Определение №046/01/14.6-417/2024 Определение о назначении дела к рассмотрению от 2 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о назначении дела №046/01/14.6-417/2024

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

02 июля 2024 года                                                                                                              г. Курск

 

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Курское УФАС России поступило заявление гражданина (вх. № 2049-ЭП/24 от 02.04.2024) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях лиц, осуществляющих производство масла сливочного крестьянского 72,5% в упаковках, сходных по дизайну и внешнему оформлению.

Заявитель указывает, что упаковка масла крестьянского сладко-сливочного 72,5% «Время Му», производства ООО «Курское молоко», сходна с упаковкой масла крестьянского сливочного 72,5% (серебристая фольгированная упаковка с изображением коровы в цветочном венке и цветов с использованием в оформлении красного, белого и желтого цветов), производства АО «Суджанский маслодельный комбинат», до степени смешения. Указанное обстоятельство ввело потребителя в заблуждение. Желая приобрести масло производства АО «Суджанский маслодельный комбинат», он приобрел масло производства ООО «Курское молоко».

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Производителем масла крестьянского сладко-сливочного 72,5% под брендом «время му» является ООО «Курское молоко» <…>.

Производителем масла крестьянского сливочного 72,5% под брендом «СМДК» является АО «Суджанский маслодельный комбинат» <…> (далее – АО «СМДК»).

Курским УФАС России произведен осмотр спорных упаковок масла сливочного 72,5% производства АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» и установлено следующее.

Согласно п.41 «Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак» (далее - Правила), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В соответствии с п.42 указанных Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам

Согласно п.43 указанных Правил изобразительные и объемные обозначения, в том числе представленные в виде трехмерных моделей в электронной форме, сравниваются с изобразительными, объемными, в том числе представленными в виде трехмерных моделей в электронной форме, и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); сочетание цветов и тонов.

Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

В соответствии с п. 44 указанных Правил комбинированные обозначения, в том числе представленные в виде трехмерных моделей в электронной форме, сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.

При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 указанных Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.

В силу п.45 указанных Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.

При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.

Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).

Схожие разъяснения содержаться и в «Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов», утв. Приказом ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности от 20.01.2020 №12.

Спорные упаковки масел сливочных крестьянских 72,5% производства АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» представляют собой комбинированные словесно-изобразительные композиции.

 

 

                                                рис.                                                                                       рис.

                                Упаковки АО «СМДК»                                                 Упаковка

                                                                                                          ООО «Курское молоко»

 

Упаковка масла сливочного крестьянского производства АО «СМДК» представлена в двух вариантах и имеет следующее оформление.

В первом варианте на фольгированной бумаге серебристого цвета расположены словесные и изобразительные элементы красного, белого, желтого и черного цветов.

Сверху расположено слово «масло» крупными буквами красного цвета.

Внизу расположено изображение широкой ленты желтого или красного цвета с надписью красным цветом «крестьянское» и черным цветом «м.д.ж. 72,5%». Под лентам желтого или красного цвета расположена художественная рамка красного цвета, обрамляющая надпись красного цвета «сливочное» на белом фоне.

Под левым концом ленты красного или желтого цвета расположена надпись «Высший сорт ГОСТ 32261-2013» черного цвета.

Над левым концом ленты красного или желтого цвета расположена надпись «масса нетто180 г» черного цвета.

Над лентой желтого или красного цвета расположено изображение коровы в черно-белой гамме с желто-белыми цветами на голове. Данное и изображение обрамлено цветами желтого, белого и красного цвета.

Во втором варианте на фольгированной бумаге серебристого цвета расположены словесные и изобразительные элементы красного, белого, желтого и черного цветов.

Сверху расположено слово «масло» крупными буквами красного цвета.

Внизу расположено изображение широкой ленты желтого цвета с надписью красным цветом «крестьянское» и черным цветом «м.д.ж. 72,5%». Под лентой желтого цвета расположена художественная рамка красного цвета, обрамляющая надпись красного цвета «сливочное» на белом фоне.

Над лентой желтого или красного цвета расположено изображение коровы в черно-белой гамме с желто-белыми цветами на голове. Данное и изображение обрамлено цветами желтого, белого и красного цвета.

Между надписью «масло» и изображением коровы расположен товарный знак «СМДК».

Упаковка масла сладко-сливочного крестьянского производства ООО «Курское молоко» имеет следующее оформление.

На фольгированной бумаге серебристого цвета расположены словесные и изобразительные элементы красного, белого, желтого и черного цветов.

Вверху расположено изображение коммерческого обозначения (логотипа) «время му» в красно-белого цвета, под логотипом расположено слово «масло» красного цвета, ниже расположена надпись «крестьянское сладко-сливочное» черного цвета.

Внизу расположено изображение красной широкой ленты с надписью черным цветом «ГОСТ 32261-2013», под лентой расположена надпись красно-черного цвета «72,5% массовая доля жира».

Над красной лентой расположено изображение коровы в черно белой гамме с желтым цветком на голове. Данное изображение обрамлено крупными цветами красного, желтого и белого цвета.

В спорных упаковках усматриваются следующие признаки сходства.

1) Сходство словесных элементов.

Спорные упаковки имеют следующие идентичные словесные элементы: слово «масло» крупными буквами красного цвета, слова «крестьянское» и «сливочное», обозначение массовой доли жира «72,5%».

Сходство словесных элементов обусловлено видом упакованного товара: маслом сливочным с массовой долей жира 72,5%.

2) Сходство изобразительных элементов.

Спорные упаковки имеют следующие сходные изобразительные элементы: фон серебристого цвета, стилизованное изображение черно-белой коровы с желтыми цветами на голове, стилизованное изображение крупных желто-красных цветов с белыми листьями, стилизованное изображение мелких цветов с желтыми лепестками, стилизованное изображение изогнутой ленты.

Сходство изобразительных элементов обусловлено применением в оформлении упаковки фона серебристого цвета, оформлением центрального элемента – изображения коровы в черно-белой гамме, применением изобразительного акцента – цветы желтого цвета на голове коровы, использование в качестве обрамления для центрального элемента изображения крупных цветов красного-желтой цветовой гамме, применением стилизованного изображения изогнутой ленты красного цвета.

Расположение изобразительной композиции на спорных упаковках является однотипным. Словесные и изобразительные элементы расположены сходным образом: вверху надпись «масло» крупными буквами, посередине изображение коровы в цветах, внизу стилизованное изображение ленты со словесной информацией.

В спорных упаковках производители АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» реализуют масло сливочное с массовой долей жира 72,5%. Состав у продукта одинаковый: пастеризованные сливки. Таким образом, товары являются однородными и полностью взаимозаменяемыми.

Масло сливочное м.д.ж. 72,5% в спорных упаковках производства АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» реализуются в розничных торговых сетях и розничных магазинах г. Курска: «Магнит», «Пятерочка», «Линия», «Европа» и т.д.

Применение в оформлении спорных упаковок однородных товаров сходных словесных и изобразительных элементов в одинаковой цветовой гамме, сходное расположение словесных и изобразительных элементов создает впечатление о принадлежности товаров к одному изготовителю (производителю).

Учитывая вышеизложенное, упаковка масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% производства ООО «Курское молоко» сходна до степени смешения с упаковкой масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% производства АО «СМДК».

ООО «Курское молоко» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.05.2005. Организация производит и реализует масло крестьянское сладко-сливочное 72,5% в спорной упаковке под товарным знаком «время му».

Товарный знак «время му» под номером государственной регистрации 699629 зарегистрирован 20.02.2019 с приоритетом от 09.07.2018 (дата подачи заявки).

Курским УФАС России проанализирована информация о начале реализации продукции ООО «Курское молоко» под товарным знаком «время му» и установлено следующее.

На официальной странице ООО «Курское молоко» в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/kurskoemoloko первая запись на стене группы с упоминанием бренда «вермя му» зарегистрирована 10.08.2018.

На официальной странице бренда «время му» в социальной сети «Одноклассники» https://ok.ru/group/55633186783350 первая запись на стене группы с упоминанием бренда «время му» зарегистрирована 31.01.2019.

В интернет издании «Курские известия» https://kursk-izvestia.ru 02.07.2019 размещена статья «На Коренской ярмарке представили новые бренды «Курского молока» https://kursk-izvestia.ru/news/99977, в которой упоминается бренд «время му».

Таким образом, дизайн упаковки масла крестьянского сладко-сливочного 72,5% в спорной упаковке под товарным знаком (брендом) «время му» не мог быть разработан ранее 09.07.2018 – даты подачи заявки на регистрацию товарного знака «время му».

ООО «Курское молоко» представлены следующие письменные пояснения.

Общество полагает, что дизайн упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% производства ООО «Курское молоко» не является сходным (похожим) с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% производства АО «СМДК».

Дизайн упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% производства ООО «Курское молоко» разрабатывался коллективно коммерческим отделом ООО «Курское молоко».

Реализация масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% производства ООО «Курское молоко» в спорной упаковке осуществляется приблизительно с 01.09.2021. Организацией предоставлены счет-фактура <…> на производство ООО «Рикон» упаковочной ленты из фольги кашированной <…>, счет на оплату заказа производства указанной упаковки <…> и приходный ордер на товары <…>.

Учитывая вышеизложенное, реализация ООО «Курское молоко» масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% в спорной упаковке начата с 01.09.2021.

АО «Суджанский маслодельный комбинат» зарегистрирован в качестве юридического лица 28.08.1996.

Курским УФАС России проанализирована доступная информация об отзывах потребителей о масле сливочном крестьянском 72,5% производства АО «СМДК».

На сайте «Отзовик» https://otzovik.com имеются отзывы о масле сливочном крестьянском 72,5% производства АО «СМДК» в одном из вариантов спорной упаковки. На указанное масло размещено пять отзывов с датами размещения 31.08.2014, 08.05.2016, 22.10.2016, 24.10.2016 и 16.02.2020.

На официальной странице АО «СМДК» в социальной сети «Одноклассники» 11.05.2018 размещена фотография, на которой зафиксирована упаковка масла сливочного крестьянского 72,5%.

Таким образом, производство и реализация масла сливочного крестьянского 72,5% в спорной упаковке осуществлялась АО «СМДК» ранее мая 2018 года.

Исходя из вышеизложенного, АО «СМДК» начало реализацию масла крестьянского сливочного 72,5% в оригинальной упаковке ранее мая 2018 года, т.е. примерно на 3 года раньше, чем ООО «Курское молоко» выпустило в реализацию масло крестьянское сладко-сливочное 72,5% в спорной упаковке.

Таким образом, действия ООО «Курское молоко» по применению для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с оригинальным дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК», имеют признаки нарушения п.2 ст.14.6 ФЗ «О защите конкуренции».

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

Статьей 14.6 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Согласно п.1 ст.1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются, в т.ч.

- произведения науки, литературы и искусства;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения.

Данные объекты права представляют собой обозначения и служат для различения товаров, услуг и организаций в коммерческой сфере.

В соответствии со ст.1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

В силу п.1 ст.1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в т.ч.: литературные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.

Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительными правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст.1233 ГК РФ), если Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно ст.1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат в том числе следующие права: исключительное право на произведение; право на неприкосновенность произведения.

Статьей 1256 ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Согласно ст.1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В соответствии с п.п.9 ч.2 ст.1270 ГК РФ установлено, что использованием произведения, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели является перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

В силу ч.4 ст.1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Согласно ст.10-bis «Парижской конвенции по охране промышленной собственности» актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с ч.1 ст.34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу ч.1 ст.10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;.

В соответствии с п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Основным видом деятельности АО «СМДК» является «Производство молочной продукции» (код ОКВЭД 10.5). Дополнительным видом деятельности является «Производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей» (код ОКВЭД 10.51.2).

Основным видом деятельности ООО «Курское молоко» является «Производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей» (код ОКВЭД 10.51.2).

АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» являются конкурентами на рынке производства и оптовой реализации молока и молочной продукции, в том числе масла сливочного м.д.ж. 72,5%, Курской области.

ООО «Курское молоко» и АО «СМДК» осуществляют деятельность на территории Курской области – производство и оптовую реализацию молочной продукции, в т.ч. масла сливочного. Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Курское молоко» и АО «СМДК» являются хозяйствующими субъектами.

На территории Курской области производство и оптовую реализацию молочной продукции, в том числе масла сливочного, осуществляют 6 хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами ООО «Курское молоко» и состязающихся между собой и с ООО «Курское молоко» за привлечение потребителей с целью получения прибыли на рынке производства и оптовой реализации молочной продукции, в том числе масла сливочного, на территории Курской области.

ООО «Курское молоко» применяя для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайн, сходный до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК», создает у потребителей ассоциацию с аналогичной продукцией АО «СМДК».

Такие действия направлены на привлечение внимания к своей продукции путем распространения недостоверной информации о продукции и её производителе и привлечение большего числа клиентов, тогда как добросовестные конкуренты такое обозначение в своей деятельности не используют.

Использование ООО «Курское молоко» для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК» является незаконным.

Учитывая вышеизложенное действия ООО «Курское молоко» по оформлению упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайном, сходным до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Противоречие законодательству выражается в противоречии статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г., ч.2 ст.34 Конституции РФ, ч.1, ч.3 ст.10 Гражданского Кодекса РФ, ст. 1229 Гражданского Кодекса РФ, в нарушении ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что в свою очередь противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия ООО «Курское молоко» по оформлению упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайном, сходным до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК» направлены на повышение спроса потребителей на свою продукцию и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из определения недобросовестной конкуренции следует, что данная норма не указывает на обязательное причинение убытков как на обстоятельство, устанавливающее факт недобросовестной конкуренции. Для признания указанного факта достаточно наличия доказательств возможности причинения убытков.

Действия ООО «Курское молоко» по оформлению упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайном, сходным до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК» могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Учитывая вышеизложенное, незаконные действия ООО «Курское молоко» по применению для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК», направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости могут причинить убытки или могут нанести вред деловой репутации АО «СМДК».

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях ООО «Курское молоко» все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме незаконного использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком конкурента, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции».

Заявление о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Курское молоко» направлено в Курское УФАС России заявителем – физическим лицом, которое является потребителем продукции в спорной упаковке.

Как указано в заявлении, потребитель по ошибке вместо масла производства АО «СМДК» приобрел масло производства ООО «Курское молоко». Потребитель перепутал упаковки. Поскольку по вкусовым качествам масло производства ООО «Курское молоко» заявителя не устроило, он посчитал действия ООО «Курское молоко» по использованию упаковки масла похожей на упаковку масла производства АО «СМДК» незаконными, в связи с чем обратился с заявлением в Курское УФАС России. К заявлению приложено фотоизображение спорных упаковок.

Права заявителя, как потребителя продукции в спорной упаковке, нарушены в связи с тем, что схожесть дизайна упаковок масел производства АО «СМДК» и ООО «Курское молоко» привело к смешению у потребителя представления о производителе товара в спорной упаковке.

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России установлено, что предполагаемое время начала реализации масла в оригинальной упаковке производства АО «СМДК» ранее мая 2018 года, а начало реализации масла производства ООО «Курское молоко» в спорной упаковке 01.09.2021.

При таких обстоятельствах, в действиях ООО «Курское молоко» по применению для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК» содержатся признаки нарушения ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Курским УФАС России издан приказ № 324/24 от 02 июля 2024 года о возбуждении дела №046/01/14.6-417/2024 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Курское молоко» статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

 

 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело №046/01/14.6-417/2024 к рассмотрению на 14 августа 2024 года на 11 часов 00 минут по адресу: г.Курск, ул. Марата, д. 9, 2-й этаж, Зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ООО «Курское молоко» <…>.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица АО «Суджанский маслодельный комбинат» <…>.

4. ООО «Курское молоко» в срок до 19 июля 2024 года представить в Курское УФАС России следующие документы и материалы (надлежаще заверенные копии):

- свидетельство о государственной регистрации общества, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, полную выписку из ЕГРЮЛ, устав;

- документы, подтверждающие затраты, понесенные ООО «Курское молоко» на рекламу, иное продвижение масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» в спорной упаковке, достижение известности среди потребителей, с момента приобретения прав на дизайн спорной упаковки, в частности, договоры на изготовление, распространение рекламы ООО «Курское молоко» (наружной рекламы, рекламы на телевидении, в сети Интернет, иной) с рекламоизготовителями, рекламораспространителями, с изменениями, приложениями, макетами рекламы, платежные документы, подтверждающие оплату изготовления и распространения рекламы*, рекламная продукция.

*Примечание: в случае большого количества договоров представить выборочно по 1-5 договора за год.

- письменное правовое обоснование со ссылкой на нормативные акты действий по применению для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК»;

- перечень оптовых покупателей масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» в спорной упаковке (наименование, ФИО, ИНН, ОГРН, ОГРНИП, юридический адрес, телефон, e-mail);

- сведения об объемах реализации масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» в спорной упаковке в соответствии с таблицей:

Таблица

Сведения об объемах реализации масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5%

под брендом «время му», тыс. руб.

