Решение (комиссия) №МВ/477/24 Решение по делу №046/07/3-10/2024 от 12 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 Генеральному директору

Филиала АО «Концерн Росэнергоатом»

«Курская атомная станция»

 __________________________________

307250, Курская обл., г. Курчатов,

Промзона, АБК-1

kuaes@kunpp.ru;

 Генеральному директору

ООО «Респираторный комплекс»

 

_________________________________

188679, Ленинградская область,

Всеволожский р-н, гп имени Морозова,

ул. Чекалова, д. 3, здание 592

 (заказным)

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/07/3-10/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2024 года. г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

"..." – заместитель Курского УФАС России;

 

Члены комиссии: "..." – начальник отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России;

"..." – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России

рассмотрев дело № 046/07/3-10/2024, возбужденное по жалобе ООО «Респираторный комплекс», по признакам нарушения организатором закупки – Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») при проведении закупки на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая) посредством проведения закрытого одноэтапного конкурса в электронной форме (закупка № 237368000766), дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4667424775, в присутствии: представителей ООО «Респираторный комплекс» "...", "..." (по доверенностям), представителей Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» "...", "..." (по доверенностям), физического лица (слушатель) "..." (без доверенности, представлен паспорт, личность удостоверена),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель

ООО «Респираторный комплекс» (заявитель)

Заказчик, организатор закупки

Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»

Способ закупки

Закрытый одноэтапный конкурс в электронной форме без предварительного квалификационного отбора

Предмет закупки

Право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая)

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 31.01.2023 №174) (далее ЕОСЗ, Положение о закупке)

Информация о закупке размещена

http://www.astgoz.ru извещение №  

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

  руб. 12 коп.

Дата начала подачи заявок

19.12.2023

Дата и время окончания срока подачи заявок

17.01.2024 года 08:30

Дата рассмотрения заявок отборочная стадия

Не позднее 02.02.2024

Оценочная стадия и подведение итогов

Не позднее 09.02.2024

Допущены к участию в закупке

-

Отказано в допуске к участию в закупке

ООО «Респираторный комплекс»

Победитель закупки

-

Протоколы

Протокол заседания закупочной комиссии Курской АСЭ по рассмотрению заявок на отборочной стадии, оценочной стадии и подведению итогов по конкурсу № 2-1413-40 от 23.01.2024

Доводы жалобы

По мнению заявителя:

1. Ряд требований, установленных в Техническом задании конкурса на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая) (подр.1.3 Р.1 «Документы для разработки/изготовления»; Р. 2 «Область применения»; Р.3 «Условия эксплуатации»; Р.4 «Технические требования»; Р.5 «Требования по правилам сдачи»), не соответствует положениям ФЗ «О защите конкуренции» и положениям о закупках заказчика (ЕОСЗ), а также противоречит требованиям действующих технических регламентов, документам национальной системы стандартизации.

2. Техническое задание, по мнению заявителя, прямо указывает на возможность поставки предмета закупки (Респираторы ШБ-1 «Лепесток-200») единственного производителя - АО «Кимрская фабрика им. Горького», которое является правообладателем товарного знака «Лепесток», и не позволяет предложить аналог или эквивалент, обеспечивающий необходимый уровень защиты органов дыхания имеющий Сертификат соответствия в области использования атомной энергии. Указанные требования Технического задания ограничивают число участников закупки и могут повлечь ограничение конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

 

Возражения заказчика на доводы жалобы

С доводами, изложенными в жалобе, заказчик не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях (вх. №335-ЭП/24 от 25.03.2024, вх.№ 497/-ЭП от 06.02.2024).

Заказчик пояснил, что Техническим заданием оспариваемой закупки предусмотрена поставка полумаски фильтрующей: Респиратор ШБ- 1 Лепесток -200. При разработке Технического задания предусмотрено соблюдение требований следующих документов: ТР ТС 019/2011; ГОСТ 12.4.028-76 ; ГОСТ 12.4.294-2015; - ГОСТ 12.4.217-2001; ГОСТ 15.004-88; ГОСТ Р 12.4.298-2015; СанПиН 2.2.8.48-03; СП 2.6.1.2612-10; СанПиН 2.6.1.2523-09.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 № 669, приказом Госкорпорации «Росатом» № 1/1047-П от 26.10.2017 утвержден «Сводный перечень документов по стандартизации Госкорпорации «Росатом»» Раздел 16.1 которого содержит сведения о ГОСТ 12.4.217-2001, ГОСТ 12.4.028-76 и СанПиН 2.2.8.48-03. В этой связи, ГОСТ 12.4.217-2001, ГОСТ 12.4.028-76 и СанПиН 2.2.8.48- 03 являются документами по стандартизации в области применения атомной энергии, подлежащими обязательному применению.

Заказчик пояснил, что Респиратор ШБ-1 «Лепесток-200» изготавливается не только АО «Кимрская фабрика им. Горького», но и как минимум еще одним независимым производителем ООО «ВолгаХимЗащита» г. Кимры (ИНН 6910009207) под названием - респиратор «ШБ-1-200» FFP3 NR D (ФП).

Заказчик указал, что приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты» (приложение 4) утверждены и приняты к руководству всеми филиалами и организациями АО «Концерн Росэнергоатом» Типовые технические требования «Средства индивидуальной защиты органов дыхания: полумаска фильтрующая для защиты от аэрозолей радиоактивных веществ». Техническое задание оспариваемой закупки полностью сформировано на основании типовых технических требований, что подтверждает обоснованную потребность заказчика в СИЗОД определенного качества и обладающего определенными характеристиками.

Таким образом, заказчик, считает жалобу ООО «Респираторный комплекс» необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

 

По результатам рассмотрения жалобы и представленных в материалы дела документов и сведений, Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» в закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (утв. протоколом от 31.01.2023 №174 ) (далее - ЕОСЗ).

1. В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч.2 ст.5.2.1 ЕОСЗ при установлении требований к продукции используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик продукции, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Если при описании продукции используются специальные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке указывается обоснование необходимости их использования, содержание данных показателей, требований, обозначений и терминологии либо ссылка на общедоступный источник информации, где раскрывается такое содержание.

Том 2 закупочной документации содержит разработанное и утвержденное заказчиком «Техническое задание на поставку сырья, материалов и комплектующих изделий». Предмет закупки: «Поставка средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая)».

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты» утверждены и приняты к руководству всеми филиалами АО «Концерн Росэнергоатом» Типовые технические требования «Средства индивидуальной защиты органов дыхания: полумаска фильтрующая для защиты от аэрозолей радиоактивных веществ» (приложение №1), что не отрицается представителем АО «Концерн Росэнергоатом».

Таким образом, Заказчик при разработке Технического задания конкурса на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая) обязан руководствоваться приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что приказ от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты» обязателен для использования в работе Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция», указанный приказ опубликован на официальном сайте Госкорпорации «Росатом» в сети «Интернет», ссылок на указанный приказ Техническое задание конкурса не имеет.

Комиссия Курского УФАС России, ознакомившись с Техническим заданием рассматриваемого конкурса, Типовыми техническими требованиями «Средства индивидуальной защиты органов дыхания: полумаска фильтрующая для защиты от аэрозолей радиоактивных веществ», установила, что Техническое задание оспариваемой закупки сформировано на основании указанных Типовых технических требований. Так, разделы Технического задания конкурса (Документы для разработки/изготовления; Область применения; Условия эксплуатации; Технические требования; Требования по правилам сдачи и приемки; Требования к транспортированию; Требования к хранению; Экологические требования, Требования к качеству) соответствуют разделам Типовых технических требований.

При таких обстоятельствах, при установлении технических требований в Техническом задании Заказчик руководствовался Типовыми техническими требованиями к средствам индивидуальной защиты, утвержденными приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 06.04.2023 №9/01/557-П, которые являются обязательными для исполнения Заказчиком.

В этой связи, при разработке технического задания Заказчиком не допущено отступление от норм ЕОСЗ, и, как следствие, в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указанные Типовые технические требования к средствам индивидуальной защиты, утвержденные приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты», не могут являться предметом рассмотрения жалобы в рамках ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку АО «Концерн Росэнергоатом» зарегистрировано г. Москве, то есть за пределами территории, подведомственной Курскому УФАС России.

В связи с вышеизложенным, довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела и является необоснованным, Заявление ООО «Респираторный комплекс» в части соответствия Типовых технических требований нормам ФЗ «О защите конкуренции» будет передано в установленном порядке в ФАС России для рассмотрения по существу.

2. ООО «Респираторный комплекс» полагает, что техническое задание прямо указывает на возможность поставки предмета закупки (Респираторы ШБ-1 «Лепесток200») единственного производителя - АО «Кимрская фабрика им. Горького», которое является правообладателем товарного знака «Лепесток», и не позволяет предложить аналог или эквивалент, обеспечивающий необходимый уровень защиты органов дыхания.

Согласно п.1 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу п.2 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с п.3 ч.9 ст.4 ФЗ «О закупках» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках».

Согласно ч.2 ст.5.2.1 ЕОСЗ для заказчиков первой группы - в описание предмета конкурентной закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Для заказчиков первой и второй группы - при проведении конкурентной закупки при указании в требованиях к продукции товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования изготовителя указываются слова «или аналог» («или эквивалент») с указанием параметров определения соответствия аналогов (эквивалента), кроме случаев указанных в этой статье.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Респиратор ШБ1«Лепесток-200» изготавливается не только АО «Кимрская фабрика им. Горького», но и независимым производителем ООО «ВолгаХимЗащита» г. Кимры (под названием - респиратор «ШБ-1-200» FFP3 NR D (ФП), а также ООО «КрасМК».

Однако, по данным Российского Агентства по патентам и товарным знакам правообладателем товарного знака (знака обслуживания) респиратор «Лепесток» на основании Свидетельства Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам № 148392 является исключительно АО «Кимрская фабрика имени Горького».

Вместе с тем, согласно пп.3 п.1 Извещения о проведении закупки, предметом закупки является: «Право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (полумаска фильтрующая)». Подпункт 9 п.1 Извещения содержит таблицу, имеющую, в том числе: «Наименование продукции по ТЗ» – Полумаска фильтрующая: Респиратор ШБ-1 Лепесток-200. Подраздел 1.1. Технического задания устанавливает, в том числе: наименование изделия – Полумаска фильтрующая: Респиратор ШБ-1Лепесток-200.

Таким образом, производители не имеют права изготавливать продукцию под товарным знаком и фирменным наименованием «Лепесток», что исключает возможность поставки товара иного производителя в данных условиях.

В материалы дела Заказчиком не представлено доказательств, указывающих, что у него не имелось иного способа обеспечить более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, кроме как указания на товарный знак..

В то же время, Подраздел 1.1 Типовых технических требований устанавливает, в числе прочих иное наименование изделия – Полумаска фильтрующая: класс фильтрующей эффективности FFP3, одноразовая NR (рассчитанная для применения в течение одной смены) устойчивая к запылению – D, изготовлена из фильтрующего материала Петрянова Ф.П.

Как установлено Комиссией, Типовые технические требования не содержат указания на наименования изделия – Респиратор ШБ-1 Лепесток -200, в то время как Техническое задание Заказчика содержит указание на товарный знак и конкретное изделие - Респиратор ШБ-1 Лепесток -200, что не соответствует п.2 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках», ч.2 ст.5.2.1 ЕОСЗ.

Таким образом, довод заказчика о том, что Техническое задание оспариваемой закупки полностью сформировано на основании Типовых технических требований, не нашел подтверждения материалами дела и не принимается Комиссией Курского УФАС России.

Следовательно, довод жалобы заявителя в указанной части признан обоснованным.

В соответствии с ч.20 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 настоящего федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.18.1, ст. 22, 23 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Респираторный комплекс» обоснованной в части.

2. Признать Заказчика – Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» нарушившим п.2 ч.1, п.2 ч.6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.5 ст.5.2.1 Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (утв. решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 31.01.2023 №174).

3. Обязательное для исполнение предписание, направленное на устранение выявленных нарушений порядка организации порядка и проведения торгов, в соответствии с принятым решением от 12.02.2023 № 046/07/3-10/2024 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.

4. Направить жалобу ООО «Респираторный комплекс» и материалы настоящего дела в ФАС России по подведомственности для рассмотрения в части наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства при утверждении АО «Концерн Росэнергоатом» Приказа от 06.04.2023 №9/01/557-П «Об утверждении типовых технических требований к средствам индивидуальной защиты».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

"..."

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 "..."

 

 

 "..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. "..."

тел. 

 

 

2024-563

 

 

Связанные организации

ООО "Респираторный комплекс"
ИНН 4703146360, ОГРН 1164704061070
Филиал АО " Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция"
ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951