота предоставляется на период со дня получения уведомления о приведении таких объектов в соответствие с требованиями Дизайн-кода до 31.12.2024 пропорционально сроку действия договора».

Согласно п. 5.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается на срок функционирования объекта, определенный Схемой. Срок функционирования объектов, соответствующих Дизайн-коду, определяется: для лотков - 1 год; для киосков - 3 года; для павильонов - 5 лет; для остановочно-торгового комплекса - 5 лет.

Таким образом, Постановлением Администрации г. Курска от 25.08.2023 № 477 установлено:

- при заключении договоров на размещение НТО на новый срок в течение 2023 года не проверяется соответствие таких НТО требованиям Дизайн-кода;

- несоответствующие требованиям Дизайн-кода НТО подлежат демонтажу по истечении срока действия указанных договоров на размещение НТО, но не позднее 31.12.2024;

- в случаях приведения НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода срок функционирования таких объектов составляет: для лотков - 1 год; для киосков - 3 года; для павильонов - 5 лет; для остановочно-торгового комплекса - 5 лет;

- хозяйствующим субъектам, которые привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, предоставляется льгота в размере 50% от цены договора на размещение НТО.

Как следует из письменных пояснений Администрации г. Курска, предоставленных в адрес Курского УФАС России (вх. № 243/24 от 22.01.2024), при заключении договоров на размещение НТО на новый срок в течение 2024 выявленные несоответствия размещенного НТО требованиям Дизайн-кода не будут являться основанием для отказа в заключении договора до 31.12.2024.

При таких обстоятельствах, в соответствии с нормами, установленными Постановлением Администрации г. Курска от 25.08.2023 № 477, хозяйствующим субъектам, которые привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, в течении 2023-2024 гг. предоставляется льгота в размере 50% от цены договора на размещение НТО, срок договора составляет от 1 до 5 лет в зависимости от характеристик объекта.

При этом, хозяйствующим субъектам, которые не привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, указанная льгота не предоставляется, договор оплачивается в полном объеме, срок заключения такого договора ограничен 31.12.2024.

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»):

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В силу п. 8 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создание дискриминационных условий.

Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума № 2) угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Из данного следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В действиях Администрации Администрацией г. Курска усматриваются признаки нарушения п. 8 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов при предоставлении мест для размещения НТО, а именно:

- установление правовым актом Администрации г. Курска различных условий по предоставлению мест для размещения НТО хозяйствующими субъектами, что порождает дискриминацию для хозяйствующих субъектов, которые не привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода;

- установление при заключении договора на размещение НТО оплаты в размере 100 % стоимости договора и ограничения срока договора до 31.12.2024 для таких субъектов (в то же время, хозяйствующим субъектам, которые привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, в течении 2023-2024 гг. предоставляется льгота в размере 50% от цены договора на размещение НТО, срок договора составляет от 1 до 5 лет в зависимости от характеристик объекта).

Такие различия создают конкурентные преимущества хозяйствующим субъектам, приведшим НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, при осуществлении им хозяйственной деятельности, приводят (могут привести) к ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Администрацию города Курска Курской области о необходимости изменении акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства (Постановления Администрации г. Курска от 25.08.2023 № 477), путем исключения из Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска норм, создающих дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, которые не привели НТО в соответствие с требованиями Дизайн-кода, в части установления различной цены договора и срока предоставления мест для размещения НТО.

 

Срок исполнения предупреждения – до 8 апреля 2024 года.

О выполнении предупреждения Комитету образования города Курска необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

 

Примечание: В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок в полном объеме, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны