Решение б/н Признать Администрацию города Обоянь Обоянского района Курск... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/01/17-481/2022

                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2023 года.                                             

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.                                        г. Курск

                                         

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

рассмотрев дело № 046/01/17-481/2022 по признакам нарушения ч. 1, ч.3 ст. 17 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации г. Обояни Курской области в присутствии <...>, посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/7847595774,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курское УФАС России 28.07.2022 г. поступили материалы Прокуратуры Обоянского района Курской области, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации г. Обояни Курской области (далее Администрация) при проведении аукциона в электронной форме №0144200002422000150 на приобретение 42 жилых помещений (квартир) в рамках программы переселения из аварийного жилья.

По результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Обоянского района Курской области, приложенных материалов, сведений и документов, предоставленных Комитетом по управлению имуществом Курской области, Администрацией, Курским УФАС России установлено следующее.

10.06.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Комитетом по управлению имуществом Курской области размещено извещение №0144200002422000150 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта с Администрацией на приобретение жилых помещений (квартир) в рамках программы переселения из аварийного жилья.

Заказчиком аукциона являлась Администрация, уполномоченным органом - Комитет по управлению имуществом Курской области, аукционная документация согласована Администрацией.

Согласно описания объекта закупки, в состав лота электронного аукциона объединены 42 жилых помещения (квартиры) общей площадью не менее –1461,1 кв.м., которые будут созданы в будущем, должны быть расположены в строящихся/создаваемых многоквартирных домах, из них:

трехкомнатных – 3 шт., из которых: 1 шт. - не менее 67 кв.м, 1 шт. - не менее 37,5 кв.м, 1 шт. - не менее 28,8 кв.м;

двухкомнатных – 14 шт., из которых: 1 шт. - не менее 33,7 кв.м, 1 шт. - не менее 58,3 кв.м, 1 шт. - не менее 41,9 кв.м, 1 шт. - не менее 40,6 кв.м, 1 шт. - не менее 41,7 кв.м, 1 шт. - не менее 28,8 кв.м, 1 шт. - не менее 49,6 кв.м, 1 шт. - не менее 39,7 кв.м, 1 шт. - не менее 28 кв.м, 1 шт. - не менее 104,3 кв.м, 1 шт. - не менее 28 кв.м, 1 шт. - не менее 38,5 кв.м, 1 шт. - не менее 36,6 кв.м, 1 шт. - не менее 41,2 кв.м;

однокомнатных - 25 шт., из которых: 20 шт. - не менее 28 кв.м, 1 шт. - не менее 34,3 кв.м, 1 шт. - не менее 30,2 кв.м, 1 шт. - не менее 29,7 кв.м, 1 шт. - не менее 34,1 кв.м, 1 шт. - не менее 28,6 кв.м.

Таким образом, при проведении указанного аукциона в один лот включены объекты - жилые помещения (благоустроенные квартиры), которые технологически и функционально не связаны между собой.

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

Понятие конкуренции закреплено в п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» и определено как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе» при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Согласно ч.2 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Как установлено ч. 5 ст. 24 ФЗ «О контрактной системе», победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, под открытым аукционном в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, к участникам закупки предъявляются единые требования, критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

В силу п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ «О контрактной системе», требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе», требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик в описании объекта закупки должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

В соответствии с Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом в силу прямого указания в ч. 1 ст. 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из приведенного следует, что ч. 1 и ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» прямо регулируют правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в системном толковании со ст. 1 ФЗ «О контрактной системе» являются составной частью законодательства о контрактной системе, равно как и ФЗ «О контрактной системе» является составной частью антимонопольного законодательства в силу ст. 2 и ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции».

При этом данная норма не предполагает для заказчика возможности произвольного ее толкования, не наделяет правом какого-либо исключения при заключении муниципальных контрактов путем проведения публичных процедур, носит обязательный характер исполнения.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Указанная норма определяет, что Заказчик ограничен в своем праве на формирование лота императивным запретом на действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

Из буквального толкования положений ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой.

Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится закупка путем проведения торгов (аукциона), являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые помещения не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.

В описании объекта закупки рассматриваемого электронного аукциона указано о приобретении 42 объектов недвижимости – жилых помещений (квартир), не связанных между собой единым неразрывным целевым использованием, не образующих единый комплекс и не предусматривающих их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе. Квартиры предназначены для использования разными гражданами (в рамках программы переселения из аварийного жилья).

При этом единые требования к жилым помещениям, установленные описанием объекта закупки, не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, а являются признаками характеристик каждого объекта в отдельности.

Осуществление закупки по одному контракту двух и более самостоятельных объектов недвижимости, являющихся отдельными жилыми помещениями, которым в последующем будут присвоены самостоятельные кадастровые номера, выдана различная техническая документация, каждой из квартир будут пользоваться разные граждане (семьи), не позволяет/может не позволить принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим в наличии для продажи только по одному объекту недвижимого имущества, соответствующему требованиям аукционной документации, и влечет/может повлечь за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.

Заказчик должен соблюсти разумный баланс между обоснованностью формирования предмета закупки и требованиями антимонопольного законодательства, для обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдения требования ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение действий, которые приводят или могут привезти к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе путем включению в состав лотов технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ, услуг.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных участников, Заказчик (организатор торгов) должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же потенциальных участников на стадии определения претендентов электронного аукциона не соответствует целям и задачам антимонопольного законодательства.

В письменных пояснениях, Администрации г. Обоянь указывает, что в городе Обояни рынок нового жилья в многоквартирных домах отсутствует, и единственным вариантом исполнения Адресной программы Курской области по переселению из аварийного жилья на территории г. Обояни было приобретение 42 квартир в построенном для этих целей многоквартирном доме.

Также заказчиком – Администрацией города Обояни Курской области в описании объекта закупки (приложение №3 к извещению) №0144200002422000150 установлено требование, что приобретаемые жилые помещения должны относится к первичному рынку жилья.

Указанный довод основан на неверном толковании муниципальным заказчиком норм права и не принимается комиссией в связи со следующим.

Действующим законодательством не предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме исключительно в жилые помещения, относящиеся к первичному рынку жилья, что не отрицается Администрацией в письменных пояснениях (исх. №293 от 14.02.2023г.).

Согласно п. 3. ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ  «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (ст. 89 ЖК РФ). Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Согласно п.12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 2019г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019,  гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Постановление Администрации Курской области от 29.03.2019 N 259-па «Об утверждении адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 (1 сентября) годы» (в редакции постановления Администрации Курской области от 24.01.2022 № 44-па), во исполнение которого осуществлена закупка №0144200002422000150, также не содержит требований о переселении в новые жилые помещения.

При этом, на запрос Курского УФАС России (исх.№4253 от 25.11.2022г.) Администрацией города Обояни Курской области документированного подтверждения требования граждан, подлежащих переселению из многоквартирного дома признанного аварийным, в жилые помещения, расположенные исключительно в новостройках, не представлено. Из представленных Администрацией (исх. №60 от 16.01.2023г.) согласий граждан на переселение в количестве 41 шт. следует, что 28 человек согласны на переселение в другое помещение площадью, не менее занимаемой ими ранее; 13 человек согласны на переселение в новые квартиры (без указания на отнесение этих квартир к первичному рынку жилья).

Вместе с тем, необходимость предоставления одновременно 42 квартир, соответствующих требованиям Администрации, снижает количество участников закупки, поскольку не позволяет принять участие в закупке тем субъектам, которые имеют в собственности менее 42 жилых помещений одновременно, в том числе физическим лицам.

Так, согласно п. 4 ст.3 ФЗ «О контрактной системе», участник закупки – это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Законодательство РФ не содержит запреты и ограничения на участие в закупках на приобретение жилых помещений для лиц, не являющихся застройщиками (инвесторами), в том числе не предусматривает преимущества участия в таких закупках отдельным категориям лиц, то принять участие в закупке имеет право любое лицо, являющееся собственником жилого помещения.

Таким образом, участником аукциона мог быть любой собственник жилого помещения, как юридическое лицо, так и физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, объединение 42 квартир в один лот, лишает лиц, заинтересованных в участии в аукционе и имеющих в собственности меньшее количество жилых помещений, возможности реализации права на участие в торгах. Такое незаконное формирование лота (укрупнение лота) нарушает права в первую очередь физических лиц, которые, как правило, не имеют в собственности одновременно 42 квартиры и создают преимущества лицам, у которых в собственности одновременно имеется 42 квартиры.

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России установлено, что аукцион с извещением №0144200002422000150 от 10.06.2022 г., признан несостоявшимся, заявку на участие подал один участник – ООО «Инвестиционно-строительная компания «ДОБРЫЙ ДОМ», с которым 04.07.2022г. заключен муниципальный контракт №10 по начальной максимальной цене контракта, срок исполнения контракта установлен (передачи жилых помещений Заказчику) до 01.12.2022г.

Наличие единственного участника в указанном аукционе свидетельствует о том, что у иных потенциальных участников аукциона отсутствовала возможность участия, ввиду объединения организатором торгов сорока двух квартир в один лот аукциона.

Кроме того, согласно письменных пояснений Администрации г.Обояни (исх.№293 от 14.02.2023г.)  жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилья по состоянию на 01.12.2022г. на территории муниципального образования отсутствовали. По ходатайству ООО «Инвестиционно-строительная компания «ДОБРЫЙ ДОМ» Распоряжением Администрации города Обояни №136 от 28.12.2022г., на основании ч.65.1 ст.112 «ФЗ о контрактной системе», срок передачи квартир заказчику по муниципальному контракту №10 продлен до 01.12.2023г.

Также по условиям проведения аукциона срок передачи квартир заказчику составлял 151 день. 28.12.2022г. срок исполнения контракта был продлен еще на 339 дней (с превышением первоначального срока исполнения контракта более чем в 2 раза).

При таких обстоятельствах, ввиду объединения организатором торгов сорока двух квартир в один лот аукциона муниципальная нужда в приобретении жилья для граждан, переселяемых из аварийных жилых помещений, не была удовлетворена в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, подрядчику ООО «Инвестиционно-строительная компания «ДОБРЫЙ ДОМ» были созданы преимущественные условия исполнения контракта, не известные иным участникам закупки.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Курским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г. что обусловлено субъектным составом дела, обстоятельствами и временем предполагаемого нарушения.

Предметом торгов является приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда на территории города Обояни Курской области.

Таким образом, действия муниципального заказчика привели / могли привести к ограничению или устранению конкуренции, поскольку незаконное формирование лота (укрупнение лота) Администрацией города Обояни  привело к ограничению возможности участия в данной закупке (в аукционе) лиц, имеющих в собственности меньшее количество жилых помещений, что обеспечило преимущество участия в закупке ООО «Инвестиционно-строительная компания «ДОБРЫЙ ДОМ».

Анализ материалов настоящего дела свидетельствует о том, что незаконное формирование лота (укрупнение лота) привело к отсутствию конкурентной состязательности, участию в закупке только одного поставщика, с которым контракт заключен по начальной максимальной цене закупки.

Нарушение запретов, установленных ч. 1, ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов, либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.

Порядок взаимодействия Комитета по управлению имуществом Курской области и областного казенного учреждения «Центр закупок Курской области» по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с заказчиками Курской области при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» (далее - Порядок), утвержден Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области».

В ходе анализа положений указанного Порядка и Постановления Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области» установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 Постановления Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области» Комитет по управлению имуществом Курской области определен уполномоченным органом Курской области по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Курской области путем проведения конкурса или аукциона при начальной (максимальной) цене контракта 10 миллионов рублей и более, за исключением закупок в сфере дорожного хозяйства, в сфере безопасности дорожного движения, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем и в сфере капитального строительства.

Согласно п. 1, п. 2 ч. 8 Порядка уполномоченный орган в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организует и проводит электронные процедуры на основании заявок заказчиков на проведение закупок, подготовленных и направленных заказчиками, руководствуясь требованиями законодательства о контрактной системе и Порядка, рассматривают поступившие заявки заказчиков на соответствие планам-графикам заказчиков и требованиям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 Порядка уполномоченный орган несет ответственность, в том числе административную, за соблюдение процедуры проведения закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, согласно п. 2, п. 3 ч. 10 Порядка заказчики в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с планами-графиками закупок формируют и направляют в уполномоченный орган заявки на проведение закупок, устанавливают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяют и обосновывают начальную (максимальную) цену контракта, формируют описание объекта закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), определяют условия контракта, устанавливают требования к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.

В соответствии с ч. 11 Порядка заказчики несут ответственность, в том числе административную, за полноту, обоснованность и соответствие описания объекта закупки (технического задания, спецификации и т.д.) и сведений, представленных в составе заявки на проведение закупки и включенных в описание объекта закупки и (или) извещение о закупке, законодательству Российской Федерации, а также техническим нормам и правилам.

Таким образом, «Порядок взаимодействия комитета по управлению имуществом Курской области и областного казенного учреждения «Центр закупок Курской области» по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с заказчиками Курской области при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» (далее - Порядок), утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 22.01.2020 г. № 47-па «О централизации закупок в Курской области», разграничивает как функции заказчиков и уполномоченного органа, так и их ответственность. Из положений Порядка следует, что уполномоченный орган - Комитет по управлению имуществом Курской области несет ответственность непосредственно за соблюдение процедуры проведения закупок, тогда как заказчик – Администрация г. Обояни несет ответственность за полноту, обоснованность и соответствие описания объекта закупки (технического задания, спецификации и т.д.) и сведений, представленных в составе заявки на проведение закупки и включенных в описание объекта закупки и (или) извещение о закупке, в том числе за обоснованное формирование лотов.

Признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета по управлению имуществом Курской области в ходе рассмотрения материалов Прокуратуры Обоянского района Курской области не установлено.

При таких обстоятельствах, действия заказчика - Администрации г. Обоянь по объединению в одну закупку объектов недвижимости (42 квартир), с разными характеристиками, не связанных между собой единым неразрывным целевым использованием, имеющих разное местоположение, не образующих единый комплекс и предназначенных для использования разными гражданами (семьями), являются нарушением п.2 ч. 1, ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 04.09.2017 г.№ ИА/60890/17, от 26.02.2018 г.№ ВК/12509/18 запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Курским УФАС России письмом от 14.03.2023 г. (исх. №ОБ/782/23) в адрес Администрации г. Обояни и Прокуратуры Обоянского района Курской области были направлены копия заключения об обстоятельствах дела №046/01/17-481/2022 и копия определения об отложении рассмотрения дела № 046/01/17-481/2022 (почтовые идентификаторы 80082682113816,80082682113823).

Согласно отчета об отслеживании отправления на сайте Почты России письмо Курского УФАС России от 14.03.2023 г. (исх. №ОБ/782/23) было получено Администрацией г. Обоянь и Прокуратурой Обоянского района Курской области 16.03.2023 г.

В силу ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Копия заключения об обстоятельствах дела № 046/01/17-481/2022 была направлена Курским УФАС России в адрес Администрации г. Обояни и Прокуратуры Обоянского района Курской области в установленный ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» срок, очередное рассмотрение дела было назначено в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Администрацией и Прокуратурой в адрес Курского УФАС России замечаний и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

В связи с наличием в материалах дела № 046/01/17-481/2022 достаточных доказательств, указывающих на наличие нарушения п.2 ч. 1, ч. 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях Администрации города Обояни Обоянского района Курской области, в соответствии со ст. 17, ст. 20, ч.1 ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-3 ст.41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию города Обоянь Обоянского района Курской области (306230, Курская область, г.Обоянь, ул. Ленина 28, ИНН 461600285221, ОГРН 1024600730461) нарушившей п.2 ч.1, ч.3 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» путем объединения в один лот разных объектов недвижимости (42 жилых помещений (квартир) с разными характеристиками, не связанными между собой единым неразрывным целевым использованием, имеющими разное местоположение, не образующие единый комплекс и предназначенные для использования разными гражданами (семьями).

2. Выдать Администрации г. Обоянь предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

<...>

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны