Предупреждение №№ 03-19/2021 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-19/2021   О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫ... от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

      Руководителю 

ООО «Региональное объединение

автостанций»                                                                                        

                                                                       ______________________________________                

305040, г. Курск, ул.50 лет Октября, д. 114,     оф.3

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-19/2021

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                       

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено  наличие в действиях ООО «Региональное объединение автостанций»  (далее – ООО «РОА») признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

В Курское УФАС России поступило заявление гражданина (далее – Заявитель) о неправомерных действиях ООО «РОА», выразившихся в продаже  Заявителю страхового полиса добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев (полиса индивидуального страхования (№  "...")  при покупке  автобусного билета без согласия Заявителя.

Заявитель указывает, что 17.08.2021г.  на автостанции г. Железногорска он приобрел билет на автобус на маршрут г. Железногорск – г. Курск. При приобретении билета на автобус кассиром "..."  была озвучена цена билета - 320 рублей. После приобретения  автобусного билета Заявитель  обнаружил, что в стоимость билета  включена стоимость полиса индивидуального страхования (№)  в сумме 20 рублей. При этом кассир при продаже страховки не проинформировал заявителя о добровольности страхования, а включил страховку в стоимость билета без согласия Заявителя.  

В ходе рассмотрения заявления гражданина о факте навязывания услуги добровольного страхования от несчастных случаев при покупке билета на пассажирский автобус, информации, пояснений и документов, представленных ООО «РОА», ООО «Русское страховое общество «ЕВРОИНС», Комитетом  транспорта и автомобильных дорог Курской области, было установлено следующее.

ООО «РОА» осуществляет деятельность по обслуживанию автовокзалов и автостанций,  предоставляет услуги автобусных станций, автовокзалов  и остановочных пунктов, как перевозчикам, так и пассажирам, в частности, услуги по продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, с 03.07.2014 г.

 Курским УФАС России установлено, что ООО«РОА» осуществляет деятельность на автовокзале: «Курск»; автостанциях: «Железногорск», «Медвенка», «Фатеж», «Льгов», «Рыльск», «Курчатов», «Обоянь». Доля ООО «РОА»  на рынке услуг  автовокзалов, автостанций превышает "..."%. Согласно ч.1 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном рынке превышает 50%, признается доминирующим. Следовательно, ООО «РОА» занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе    навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

 Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом «Об организации страхового дела» и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

 Между страховой организацией ООО «РСО «ЕВРОИНС»  и ООО «Кастор Капитал» заключен договор на оказание агентских услуг по страхованию  № "..."., согласно которому ООО «Кастор Капитал» оказывает ООО «РСО «ЕВРОИНС» услуги по заключению и сопровождению договоров страхования, по которым права и обязанности перед страхователями (застрахованными лицами) приобретает ООО «РСО «ЕВРОИНС».

 "..."2021г. между ООО «Кастор Капитал» (агент) и ООО «РОА» (субагент) заключен договор на оказание субагентских услуг по страхованию  № "...", согласно предмету договора субагент от имени и по поручению агента за вознаграждение оказывает услуги по заключению и сопровождению договоров страхования.

Согласно п.2 указанного договора ООО «РОА» осуществляет поиск страхователей, проводит с ними переговоры  по согласованию условий и подготавливает к заключению договора страхования на условиях и по правилам агента, принимает заявления на добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев, заключает договоры страхования от имени  ООО «Кастор Капитал» и др.

При этом ООО «РОА» обязано знакомить страхователей с правилами и условиями страхования, действующими у ООО «Кастор Капитал», консультировать по всем интересующим их видам страхования.

 ООО «РОА» представило письменные пояснения, исходя из содержания которых, доведение до пассажира информации о Правилах добровольного страхования  и условиях страхования пассажиров от несчастных случаев осуществляется путем размещения соответствующих Правил на информационных стендах, расположенных непосредственно в кассовой зоне, а также путем  доведения указанной информации до сведения пассажира в устном порядке  со стороны кассира, осуществляемого до продажи билета и полиса.   

ООО «РОА» представило фотографии с изображением информационного стенда, расположенного в  зале автостанции «Железногорск»  на котором  размещены Правила добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев. 

Согласно письменным пояснениям ООО «РОА» общее количество кассиров ООО «РОА», составляет "..." человек, количество кассиров занимающихся оформлением страховых полисов ООО «РСО «ЕВРОИНС» на территории Курской области, составляет "..." человек.

Таким образом,  непосредственно реализацию полисов добровольного страхования осуществляют все билетные кассиры ООО «РОА».

Также ООО «РОА» представало   копию объяснительной записки от кассира ООО «РОА» "...", из содержания которой следует, что всем пассажирам, приобретающим билеты на автобус, предлагается приобрести полис добровольного страхования от несчастных случаев, разъясняются  правила страхования, а также информация о том,  что пассажиры могут лично ознакомиться с Правилами  страхования, размещенными на информационном стенде, и если пассажир заявляет  желание приобрести полис добровольного страхования, он распечатывается, и передается пассажиру вместе с билетом.

Из информации, представленной ООО «РОА», следует,  что продажа билетов на пригородные и междугородние рейсы осуществляется в кассах ООО «РОА», оборудованных автоматизированным рабочим местом кассира, в котором заложен функционал продажи дополнительных услуг - полиса добровольного страхования. Автоматизированной системой  выдается утвержденная форма полиса добровольного страхования пассажиров, которая распечатывается на кассовом аппарате и выдается пассажиру на кассовой ленте.  Оформление полиса на кассовой ленте, на которой осуществляется  также печать билета, обусловлено оптимизацией временных затрат на оформление соответствующей дополнительной услуги, оптимизацией финансовых затрат общества. ООО «РОА» указывает, что принятием и оплатой полиса страхователь подтверждает свое согласие заключить договор добровольного страхования на указанных в нем условиях.

Таким образом,  ООО «РОА» указывает, что пассажир при приобретении билетов на автобус на автовокзалах, автостанциях ООО «РОА» может добровольно, выразив соответствующее пожелание кассиру, приобрести полис добровольного страхования от несчастного случая на время поездки автомобильным транспортом.

Однако показания Заявителя свидетельствуют о навязывании пассажиру страховых услуг при приобретении билета, без согласия пассажира.

Кроме того, при анализе представленных пояснений и документов установлено, что на автостанциях ООО «РАО» созданы условия для навязывания услуг страхования неопределенному кругу потребителей.

Пассажир на автовокзале, автостанции, обращаясь в билетную кассу, планирует приобрести билет на автобус. Пассажир не предполагает и не планирует в кассе автовокзала приобретать какие-либо финансовые услуги, в том числе услуги страхования. Как свидетельствуют фотографии, представленные ООО «РОА», непосредственно на кассе, в кассовой зоне нет никакой информации о том, что в кассе пассажиру будут (или могут быть) предложены какие-либо страховые услуги.

В этой связи пассажир, пришедший в кассу купить билет, не имеет никаких причин идти сначала к информационному стенду, искать на нем Правила страхования.  Как видно из представленных  ООО «РСО «ЕВРОИНС» документов, указанные Правила страхования пассажиров от несчастных случаев ООО «РСО «ЕВРОИНС» с  приложениями (утв. приказом ООО «РСО «ЕВРОИНС» № "...".) представляют собой брошюру на 53 страницах. Ознакомление билетными кассирами ООО «РОА» всех пассажиров, обратившихся в кассу за приобретением автобусного билета, с указанными Правилами страхования не представляется возможным.

Из письменных пояснений, представленных ООО «РОА», следует, что согласно данных о совершенных операциях 17.08.2021г. кассиром "..." на автостанции г. Железногорск было продано "..." билета на автобус.

Время оформления билетным кассиром  одного  билета на автобус: при 8 часовом рабочем дне составляет 1,28 минуты; при  12 часовом рабочем дне  составляет 1,92 минуты.

Таким образом,  кассир по продаже билетов ООО «РОА» не имеет возможности знакомить пассажиров обратившихся в кассу за приобретением билета с  условиями страхования  и Правилами страхования пассажиров от несчастных случаев. 

 В соответствии с вышеуказанным договором на оказание субагентских услуг по страхованию, заключенному между ООО «Кастор Капитал» (агент) и ООО «РОА», субагент   от имени и по поручению агента за вознаграждение оказывает услуги по заключению и сопровождению договоров страхования. Согласно п. указанного договора и приложения №1 к договору ООО «Кастор Капитал» выплачивает ООО «РОА» вознаграждение от страховых премий, уплаченных по договорам добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев в размере "..."%. 

 Согласно информации, представленной ООО «РОА»  о количестве проданных билетов по маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области  в билетных кассах, оборудованных автоматизированной системой для оформления полиса добровольного страхования установлено следующее:

- в 2020г. количество проданных билетов с полисами добровольного страхования составляет  "..." билет;

- в 2021г. (за период с 01.01.2021г. по 01.09.2021г.) количество проданных  билетов с полисами добровольного страхования составляет  "..." билетов.

Также из информации, представленной ООО «РОА  о сумме выручки за реализованные полисы добровольного страхования следует, что:

-  в 2020 г. сумма выручки ООО «РОА» за реализованные полисы добровольного страхования составила "..." руб.;

- в 2021г. (за период с 01.01.2021г. по 01.09.2021г.) сумма выручки ООО «РОА» за   реализованные полисы добровольного страхования составила "..." руб.

Таким образом, вознаграждение ООО «РОА» за реализованные полисы добровольного страхования пассажиров составило:

- в 2020г.  в сумме "..."руб.;

- в 2021г. (за период с 01.01.2021г. по 01.09.2021г.)  в сумме "..." руб.

Таким образом, ООО «РОА» являясь субагентом ООО «Кастор Капитал»  и получая  субагентское  вознаграждение, заинтересовано в реализации большего числа страховых полисов добровольного страхования, так как соответственно возрастает субагентское вознаграждение  ООО «РОА».

Физические лица при покупке билета на пассажирский автобус не обязаны знакомиться с  какой-либо информацией, размещенной в помещении автовокзала (автостанции), в т.ч. с Правилами  добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев. Наличие в зале и  помещениях ожидания информационного стенда с информацией о Правилах добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, не является достаточным средством обеспечения добровольности приобретения полиса добровольного страхования.

  Из информации, представленной ООО «РОА», о количестве возвращенных билетов и полисов добровольного страхования следует, что:

- за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. покупателями автобусных билетов было возвращено "..." полисов добровольного страхования, сумма страховой премии, возвращенной страхователям, составила "..." руб.;

- за период с 01.01.2021г. по 01.09.2021г. покупателями автобусных билетов было возвращено "..." полисов добровольного страхования, сумма страховой премии, возвращенной страхователям, составила "..." руб.

Указанные сведения также подтверждают факт навязывания пассажирам услуг добровольного страхования со стороны  ООО «РОА».

Основным критерием добровольности страхования является волеизъявление гражданина на приобретение данной услуги.

Договоры страхования физических лиц от несчастных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий относятся к добровольному виду страхования.

 Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом молчание не является акцептом.

Таким образом, договор страхования пассажира при приобретении пассажиром билета в кассе заключается посредством предложения кассира заключить такой договор (оферта) и устного согласия (четкого и недвусмысленного волеизъявления) пассажира заключить такой договор (акцепт). Умолчание пассажира при приобретении билета не может быть расценено, как согласие заключить договор страхования.

Пассажир при приобретении билета не обязан по своей инициативе информировать кассира об отказе от заключения договора страхования. Информирование пассажира о возможности заключения договора страхования до оформления билета и полиса является обязанностью кассира и ООО «РОА».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

-  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 Действия (бездействие) ООО «РОА» по ненадлежащему информированию пассажиров, граждан о продаваемых в кассах автовокзалов, автостанций полисов добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, не обеспечению должного контроля за деятельностью кассиров по продаже полисов добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, навязывание услуг страхования при продаже билетов в кассах, могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

 Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «РОА» усматриваются признаки злоупотребления  доминирующим положением  и  нарушения п. 3, ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту,  занимающему доминирующее положение,  предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия),  которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.  

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

                                                       ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 Общество с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автостанций» о необходимости прекращения нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- размещения  в  кассовых  зонах продажи билетов, непосредственно над кассой (перед кассой) автовокзалов и автостанций, на которых осуществляет свою деятельность ООО «РОА», информации для пассажиров о том, что;

- пассажиру при покупке билета на автобус может быть предложено приобрести полис добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев;

- приобретение полиса добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев осуществляется пассажиром исключительно на добровольной основе;

-  до начала поездки пассажир может в любой момент отказаться от договора добровольного страхования: вернуть полис в любую кассу автовокзала, автостанции и получить сумму страховой премии в полном объеме;

 - издания распорядительного документа ООО «РОА» о недопущении сотрудниками ООО «РОА» действий по навязыванию физическим лицам услуги добровольного страхования при покупке билета на пассажирский автобус, в которой указанные физические лица не заинтересованы.

- доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников всех автовокзалов, автостанций, на которых осуществляет свою деятельность ООО «РОА»;

- обеспечения контроля за исполнением указанного распорядительного документа.

 Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 рабочих дней со дня получения ООО «РОА» настоящего предупреждения.

            Согласно ч.5 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением  предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 "..."                                                                           "..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны