Решение №ОБ/1494/23 Р ЕШ Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольной... от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            • Р ЕШ Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-152/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена  26 апреля  2023 года.                                   г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено   02 мая 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

           "..." –   Курского УФАС России;

Члены комиссии:

"..."–  Курского УФАС России;

"..." –   Курского УФАС России;

 рассмотрев дело посредством видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/2668644416,  возбужденное по жалобе ООО «Диджитех», по признакам нарушения заказчиком, организатором закупки - ФГБОУ  ВО «ЮЗГУ», требований   Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»),   в присутствии: представителя  ООО «Диджитех» "...", (по доверенности),  представителей ФГБОУ  ВО «ЮЗГУ»  "..."  , "..."  ( по доверенностям),  

                                                      УСТАНОВИЛА:

Заявитель

 ООО «Диджитех»

Заказчик

 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»  (далее - ФГБОУ ВО «ЮЗГУ», Заказчик)

Организатор закупки

  ФГБОУ ВО ЮЗГУ

Способ  закупки

Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (изв.№ 32312247477)

Предмет закупки

Право заключения договора  на поставку виртуального учебного комплекса «Автоматизированный колбасный цех» с ПК   

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

  Положение о закупке  ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»  (утв. Министерством науки и высшего образования РФ от 25.04.2022г.)  (далее – Положение о закупках)

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru,  закупка №  32312247477

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

457 326 руб. 67 коп.

Дата начала подачи заявок

31.03.2023г.

Дата окончания подачи заявок

07.04.2023г.

Дата подведения итогов

10.04.2023г.

Допущены к участию в закупке   

 

ООО «ПрограмЛаб»;

ООО «БизнесМаркет»

Отказано в допуске к участию в закупке

   ----

Протоколы

 Протокол подведения итогов запроса котировок
№ 2702073, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 10.04.2023г.   

Доводы жалобы

         1. В техническом задании (Приложение №1) запроса котировок заказчиком  при описании предмета закупки установлены требования к техническим и функциональным характеристикам подлежащего к поставке товара, совокупности которых соответствует программное обеспечение единственного производителя ООО «ПрограмЛаб». Данное требование заказчика ограничивает число участников закупки  и может повлечь ограничение конкуренции.

          2.  В техническом задании запроса котировок заказчиком установлены избыточные требования к предоставлению документов, а именно указано:

-  программный модуль должен иметь свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ на интеллектуальную собственность, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, которое предоставляется вместе с заявкой. В составе заявки на участие в запросе котировок, а также при передаче программного комплекса заказчику поставщик должен предоставить документ,  подтверждающий права на распространение программного модуля.

Указанное требование Заказчика,  по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.    

   В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

Доводы организатора закупки

С доводами, изложенными в жалобе, заказчик – ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх.№1875-ЭП/23 от 13.04.2023г., вх.№2065-ЭП от 24.04.2023г.)

Установленные в техническом задании документации запроса котировок функциональные требования  к программному обеспечению обусловлены потребностью заказчика получить программный продукт с необходимыми функциями. Перечисленные функции описывают те возможности  программного  обеспечения, которые требуются Заказчику. По мнению Заказчика, большинство указанных в техническом задании требований являются типовыми для программных продуктов, участник закупки мог представить к поставке программное обеспечение, функции в котором могли быть описаны иным образом. Заказчик считает, что, установленные в техническом задании запроса котировок требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого программного обеспечения,   соответствуют  не только программному обеспечению, разработанному ООО «ПрограмЛаб», а и другим производителям программ для ЭВМ.

             2. По мнению Заказчика, установленное в техническом задании запроса котировок требование о наличии свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ на интеллектуальную собственность, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, необходимо для:

-  подтверждения принадлежности заявителю исключительных прав на данную программу и закрепления  даты приоритета (даты ее создания), что позволяет избежать споров с авторами о принадлежности прав;

-  успешного решения споров с третьими лицами, так как  правообладатель может запросить в Роспатенте официальные копии депонированных материалов для последующего сравнения с контрафактными программами/ базами данных;

- подтверждения, что существует разработчик, способный в последствии внести при необходимости изменения в программный код по запросу Заказчика. 

            Таким образом, по мнению заказчика, положениями технического задания запроса котировок соблюдены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции  по отношению к участникам закупки, жалоба ООО «Диджитех» является необоснованной  и не подлежащей удовлетворению.              

 

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

            По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п.1 ч.10 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется ФЗ «О закупках».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд  ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» от 25.04.2022г. (утв. Министерством науки и высшего образования РФ)   (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках»   Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п.1 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при  описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу п.2 ч.6.1 ст.3 ФЗ «О закупках»  при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

 

1. Как установлено Комиссией, неотъемлемой частью  извещения о проведении запроса котировок    является  Приложение №1 «Техническое задание» (п.26.6  Извещения).

            В Техническом задании запроса котировок установлены технические и функциональные  характеристики закупаемого программного продукта. Так, согласно Технического задания в состав виртуального учебного комплекса «Автоматизированный колбасный цех» с ПК входит:            1. Сетевой USB-ключ (1 шт.) позволяющий запускать установленный программный модуль одновременно на 10 компьютерах, подключенных по локальной сети, с соответствующими характеристиками;

            2. Расчетный блок (1шт.) с характеристиками;

            3. Программное обеспечение в составе модулей:

            - программный модуль запуска ресурсов;

            - функциональные требования;

            -интерфейс программы;

            - модуль ресурсов для обеспечения функционирования программного комплекса;

            -модуль сервера данных;

            4. Руководство пользователя на русском языке – 1шт.

            5. Лицензионный сертификат ПО – 1шт.

            6. Паспорт – 1шт.

            Также, в разделе «требование к Программному модулю запуска ресурсов» Технического задания заказчиком указано:

            1. «Кроссплатформенное программное обеспечение, позволяющее на основе подгружаемых модулей данных, содержащих в себе конфигурационные файлы, трехмерные модели и ресурсы, а также текстовую информацию, визуализировать виртуальный учебные комплексы или наглядные пособия и обеспечить удаленный доступ к ним. ПО включает систему обработки действий пользователя и систему вывода результатов работы на нём. ПО имеет возможность сетевого взаимодействия и взаимодействия с микроконтроллерами, а также поддержу систем виртуальной реальности» - полностью совпадает с текстом реферата, содержащегося в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ 2018664309, правообладателем которого является ООО «Програмлаб».

                2. «Программа с реализованными уровнями авторизации и защитой от несанкционированного доступа. Программа должна быть способна собирать, обрабатывать и хранить значения и параметры с различных цифровых устройств по различным протоколам связи. Сбор данных должен осуществляться в автоматическом и ручном режиме. Программа должна иметь возможность экспорта данных в табличном виде. Позволяет назначать работы пользователям, проводить мониторинг полученных пользователями результатов. В программном обеспечении должна быть реализована система авторизации, предоставляющая доступ по логину и паролю. Программный модуль должен позволять формировать базу данных, содержащую информацию о работе пользователей» - полностью совпадает с текстом реферата, содержащегося в свидетельстве о государственной регистрации программы для ЭВМ 2019665340, правообладателем которого является ООО «Програмлаб».

                3. «Во вкладке «Проекты» в левой части должен располагаться вертикальный список установленных модулей, а в правой части информация о выбранном модуле. Список должен формироваться автоматически согласно установленным на компьютере модулям. В списке должен присутствовать поиск по названию» - полностью совпадает с описанием из руководство пользователя модуля запуска ресурсов «PLCORE» данного разработчика (стр.5).

                4. «Во вкладке «Сервисы» располагается вертикальный список установленных сервисов. Список формируется автоматически согласно установленным на компьютере сервисам - полностью совпадает с описанием из руководства пользователя модуля запуска ресурсов «PLCORE» данного разработчика (стр.7).

                5. Во вкладке «Защита по ключу» должен располагаться вертикальный список USBключей защиты в компьютере и в локальной сети. Если модуль, для которого предназначен ключ установлен в компьютере, то соответствующий ключ в списке должен иметь соответствующую иконку и название модуля. При отсутствии модуля на компьютере ключ именуется как «Неизвестный модуль» - полностью совпадает с описанием из руководства пользователя модуля запуска ресурсов «PLCORE» данного разработчика (стр.8).

                6. «Во вкладке «Личный кабинет» должно располагаться окно авторизации по уникальному логину и паролю, сформированному для Заказчика. После прохождения авторизации в личном кабинете должна быть представлена информация о доступных программных модулях (описание, состояние лицензии, информация о версиях), с возможностями их удаленной загрузки, обновления и активации по сети интернет» - полностью совпадает с описанием из руководства пользователя модуля запуска ресурсов «PLCORE» данного разработчика (стр.3).

По мнению заявителя, совокупности вышеуказанных характеристик, установленных в техническом задании запроса котировок для товара «виртуальный комплекс «Автоматизированный колбасный цех» с ПО», соответствует товар единственного производителя, а именно ООО «ПрограмЛаб». При этом описание характеристик программного продукта, указанное в заказчиком в техническом задании, является точной копией характеристик программного продукта ООО «ПрограммЛаб».

            Рассмотрев представленные в материалы дела заявителем и также заказчиком сведения и документы, Комиссия установила, что довод о точном соответствии характеристик программного продукта ООО «ПрограмЛаб» требованиям заказчика подтверждается материалами дела.

            Представители Заказчика на заседании Комиссии Курского УФАС России пояснили, что совокупности характеристик, установленных в техническом задании запроса котировок,  соответствует программное обеспечение иных российских производителей.  В качестве подтверждения, Заказчик представил сравнительную таблицу по характеристикам программного обеспечения  следующих компаний: ООО «Компания Наука Плюс», ООО «Учтех-профи», ООО «ПрограмЛаб». Также, в подтверждение довода заказчиком представлены запросы коммерческих предложений, направленных потенциальным поставщикам, а также коммерческие предложения. Поступившие от потенциальных участников запроса котировок.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства Комиссия установила, что ООО «Компания Наука Плюс», ООО «Учтех-профи» являются поставщиками программного  продукта  ООО «ПрограмЛаб». Запросы коммерческих предложений, направленные заказчиком в адрес потенциальных поставщиков, а также коммерческие предложения потенциальных участников  не содержали сведений о характеристиках товара, аналогичных  установленным в документации о запросе котировок. В запросе котировок приняли участие 2 хозяйствующих субъекта, заявки обоих участников содержали предложения о поставках программного обеспечения ООО «ПрограмЛаб».

            В ходе рассмотрения дела представители заказчика также не смогли назвать иного производителя программного обеспечения, кроме ООО «ПрограмЛаб», продукция которого соответствовала бы требованиям документации запроса котировок.

Учитывая пояснения Заказчика, а также отсутствие в материалах  дела подтверждения наличия на соответствующем товарном рынке программного обеспечения  иных производителей, полностью соответствующих требованиям документации, данные требования неправомерно ограничивают количества участников закупки, что не соответствует ст.3 ФЗ «О закупках», противоречит п.2 ч.6.1 ст.3  ФЗ «О закупках».

             Доводы жалобы  заявителя в  указанной части признаны обоснованными.

            2. Довод жалобы заявителя №2 не нашел своего подтверждения материалами  дела, т.к. установление спорного требования не противоречит ч.6 ст.3 ФЗ «О закупках», Положению о закупках заказчика, признаков ограничения количества участников закупки данным требованием заказчика не установлено.

            В соответствии с ч.20 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения  жалобы по существу комиссия антимонопольного органа  принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 настоящего федерального закона.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.18.1, ст. 22, 23 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                              РЕШИЛА:

 

   1. Признать жалобу ООО «Диджитех»  обоснованной в части.

   2. Признать Заказчика – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»   нарушившим  п.2 ч.1, п.2 ч.6.1  ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

   3. В связи с тем, что данное нарушение требований законодательства носит неустранимый  на дату рассмотрения дела характер, в целях устранения выявленных нарушений выдать Заказчику – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» обязательное для исполнение предписание об аннулировании закупки № 32312247477.   

 4. Направить материалы дела  уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства

   Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии         "..."                                                                                                               

Члены Комиссии                     "..."             

                                                    "..."      

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны