Предупреждение б/н Предупреждение в отношении АО «Концерн Росэнергоатом» от 26 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

22 апреля 2016  года                                                                                                          г.Курск

 

            Курским УФАС России при рассмотрении заявления ООО «Жилищное строительство» (г.Курчатов, ул.Молодежная, д.9, офис 6) с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия АО «Концерн Росэнергоатом» (г.Москва, ул.Ферганская, 25) в лице филиала «Курская атомная станция» (г.Курчатов, Промзона, АБК-1) (далее также — Курская АЭС), выразившиеся в отказе от заключения договора теплоснабжения в паре в отношении завода крупнопанельного домостроения, расположенного по адресу г.Курчатов, промзона, установлено следующее.

            ООО «Жилищное строительство» письмами (исх.№18 от 01.07.2014г., исх.№124 от 21.07.2014г, ) обратилось в филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» для заключения договора теплоснабжения в паре в отношении завода крупнопанельного домостроения, расположенного по адресу г.Курчатов, промзона, находящего у общества в аренде.

            Курская АЭС письмами (исх.№102-05/17440 от 13.08.2014г., исх.№102-05/18105 от 19.08.2014г.)  предложила обществу подтвердить тепловые нагрузки и объемы пара, сообщить сведения о приборе учет а также выдала технические условия, в которых указала место присоединения для подачи пара на завод — задвижка П-21 в ПРК точка  2ТТ-13, и сообщила какие работы необходимо произвести для подачи тепловой энергии в виде пара на теплопотребляющие установки завода.

            ООО «Жилищное строительство» письмом (исх.№18 от 15.10.2014г.) направило в Курскую АЭС уточненные тепловые нагрузки с учетом требований теплоснабжающей организации об их увеличении, и сообщило о приобретении теплосчетчика и ориентировочных сроках его установки.

            Курская АЭС письмом (исх.№102-05/22731 от 22.10.2014г.) сообщило о необходимости представления недостающих сведений для заключения договора (об имеющихся приборах учета, о тепловой нагрузке по каждой теплопотребляющей установке с приложением технической документации, копий правоустанавливающих документов), и для подачи пара (программы подключения, акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, акта готовности к отопительному периоду).

            ООО «Жилищное строительство» письмом (исх.№19 от 29.10.2014г.) направило в Курскую АЭС запрошенные письмом (исх.№102-05/22731 от 22.10.2014г.) сведения (копию паспорта на трубопровод, копию технических паспортов на камеры тепловой обработки, копии правоустанавливающих документов (копии договоров аренды №1407002 от 07.07.2014г. и №1407004 от 07.07.2014г.).

            Курская АЭС письмом (исх.№102-05/24428 от 21.11.2014г.) сообщило ООО «Жилищное строительство» о том, что по результатам осмотра паропровода от 2ТТ-13 до 2ТТ-18, посредством которого планировалась поставка пара на завод, установлена необходимость проведения технической диагностики в связи с отсутствием его эксплуатации с 2009 года, и предложило новые технические условия подключения к коллектору от задвижек П-20 ПРК Курской АЭС. Также Курская АЭС посчитала представленные обществом письмом (исх.№19 от 29.10.2014г.) документы недостаточными для заключения договора и повторно предложила направить удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов, разрешение на ввод в эксплуатацию, акты готовности теплоустановок.

            ООО «Жилищное строительство» письмом (исх.№22 от 21.11.2014г.) просило Курскую АЭС технические условия оставить прежними по причине уже проведенной в соответствии с ними объемной дорогостоящей работе по ремонту паропровода от точки 2ТТ-13 на теплопотребляющие установки завода. Письмом от 27.11.2014г. (исх.№23) ООО «Жилищное строительство» сообщило Курской АЭС о том, что готово восстановить на ПРК участок паропровода до задвижки П-21, и что все запрошенные документы для заключения договора согласованы со всеми службами и переданы в ПТО.

            Курская АЭС письмом (исх.№102-05/25586 от 09.12.2014г.) сообщила ООО «Жилищное строительство», что проведение работ по восстановлению паропровода невозможности в связи со строительно-монтажными работами на аккумуляторном баке №1, завершение которых планируется в 1-м квартале 2016 года. Кроме того, Курская АЭС указала на отсутствие в представленных обществом для заключения договора теплоснабжения в паре: копий правоустанавливающих документов на паропровод протяженностью 820 м (от завода до задвижки П-21); копии паспорта на указанный паропровод; копии разрешения на ввод объектов в эксплуатацию; копии разрешения на допуск в эксплуатацию теплопотребляющих установок, в случае если они не являются объектом капитального строительства.

            ООО «Жилищное строительно» в письме (исх.№27 от 03.02.2015г.) указало, что паропровод находится у общества в соответствии с договором аренды, заключенным с ООО «КПД», документация о вводе в эксплуатацию паропровода находится в УКС Курской АЭС.

            Курская АЭС письмом (исх.№102-05/2590 от 10.02.2015г.) сообщило, что необходимые для заключения договора документы, запрошенные письмом (исх.№102-05/25586 от 09.12.2014г.), от ООО «Жилищное строительство» не поступили.

            ООО «Жилищное строительство» письмом (исх.№31 от 01.04.2015г.) направило Курской АЭС запрошенные письмом (исх.№102-05/25586 от 09.12.2014г.) документы: копию паспорта на трубопровод, копию технических паспортов на камеры тепловой обработки, копии правоустанавливающих документов (копии договоров аренды №1407002 от 07.07.2014г. и №1407004 от 07.07.2014г.).

            Курская АЭС письмом (исх.№102-05/7412 от 24.04.2015г.) сообщила ООО «Жилищное строительство» о необходимости представления документов, подтверждающих право собственности на объекты теплосетевого хозяйства.

            ООО «Жилищное строительство» письмом (исх.№34 от 18.05.2015г.) сообщило Курской АЭС, что в подтверждение факта владения объектами теплосетевого хозяйства ранее также напавлялась справка о балансовой принадлежности паропровода протяженностью 820 м от КПД по задвижки П-21.

            Курская АЭС в письме (исх.№102-05/8936 от 22.05.2015г.) указало ООО «Жилищное строительство», что справка не является правоустанавливающим документов. Письмом от 17.06.2015г. (исх.№102-05/10060) Курская АЭС уведомила ООО «Жилищное строительство» об отказе от заключения договора теплоснабжения в паре.

            Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

            Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

            В соответствии со статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Курская АЭС, оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

            По этой причине Курская АЭС при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. К такому исключению, в частности, относится публичный договор, а также договоры на товары (работы, услуги), предоставляемые доминирующими хозяйствующими субъектами.

Согласно частям 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Теплоснабжение является разновидностью энергоснабжения, в связи с чем на возникающие в этой сфере правоотношения распространяются положения ст.426 ГК РФ.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующий хозяйствующий субъект обязан заключать договоры с обратившимися к нему покупателями (заказчиками) при наличии экономической и технологической возможности производства или поставок соответствующего товара, за исключением случаев, когда отказ в заключении договора прямо предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, ст.426 ГК РФ и ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» определен исчерпывающий перечень оснований для отказа монополиста в заключении договора теплоснабжения.

Курская АЭС имеет статус субъекта естественной монополии и на рынке оказания услуг теплоснабжения занимает доминирующее положение. Согласно положения о филиале ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС» одним из основных видов деятельности филиала является производство и передача тепловой энергии.

В этой связи на деятельность Курской АЭС в сфере теплоснабжения распространяются требования гражданского законодательства о публичности договоров и установленные антимонопольным законодательством запреты.

Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со статей 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

            Согласно ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть,  применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 кодекса.

            В соответствии со статьей 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

            Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 (далее - Правила), установлен порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

            Согласно пункта 35 Правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

            полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

            место нахождения организации (место жительства физического лица);

            место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

            тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

            договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

            срок действия договора;

            сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

            сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

            расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

            банковские реквизиты;

            сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

            Пунктом 36 Правил предусмотрено, что к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

            удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

            устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

            документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

            разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

            акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

            Как установлено Управлением, основанием для отказа Курской АЭС от заключения договора теплоснабжения с ООО «Жилищное строительство» явилось непредставление обществом в теплоснабжающую организацию предусмотренных пунктом 36 Правил документов, а именно свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты теплосетевого хозяйства, посредством которых должно осуществляться теплоснабжение завода.

            Такой отказ Курской АЭС является незаконным по той причине, что пункт 36 Правил устанавливает требование о представлении документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки. Кроме того, из содержания пункта 36 Правил следует, что такие документы представляются при наличии.

            При этом согласно имеющихся в Управлении документов, ООО «Жилищное строительство» в Курскую АЭС неоднократно направлялись документы, свидетельствующие о нахождении у общества объектов теплосетевого хозяйства на праве аренды, то есть подтверждающие иное законное право потребителя на соответствующие сооружения.

            При таких обстоятельствах в действиях Курской АЭС усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в отказе от заключения договора теплоснабжения в паре с ООО «Жилищное строительство» в отношении завода крупнопанельного домостроения, расположенного по адресу г.Курчатов, промзона, по основаниям, не предусмотренным законом (иным правовым актом).

            В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

            1. АО «Концерн Росэнергоатом» (г.Москва, ул.Ферганская, 25) в лице филиала «Курская атомная станция» (г.Курчатов, Промзона, АБК-1) в срок до 20 мая 2016 года необходимо устранить признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего рассмотреть заявку ООО «Жилищное строительство» (г.Курчатов, ул.Молодежная, д.9, офис 6) о заключении договора теплоснабжения в паре в отношении завода крупнопанельного домостроения, расположенного по адресу г.Курчатов, промзона, в порядке, установленном действующим законодательством.

            2. АО «Концерн Росэнергоатом» (г.Москва, ул.Ферганская, 25) в лице филиала «Курская атомная станция» (г.Курчатов, Промзона, АБК-1) представить доказательства выполнения предупреждения в Курское УФАС России в срок до 27 мая 2016 года.

 

Руководитель УФАС по Курской области,

государственный советник РФ 2 класса                                                                     Ю.А. Комов

Связанные организации

Связанные организации не указаны