Решение б/н Решение по делу №046/01/16-539/2023 от 5 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/01/16-539/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года. г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

рассмотрев дело №046/01/16-539/2023 по признакам нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» и ООО «ЧОО «Кольчуга Курск», в присутствии представителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» (по доверенности) - <...>, представителя заявителя (посредством видеоконференцсвязи) Контрольно-счетной палаты города Курска (по доверенности) - <...>., в отсутствии представителей Комитета образования г.Курска, ООО «ЧОО «Кольчуга Курск», ООО «ЧОО «Рубикон», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, в том числе о возможности участия посредством видеоконференцсвязи,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России 07.08.2023 от Контрольно-счетной палаты г.Курска поступили материалы контрольного мероприятия «Аудит эффективности бюджетных расходов, выделенных в 2022 году на обеспечение охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений и их территорий» на объекте: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9».

По результатам рассмотрения представленных Контрольно-счетной палатой г.Курска документов и сведений, Курским УФАС России установлено следующее.  

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» (далее – Заказчик, Учреждение) в 2022 году заключались договоры на оказание услуг по охране объекта Заказчика (выставление поста охраны) по адресу: г.Курск, ул. Димитрова, д.74 и г.Курск, ул. С.Разина, д.8:

1. 10.01.2022 на сумму  92 770, 00 рублей с ООО «ЧОО Рубикон»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 10.01.2022 по 31.01.2022.

Договор оплачен в полном объеме.

2.  01.02.2022 на сумму 17 349,48 рублей с ООО «ЧОО «Рубикон»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 01.02.2022 по 03.02.2022.

Договор оплачен в полном объеме.

3. 04.02.2022 Контракт (реестровый №3462903435422000004) на сумму 518 956,80 рублей с ООО «ЧОО «Рубикон»

Контракт заключен по результатам торгов

Срок действия контракта с 04.02.2022 по 31.05.2022

Оплата по контракту составила 499 495, 92 рублей.

4. 01.06.2022 на сумму 259 200, 00 рублей с ООО «ЧОО «Рубикон»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 01.06.2022 по 27.07.2022.

Договор оплачен в полном объеме

5. 28.07.2022 на сумму 162 000, 00 рублей с ООО «ЧОО «Рубикон»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 28.07.2022 по 31.08.2022.

Договор оплачен в полном объеме

6. 01.09.2022 на сумму 556 497,49 рублей с ООО «ЧОО «Кольчуга Курск»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 01.09.2022 по 20.12.2022.

Договор оплачен в полном объеме.

7. 21.12.2022 на сумму 57 076,67 рублей с ООО «ЧОО «Кольчуга Курск»,

Договор заключен без проведения торгов,

Срок действия договора: с 21.12.2022 по 31.12.2022.

Договор оплачен в полном объеме.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022г. с ООО «ЧОО «Рубикон» без проведения торгов, составила 531 319,48 рублей.

По муниципальному контракту, заключенному с ООО «ЧОО «Рубикон» по результатам торгов, Заказчиком было оплачено 499 495,92 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком в 2022г. с ООО «ЧОО «Кольчуга» без проведения конкурентных процедур, составила 613 573,49 рублей.

 

Согласно информации, представленной контрольно-счетной палатой города Курска, оплата охранных услуг производилась МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» в соответствии с кодом бюджетной классификации 903 0701 03007С1472 611 903.11.0001 226 226.50.00.

 Уведомлением Комитета образования Курской области от 18.11.2021 №2103 по данному коду бюджетной классификации до МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 1 200 000, 00 рублей.

Далее были дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств в размере:

-  259 478,4 рублей 20.05.2022,

- 760 000,00 рублей 11.07.2022,

- 0,49 рублей 29.12.2022.

Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены на суммы:

- 2 400, 00 рублей 18.04.2022,

- 400 000, 00 рублей 28.07.2022,

- 20 370, 37 рублей 03.11.2022,

- 8 307,59 рублей 25.11.2022,

- 74 138, 96 рублей 09.12.2022.

С учетом изменения лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 903 0701 03007С1472 611 903.11.0001 226 226.50.00, оплаты договоров на оказание услуг охраны, а также иных работ, услуг, оплаченных по данному коду бюджетной классификации, на даты заключения договоров на оказание услуг охраны без торгов, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» располагал лимитами бюджетных обязательств в следующих размерах:

- 10.01.2022 в сумме 1 200 000,00 рублей,

- 01.02.2022 в сумме 980 325,92 рублей,

- 01.06.2022 в сумме 720 513,92 рублей,

- 28.07.2022 в сумме 821 313, 92 рублей,

- 01.09.2022 в сумме 659 313, 92 рублей,

- 21.12.2022 в сумме -0,49 рублей.

Согласно содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого допускается осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать шестьсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…» установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе...» конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме.

Пунктом 5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе...» установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данного Федерального закона и при этом не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Наличие в ФЗ «О контрактной системе...» правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 600 000 рублей) для муниципальных образовательных организаций у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. определением ВС РФ от 22.05.2019г. №305-ЭС19-6610).

Согласно п.13 ст.22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого из договоров, заключенных МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» с ООО «ЧОО «Кольчуга» действительно не превышает 600 000 рублей.

Однако, материалами дела также подтверждено:

- предмет заключенных договоров является идентичным, направленным на достижение одной цели - оказание услуги по охране объекта Заказчика (выставление поста охраны) по адресу: г.Курск, ул. Димитрова, д.74 и г.Курск, ул. С.Разина, д.8,

- договоры заключены в календарной последовательности,

- на дату заключения договора 01.09.2022г. на сумму 556 497,49 рублей с ООО «ЧОО «Кольчуга Курск» у МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» имелись бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2022г. в сумме, превышающей 600 000 рублей.

Таким образом, договоры от 01.09.2022 на сумму 556 497,49 рублей, от 21.12.2022 на сумму 57 076,67 рублей, заключенные МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» с ООО «ЧОО «Кольчуга Курск» направлены на удовлетворение единой муниципальной нужды, достижение единой хозяйственной цели – охрана объекта заказчика. Приобретателем по договорам является одно и то же лицо, имеющее коммерческий интерес, предметом – оказание идентичных услуг. Фактически договоры образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров.

Заключение ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств.

Согласно ч.5.1 ст.45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Пунктом 1.3 Порядка установлено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 Порядка, в виде краткого обзора.

Согласно п. 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы: определение временного интервала исследования; продуктовых и географических границ товарного рынка.

Временным интервалом исследования является период с 01.01.2022 по 31.12.2022, что обусловлено субъектным составом дела, обстоятельствами и временем предполагаемого нарушения, периодом рассмотрения дела. Продуктовые границы рынка определены как услуги охраны, географические границы – Курская область. В указанных географических границах рассматриваемого товарного рынка имеется сформировавшийся конкурентный рынок услуг охраны.


 

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта.

Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством. Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»). Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

В соответствии с п.18 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», являясь муниципальным бюджетным образовательным учреждением, создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (ч.1 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Как установлено ст.ст.41,42 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

Согласно письменных пояснений и документов, представленных МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», учреждение осуществляет функции муниципального заказчика на основании п.1.4, 1.7, 1.12, 2.3, 2.9 Устава, утвержденного приказом Комитета образования г.Курска №1301 от 24.12.2015г. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической и иной деятельности. На основании изложенного, Учреждение при осуществлении деятельности по организации услуг охраны выступает в качестве муниципального заказчика.

ООО «ЧОО «Кольчуга Курск» осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем, на основании п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом.

При таких обстоятельствах, к действиям Ответчиков применимы требования и запреты, установленные ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

На заседаниях Комиссии Курского УФАС России, а также в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, представители МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» поясняли, что муниципальные контракты (договоры) на оказание услуг охраны с ООО «ЧОО «Кольчуга Курск в 2022 году были заключены без проведения конкурентных процедур – торгов, на основании п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...». При заключении договоров для определения цены договора, Учреждением направлялись запросы коммерческих предложений нескольким частным охранным организациям.

В ходе заседаний Комиссии Курского УФАС России представители Учреждения признали, что предельный размер суммы, предусмотренной законодательством РФ для заключения договоров с единственным поставщиком, при заключении договоров на услуги охраны в 2022 году Учреждением был превышен. При этом предел, установленный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», был нарушен Учреждением уже при заключении договора 01.09.2022 с ООО «ЧОО Кольчуга Курск».

Согласно письменных пояснений Учреждения (вх. №5321/23 от 30.10.2023, вх.№5611/23 от 15.11.2023), договор на оказание услуг охраны от 01.09.2022 заключен с ООО «ЧОО Кольчуга Курск» сроком до 20.12.2022 в связи с окончанием финансового года. Договор на оказание услуг охраны от 21.12.2022 был заключен Учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2023 год.

Указанный довод не свидетельствует об отсутствии согласованности в действиях заказчика и исполнителя. При заключении договора на оказание услуг охраны 01.09.2022 года Учреждение располагало лимитами бюджетных обязательств в сумме 659 313, 92 рублей, что превышает сумму заключенного договора, и предел, установленный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...». То есть, сторонами были заключены в течение финансового года в календарной последовательности 2 договора на сумму, превышающую 600 000 руб. При этом, установление срока действия договора «до окончания финансового года» и заключение второго договора с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств дополнительно свидетельствует о намерении сторон уклонится от конкурентных процедур.

Также, как следует из планов-графиков закупок МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», размещенных в ЕИС, Учреждение не планировало проведение торгов по определению поставщика услуг по организации услуг охраны, что также свидетельствует о намерении уклониться от проведения предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур.

Указанные обстоятельства подтверждают, что, располагая информацией о необходимости проведения торгов, а также о наличии на территории г.Курска нескольких потенциальных поставщиков необходимой услуги, Учреждение заключило с одним из поставщиков – ООО «ЧОО Кольчуга Курск» 2 отдельных договора на оказание идентичных услуг по цене до 600 000 рублей, имея намерение уклониться от соблюдения установленного законом о контрактной системе общего порядка определения поставщика путем проведения конкурентной процедуры -торгов.

Представители ООО «ЧОО Кольчуга Курск» в рассмотрении дела очно участия не принимали, пояснений о правовой позиции по вменяемым фактам нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» не представлено.

В то же время, согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО «ЧОО Кольчуга Курск» осуществляет предпринимательскую деятельность с 28.07.2005 Согласно сведений ЕИС, Организация была поставщиком в 34 государственных контрактах на оказание услуг охраны. Соответственно, ООО «ЧОО Кольчуга Курск» является профессиональным участником рынка оказания услуг по организации услуг охраны и обладает информацией о порядке размещения государственных и муниципальных заказов, установленном ФЗ «О контрактной системе...» путем проведения конкурентных процедур.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, являющееся профессиональным участником соответствующего рынка, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов.

Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Принимая на себя обязательства по последующей реализации договора, заключенного 21.12.2022, Общество обладало информацией о том, что общая сумма договоров на услуги охраны, заключенная без торгов с одним Заказчиком превысит предельный размер, разрешенный законодательством. Действуя с разумной степенью осмотрительности, при принятии решения о возможности заключения договора 21.12.2022 без торгов, должно было осознавать риски наступления неблагоприятных последствий, соотносить свои действия с вытекающими из них результатами.

Действуя разумно, соблюдая требования действующего законодательства, данное лицо имело возможность не заключать антиконкурентное соглашение.

Учитывая, что заключение муниципального контракта как разновидности гражданско-правового договора является двухсторонней сделкой, совершаемой волей обеих сторон (как заказчика, так и поставщика), в действиях ООО «ЧОО Кольчуга Курск» по заключению рассматриваемых договоров с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», на согласованных сторонами в обход предписанной законом процедуры торгов условиях, имеется нарушение антимонопольного законодательства, квалифицируемое как осуществление антиконкурентного соглашения с данным заказчиком с целью получения преимуществ на рынке (получения права заключить контракты в условиях гарантированного отсутствия иных претендентов по назначенной поставщиком цене).

Выразив свое согласие на совершение действий в обход законодательства о контрактной системе путем заключения 2 договоров на оказание в данном образовательном учреждении услуг охраны ООО «ЧОО Кольчуга Курск» способствовала исключению возможности потенциальных конкурентов (неопределенного круга лиц - потенциальных поставщиков услуг) претендовать в равной конкурентной борьбе за право заключения муниципальных контрактов.


 

Указанные выше факты и обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №046/01/16-539/2023, указывают на наличие согласованности в действиях МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» как организации, наделенной полномочиями муниципального заказчика, и хозяйствующего субъекта ООО «ЧОО Кольчуга Курск» по разделению (дроблению) единых закупок на оказание в данном образовательном учреждении услуг охраны на 2 отдельных договора, заключенных сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика (торгов), направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) получить право на заключение муниципальных контрактов в ходе конкурентной процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе..».

При формальном соответствии закону (п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...») договоров (контрактов), заключенных между муниципальным образовательным учреждением и поставщиком на сумму до 600 000 рублей каждый, в совокупности действия по заключению указанных договоров представляют собой искусственное дробление единых с целью ухода от процедуры торгов. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 600 000 руб. каждая в целях избежания конкурентных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.03.2019 №Ф06-44227/2019 по делу №А57-12370/2018).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011 №8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку только при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные претенденты на получение товаров, работ, услуг, имущества, доступа к товарному рынку или права ведения деятельности на нем.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно (решение Верховного Суда РФ от 19.10.2021 № АКПИ21-699).

Наличие в ФЗ «О контрактной системе...» правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 600 000 рублей) для муниципальных образовательных организаций у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 07.11.2022 №Ф04-5465/2022 по делу А45-15729/2021).

При таких обстоятельствах, действия Заказчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» и ООО «ЧОО Кольчуга Курск» по заключению 2 отдельных договоров на оказание в данном учреждении в 2022 году по охране объекта Заказчика (выставление поста охраны) в обход процедуры конкурентного определения поставщика квалифицируются как заключение и реализация сторонами антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

 

В соответствии со ст. 48.1. ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Курским УФАС России письмом от 26.12.2023 (исх.№ЮК/4420/23) в адрес МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», ООО «ЧОО «Кольчуга Курск», Контрольно-счетной палаты города Курска, Комитета образования г.Курска, ООО «ЧОО «Рубикон» направлены копия заключения об обстоятельствах дела №046/01/16-539/2023 и копия определения об отложении рассмотрения дела № 046/01/16-539/2023.

Согласно отчета об отслеживании отправления на сайте Почты России письмо Курского УФАС России от 26.12.2023 (исх.№ЮК/4420/23) получено ответчиками МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» и ООО «ЧОО «Кольчуга Курск» 29.12.2023, а также получено лицами, участвующими в деле – до даты рассмотрения настоящего дела.

В силу ч.4 ст.48.1 ФЗ «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с ч.5 ст.48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Копия заключения об обстоятельствах дела №046/01/16-539/2023 была направлена Курским УФАС России в адрес лиц, участвующих в деле в установленный ч.4 ст.48.1 ФЗ «О защите конкуренции» срок, очередное рассмотрение дела было назначено в соответствии с требованиями ч.4 ст.48.1 ФЗ «О защите конкуренции». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9», ООО «ЧОО «Кольчуга Курск», Контрольно-счетной палатой г. Курска, Комитетом образования г.Курска, ООО «ЧОО «Рубикон» в адрес Курского УФАС России замечаний и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

Согласно ч.1 ст.50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как подтверждается материалами дела, к дате рассмотрения дела договоры на оказание услуг охраны от 01.09.2022, от 21.12.2022 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» и ООО «ЧОО «Кольчуга Курск» исполнены в полном объеме, в связи с чем правовые основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.16, ч.1 ст.23, ст.41, ст.48, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9» (305004, Курская область, город Курск, ул. Димитрова, д.74, ИНН 4629034354, ОГРН 1024600972000) и Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Кольчуга Курск» (305001, Курская область, город Курск, Дружининская ул., д.24, кв.10, ИНН 4632054826,ОГРН 1054639097215), нарушившими ст. 16 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения по заключению в 2022 году 2 отдельных договоров на оказание услуг по охране объекта Заказчика (выставлению поста охраны) в обход процедуры конкурентного определения поставщика, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции и созданию необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны