Решение №- решение от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/01/16-524/2019

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года г.Курск

 

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев материалы дела по признакам нарушения ст.16 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны муниципального заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – МБОУ «СОШ №3») и Индивидуальным предпринимателем И, выразившегося в реализации соглашения об определении поставщика на оказание услуги по организации питания в данном общеобразовательном учреждении обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, способом закупки у единственного поставщика, без проведения предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок конкурентных процедур, на общую сумму, превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», в отсутствии представителей МБОУ «СОШ №3», Контрольно-счетной палаты города Курска, надлежаще уведомленных о рассмотрении дела, в присутствии представителя ИП И (по доверенности) 

УСТАНОВИЛА:

Контрольно-счетной палатой города Курска в Курское УФАС России были представлены (вх.№2771 от 14.06.2019г.) материалы контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств на организацию питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях» по результатам которой Контрольно-счетной палатой города Курска установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении соглашения между муниципальным заказчиком - МБОУ «СОШ №3» и хозяйствующим субъектом - ИП И., направленного на заключение муниципальных контрактов с единственным поставщиком в обход установленной законом процедуры торгов.

По результатам рассмотрения представленных Контрольно-счетной палатой г.Курска документов и сведений, а также дополнительно представленных заказчиком и ИП И в ходе рассмотрения дела письменных пояснений и документированной информации, Курским УФАС России установлено следующее.

МБОУ «СОШ №3» с ИП И, в период с 02.04.2018г. по 20.06.2019г. заключались договоры на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей без проведения торгов:

В 2018г. – на общую сумму 664 260, 00 рублей:

- 02.04.2018г. на сумму 253 080,00 рублей,

- 27.08.2018г. на сумму 102 000,00 рублей,

- 01.11.2018г. на сумму 105 600,00 рублей,

- 10.12.2018г. на сумму 104 400,00 рублей,

- 14.12.2018г. на сумму 99 180,00 рублей,

При этом, в 2017г. из бюджета города Курска были единовременно выделены ассигнования на указанные цели в размере 722 649, 60 рублей. Далее, 19.03.2018г. были дополнительно выделены ассигнования из областного бюджета на сумму 94 928,51 рублей, 11.10.2018г. и 05.12.2018г., - из бюджета города Курска в размере 30 709,7 рублей и 36 052,19 рублей соответственно.

В 2019г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И. были заключены договоры на общую сумму –763 530,00 рублей.

- 09.01.2019г. – на сумму 255 780, 00 рублей,

- 25.02.2019г. – на сумму 231 000, 00 рублей,

- 01.04.2019г. – на сумму 141 750, 00 рублей,

- 20.06.2019г. – на сумму 135 000, 00 рублей.

При этом, в 2018г. из бюджета города Курска были единовременно выделены ассигнования на указанные цели в размере 526 932, 00 рублей.

Общая сумма договоров, заключенных МБОУ «СОШ №3» с ИП И. в указанный временной период составила 1 191 192,00 рубля.

Данные договоры были заключены сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика, предусмотренных ст.24 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно письменных пояснений МБОУ «СОШ №3», а также из содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого (в ред., действовавшей на даты заключения договоров), допускается осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать четыреста тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Вместе с тем, ст.7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следуя ч.5 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п. 13 ст. 22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого их вышеперечисленных договоров, заключенных МБОУ «СОШ №3» с ИП И., действительно не превышает 400 000 рублей.

Однако, материалами дела также подтверждено:

- предмет заключенных договоров является идентичным, направленными на достижение одной цели - оказание услуги по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей,

- договоры заключены в календарной последовательности,

- бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2018-2019гг. получены МБОУ «СОШ №3» одномоментно, в сумме, превышающей 400 000 рублей.

- бюджетные ассигнования на закупку указанной услуги в 2018-2019гг. были получены МБОУ «СОШ №3» заблаговременно, до начала очередного финансового года, в сроки, позволяющие осуществить конкурентный способ определения поставщика.

При таких обстоятельствах, заключение МБОУ «СОШ №3» с ИП И. ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением сделки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Длительное непрекращающееся ненадлежащее выполнение лицами предусмотренных законом обязанностей путем совершения первоначального действия (совершение согласованных действий между сторонами и дальнейшее непрерывное его продолжение во времени позволяет сделать вывод о длящемся характере нарушения антимонопольного законодательства.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию на торгах на право заключения контракта. Данные контракты заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за муниципальный заказ.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

В соответствии с п.18 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно письменных пояснений и документов, представленных МБОУ «СОШ №3» Комитетом образования г.Курска, МБОУ «СОШ №3» осуществляет функции муниципального заказчика при организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей на основании п.1.4, 1.7, 1.12, 2.3, 2.9 Устава МБОУ «СОШ №3», утвержденного приказом Комитета образования г.Курска №165 от 25.04.2016г.

Так, в соответствии с п.1.12, 2.3 Устава, Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической и иной деятельности; для достижения уставной цели осуществляет, в том числе, деятельность по предоставлению питания учащимся. Пунктом 2.9 Устава установлено, что питание обучающихся осуществляет организатор общественного питания по договору с Учреждением, заключенным в установленном законе порядке. Финансирование данной деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований г.Курска.

МБОУ «СОШ №3», являясь муниципальным бюджетным учреждением, создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (ч.1 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Пунктом 5.3 Постановления Администрации г.Курска №755 функции по организации предоставления бесплатного питания обучающимся из малоимущих, многодетных и (или) социально незащищенных семей переданы образовательным учреждениям.

На основании изложенного, МБОУ «СОШ №3» при осуществлении деятельности по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и (или) социально незащищенных семей выступает в качестве муниципального заказчика.

ИП И осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем на основании п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом.

При таких обстоятельствах, к действиям Ответчиков применимы требования и запреты, установленные ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, МБОУ «СОШ №3» поясняла, что муниципальные контракты (договоры) на оказание услуг по организации питания обучающихся в данном образовательном учреждении из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в 2018-2019 годах заключались без проведения конкурентных процедур – торгов, на основании п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...». Аналогичные договоры заключались МБОУ «СОШ №3» с ИП И с 2015г. Изменение контрагента в течение учебного года образовательное учреждение считало нецелесообразным, в связи с чем в период 2018 - 2019г. исполнителем указанных услуг также была ИП И При заключении указанных договоров образовательное учреждение полагало законным совершение таких сделок без проведения торгов в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...». Кроме того, заключение договоров на оказание услуг по организации питания учащихся с единственным поставщиком, по мнению заказчика, - более предпочтительный способ выбора контрагента по причинам организационного характера.

Указанные пояснения также подтверждают, что МБОУ «СОШ №3», располагая информацией о наличии на территории г.Курска нескольких потенциальных поставщиков необходимой услуги, заключило с одним из поставщиков –ИП И 9 отдельных договоров на оказание идентичных услуг - организацию питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, по цене до 400 000 рублей, имея намерение уклониться от соблюдения установленного законом о контрактной системе общего порядка определения поставщика путем проведения конкурентной процедуры -торгов.

Пояснив о причинах заключения МБОУ «СОШ №3» нескольких договоров на оказание услуг по организации питания учащихся при получении из бюджета денежных средств в размере, превышающим 400 000 руб., МБОУ «СОШ №3» признало наличие вменяемого правонарушения.

Также, как следует из планов-графиков закупок МБОУ «СОШ №3» на 2017-2019гг., Учреждение не планировало проведение торгов по определению поставщика услуг по организации питания обучающихся данного образовательного учреждения, что также свидетельствует о намерении Заказчика уклониться от проведения предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур и заключения соответствующих муниципальных контрактов с единственным поставщиком, избранным самостоятельно за рамками определенного законом порядка.

Согласно письменных пояснений ИП И заключение муниципальных контрактов с МБОУ «СОШ №3» осуществлялось, по мнению ответчика, в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системе…».

В то же время, согласно данным, содержащимся в ЕГРИП, ИП И осуществляет предпринимательскую деятельность с 2013г., соответственно является профессиональным участником рынка оказания услуг по организации общественного питания и обладает информацией о порядке размещения государственных и муниципальных заказов, установленном ФЗ «О контрактной системе...» путем проведения конкурентных процедур.

В этой связи, ИП И, выразив свое согласие на совершение действий в обход законодательства о контрактной системе путем заключения 9 договоров на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, способствовала исключению возможности потенциальных конкурентов (неопределенного круга лиц - потенциальных поставщиков услуг по организации общественного питания, осуществляющих деятельность на территории г.Курска) претендовать в равной конкурентной борьбе за право заключения муниципальных контрактов.

О наличии соглашения между заказчиком и поставщиком на заключение указанных договоров свидетельствуют также следующие материалы дела, подтверждающие, в том числе факт исполнения договоров до их официального заключения.

Так, 01.11.2018г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И заключен договор №11 на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 01.10.2018г. по 26.10.2018г.

10.12.2018г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И заключен договор №15 на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 03.12.2018г. по 28.12.2018г.

14.12.2018г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И заключен договор №13 на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 06.11.2018г. по 30.11.2018г.

25.02.2019г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И заключен договор №3 на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 01.02.2019г. по 22.03.2019г.

20.06.2019г. МБОУ «СОШ №3» с ИП И заключен договор №7 на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в период с 02.05.2019г. по 31.05.2019г.

Таким образом, ИП И осуществляла выполнение обязательств по указанным договорам еще до их официального заключения.

Указанные обстоятельства безусловно свидетельствует о наличии между сторонами данных договоров соглашения об их заключении с конкретным поставщиком – ИП И.

Указанные выше факты и обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №046/01/16-524/2019, указывают на наличие согласованности в действиях МБОУ «СОШ №3» как организации, наделенной полномочиями муниципального заказчика, и хозяйствующего субъекта ИП И. по разделению (дроблению) единых закупок (т.к. бюджетные средства в виде субсидий выделялись единовременно и в размере, превышающим 400 000 р.) на оказание в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в 2018-2019гг. на 9 отдельных договоров, заключенных сторонами без проведения конкурентных процедур определения поставщика (торгов), направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) получить право на заключение муниципальных контрактов в ходе конкурентной процедуры, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе..».

При формальном соответствии закону (п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...») договоров (контрактов), заключенных между муниципальным образовательным учреждением и поставщиком на сумму до 400 000 рублей каждый, в совокупности действия по заключению 9 аналогичных договоров на поставку идентичного товара представляют собой искусственное дробление (разделение на части) единых закупок общей стоимостью 664 260, 00 рублей в 2018г. и 763 530,00 в 2019г. с целью ухода от процедуры торгов.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 400 000 руб. каждая в целях избежания конкурентных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.03.2019г. №Ф06-44227/2019 по делу №А57-12370/2018).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011г. №8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку только при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные претенденты на получение товаров, работ, услуг, имущества, доступа к товарному рынку или права ведения деятельности на нем.

Наличие в ФЗ «О контрактной системе...» правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 400 000 рублей) для муниципальных образовательных организаций у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018г. по делу №А7831/2017).

В ходе рассмотрения дела представитель МБОУ «СОШ №3» также поясняла, что конкурентная процедура отбора поставщика указанных услуг не была проведена по причине сложности точного расчета количества обучающихся, имеющих право на бесплатное питание в школе, на весь учебный год. Списки таких учащихся обновляются ежемесячно, в связи с чем произвести расчет цены муниципального контракта и срока его заключения не представляется возможным, равно как и провести торги по отбору поставщика указанных услуг.

В то же время, согласно п.2 ст.42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении об осуществлении закупки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.

Аналогичные требования к извещению об осуществлении закупки содержались и в предыдущей редакции данной нормы закона, согласно которой в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Частью 24 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.

В этой связи, законодательством РФ предусмотрена возможность заключения муниципальных контрактов в случае, когда невозможно точно определить объем оказываемых услуг, что также опровергает доводы ответчика о невозможности проведения конкурентной процедуры отбора поставщику услуг по организации питания учащихся по причине невозможности проведения расчета цены муниципального контракта и точного количества услуги, которую необходимо будет оказать.

Частью 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Согласно письменных пояснений Комитета образования г.Курска от 03.09.2019г. (исх.№7521/04.1.01-16), Комитет в соответствии с Порядком исполнения бюджетной росписи как главный распорядитель бюджетных средств выписывает каждому учреждению уведомления о бюджетных ассигнованиях, выделенных на очередной финансовый год.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств на следующий год доводятся распорядителем бюджетных средств до их получателей в текущем году.

Так, уведомлением Комитета образования г.Курска №21 от 21.11.2018г. МБОУ «СОШ №3» из муниципального бюджета города Курска было выделено 722 649,60 руб., уведомлением №252 от 07.11.2018г. – 526 932,00 рублей, с целью оказания в данном образовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в 2018-2019гг.

Имеющиеся в материалах дела уведомления Комитета за 2017-2019гг. свидетельствуют о сложившейся в 2017-2019гг. практике выделении МБОУ «СОШ №3» соответствующих денежных средств на следующий финансовый год в ноябре текущего календарного (финансового года).

В соответствии ч.2 ст.56 ФЗ «О контрактной системе…», Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» закупка на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей, осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Статьями 49, 54 ФЗ «О контрактной системе…» определены основные сроки проведения конкурса, согласно которым извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе; контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.

Таким образом, учитывая, что уведомление о выделении денежных средств на организацию в МБОУ «СОШ №3» услуг питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в следующем календарном году направляется Комитетом в ноябре текущего года, образовательное учреждение имеет возможность проведения закупки по отбору поставщика соответствующей услуги конкурентным способом в установленные изложенными нормами законодательства сроки.

Следовательно, требование о заключении договоров на оказание услуг по организации питания обучающихся путем проведения конкурентных процедур – торгов установлено нормами действующего законодательства, равно как и сроки их проведения. Несогласие муниципальных заказчиков с указанными требованиями закона в виду сложности и продолжительности проведения торгов не может служить основанием для их неисполнения.

Дело №046/01/16-524/2019 было возбуждено определением от 24.09.2019г. Определением от 31.03.2020г. рассмотрение настоящего дела было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области по делу А35-13002/2019.

Окончательный судебный акт по указанному делу вступил в силу 22.08.20120г.. Окончательный судебный акт по аналогичному делу №А35-11261/2019 вступил в силу 25.12.2020г.

Определением от 26.07.2021г. рассмотрение дела №046/01/16-524/2019 было возобновлено.

08.09.2021г. Комиссией Курского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела. Возражений на заключение об обстоятельствах дела сторонами не направлено.

Заключение МБОУ «СОШ №3», в период 2018-2019г.г., договоров на оказание в данном общеобразовательном учреждении услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, без проведения торгов, предусмотренных ст.24, ст.48 ФЗ «О контрактной системе...», на общие суммы, превышающие предельный размер, предусмотренный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (400 000 рублей), ежегодно, осуществлено сторонами в обход установленного законодательством РФ порядка определения поставщика для закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, что привело к созданию необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности поставщика ИП И предоставив ей возможность заключить и исполнять контракты в отсутствие реальной конкуренции за право исполнения заказа.

Учитывая, что заключение муниципального контракта как разновидности гражданско-правового договора является двухсторонней сделкой, совершаемой волей обеих сторон (как заказчика, так и поставщика), в действиях ИП Ипо заключению рассматриваемых договоров с МБОУ «СОШ №3», на согласованных сторонами в обход предписанной законом процедуры торгов условиях, имеется нарушение антимонопольного законодательства, квалифицируемое как осуществление антиконкурентного соглашения с данным заказчиком с целью получения преимуществ на рынке (получения права заключить контракты в условиях гарантированного отсутствия иных претендентов по назначенной поставщиком цене).

В соответствии с положениями ст.41.1 ФЗ «О защите конкуренции», на дату вынесения настоящего решения срок давности по договорам, заключенным 02.04.2018г. 27.08.2018г. истек, в связи с чем действия сторон при заключении указанных договоров Комиссией не учитываются. Вместе с тем, в отношении договоров, заключенных - 01.11.2018г., 10.12.2018г., 14.12.2018г. срок давности не истек. В отношении договоров, заключенных в 2019г., срок давности также не истек.

При таких обстоятельствах, действия заказчика МБОУ «СОШ №3» и поставщика ИП И. по заключению 7 отдельных договоров на оказание в данном образовательном учреждении в 2018-2019гг. услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в обход процедуры конкурентного определения поставщика, квалифицируются как заключение и реализация сторонами антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Учитывая, что общая сумма договоров, заключенных с нарушением ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» составляет 1 072 710,00 рублей, ущерб, который нанесен бюджету МО "Город Курск", оценивается в размере указанной суммы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.23, ст.41, ст.49, п.1 ч.1 ст.48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» 3и ИП И нарушившими статью 16 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем реализации соглашения об определении в 2018-2019г.г. в МБОУ «СОШ №3» поставщика на оказание услуги по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, способом закупки у единственного поставщика, без проведения предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок конкурентных процедур, на сумму, превышающую предельный размер закупки у единственного поставщика, предусмотренный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» ежегодно, путем искусственного дробления (разделения) закупок на 7 отдельных договоров, что могло привести к ограничению конкуренции и созданию необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности указанному хозяйствующему субъекту.

2. В связи с фактическим исполнением сторонами по состоянию на дату рассмотрения дела договоров, заключенных на оказание услуг по организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях по ст.14.32 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны