Решение №- решение от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-26/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2022 года. г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

рассмотрев дело посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0019736846 рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) жалобу ООО «РУСАГРО» на действия организатора закупки – АО «Полигон промышленных отходов «Старково» при проведении закупки Услуги лизинга (Экскаватор погрузчик) (закупка №32211028537) посредством проведения аукциона в электронной форме, в присутствии представителя заявителя К (Доверенность №001-11/999 от 09.11.2021 г.), в присутствии представителя АО «Полигон промышленных отходов «Старково» Г. (Доверенность 02.02.2022 г.),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель

ООО «РУСАГРО»

Организатор торгов

АО «Полигон промышленных отходов «Старково»

Форма торгов

Аукцион в электронной форме

Предмет торгов

Услуги лизинга (Экскаватор погрузчик)

Информация о торгах размещена

на сайте http://www.tektorg.ru/

Реестровый номер закупки в ЕИС: 32211028537

Номер закупки: ЗП201139

Протоколы торгов

- Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе № 13 от 31.01.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

10 594 449,36 руб. (десять миллионов пятьсот девяносто четыре тысячи четыреста сорок девять рублей тридцать шесть копеек).

Дата начала подачи заявок

12.01.2022 г.

Дата окончания подачи заявок

28.01.2022 г.

Дата проведения торгов

02.02.2022 г.

Доводы жалобы

В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации в перечне характеристик предмета лизинга Заказчиком указаны конкретные значения показателей, не имеющие диапазона значений и не допускающие предложения аналогов, соответствующих основным производственным характеристикам экскаватора-погрузчика, таким как мощность, производительность, параметры погрузки копания. Указанные характеристики соответствуют только одной марке и модели экскаватора-погрузчика «HIDROMEK 102B». Возможность поставки эквивалентного товара закупочная документация не содержит.

На основании вышеизложенного, заявитель просит провести проверку закупки, обязать Заказчика расширить значения характеристик закупаемого товара, признать действия Заказчика незаконными и необоснованными, отменить протоколы, составленные в ходе определения поставщика, внести изменения в документацию закупки.

Доводы организатора торгов

С доводами ООО «РУСАГРО», изложенными в жалобе, представитель АО «Полигон промышленных отходов «Старково» не согласилась и заявила, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В материалы дела представлен Протокол заседания Совета директоров от 15.10.2021 г. по вопросу согласования сделки, совершение которой ограничено Уставом Общества. Советом директоров одобрена сделка по приобретению экскаватора-погрузчика по договору финансовой аренды (лизинга) (общая сумма договора лизинга не более 9 900 000 рублей, на срок не более 36 мес.).

1. Данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества «Полигон промышленных отходов «Старково» (далее Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров Акционерного общества «Полигон промышленных отходов «Старково» от «28» июня 2021 г., документацией об аукционе в электронной форме на право заключения договора с акционерным обществом «Полигон промышленных отходов «Старково» на оказание услуг лизинга (Экскаватор погрузчик) (регистрационный номер рз-2021-12-13) (далее – документация о закупке).

Пунктом 9 Извещения установлено, что предметом закупки является Услуги лизинга.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, под закупкой понимается удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

Из изложенного следует, что заказчик определяет свои потребности самостоятельно.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные требования установлены пунктами 10.1 и 12.7 Положения.

Из анализа аукционной документации следует, что в документации ссылки на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование товара отсутствуют, а есть указание на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики предмета лизинга.

Заявителем в обоснование своего довода о том, что условие закупочной документации соответствует только один товар конкретного производителя, доказательств не представлено. Предоставлены ссылки на сайты в сети Интернет различных представителей и поставщиков экскаваторов, которые не являются надлежащим доказательством, подтверждающим позицию заявителя.

В предоставленной заявителем правоприменительной практике иных территориальных антимонопольных органов рассматриваются случаи указания в закупочной документации конкретных товарных знаков, марки (модели) товара без указания на «эквивалент», т.е. решения антимонопольных органов основано на иных обстоятельствах, отличных от рассматриваемого дела.

Таким образом довод жалобы ООО «РУСАГРО» не нашел своего подтверждения.

2. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) выделяет разные виды договоров, в частности, определяет как самостоятельные виды «поставка товара» (§3 ГК РФ) и «финансовая аренда (лизинг)» (§6 ГК РФ).

Статья 665 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Правовые и организационно-экономические особенности лизинга определены Федеральным законом от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге)). Целями данного закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

Статья 4 Закона о финансовой аренде (лизинге) определяет, что субъектами лизинга являются:

- лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

- лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Таким образом, участниками закупки могут являться компании – лизингодатели.

Заявитель пояснил, что ООО «РУСАГРО» услуг лизинга не оказывает.

В этой связи ООО «РУСАГРО» не является потенциальным участником закупки услуг лизинга, чьи права могли быть нарушены при проведении закупки.

3. Согласно статье 19 Закона о финансовой аренде (лизинге) договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

Конечной целью объявленного аукциона, предметом которого обозначена услуга по финансовой аренде (лизингу), является приобретение в собственность экскаватора-погрузчика.

Таким образом, в данном случае лизинг является способом приобретения транспортного средства в собственность заказчика.

Предметом лизинга является экскаватор-погрузчик, который должен соответствовать техническим требованиям, установленным Техническим заданием документации об аукционе.

Согласно статье 664 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Следовательно, требования к техническим и функциональным характеристикам Технического задания документации об аукционе позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к предмету лизинга, что в свою очередь позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе, тем самым, реализуются цели и принципы законодательства в части прозрачности определения исполнителя, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При этом, законодательством не установлена обязанность устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, положения Закона о закупках не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Общества является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «РУСАГРО» на действия заказчика – АО «Полигон промышленных отходов «Старково» при проведении аукциона в электронной форме на оказание Услуги лизинга (Экскаватор погрузчик) (извещение №32211028537), необоснованной.
  2. Производство по делу №046/07/3-26/2022 прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны