Решение б/н Решение от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/01/11-402/2020

 

Резолютивная часть решения

 

 

рассмотрев дело № 046/01/11-402/2020 по признакам нарушения Ассоциацией «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» ч. 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», », в присутствии директора Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» , представителя  без доверенности, в присутствии представителя ООО ЧОП «РАСТ» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области из Федеральной антимонопольной службы (вх. № 1793 от 06.04.2020 г.) поступило обращение ООО ЧОП «РАСТ» о признаках нарушения, по мнению заявителя, антимонопольного законодательства в действиях Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области», членов данной Ассоциации при закупках услуг по охране для государственных и муниципальных нужд.

 

В ходе рассмотрения дела Курским УФАС России затребована документированная информация и письменные пояснения у ООО ЧОП «РАСТ», Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области», АО «Единая электронная торговая площадка», OOO «РТС-тендер», ЗАО «Сбербанк – АСТ» в целях установления наличия/отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

 

По результатам рассмотрения заявления ООО ЧОП «РАСТ», приложенных к нему материалов, а также документов и информации, полученных в ходе рассмотрения дела, было установлено следующее.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками; некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

Таким образом, Ассоциация «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» является некоммерческой организацией.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

В ответ на запрос Курского УФАС России Ассоциация «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» представила копию Устава Ассоциации и копию Кодекса корпоративной этики Ассоциации.

Согласно ч. 2.2. Устава Ассоциации одними из предметов её деятельности являются координация практической деятельности членов Ассоциации, координация деятельности членов Ассоциации в вопросах реализации экономических и социальных программ в сфере частной охранной деятельности и обеспечение безопасности.

 В соответствии с ч. 4.2. Устава Ассоциации члены Ассоциации обязаны выполнять требования устава, в том числе в части координации деятельности членов Ассоциации.

Частью 2 Кодекса корпоративной этики Ассоциации установлено, что одной из целей Ассоциации является координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации.

Согласно ч. 4 Кодекса корпоративной этики Ассоциации вопросы участия участников Ассоциации в торгах рассматриваются руководством Ассоциации, при участии в торгах к членам Ассоциации необходимо проявлять корректность и взаимоподдержку, придерживаться экономически обоснованных цен, за разрешением спорных вопросов при участии в торгах обращаться к дирекции Ассоциации.

В соответствии с ч. 1 Кодекса корпоративной этики Ассоциации члены Ассоциации не вправе принимать решения или осуществлять какие-либо действия, которые идут вразрез с корпоративными ценностями и могут нанести ущерб деловой репутации, вступая в Ассоциацию, ее члены принимают и разделяют принципы, установленные Кодексом корпоративной этики Ассоциации.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

В соответствии с п. 14 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

Исходя из изложенного, ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено обязательное наступление одного из негативных последствий, поименованных в частях 1 - 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

В частности, п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлены негативные последствия, к которым приводит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов:

- установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

 

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Таким образом, из буквального толкования ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности должна приводить к последствиям, указанным в частях 1 - 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Как было указано выше, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушения ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо установить в совокупности как факт координации экономической деятельности со стороны ответчика, так и реальные негативные последствия, указанные в частях 1 - 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», которые наступили в результате такой координации.

Членами Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» являются 12 хозяйствующих субъектов, а именно: ООО ЧОП «Скала», ООО ЧОП «Курский центр охраны и безопасности», ООО ЧОП «Олимп», ЧУ ДПО УЦ «Гарантия-плюс», ООО ЧОП «Медведь+», ООО ЧОО «Символ», ООО ЧОО «Центр», ООО ЧОП «Газпрофбезопасность», ООО ЧОП «Дозор», ООО ЧОП «Защита», ЧЩУ ДПО «Динамо», ФГБОУ ВПО «ЮЗГУ».

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Члены Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» ООО ЧОП «Скала», ООО ЧОП «Курский центр охраны и безопасности», ООО ЧОП «Олимп», ООО ЧОП «Медведь+», ООО ЧОО «Символ», ООО ЧОО «Центр», ООО ЧОП «Газпрофбезопасность», ООО ЧОП «Дозор», ООО ЧОП «Защита» осуществляют деятельность частных охранных служб на территории г. Курска и Курской области, , являются конкурентами, абсолютно самостоятельными участниками рынка, которые должны действовать на рынке самостоятельно, состязаться между собой за привлечение потребителей с целью получения прибыли на рынке частных охранных служб.

В ходе анализа общедоступной информации, размещенной в сети Интернет на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, Курским УФАС России установлено следующее.

ООО ЧОП «Олимп» было единственным участником следующих электронных аукционов: № 0344300023319000172 и № 0344300023318000126 (заказчик – ОБУЗ «Курская городская больница № 2» Комитета здравоохранения Курской области); № 0344200027719000005, № 0344200027719000018 и № 0344200027719000031 (заказчик – ОКУ «Гараж Администрации Курской области»); № 0144200002419000064 (заказчик - ОБУК «Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина»); № 0144200002419001708 (заказчик – ОКУ «Управление делами Администрации Курской области»); № 0144200002419000603 (заказчик - ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи» Комитета здравоохранения Курской области); № 0244100000319000012 и № 0244100000319000001 (заказчик – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курчатове); № 0344200004319000009 (заказчик – ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области). Государственные контракты заключены с минимальным снижением НМЦК. Иные члены Ассоциации не принимали участия в торгах.

ООО ЧОП «Олимп» и ООО ЧОП «Защита» при участии в электронных аукционах № 0144200002418000557 и № 0144200002418001135 (заказчик - ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи» Комитета здравоохранения Курской области), № 0344300021818000382 (заказчик – ОБУЗ «Курская городская больница № 6» Комитета здравоохранения Курской области), № 0244100001318000020 (заказчик - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске), № 0344200012719000001 (заказчик – ОБУЗ «Областной детский санаторий») фактически отказались от конкуренции, не состязались между собой, государственные контракты были заключены с ООО ЧОП «Олимп», снижение НМЦК составило не более 1 %.

ООО ЧОП «Защита» подано единственное ценовое предложение при участии в электронных аукционах № 0344300021819000179 и № 0344300021819000357 (заказчик – ОБУЗ «Курская городская больница № 6» Комитета здравоохранения Курской области), № 0244100001319000007 (заказчик - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске), № 0344200012719000030 (заказчик – ОБУЗ «Областной детский санаторий»), № 0244400000119000005 и № 0244400000120000003 (заказчик - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щигры).

ООО ЧОО «Центр» было единственным участником следующих электронных аукционов: № 0344300030518000098, № 0344300030519000043, № 0344300030519000042 (заказчик - ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи» Комитета здравоохранения Курской области); № 0344200010718000354, № 0344200010719000033, № 0344200010719000170, № 0344200010720000002 и 0144200002419000873 (заказчик - ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница им. Святого великомученика и целителя Пантелеимона»); № 0344300052719000009, № 0344300052719000056, № 0344300052719000103 (заказчик - ОБУЗ «Курская городская больница № 1 им. Николя Сергеевича Короткова» Комитета здравоохранения Курской области); № 0144300004019000840 и № 0144300004019000670 (заказчик – МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Администрации г. Курска»). Государственные контракты заключены с минимальным снижением НМЦК. Иные члены Ассоциации не принимали участия в торгах.

ООО ЧОО «Символ» было единственным участником следующих электронных аукционов: № 0344300030518000098 (заказчик - ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи» Комитета здравоохранения Курской области), № 0344200015519000164 (заказчик - ОБУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» Комитета здравоохранения Курской области), № 0144200002419000072 (заказчик - ОБУЗ «Офтальмологическая клиническая больница – офтальмологический центр» Комитета здравоохранения Курской области). Государственные контракты заключены с минимальным снижением НМЦК. Иные члены Ассоциации не принимали участия в торгах.

ООО ЧОП «Скала» подано единственное ценовое предложение при участии в электронном аукционе № 0244400000219000017, заказчик - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске, государственный контракт заключен с минимальным снижением НМЦК.

В рамках рассмотрения дела Курским УФАС России в адрес электронных торговых площадок АО «Единая электронная торговая площадка», OOO «РТС-тендер», ЗАО «Сбербанк – АСТ» были направлены запросы о предоставлении необходимой для рассмотрения дела информации об электронных процедурах, участниками которых являлись члены Ассоциации.

Электронные торговые площадки представили затребованную Курским УФАС России информацию, в том числе даты и время подачи заявок, IP-адреса подачи заявок, данные ЭЦП пользователей, подписавших заявки, данные ЭЦП пользователей, подававших ценовые предложения, данные ЭЦП пользователей, подписавших контракты (со стороны победителя); IP-адреса и время подписания контрактов.

При анализе вышеуказанной информации Курским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе согласованных действий, единой стратегии поведения участников Ассоциации, не установлено.

Таким образом, признаков координации Ассоциацией действий ее членов при участии в торгах не установлено.

Ассоциацией в ходе рассмотрения дела были представлены все необходимые пояснения и документы, затребованные Курским УФАС России, в том числе все протоколы общих собраний членов Ассоциации, в ходе рассмотрения которых антимонопольным органом установлено следующее.

Так, в соответствии с п. 1, п. 2 Протокола общего собрания членов Ассоциации от 22.09.2016 г. № 3 было принято решение о принятии единых правил участия в госзакупках для членов Ассоциации, избран ответственный по торгам в Ассоциации – Мезенцев А.Н.

Однако, согласно п.4 Протокола общего собрания членов Ассоциации от 25.02.2020 г. № 12 было принято решение об отмене решения п. 2 Протокола общего собрания членов Ассоциации от 22.09.2016 г. № 3 об избрании ответственного по торгам.

Более того, согласно пояснениям и информации, представленных Ассоциацией, ответственный по торгам в Ассоциации более не избирался, единые правила участия в госзакупках для членов Ассоциации утверждены не были.

Таким образом, установлено, что с 25.02.2020 г. в Ассоциации ответственнный по торгам не избирался, а в материалах дела отсутствуют доказательства. подтверждающие установление единых правил участия в госзакупках для членов Ассоциации

15.09.2020 г. в адрес Курского УФАС России поступили письменные пояснения, информация и документы от Ассоциации, свидетельствующие о том, что 11.09.2020 г. Ассоциацией в Управление Министерства юстиции РФ по Курской области представлены документы для государственной регистрации изменений в учредительных документах Ассоциации.

Ассоциация представила комиссии Курского УФАС России Протокол общего собрания членов Ассоциации от 09.09.2020 г. № 14, в соответствии с которым Устав Ассоциации и Кодекс корпоративной этики Ассоциации утверждены в новой редакции.

При анализе Курским УФАС России Устава Ассоциации в новой редакции и Кодекса корпоративной этики Ассоциации в новой редакции установлено, что из вышеуказанных документов Ассоциации исключены положения, предусматривающие координацию предпринимательской деятельности членов Ассоциации, единые правила участия членов Ассоциации в торгах.

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что Устав Ассоциации в новой редакции и Кодекс корпоративной этики Ассоциации в новой редакции не содержат положений, нарушающих антимонопольное законодательство.  

В соответствии с ч. 5 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России, утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, для целей применения ч. 5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо установить согласование действий хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться не столько в установлении правил поведения, сколько в доведении их до координируемых субъектов и обеспечении контроля за соблюдением указанных правил.

В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие установления Ассоциацией в своих внутренних документах положений, предусматривающих координацию Ассоциацией деятельности ее членов, в том числе при участии в торгах.

Однако, доказательств, подтверждающих доведение единых правил до координируемых субъектов (членов Ассоциации), обеспечение контроля за соблюдением указанных правил, фактов, подтверждающих наступление негативных последствий, к которым приводит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в ходе рассмотрения дела не добыто.

Ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 23, ст. 41, ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу № 046/01/11-402/2020 по признакам нарушения Ассоциацией «Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Курской области» ч. 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны