Решение б/н Решение по делу № 046/01/17-484/ от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/01/17-484/2022

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2022 года                                                                                                                                                    

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года                                     г. Курск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

"..."

Члены комиссии:

"..."

"..."

 

рассмотрев дело № 046/01/17-484/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (в настоящее время Постановлением Губернатора Курской области от 19.09.2022 г. № 261-пг наименование Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области заменено на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.)(далее - Комитет ЖКХ и ТЭК, Ответчик), в отсутствии представителя Ответчика (надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела), в отсутствие представителя Прокуратуры Курской области (надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с неоднократным поступлением заявлений хозяйствующих субъектов, в том числе от ООО «Гранд», ПАО «КМЗ», ООО «Архитектурно-Строительная Компания», о незаконных действиях (бездействии) Комитета ЖКХ и ТЭК при реализации полномочий по ведению и формированию реестра квалифицированных подрядных организаций, несоблюдении периодичности проведения предварительных отборов, в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Поручением ФАС России № НГ-17-ПЗРК/21 от 04.10.2021 г., Поручением ФАС России № ПИ-27932-С/22 от 25.10.2022 г., Курским УФАС России был проведен анализ соблюдения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области требований антимонопольного законодательства при реализации полномочий по формированию реестра квалифицированных подрядных организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Постановлением Губернатора Курской области от 19.09.2022 г. № 261-пг «Об утверждении структуры исполнительных органов Курской области» Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области переименован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.

Постановлением Губернатора Курской области от 01.12.2022 г. № 387-пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Курской области от 06.06.2018 г. № 189-пг «Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области» наименование комитет заменено на Министерство.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ в настоящее время Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области переименован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области. 

По результатам анализа информации, размещенной на официальных электронных ресурсах – в Единой информационной системе в сфере закупок, информации, затребованной и полученной Курским УФАС России от Комитета ЖКХ и ТЭК, Управлением установлено следующее.

Отношения в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (далее - ЖК РФ).

Согласно ст.178 ЖК РФ деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляют специализированные некоммерческие организации - региональные операторы, - юридические лица, создаваемые субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда.

В соответствии с ч.5 ст.182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

Как следует из содержания п.1 Положения, указанное Положение определяет порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Положения определены следующие понятия:

- «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;

- «реестр квалифицированных подрядных организаций» - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных п.193 настоящего Положения.

- «орган по ведению реестра» - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций».

В соответствии с п.6, п.7 Положения (ред., действующей с 21.09.2017 г.), предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные п.4  Положения (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего Положения (вст. в силу 15.07.2016 г.).

После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал. По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.

Как установлено п.8 Положения, предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона:

а) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

б) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

г) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

д) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Таким образом, п. 8 Положения установлено 7 различных предметов электронного аукциона для проведения предварительного отбора подрядных организаций.

Пунктом 62 Положения установлено, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых комиссией по проведению предварительного отбора уполномоченного органа принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Согласно содержанию раздела III Положения «осуществление региональным оператором закупок», участник проводимой региональным оператором закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории субъекта РФ, должен быть включен в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету.

При таких обстоятельствах потенциальный участник аукциона, проводимого региональным оператором субъекта РФ в рамках Положения, должен обладать специальной правоспособностью - быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ по предмету, соответствующему предмету проводимого региональным оператором аукциона.

Лица, не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, проводимых в соответствии с Положением.

Включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету, осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в форме проведения предварительного отбора.

Предварительный отбор должен проводиться уполномоченным органом на ведение реестра субъекта РФ не реже одного раза в квартал (п.6 Положения), т.е. один раз в три месяца.

Таким образом, уполномоченному органу на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Курской области необходимо ежегодно проводить не менее 28 процедур предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций (каждый квартал по каждому из семи предметов).

При таких обстоятельствах, с учетом требований п. 6 и п. 8 Положения, в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2022 г. (включая четвертый квартал 2022 г.) уполномоченному органу на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Курской области необходимо было провести не реже одного раза в квартал как минимум 84 процедуры предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615, проведение процедур предварительного отбора уполномоченным органом на ведение реестра, так же, как и закупки работ, услуг региональным оператором, осуществляются в форме электронных процедур, на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), и сайтах операторов электронных торговых площадок.

Региональный оператор на территории Курской области создан Постановлением Администрации Курской области от 24.06.2013 г. № 394-па «О создании некоммерческой организации «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» (далее – Фонд капитального ремонта).

Согласно Постановлению Губернатора Курской области от 18.03.2019 г. № 103-пг «О внесении изменения в постановление Губернатора Курской области от 24.08.2017 г. № 234-пг «Об уполномоченном органе на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Курской области» (вступило в законную силу 19.03.2019 г.),  с 19.03.2019 г. уполномоченным органом на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Курской области (далее - РКПО),  является Комитет ЖКХ и ТЭК. 

Учитывая изложенное, Комитету ЖКХ и ТЭК в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2022 г. (включая четвертый квартал 2022 г.) в соответствии с требованиями Положения необходимо было провести не менее 84 процедур (28 процедур ежегодно) предварительного отбора на право включения в РКПО, т.е. 12 процедур по каждому из предметов, указанных в п. 8 Положения.

При этом, процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по каждому из предметов должны были проводиться с периодичностью, установленной п. 6 Положения, т.е. – ежеквартально.

Как следует из информации официального сайта ЕИС, информации, представленной Комитетом ЖКХ и ТЭК, в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. (дата оглашения решения по настоящему делу) Комитетом ЖКХ и ТЭК было проведено лишь 38 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО (7 из указанных процедур были проведены в 4 квартале 2022 г.).

Также, еще 7 процедур предварительного отбора были объявлены и проведены в 4 квартале 2022 г.

В 2020 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК были проведены следующие процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО:

 

 

1

квартал

2020 г.

2 квартал

2020 г.

3 квартал

2020 г.

4 квартал

2020 г.

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов

-

-

-

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия

-

-

-

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений

-

-

-

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

-

+

+

-

. Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

+

-

-

+

Выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

-

-

-

+

Оказание услуг по осуществлению строительного контроля

-

-

-

+

 

Таким образом, Комитетом ЖКХ и ТЭК в 2020 г. было проведено всего 9 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО:

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- 2 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 2 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Комитету ЖКХ и ТЭК в 2020 г. в соответствии с требованиями Положения необходимо было провести не менее 28 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО, т.е. 4 процедуры по каждому из предметов, указанных в п. 8 Положения.

При этом, процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по каждому из предметов должны были быть проведены с периодичностью, установленной п. 6 Положения, т.е. – ежеквартально.

Более того, 6 из 9 проведенных в 2020 г. процедур были объявлены Комитетом ЖКХ и ТЭК после направления Курским УФАС России предупреждений (№ 02-09/2020 от 03.07.2020 г., № 02-10/2020 от 17.07.2020 г., № 02-12/2020 от 17.09.2020 г., № 02-13/2020 от 17.09.2020 г., № 02-14/2020 от 17.09.2020 г., № 02-15/2020 от 17.09.2020 г.) о необходимости ежеквартального проведения процедур предварительного отбора, предусмотренных действующим законодательством РФ (4 квартал 2020 г.).

 

В 2021 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК были проведены следующие процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО:

 

 

1

квартал

2021 г.

2 квартал

2021 г.

3 квартал

2021 г.

4 квартал

2021 г.

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов

-

+

-

-

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия

-

+

-

-

Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений

-

+

+

-

Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

-

+

-

-

. Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

-

+

-

-

Выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

-

+

-

-

Оказание услуг по осуществлению строительного контроля

-

+

-

-

 

Таким образом, Комитетом ЖКХ и ТЭК в 2021 г. было проведено лишь 8 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО:

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- 2 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Комитету ЖКХ и ТЭК в 2021 г. в соответствии с требованиями Положения необходимо было провести как минимум 28 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО, т.е. 4 процедуры по каждому из предметов, указанных в п. 8 Положения.

При этом, процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по каждому из предметов должны были быть проведены с периодичностью, установленной п. 6 Положения, т.е. – ежеквартально.

 

Более того, 7 из 8 проведенных в 2021 г. процедур были объявлены Комитетом ЖКХ и ТЭК после направления Курским УФАС России предупреждений (№ 02-04/2021 от 08.04.2021 г., № 02-05/2021 от 08.04.2021 г., № 02-06/2021 от 08.04.2021 г., № 02-07/2021 от 08.04.2021 г., № 02-08/2021 от 08.04.2021 г., № 02-09/2021 от 08.04.2021 г., № 02-10/2021 от 08.04.2021 г.,) о необходимости ежеквартального проведения процедур предварительного отбора, предусмотренных действующим законодательством РФ (2 квартал 2021 г.).

 

В 2022 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК были проведены следующие процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО:

 

 

1

квартал

2022 г.

2 квартал

2022 г.

3 квартал

2022 г.

4 квартал

2022 г.

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов

+

+

-

+

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия

+

-

+

+

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений

+

-

+

+

+

Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

+

-

+

+

+

. Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов

+

-

+

+

+

Выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

+

-

+

+

+

Оказание услуг по осуществлению строительного контроля

+

-

+

+

+

 

Таким образом, Комитетом ЖКХ и ТЭК в 2022 г. было проведено 28 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО:

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- 4 процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

При этом, 14 из указанных 28 процедур предварительного отбора в 2022 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК были проведены в 4 квартале 2022 г.

Вместе с тем, процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО по каждому из предметов должны были быть проведены с периодичностью, установленной п. 6 Положения, т.е. – ежеквартально.

Как установлено Комиссией Курского УФАС России, во 2 квартале 2022 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК не были проведены следующие 6 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предметам:

- оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

В 3 квартале 2022 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК не была проведена процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

При таких обстоятельствах, Комитетом ЖКХ и ТЭК, формально проведено в 2022 г. 28 процедур предварительного отбора, однако, фактически не исполнено требование п. 6 Положения о необходимости ежеквартального проведения процедур предварительного отбора на право включения в РКПО.   

Более того, 20 из 28 проведенных в 2022 г. процедур были объявлены Комитетом ЖКХ и ТЭК после направления Курским УФАС России предупреждений (№ 02-05/2021 от 12.07.2022 г., № 02-06/2021 от 12.07.2022 г., № 02-07/2021 от 12.07.2022 г., № 02-08/2021 от 12.07.2022 г., № 02-09/2021 от 12.07.2022 г., № 02-10/2021 от 12.07.2022 г.,) о необходимости ежеквартального проведения процедур предварительного отбора, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Кроме того, процедуры отбора в РКПО, объявленные в 4 квартале 2022 г., были проведены уже в ходе рассмотрения настоящего дела Курским УФАС России.

Учитывая изложенное, в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. Комитетом ЖКХ и ТЭК было проведено лишь 38 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО (7 из указанных процедур были проведены в 4 квартале 2022 г.):

- 5 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- 5 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- 6 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- 6 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 6 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- 5 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- 5 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Также, еще 7 процедур предварительного отбора были объявлены и проведены в 4 квартале 2022 г.

При этом, Комитету ЖКХ и ТЭК в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. в соответствии с требованиями Положения необходимо было провести не менее 84 процедур предварительного отбора на право включения в РКПО не реже одного раза в квартал, т.е. 12 процедур по каждому из предметов, указанных в п. 8 Положения.

Как установлено комиссией Курского УФАС России, в рассматриваемом периоде Комитетом ЖКХ и ТЭК не были проведены следующие процедуры предварительного отбора на право включения в РКПО:

- в 1 квартале 2020 г., 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 3 квартале 2022 г. на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

- в 1 квартале 2020 г., 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

- в 1 квартале 2020 г., 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- в 1 квартале 2020 г., 4 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- во 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

- в 1 квартале 2020 г., 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

- в 1 квартале 2020 г., 2 квартале 2020 г., 3 квартале 2020 г., 1 квартале 2021 г., 3 квартале 2021 г., 4 квартале 2021 г., 2 квартале 2022 г. на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

 

При таких обстоятельствах, уполномоченный орган на ведение реестра Курской области – Комитет ЖКХ и ТЭК в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. надлежащим образом не исполнял требования п. 6 Положения о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора. Комитетом ЖКХ и ТЭК было проведено 38 процедур предварительного отбора (от 5 до 6 процедур по каждому предмету), еще 7 процедур были объявлены, тогда как в соответствии с требованиями п. 6 Положения на Комитет ЖКХ и ТЭК возложена обязанность проведения как минимум 84 процедур предварительного отбора, т.е. 12 процедур по каждому предмету. При этом, процедуры предварительного отбора должны проводиться ежеквартально.

Как указано ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615, принять участие в торгах в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах вправе только лица, включенные в РКПО по соответствующему предмету.

В период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. в адрес Курского УФАС России неоднократно поступали заявления хозяйствующих субъектов, в том числе от ООО «Гранд», ПАО «КМЗ», ООО «Архитектурно-Строительная Компания», о незаконных действиях (бездействии) Комитета ЖКХ и ТЭК в сфере реализации полномочий по формированию РКПО, а именно, о несоблюдении периодичности проведения предварительных отборов по включению в РКПО.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, а также проведенного Курским УФАС России мониторинга соблюдения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, требований антимонопольного законодательства, Управлением в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г., как было указано выше, неоднократно выдавались Комитету ЖКХ и ТЭК предупреждения о необходимости прекращения бездействия, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно о необходимости ежеквартального проведения предварительных отборов.

Всего в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. Курским УФАС России было выдано Комитету ЖКХ и ТЭК 19 предупреждений (6 предупреждений в 2020 г., 7 предупреждений в 2021 г., 6 предупреждений в 2022 г.) о необходимости прекращения бездействия, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно о необходимости ежеквартального проведения предварительных отборов.

Комитет ЖКХ и ТЭК, формально исполняя предупреждения Курского УФАС России, в 2020 г. и 2021 г. единоразово проводил процедуры предварительного отбора в периодах, указанных в предупреждениях, однако, в дальнейшем уклонялся от проведения торгов.

Указанные выше действия Комитета ЖКХ и ТЭК в сфере реализации полномочий по формированию РКПО при несоблюдении периодичности проведения предварительных отборов по включению в РКПО носят системный характер.

Исполняя предупреждения Курского УФАС России, Комитет ЖКХ и ТЭК единоразово проводил предварительный отбор,  в дальнейшем уклонялся от проведения обязательной процедуры, чем ограничивал хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создавал необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, создавал преимущественные условия участия в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту хозяйствующим субъектам, которые уже включены в РКПО, действовал недобросовестно, надлежащим образом не исполнял обязанности, возложенные на него Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, в период с 01.01.2020 г. по 21.12.2022 г. в адрес Курского УФАС России поступило 16 жалоб (9 жалоб в 2020 г., 1 жалоба в 2021 г., 6 жалоб в 2022 г.) от хозяйствующих субъектов на неправомерные действия Комитета ЖКХ и ТЭК при проведении предварительных отборов на право включения в РКПО, выразившихся в необоснованном отклонении заявок на участие в предварительных отборах.

По результатам рассмотрения Курским УФАС России указанных 16 жалоб 9 из них были признаны обоснованными.

Более того, Решением Курского УФАС России от 23.05.20222 г. по делу № 046/01/17-677/2021 было установлено, что в 2021 г. Заказчиком - Фондом капитального ремонта было опубликовано 254 Извещения о проведении торгов в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по предмету - капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Вместе с тем, в 145 из 254 объявленных аукционах принимал один единственный участник, а в 109 аукционах заявок на участие от подрядчиков, включенных в Сводный реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Курской области по предмету электронного аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не поступало.

В 2021 г. уполномоченным органом - Комитетом ЖКХ и ТЭК была проведена 1 процедура предварительного отбора на право включения в РКПО по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов

Данные обстоятельства дополнительно свидетельствуют о том, что непроведение уполномоченным органом - Комитетом ЖКХ и ТЭК процедур предварительного отбора на право включения в РКПО приводит к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на торгах, что подтверждается отсутствием участников в 109 аукционах, наличием одной единственной заявки в 145 аукционах.

Согласно ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При проведении обзора состояния конкурентной среды в рамках настоящего дела Курское УФАС России руководствовалось Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок).

Согласно п. 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает определение временного интервала исследования и определение предмета торгов.

В этой связи, 26.11.2022 г. Курским УФАС России был составлен краткий отчет (обзор) анализа состояния конкурентной среды, временным интервалом сследования установлен период с 01.01.2020 г. по дату составления отчета - 26.11.2022 г.

Предметом торгов является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно: по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов; по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов; по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»; по осуществлению строительного контроля.

Исходя из положений действующего законодательства, единственным законным способом доступа хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и участия в торгах в Курской области является участие в процедурах предварительного отбора по соответствующему предмету, проводимых уполномоченным органом на ведение реестра – Комитетом ЖКХ и ТЭК.

При таких обстоятельствах, в результате деятельности Комитета ЖКХ и ТЭК создается искусственный административный барьер, преодолеть который при неисполнении органом государственной власти Курской области обязанности по ежеквартальному проведению процедур предварительного отбора, потенциальным участникам торгов, не включенным ранее в указанный реестр, не представляется возможным.

Непроведение процедуры предварительного отбора Комитетом ЖКХ и ТЭК и, как следствие этого, отсутствие возможности претендовать на заключение договора с региональным оператором, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту, не имеют возможности принять участие в отборе подрядчиков для включения в реестр, что является необходимым условием для входа на соответствующий рынок.

Обязанность проведения предварительных отборов подрядных организаций на право включения в РКПО не реже одного раза в квартал, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615, является императивной нормой законодательства, иного порядка допуска потенциальных участников к торгам, проводимым региональным оператором субъекта РФ в рамках Положения, действующим законодательством РФ не предусмотрено, потенциальный участник должен обладать специальной правоспособностью - быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ по предмету, соответствующему предмету проводимого региональным оператором аукциона.

Данные действия Комитета ЖКХ и ТЭК привели (могли привести) к созданию преимущественных условий участия в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту хозяйствующим субъектам, которые уже включены в РКПО, тогда как у иных хозяйствующих субъектов отсутствует возможность участия в торгах, ввиду непроведения Комитетом ЖКХ и ТЭК процедур предварительного отбора.

В силу абз. 8 п. 2 Положения предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В соответствии с абз. 15 п. 2 Положения электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Пунктом 3 Положения установлены принципы привлечения подрядных организаций:

а) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота;

б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

в) добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

г) профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

д) эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания;

е) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Как следует из информации официального сайта ЕИС, информации, представленной Комитетом ЖКХ и ТЭК, по состоянию на 01.01.2020 г. в реестр квалифицированных подрядных организаций по всем предметам проводимых аукционов было включено 129 хозяйствующих субъектов.

При этом, по состоянию на 30.09.2022 г. в реестр квалифицированных подрядных организаций по всем предметам проводимых аукционов было включено 102 хозяйствующих субъекта.

Более того, согласно информации, представленной Комитетом ЖКХ и ТЭК, по результатам проведенных предварительных отборов в 2020 г. в реестр квалифицированных подрядных организаций по всем предметам проводимых аукционов было включено 47 организаций, в 2021 г. – 35 организаций, в 2022 г. – 21 организация.

Указанные выше сведения свидетельствуют как о сокращении количества потенциальных участников аукциона, включенных в РКПО на определенную дату, так и о сокращении количества потенциальных участников аукциона, ежегодно включаемых в РКПО.

Непроведение ежеквартально уполномоченным органом - Комитетом ЖКХ и ТЭК процедур предварительного отбора на право включения в РКПО, являющихся частью процедуры закупки (торгов), ограничивает потенциальным участникам аукциона возможность получения специальной правоспособности -  включения в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ, что создает участникам торгов, включенным в соответствующий реестр квалифицированных подрядных организаций, преимущественные условий участия в таких торгах.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Целью аукциона на право заключения договора на оказание услуг и выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме является привлечение всех заинтересованных лиц, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Курской области, эффективное использование денежных средств Заказчиком - Фондом капитального ремонта договоров по начальной максимальной цене.

Нарушения, допущенные Комитетом ЖКХ и ТЭК, приводят (могут привести) к ограничению потенциальных участников конкурентной процедуры, хозяйствующим субъектам доступа на соответствующий рынок, созданию необоснованных препятствий в осуществлении деятельности, созданию неравных условий конкуренции между хозяйствующими субъектами, выразившихся в ограничении количества участников аукциона, имеющих возможность подать заявку на участие в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту,  что запрещено положениями ч. 1 ст. 17 «О защите конкуренции»

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Нарушение запретов, установленных ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных участников, соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов, либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.

Действия Комитета ЖКХ и ТЭК по ненадлежащему исполнению требования п. 6 Положения о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора, являющихся частью процедуры закупки (торгов), ограничивают хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создают необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, приводят к созданию неравных условий конкуренции между хозяйствующими субъектами, выразившихся в ограничении количества участников аукциона, имеющих возможность подать заявку на участие в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту.

Таким образом, действия Комитета ЖКХ и ТЭК, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований п. 6 Положения о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора, образуют состав нарушения ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Письмом ФАС России от 12.01.2018 г. № ИА/1125/18 при проведении торгов создание преимущественных условий для каких-либо участников таких торгов является нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно – уклонение от исполнения соответствующей обязанности про проведению торгов.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 04.09.2017 г. № ИА/60890/17, от 26.02.2018 г. № ВК/12509/18 запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Как установлено судебной практикой при рассмотрении дел, для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Таким образом, действия Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, выразившиеся в непроведении ежеквартально уполномоченным органом процедур предварительного отбора на право включения в РКПО, ограничении потенциальным участникам аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов возможности получения специальной правоспособности -  включения в реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта РФ, создании участникам торгов, включенным в соответствующий реестр квалифицированных подрядных организаций, преимущественных условий участия в таких торгах, образуют нарушение ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Курским УФАС России письмом от 07.12.2022 г. (исх. № 4728) в адрес Комитета были направлены копия заключения об обстоятельствах дела № 046/01/17-484/2022 и копия определения об отложении рассмотрения дела № 046/01/17-484/2022.

Согласно сервису отслеживания отправлений ООО «ГКС» письмо Курского УФАС России от 07.12.2022 г. (исх. № 4728) было получено Комитетом 09.12.2022 г.

В силу ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Копия заключения об обстоятельствах дела № 046/01/17-484/2022 была направлена Курским УФАС России в адрес Комитета в установленный ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» срок, очередное рассмотрение дела было назначено в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комитетом в адрес Курского УФАС России замечаний и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

В связи с наличием в материалах дела № 046/01/17-484/2022 достаточных доказательств, указывающих на наличие нарушения ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, в соответствии со ст. 17, ст. 20, ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-3 ст.41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, 305000, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, д. 17, ИНН 4629045980, ОГРН 1024600972032) нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной п. 6 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615, о ежеквартальном проведении процедур предварительного отбора на право включения в РКПО, что ограничивает возможность получения специальной правоспособности потенциальным участникам торгов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, что приводит, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

2. Выдать Комитету жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны