Предупреждение б/н Предупреждение 02-02/2022 от 11 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-02/2022

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Курское УФАС России 11.10.2021 г. из Прокуратуры Медвенского района Курской области поступили сведения о признаках нарушения Администрацией поселка Медвенка Медвенского района Курской области требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») при заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.09.2021 г. с ГУПКО «Курскоблжилкомхоз».

В ходе рассмотрения антимонопольным органом сведений и материалов, поступивших из Прокуратуры Медвенского района Курской области, документов и информации, представленных Администрацией поселка Медвенка Медвенского района Курской области, Курским УФАС России установлено следующее.

20.09.2021 г. Администрацией поселка Медвенка Медвенского района Курской области с ГУПКО «Курскоблжилкомхоз» был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – теплосетевым хозяйством с целью использования в производственных целях для теплоснабжения поселка Медвенка Медвенского района Курской области, сроком с 20.09.2021 г. по 30.04.2022 г.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. « 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

 

Согласно ч. 3 ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 

Как следует из приложения № 1 к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.09.2021 г., объекты теплоснабжения, расположенные на территории поселка Медвенка Медвенского района Курской области, введены в эксплуатацию в период с 1970 г. по 2019 г. В этой связи, передача права пользования указанными объектами коммунального хозяйства возможна, согласно ч. 3 ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении», только в рамках концессионного соглашения.

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях»), концессионное соглашение может быть заключено только по результатам проведенных торгов, за исключением случаев, указанных в ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Согласно письменных пояснений Администрации от 08.12.2021 г. вх. № 6781 торги на передачу права пользования указанным имуществом органом местного самоуправления в 2021 г. не проводились.

Администрацией не представлены сведения и документы, подтверждающие наличие условий, предусмотренных ст.37 ФЗ «О концессионных соглашениях», при наступлении которых возможна передача объектов теплоснабжения без проведения конкурентной процедуры отбора концессионера, торги на право заключения соответствующего договора органом местного самоуправления также не были проведены.

Таким образом, установленный законом порядок передачи прав на муниципальное имущество (объекты теплоснабжения поселка Медвенка Медвенского района Курской области) Администрацией поселка Медвенка Медвенского района Курской области не соблюден.

 

Согласно ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе к созданию дискриминационных условий.

 

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов, а также без наличия законных оснований для передачи такого имущества без торгов, создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

Кроме того, учитывая особенности данного вида муниципального имущества как ограниченного ресурса, предоставление его в пользование без проведения торгов может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Действия по заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении объектов системы теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов на право заключения этих договоров, без наличия законных оснований для передачи такого имущества без торгов, а также без соблюдения требований ФЗ «О концессионных соглашениях», содержат признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Данная правовая позиция подтверждается письмом ФАС России от 26.02.2018 г. № ВК/12509/18.

 

На территории Курской области услуги по теплоснабжению осуществляют несколько хозяйствующих субъектов (ООО «Энерго – Сервис», АО «Теплоэнергосбытовая компания», ООО «Южная генерирующая компания», МУП «Районное коммунальное хозяйство», ООО «Тепло Плюс», МУП ЖКХ «Родник», ООО «ПРОМ-ЭНЕРГО-СЕРВИС», ПАО «Квадра» филиал «Курская генерация», ООО «Курские внешние коммунальные сети» и т.д.), которые могли бы состязаться за право аренды соответствующего имущества.

 

В связи с тем, что отбор пользователей указанного муниципального имущества проводился органом местного самоуправления не в порядке, установленном Законом, а произвольно, действия Администрации поселка Медвенка Медвенского района Курской области по передаче права пользования 35 объектами теплоснабжения, расположенными на территории сельского поселения, хозяйствующему субъекту - ГУПКО «Курскоблжилкомхоз» без проведения торгов, содержат признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», так как могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Кроме того, несоблюдение органом местного самоуправления требования о передаче объектов теплоснабжения исключительно по концессионным соглашениям приводит к ущемлению прав неопределенного круга потребителей, поскольку не обеспечивает привлечения инвестиций в регион, реконструкцию и замену сетей и иных объектов водоснабжения в порядке, предусмотренном законодательством о концессиях.

 

В соответствии с ч.1 и 2 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Администрацию поселка Медвенка Медвенского района Курской области (307030, Курская область, Медвенский район, п. Медвенка, ул. Певнева, д. 2, ИНН 4615002360, ОГРН 1024600733981) о необходимости прекращения нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем принятия мер по:

- расторжению договора безвозмездного пользования имуществом, заключенного 20.09.2021 г. органом местного самоуправления с ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», срок действия которого до 30.04.2022 г.;

- возвращению собственнику имущества - объектов теплоснабжения, переданных в пользование ГУПКО «Курскоблжилкомхоз» по договору безвозмездного пользования имуществом от 20.09.2021 г.

 

Срок исполнения настоящего предупреждения – 30 апреля 2022 года.

Срок исполнения предупреждения может быть продлен по письменному мотивированному ходатайству.

В соответствии с ч.6 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок в полном объеме, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч.7 и ч.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны