Решение №046/07/5-268/2020 Решение 046/07/5-268/2020 от 20 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в составе:
"..."
рассмотрев обращение организатора закупки – АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» (посредством видеоконференцсвязи по ссылке http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=139071&confpass=3935) о включении сведений (информации) в отношении ООО «Витаимпэкс» (142714, Россия, Московская обл., Ленинский р-н, с. Молоково, ул. Школьная, д.179, ком. 30, ИНН 5003122493) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО «Витаимпэкс» от заключения договора на поставку фрез дисковых (код по ОКПД 2: 25.73.40.160 – Фрезы) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства), в отсутствии представителей АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция», ООО «Витаимпэкс» (уведомлены о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 08.05.2020 г. поступило обращение организатора закупки – АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» о рассмотрении сведений о включении (не включении) информации в отношении ООО «Витаимпэкс» (142714, Россия, Московская обл., Ленинский р-н, с. Молоково, ул. Школьная, д.179, ком. 30, ИНН 5003122493) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО «Витаимпэкс» от заключения договора на поставку фрез дисковых (код по ОКПД 2: 25.73.40.160 – Фрезы) (запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
Данное обращение АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» направлено в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211 (далее – Правила).
Согласно доводам организатора закупки – АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция», ООО «Витаимпэкс» уклонилось от заключения договора по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Изучив представленные организатором торгов документы Комиссия Курского УФАС России установила следующее.
16.01.2020 г. в Единой Электронной Торговой Площадке (ЕЭТП) в сети «Интернет» было опубликовано извещение № 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключение договора на поставку фрез дисковых, начальная максимальная цепа (НМЦ) составила 4 170 830 руб. 00 коп. с НДС, заказчик (организатор торгов) филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция».
Запрос котировок проводился в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 09.10.2019 года № 121), с учетом приказа генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 г. № 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 01.08.2019 г. № 1/787-П).
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии №2-1072-20 от 14.02.2020 г. победителем признан участник запроса котировок ООО «Витаимпэкс» с ценой заявки 3 850 004 руб. 00 коп. с НДС.
19.02.2020 в адрес Арбитражного комитета АО «Концерн Росэнергоатом» поступила жалоба участника запроса котировок ООО «АДК Трэйд» на действия филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании уведомления Арбитражного комитета АО «Концерн Росэнергоатом» о принятия к рассмотрению жалобы проведение процедуры закупки № 32008768874 было приостановлено. 06.03.2020 г. Арбитражный комитет АО «Концерн Росэнергоатом» признал жалобу ООО «АДК Трэйд» необоснованной, заключение Арбитражного комитета АО «Концерн Росэнергоатом» №9-АК/22-Пр было изготовлено 13.03.2020 г.
16.03.2020 г. филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция», после снятия блокировки с процедуры закупки, была возобновлена работа по заключению договора.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно п. 18 Извещения № 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме договор по результатам закупки заключается в течение 20 рабочих дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП итогового протокола.
17.03.2020 г. в адрес филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» победителем запроса котировок ООО «Витаимпэкс» было направлено письмо № 02/17 об отказе от заключения договора.
В соответствии со ст. 9.5 ЕОСЗ, п. 13.3. ч. 2. Закупочной документации в случае прямого письменного отказа победителя закупки от заключения договора заказчик направляет предложение о включении сведений о таком лице в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков, ведущийся в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
15.05.2020 г. в адрес Курского УФАС Росси поступили письменные пояснения ООО «Витаимпэкс» по факту отказа от заключения договора.
ООО «Витаимпэкс» указывает, что организация была признана победителем запроса котировок в электронной форме 14.02.2020 г., однако 19.02.2020 г. в адрес Арбитражного комитета АО «Концерн Росэнергоатом» поступила жалоба другого участника закупки, проведение закупки было приостановлено.
Согласно п. 6 Извещения № 32008768874 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме срок поставки продукции был установлен до 31.03.2020 г.
В связи с поступившей в Арбитражный комитет АО «Концерн Росэнергоатом» жалобы участника закупки и приостановкой проведения закупки 25.02.2020 г. ООО «Витаимпэкс» направило в адрес филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» письмо № 03/25 о продлении сроков поставки, однако организатор закупки – АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» сроки не изменил.
Уведомление о заключении договора и снятии блокировки с процедуры закупки было направлено в адрес ООО «Витаимпэкс» 16.03.2020 г., в период пандемии, вызванной распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, возможность поставки продукции из Европы у ООО «Витаимпэкс» отсутствовала, о чем общество уведомило организатора закупки – АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция».
Согласно совместному разъяснению Минфина России, МЧС России и ФАС России распространение распространением новой короновирусной инфекции COVID-19 носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
По смыслу нормы ч. 2 ст. 4 ФЗ «О закупках» информация об участнике закупки включается в РНП только в случае, если такой участник уклонился от заключения договора, а также в случае, если договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
ФЗ «О закупках» не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001г. №13-П и от 21.11.2002г. №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ «О закупках», Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 №10 - П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В рассматриваемом случае Комиссия Курского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО «Витаимпэкс» в реестр недобросовестных поставщиков. При указанных обстоятельствах, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств и сведений о недобросовестном поведении ООО «Витаимпэкс» при осуществлении действий, направленных на отказ от подписания договора по результатам Запроса котировок.
Таким образом, ООО «Витаимпэкс» не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, а также на основании имеющихся
документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Основания для включения сведений об ООО «Витаимпэкс» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», отсутствуют.