Предупреждение б/н Предупреждение о прекращении действий, которые содержат приз... от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

21 сентября 2015 года                                                                                                        г.Курск

 

Курским УФАС России при рассмотрении заявления гр-ки <...> (вх.№ <...> от <...>) с жалобой на действия ПАО «МРСК Центра» (<...>) в лице филиала «Курскэнерго» (<...>) (далее — ПАО «МРСК Центра»), выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенного по адресу: <...>, установлено следующее.

По имеющейся у Курского УФАС России документированной информации, гр-ке Казимовой Л.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с хозяйственной постройкой, расположенный по адресу: <...>.

08.08.2014г. гр-ка <...> обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, максимальная мощность которых составляет 7 кВт.

02.09.2014г. между гр-кой <...> и ПАО «МРСК Центра» был заключен договор №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>.

23.12.2014г. гр-ка <...> обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявлением о расторжении договора №<...> от 02.09.2014г.

Договор №<...> от 02.09.2014г. был расторгнут по соглашению сторон 10.02.2015г.

18.02.2015г. гр-ка <...> обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>, максимальная мощность которых составляет 15 кВт.

24.02.2015г. ПАО «МРСК Центра» направило в адрес гр-ки <...> подписанный со своей стороны договор №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>.

Гр-ка <...> подписанный со своей стороны договор №<...> от 24.02.2015г. в ПАО «МРСК Центра» не представила.

В этой связи, ПАО «МРСК Центра» 18.05.2015г. (письмо исх.№ <...>) уведомило гр-ку <...> о том, что ее заявка от 18.02.2015г. на технологическое присоединение к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>, аннулирована.

Гр-ка <...> направила в ПАО «МСРК Центра» заявление о заключении договора №<...> от 24.02.2015г. в иной редакции (письмо вх.№ <...>), а именно о внесении изменений в п.11.1 технических условий к указанному договору.

ПАО «МРСК Центра» отказало гр-ке <...> во внесении изменений в договор №<...> от 24.02.2015г. в связи с истечением 60-дневного срока рассмотрения гр-кой <...> оферты указанного договора.

В этой связи, 19.06.2015г. гр-ка <...> снова обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>, максимальная мощность которых составляет 15 кВт.

26.06.2015г. ПАО «МРСК Центра» направило в адрес гр-ки <...> подписанный со своей стороны договора №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...> <...>.

В п.11.1 технических условий к договору №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, (далее — технические условия) ПАО «МРСК Центра» (как и в прежней редакции договора) включило требования об установке прибора учета  электрической энергии во вводном пункте учета (ВПУ) наружной установки. ВПУ подлежит установке на границе земельного участка (ГЗУ). ВПУ разместить на конструкции, установленной со стороны «красной линии», на высоте 0,8-1,7 м. На данной конструкции установить анкерный кронштейн и натяжной зажим (для крепления провода СИП ответвления) на высоте не менее 3 м от поверхности земли. Разрешающая нагрузка конструкции должна быть не менее 400 даН.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

С учетом величины максимальной мощности (15 кВт), указанной в заявке на технологическое присоединение хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, гр-ка <...>, как заявитель, соответствуете критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

П. 19 Правил технологического присоединения установлено, что запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 (далее - Основные положения).

Согласно пункту 147 Основных положений  места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. При этом этой же нормой установлено, что согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

Таким образом, сетевая организация не вправе в технических условиях самостоятельно, без согласования с потребителем определять место установки прибора учета электрической энергии потребителем либо требовать в одностороннем порядке от потребителя согласования с сетевой организацией  места установки прибора учета и его характеристик.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

При определении наличия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики или в ином месте следует учитывать положения главы 1.5 «Учет электроэнергии» Правил устройства электроустановок (Шестое издание), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ).

Так, в соответствии с пунктом 1.5.27 ПУЭ, счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 оC. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 оC.

Учитывая изложенное, в случае если техническими условиями на технологическое присоединение предусмотрена обязанность заявителя по установке прибора учета электрической энергии, то место его установки определяется заявителем самостоятельно с обязательным соблюдением требований пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и главы 1.5  Правил устройства электроустановок (Шестое издание), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003).

Таким образом, исходя из системного толкования п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), п.25.1 Правил технологического присоединения, п.144 Основных положений, постановления Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года, а также разъяснений ФАС России от 06.05.2014г. «По вопросу места установления прибора учета», заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии в пределах своего земельного участка.

В этой связи, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Указанные ПАО «МРСК Центра» в п. 11.1 технических условий требования не соответствуют Основным положениям, устанавливающим для граждан право выбора места установки приборов учета электрической энергии, а также являются невыгодными для гр-ки <...> по следующим основаниям.

По причине включения в технические условия требований об установке прибора учета  электрической энергии во вводном пункте учета (ВПУ) наружной установки на высоте 0,8-1,7 м гр-ка <...> лишена предоставленного ей законом права выбора и будет вынуждена приобрести все перечисленное в п.11.1 оборудование, а также провести работы по его монтажу и установке,  что повлечет для гр-ки <...> дополнительные финансовые затраты.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ПАО «МРСК Центра», включив в договор №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, не соответствующие требованиям действующего законодательства условия, самостоятельно определило для заявителя место установки прибора учета электрической энергии, что может повлечь дополнительные расходы для потребителя, является невыгодным для гр-ки <...> и ущемляет ее законные права и интересы.

ПАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 28.04.2009г. №73).

По этой причине ПАО «МРСК Центра» при осуществлении деятельности по технологическому присоединению энергетических установок юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ПАО «МРСК Центра» по включению в технические условия к договору №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>,  не соответствующих требованиям действующего законодательства условий, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

1. ПАО «МРСК Центра» (<...>) в лице филиала «Курскэнерго» (<...>) в срок до 09 октября 2015 года необходимо устранить признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего привести п.11.1 технических условий к договору №<...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...>, в соответствие с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442.

2. ПАО «МРСК Центра» представить доказательства выполнения предупреждения в Курское УФАС России в срок до 16 октября 2015 года.

 

 

ВРИО руководителя -

начальник отдела товарных и финансовых рынков

Курского УФАС России                                                                                                         <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны