Предупреждение №03-04/2020 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-04/2020 Комитету региональной безопаснос... от 7 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-04/2020
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступили материалы Прокуратуры Центрального административного округа города Курска о признаках нарушения антимонопольного законодательства при заключении соглашения о взаимодействии и обмене информацией между ОКУ «Центр обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Курской области» (далее - ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области») и ООО «Авто-Ассистанс».
При рассмотрении материалов Прокуратуры ЦАО города Курска и информации, дополнительно полученной Курским УФАС России от ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области», Комитета региональной безопасности Курской области, ООО «Авто-Ассистанс» и страховых компаний, осуществляющих деятельность на территории Курской области, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 4 Постановления Администрации Курской области от 27.12.2013 г. № 1021-па «Об утверждении Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб Курской области по единому номеру «112» (далее Постановление № 1021-па) Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой и создана на всей территории Курской области.
Согласно ч. 4.1. Постановления № 1021-па оператором системы-112 является ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».
В соответствии с ч. 1.5. Устава ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Комитет региональной безопасности Курской области, в ведении которого находится учреждение.
Комитет региональной безопасности Курской области является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, создается в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Курской области.
В соответствии с ч. 2.9. Положения о Комитете региональной безопасности Курской области одной из основных задач Комитета в пределах предоставленных полномочий является содействие развитию конкуренции в установленной сфере деятельности.
Согласно ч. 3.3.1. Положения о Комитете региональной безопасности Курской области Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в пределах предоставленных полномочий выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти Курской области по функционированию и дальнейшему развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб Курской области по единому номеру «112».
В соответствии с ч. 6 Постановления № 1021-па Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Курской области (далее - РСЧС Курской области), в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Курской области, дежурных и аварийно-диспетчерских служб жизнеобеспечения и дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации и включает: службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийные службы газовой сети, службы «Антитеррор».
Согласно ч. 7 Постановления № 1021-па перечень организаций, которые наряду с дежурно-диспетчерскими службами, указанными в ч. 6 Положения, при необходимости, исходя из местных условий, принимают участие в обеспечении информационного взаимодействия с Системой-112, дополнительно определяется Администрацией Курской области в соответствии со схемой развертывания Системы-112 на территории Курской области.
В соответствии с ч. 9. Постановление № 1021-па утверждена Схема развертывания системы-112 на территории Курской области.
Согласно ч. 2.11. Положения о Комитете региональной безопасности Курской области одной из основных задач Комитета в пределах предоставленных полномочий является обеспечение деятельности Межведомственной областной постоянно действующей комиссии по взаимодействию в организации борьбы с преступностью и социальной профилактике правонарушений (взаимодействие по данному вопросу с Правительственной комиссией по профилактике правонарушений).
Решением Межведомственной областной постоянно действующей комиссии по взаимодействию в организации борьбы с преступностью и социальной профилактике правонарушений от 30.11.2018 г. № 9 было рекомендовано Комитету региональной безопасности Курской области совместно с Администрацией г. Курска и Региональной рабочей группой страховщиков по противодействию страховому мошенничеству на территории Курской области проработать вопрос о возможности передачи информации о дорожно-транспортных происшествиях из ЕДДС «Служба спасения 112» МКУ «Управление по делам ГО и ЧС при администрации г. Курска» добросовестным аварийным комиссарам (на основании соответствующего договора оказания услуг о предоставлении информации о дорожно-транспортных происшествиях с указанием адреса происшествия, в обезличенном виде без указания персональных данных).
Постановлением Администрации Курской области от 03.07.2019 г. № 596-па (далее – Постановление № 596-па) внесены изменения в Схему развертывания системы-112 на территории Курской области. Так, согласно Постановлению № 596-па и Схеме развертывания системы-112 на территории Курской области оперативная информация о дорожно-транспортных происшествиях направляется из ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» в службы аварийных комиссаров.
В соответствии с Письмом Комитета региональной безопасности Курской области от 28.10.2019 г. № 09.1-01-01-17/3837 все зарегистрированные на территории Курской области организации с правовым статусом «служба аварийных комиссаров» вправе обратиться в Центр обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС для сопряжения.
В то же время, согласно информации, представленной Комитетом региональной безопасности Курской области (вх. № 6878 от 26.12.2019), понятия «аварийный комиссар», «добросовестный аварийный комиссар», «служба аварийных комиссаров» в законе не установлены.
Таким образом, Курским УФАС России установлено, что:
- на территории Курской области функции уполномоченного органа исполнительной власти по функционированию и дальнейшему развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб Курской области по единому номеру «112» возложены на Комитет региональной безопасности Курской области;
- организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, вправе обратиться в Комитет региональной безопасности Курской области и заключить договор о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области;
- Комитет региональной безопасности Курской области производит отбор организаций с правовым статусом «служба аварийных комиссаров» и «добросовестных аварийных комиссаров»;
- понятия «аварийный комиссар», «добросовестный аварийный комиссар», «служба аварийных комиссаров» законом или иными нормативно-правовыми актами не установлены.
- критерии отбора организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, которые вправе обратиться в Комитет региональной безопасности Курской области и заключить договор о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области, не установлены, что не позволяет установить единый базис сравнения и отбора таких организаций.
2. Согласно информации и документам, представленным Комитетом региональной безопасности Курской области (вх. № 6878 от 26.12.2019), в адрес Комитета поступило 2 заявления о подключении к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области от ООО «Авто-Ассистанс» и ИП Ф"...", при этом, по мнению Комитета региональной безопасности Курской области, ИП "..." не соответствовал предъявленным требованиям.
Более того, в своих пояснениях Комитет региональной безопасности Курской области пояснил, что подключение ИП "..." к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС возможно при условии принятия предпринимателем стандартов и регламентов, утвержденных в ООО «Авто-Ассистанс».
При этом ООО «Авто-Ассистанс» не является организацией, уполномоченной на установление стандартов и регламентов для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, а является хозяйствующим субъектом, как и ИП "..."
В то же время, единых критериев отбора организаций для подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области Комитетом региональной безопасности Курской области не установлено, что не позволяет судить о соответствии/несоответствии ИП "..." понятиям «добросовестный аварийный комиссар», «служба аварийных комиссаров».
Таким образом, Комитет региональной безопасности Курской области проводил отбор организаций для подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области, однако не установил никаких критериев данного отбора и отклонил заявление хозяйствующего субъекта, не имея при этом объективных оснований.
3. 19.07.2019 г. между ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» и ООО «Авто-Ассистанс» было заключено соглашение о взаимодействии и обмене информацией, согласно которому ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» предоставляет ООО «Авто-Ассистанс» оперативную информацию о возникающих ДТП, обращениях о технических неисправностях транспортных средств от граждан, эвакуации транспортных средств по г. Курску и Курской области.
Иных договоров и соглашений ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» с организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, не заключало.
Таким образом, ООО «Авто-Ассистанс» является единственной организацией, осуществляющей деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, с которой ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» заключено соглашение о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области.
4. По информации, представленной ООО «Авто-Ассистанс» (вх. № 6893 от 27.12.2019), организация оказывает услуги аварийных комиссаров на платной основе, участники дорожно-транспортного происшествия обязаны оплатить услуги организации в соответствии с прейскурантом.
Согласно прейскуранту цен ООО «Авто-Ассистанс» стоимость оформления дорожно-транспортного происшествия и составлении извещения составляет 2000 руб., стоимость составления схемы на месте дорожно-транспортного происшествия 1000 руб.
В то же время, в соответствии с прейскурантом цен ООО «Авто-Ассистанс» услуги по оформлению дорожно-транспортного происшествия, составлению извещения и схемы дорожно-транспортного происшествия предоставляются на безвозмездной основе клиентам страховых компаний, с которыми у организации заключен договор возмездного оказания услуг.
При этом, согласно информации, представленной ООО «Авто-Ассистанс», 01.08.2019 г. организацией заключен договор возмездного оказания услуг только с одной страховой компанией - ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ».
В соответствии с вышеуказанным договором ООО «Авто-Ассистанс» оказывает клиентам ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» услуги аварийных комиссаров на безвозмездной основе.
Согласно Лицензии от 18.07.2018 г. № ОС № 2243-03, выданной Центральным банком Российской Федерации, ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Иных договоров и соглашений ООО «Авто-Ассистанс» с организациями, осуществляющими деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Курской области, не заключало.
Таким образом, Курским УФАС России установлено, что ООО «Авто-Ассистанс» предоставляет услуги аварийных комиссаров на безвозмездной основе только клиентам ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ», клиентам иных страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на территории Курской области, услуги аварийных комиссаров предоставляются на платной основе в соответствии с прейскурантом.
Меры по информированию организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, и страховых компаний о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» Комитетом региональной безопасности приняты не были.
5. По информации, представленной Комитетом региональной безопасности Курской области, Комитетом в организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, были направлены запросы о предоставлении информации.
При этом поиск организаций, в которые направлялись запросы, производился должностными лицами Комитета региональной безопасности Курской области в сети Интернет.
Направление запросов о предоставлении информации организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, не является уведомлением данных организаций о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключения договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области.
Более того, Курским УФАС России были направлены запросы в страховые компании, осуществляющие деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Курской области, располагают ли данные компании информацией о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС, заключения соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».
Так, 7 организаций (АО «Альфастрахование», АО «СОГАЗ», ПАО СК «РОСГОССТРАХ», СПАО «РЕСО-Гарантия», АО «МАКС», САО «ВСК», АО «ГСК «Югория») не располагают информацией о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области». Только 3 организации (ООО «СК» Согласие», СПАО «ИНГОССТРАХ», ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ») уведомлены о такой возможности.
Кроме того, согласно информации, представленной СПАО «РЕСО-Гарантия», организацией заключен договор № РГ-АК-185/15 от 01.09.2015 г. с ИП "..."на оказание услуг по экспертно-правовому обслуживанию. В соответствии с вышеуказанным договором "..." предоставляет услуги аварийных комиссаров клиентам СПАО «РЕСО-Гарантия» на безвозмездной основе.
В то же время, информацию о дорожно-транспортном происшествии СПАО «РЕСО-Гарантия» и "..." могут получить только непосредственно от клиента общества, оперативная информация через Центр обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС к ним не поступает.
Таким образом, Курским УФАС России установлено, что Комитет региональной безопасности Курской области должным образом не проинформировал организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, а также страховые компании о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».
В силу ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставлять хозяйствующему субъекту доступ к информации в приоритетном порядке, создание дискриминационных условий.
В соответствии с п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При этом, в силу прямого указания нормы ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий органов государственной власти ограничением конкуренции достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий.
Комитет региональной безопасности Курской области, являясь отраслевым органом исполнительной власти Курской области по функционированию и дальнейшему развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб Курской области по единому номеру «112», на который возложены функции по информированию хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, о возможности заключения договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области через Центр обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС, а также отбору соответствующих организаций:
1) Не принял необходимых мер по информированию организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, а также страховых компаний о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключения соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области», что подтверждается информацией, полученной Курским УФАС России от страховых компаний;
2) Производил отбор хозяйствующих субъектов для заключения договора о предоставлении оперативной информации о дорожно-транспортных происшествиях на территории Курской области, однако не установил никаких единых критериев данного отбора, позволяющих установить соответствие/несоответствие организаций;
Действия Комитета региональной безопасности Курской области привели к заключению единственного соглашения о предоставлении вышеуказанной информации с ООО «Авто-Ассистанс», иные хозяйствующие субъекты не были проинформированы о такой возможности, одному предпринимателю было отказано в заключения соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».
Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях (бездействии) Комитета региональной безопасности Курской области признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Комитет региональной безопасности Курской области (ИНН 4632126767, ОГРН 1104632010383) о необходимости принятия мер по прекращению нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
1) Разработать и установить единые критерии отбора организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, обеспечить доведение указанных критериев неограниченного круга заинтересованных лиц путем размещения на официальных сайтах Комитета региональной безопасности Курской области и ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области»;
2) Направить организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, а также страховым компаниям уведомления о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области»;
3) Разместить информацию о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» в СМИ, на официальных сайтах Комитета региональной безопасности Курской области и ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».
Срок выполнения настоящего предупреждения – 30 дней со дня получения Комитетом региональной безопасности Курской области настоящего предупреждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.
Доказательства информирования организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг аварийных комиссаров, страховых компаний о возможности подключения к Центру обработки вызовов системы 112-ГЛОНАСС и заключении соответствующего соглашения с ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области», а также разработанные единые критерии отбора данных организаций необходимо приложить.
Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.
Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.