2021

2022

2023

2024

Итого

 

 

 

 

 

ФИО руководителя ________________________, подпись _______________ Печать

ФИО исполнителя __________________________, подпись ______________, телефон __________________

 

- письменные пояснения и документы, которые, по мнению ответчика, могут иметь значение для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

5. АО «СМДК» в срок до 19 июля 2024 года представить в Курское УФАС России следующие документы и материалы (надлежаще заверенные копии):

- письменное мотивированное мнение АО «СМДК» о наличии либо отсутствии схожести до степени смешения упаковок масла крестьянского сливочного 72,5% АО «СМДК»)», и масла крестьянского сладко сливочного 72,5% под брендом «Время Му», производства ООО «Курское молоко»;

- письменное мотивированное мнение АО «СМДК» о возможном нарушении прав общества со стороны ООО «Курское молоко», выразившемся в реализации масла крестьянского сладко сливочного 72,5% под брендом «Время му» в упаковке возможно схожей до степени смешения с упаковкой масла крестьянского сливочного 72,5%, производства АО «СМДК»;

- сведения о дате начала реализации масла крестьянского сливочного 72,5% в спорной упаковке (с приложением подтверждающих документов);

- сведения о производителе упаковки масла крестьянского сливочного 72,5%: наименование, ИНН, ОГРН, адрес, телефон, e-mail. Приложить договор производства, купли-продажи спорных упаковок со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);

- сведения о разработке дизайна упаковки масла крестьянского сливочного 72,5%: договор разработки индивидуального дизайна со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, макеты упаковки, сведения о стоимости разработки дизайна, образцы упаковки;

- документы, подтверждающие затраты, понесенные АО «СМДК» на рекламу, иное продвижение масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% в спорной упаковке, достижение известности среди потребителей, с момента приобретения прав на дизайн спорной упаковки, в частности, договоры на изготовление, распространение рекламы АО «СМДК» (наружной рекламы, рекламы на телевидении, в сети Интернет, иной) с рекламоизготовителями, рекламораспространителями, с изменениями, приложениями, макетами рекламы, платежные документы, подтверждающие оплату изготовления и распространения рекламы*, рекламная продукция.

*Примечание: в случае большого количества договоров представить выборочно по 1-5 договора за год.

- перечень оптовых покупателей масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% в спорной упаковке (наименование, ФИО, ИНН, ОГРН, ОГРНИП, юридический адрес, телефон, e-mail);

- расчет убытков (в том числе упущенной выгоды) вследствие действий ООО «Курское молоко» по применению для оформления упаковки масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5% под брендом «время му» дизайна, сходного до степени смешения с дизайном упаковки масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% АО «СМДК»;

- данные о перераспределении спроса вследствие действий ООО «Курское молоко» (сведения о динамике выручки АО «СМДК»);

- сведения об объемах реализации масла крестьянского сливочного м.д.ж. 72,5% в спорной упаковке в соответствии с таблицей:

Таблица

Сведения об объемах реализации масла крестьянского сладко-сливочного м.д.ж. 72,5%

под брендом «время му», тыс. руб.

2021

2022

2023

2024

Итого

 

 

 

 

 

ФИО руководителя ________________________, подпись _______________ Печать

ФИО исполнителя __________________________, подпись ______________, телефон __________________

 

- доказательства фактов смешения со стороны потребителей, продукции ООО «Курское молоко» и АО «СМДК» вследствие смешения дизайна упаковок (любые материалы, обращения клиентов, переписка, иное), сведения о наличии ущерба деловой репутации (жалобы клиентов, рекламации, претензии со стороны контролирующих органов, иное).

- иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению заявителя, могут иметь значение для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Явка представителей ООО «Курское молоко» и АО «Суджанский маслодельный комбинат» обязательна.

В Курском УФАС России предусмотрена возможность дистанционного участия в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи, для чего необходимо перейти по ссылке: <...>.

С инструкцией по дистанционному участию в рассмотрении дела можно ознакомиться на сайте Курского УФАС России: https://kursk.fas.gov.ru (Обратная связь/ Ответы на часто задаваемые вопросы/ Как участвовать в дистанционном рассмотрении дела) или перейти по ссылке https://kursk.fas.gov.ru/news/16359.

Затребованные сведения и документы лица вправе в электронном виде направлять по адресу: to46@fas.gov.ru. При этом направляемые документы должны быть подписаны электронной подписью подающего их должностного лица, имеющего право действовать без доверенности, или его представителем. К документам, поданным представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание и направление документ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны