Решение №№046/01/17.1-33/2020 Решение и предписание от 20 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу №046/01/17.1-33/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2020 года.                                             

Решение в полном объеме изготовлено  17 июля 2020 года.                                                    г. Курск

                                         

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 -  председатель Комиссии,

 – член Комиссии,

. - член Комиссии,

рассмотрев дело по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска  ст.17.1 ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции», МУП «ПАТП г.Курска» ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии: представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска (по доверенности) – ,  представителя МУП «ПАТП г.Курска» (по доверенности)  – .,

 

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении систематического контроля за предоставлением и использованием муниципальных преференций в порядке, предусмотренном ст. 21,22, 23 ФЗ «О защите конкуренции» Курским УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» передача муниципального имущества в аренду допускается исключительно по результатам торгов за исключением случаев, прямо указанных в законе.

 Передача муниципального имущества хозяйствующим субъектам без торгов в силу положений п.20 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальными преференциями. Порядок и цели предоставления муниципальных преференций установлены ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что муниципальные преференции, в том числе в форме передачи муниципального имущества, могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления в целях, предусмотренных данной нормой закона. При этом, обязательным условием правомерности предоставления муниципальных преференций, согласно ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», является получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

 

1. 10.05.2018г. Комитет по управлению муниципальным  имуществом города Курска (далее - Комитет) обратился в Курское УФАС России с ходатайством (исх. №3523/07.01-14) о согласовании предоставления муниципальной преференции МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далее - МУП «ПАТП г. Курска», Предприятие) в виде передачи в аренду муниципального имущества без проведения торгов. Предоставление муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» в форме передачи без проведения торгов муниципального имущества (движимое имущество в соответствии с приложением №53 к Письму от 10.05.2018 г., недвижимое имущество, расположенное по адресу:

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. А, общей площадью 1617,6 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. В, общей площадью 5717,0 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. Б, общей площадью 346,7 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. Б1, общей площадью 344,6 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. Б2, общей площадью 183,0 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. Б4, общей площадью 185,0 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. В2, общей площадью 5200,0 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. В3, общей площадью 5483,4 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. А1, общей площадью 359,7 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. В5, общей площадью 2778,4 кв.м.;

г. Курск, ул. 50 Лет Октября 171, лит. А2а, общей площадью 2142,9 кв.м.)

 было согласовано письмом Курского УФАС России исх.№1725 от 29.05.2018 г. сроком на 8 месяцев, с даты получения настоящего согласования.

Письмо Курского УФАС России исх.№1725 от 29.05.2018 г. было получено Комитетом 31.05.2018г. Таким образом, срок действия указанного согласования возможности предоставления преференции истек 01.02.2019 г.

15.06.2018г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска и МУП «ПАТП г. Курска» были заключены договоры аренды муниципального имущества №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103,5104,5105,5106,5107,5108,5111,5107, 5088-и, 5096-и (далее - Договора). Срок действия указанных договоров установлен с 01.06.2018 г. по 31.12.2018г., т.е. в пределах согласованного Курским УФАС России срока муниципальной преференции.

10.10.2018г. Комитет обратился в Курское УФАС России с заявлением (исх.№6152/07.01-14 от 03.09.2018 г.) о согласовании предоставления муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» в виде льготы по арендной плате за 2018 год за пользование муниципальным имуществом, переданным Предприятию посредством муниципальной преференции. Письмом Курского УФАС России исх.№4093 от 03.12.2018г. была согласована возможность предоставления муниципальной преференции МУП «ПАТП г.Курска» в виде льготы по арендной плате на 2018 год за пользование движимым и недвижимым имуществом. При этом  определение размера предоставляемой льготы возложено на орган местного самоуправления.

10.01.2019г., то есть до истечения срока согласования предоставления муниципальной преференции, Комитет по управлению муниципальным  имуществом города Курска обратился в Курское УФАС России  с заявлением (исх. №35/07.01-14 от 10.01.2019г.) о согласовании предоставления муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» в форме передачи в аренду муниципального имущества без проведения торгов с предоставлением льготы по арендной плате в размере 95% на 2019 год.

Письмом Курского УФАС России от 11.02.2019г. исх.№363 в согласовании предоставления Комитетом указанной муниципальной преференции МУП «ПАТП г.Курска» было отказано.

29.10.2019г. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска повторно обратился в Курское УФАС России с аналогичным заявлением о согласовании предоставления муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» в форме передачи в аренду муниципального имущества без проведения торгов с предоставлением льготы по арендной плате в размере 95% на новый срок - на 2019 год.

Письмом Курского УФАС России от 27.11.2019г. №5050 в согласовании предоставления Комитетом указанной муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» также было отказано.

 

Вместе с тем, после окончания срока согласования предоставления муниципальной преференции МУП «ПАТП г. Курска» - с 01.02.2019 г., муниципальное имущество, переданное в аренду МУП «ПАТП г. Курска» по договорам аренды №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103, 5104, 5105, 5107, 5108, 5111, 5088-и,5096-и от 15.06.18г., арендатором не возвращено, и использовалось МУП «ПАТП г. Курска» без заключения соответствующих договоров.

В письменных пояснениях (исх.№1195/0701-14от 12.02.2020г.), представленных в материалы дела, Комитет указал, что  по истечении срока аренды (01.01.2019г.) по договорам №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103,5104,5105, 5107,5108,5111,5107, 5088-и,5096-и от 15.06.18г. имущество Комитету арендатором возвращено не в полном объеме. Так,

 - 11.03.2019г. по акту приема-передачи возвращены объекты по договору №5106;

- 31.05.2019г. по акту приема-передачи возвращена часть объектов (12 единиц) по договору №5096-и;

- 20.12.2019г. по акту приема-передачи возвращены объекты по договорам №№5102, 5103, частично объекты по договору №5108;

- 31.12.2019г.  по акту приема-передачи возвращена часть объектов (17 единиц) по договору №5096-и.

 

В целях возврата арендатором - МУП «ПАТП г.Курска» ранее переданного имущества Комитетом в адрес Предприятия неоднократно в течение 2019г. направлялись претензии, содержащие требования внесения арендной платы за период просрочки и возврата муниципального имущества (от 24.01.2019г. (исх.378/07.01-14, 382/07.01-14, 375/07.01-14, 380/07.01-14, 383/07.01-14, 384/07.01-14, 379/07.01-14, 385/07.01-14, 381/07.01-14, 376/07.01-14, 377/07.01-14), от 14.03.2019г. (исх.1596/07.01-14, 1601/07.01-14,1603/07.01-14, 1589/07.01-14, 1599/07.01-14, 1604/07.01-14, 1594/07.01-14,1600/07.01-14, 1598/07.01-14, 1597/07.01-14, 1605/07.01-14), от 21.06.2019г. (исх.4153/07.01-14, 4154/07.01-14, 4159/07.01-14, 4155/07.01-14, 4152/07.01-14, 4157/07.01-14, 4151/07.01-14, 4151/07.01-14, 4150/07.01-14, 4158/07.01-14,  4156/07.01-14), от 05.09.2019г. (исх. 6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14,  6233/07.01-14, 6233/07.01-14, 6233/07.01-14), от 21.11.2019г. (исх. 8474/07.01-14, 8474/07.01-14, 8474/07.01-14, 8474/07.01-14, 8474/07.01-14, 8474/07.01-14, 8474/07.01-14,  8474/07.01-14,  8474/07.01-14, 8474/07.01-14), от 31.12.2019г. (исх. 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14, 9784/07.01-14), от 27.02.2019г. (исх. 1246/07.01-14), от 12.04.2019г. (исх. 2437/07.01 - 14), от 24.06.2019г. (исх. 4167/07.01-14), от 11.09.2019г. (исх. 6366/07.01-14), от 02.12.2019г. (8762/8762/07.01-19), от 05.12.2019г. (исх. 89/07.01-14), от 21.05.2019г. (исх. 1804/07.01-14) , от 14.05.2019г. (исх. 3043/07.01-14), от 10.07.2019г. (исх. 4576/07.01-14), от 11.09.2019г. (исх. 6365/07.01-14), от 02.12.2019г. (исх.8763/07.01- 14), от 05.12.2019г. (исх.8 933/07.01-14).

 Факт использования МУП «ПАТП г.Курска» муниципального имущества г.Курска в отсутствие правовых оснований в период с 01.01.2019г в ходе рассмотрения дела подтвержден Комитетом и МУП «ПАТП г.Курска».

Факт пользования Предприятием указанным муниципальным имуществом подтверждается также судебными делами №№А35-12010/2019, А35-12011/2019, А35-12012/2019, А35-12013/2019, А35-12014/2019, А35-12015/2019, А35-12016/2019, А35-12017/2019, А35-12018/2019, А35-12019/2019, А35-12020/2019, А35-12021/2019 по исковым заявлениям Комитета к МУП «ПАТП г. Курска» об обязании освободить объекты недвижимости, переданные по договорам аренды от 15.06.2018 г. №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103, 5104, 5105, 5107, 5108, 5111, 5088-и, 5096-и.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области по делу №А35-8200/2019 от 16.10.2019г. (договор аренды №5100 от 15.06.2018г.) установлено, что Предприятие фактически продолжает использовать муниципальное имущество после прекращения действия договоров аренды.

Таким образом, по истечении срока действия согласования предоставления муниципальной преференции в форме передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Курска, используя различные правовые механизмы, предпринимал меры, направленные на возврат имущества.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска состава нарушений ст.17.1, ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции»  материалами дела не подтверждено.

 

2. Представитель МУП «ПАТП г. Курска» подтвердил, что Предприятие получало претензии Комитета, но вместе с тем, продолжало пользоваться муниципальным имуществом после 01.02.2019г., по истечении срока согласования муниципальной преференции в форме передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества.

Согласно п.20 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества.

Как подтверждается  материалами дела, в состав переданного и не возвращенного муниципального имущества входят гаражи, складские помещения, административное здание, топливно-заправочный пункт, эстакада для ремонтов автобусов, транспортные средства (автобусы, тракторы, погрузчики, всего более 30 единиц техники) и другое имущество, имеющее значительную стоимость, которым МУП «ПАТП г. Курска» владеет и использует без наличия правовых оснований и не несет бремени расходов на приобретение/аренду этого имущества.

МУП «ПАТП г. Курска», длительный период (с 01.02.2019г. по дату рассмотрения дела) систематически и непрерывно использует муниципальное имущество, несмотря на неоднократные требования Комитета вернуть его.

Рынок пассажирских перевозок г.Курска является высококонкурентным, его участниками является более тридцати хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей и организаций).

Учитывая изложенное, Предприятие создает для себя необоснованные преимущества, более выгодные условия предпринимательской деятельности перед другими участниками рынка, которые при таких обстоятельствах не имеют возможность реализовать право на получение соответствующего муниципального имущества без проведения торгов или могли бы приобрести его в аренду на общих условиях при проведении аукциона.

Таким образом, действия и бездействие МУП «ПАТП г. Курска», направленные на получение и сохранение рыночного преимущества, после окончания срока предоставления муниципальной преференции, путем использования муниципального имущества г.Курска, предназначенного для транспортного обслуживания, в отсутствие соответствующих договоров, без внесения арендной платы и без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление соответствующей муниципальной преференции, вне целей, установленных ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», являются нарушением ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Доводы МУП «ПАТП г. Курска» о законных основаниях использования муниципального имущества  «по договору от 15 июня 2018г., т.е. по условиям действия основного договора (без преференции)» несостоятельны в связи со следующим.

В соответствии с ч.ч. 1, 3.1, 9 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», договоры аренды муниципального имущества, заключенные путем предоставления преференции, не могут быть продлены на неопределенный срок  по п.2 ст. 621 ГК РФ.

В силу ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Поскольку муниципальное имущество может  быть передано в аренду в виде предоставления преференции только на определенный срок, который устанавливается правовым актом, санкционирующим право на заключение соответствующего договора аренды без проведения торгов (решением антимонопольного органа либо непосредственно установлен договором аренды), то по истечению срока действия договора, договор прекращает свое действие.

 

Довод МУП «ПАТП г. Курска», о том, что Предприятие является единственным предприятием города, которое представляет населению меры социальной поддержки в  виде льгот на услуги общественного транспорта, в связи с чем, социальная нагрузка по перевозке льготников по муниципальным маршрутам негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, отклоняется Комиссией в связи со следующим.

В соответствии с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы», утвержденным Указом  Президента РФ от 21.12.2017 №618, унитарные предприятия не должны осуществлять деятельность на конкурентных рынках.

Более того, в силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.12.2019г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на конкурентных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

Рынок пассажирских перевозок г.Курска является высококонкурентным, в связи с чем на указанном рынке не допускается установление административных барьеров, и должны обеспечиваться равные условия для осуществления деятельности на соответствующем рынке.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Курска от 02.11.2018 № 2524 (ред. от 13.03.2020) «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Курска» пассажирские перевозки по маршрутам, сопоставимым с маршрутами МУП «ПАТП г. Курска», осуществляют  ПТ «ПОГА-1 пассажирское», ПТ «ППАТ-267», ИП Сайпушев Н.И., ПТ «ОЧП-35», ПТ «ОЧП-273».

МУП «ПАТП г. Курска» с использованием муниципального имущества осуществляет пассажирские перевозки не только для исполнения обязательств по муниципальному контракту на оказание пассажирских перевозок по льготным маршрутам, но также для коммерческих перевозок.

Кроме того, соответствующие затраты на предоставление льготного проезда и выпадающие доходы МУП «ПАТП г. Курска»  субсидируются  Предприятию из средств бюджета, что не отрицается представителем МУП «ПАТП г. Курска», а также подтверждается справкой о показателях финансово-хозяйственной деятельности, имеющейся в материалах дела.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В соответствии со статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» передача муниципального имущества в аренду допускается исключительно по результатам торгов за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Передача муниципального имущества хозяйствующим субъектам без торгов в силу положений п.20 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальными преференциями.

Порядок и цели предоставления муниципальных преференций установлены ст.ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что муниципальные преференции, в том числе в форме передачи муниципального имущества, могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления в целях социального обеспечения населения.

При этом, обязательным условием правомерности предоставления муниципальных преференций, согласно ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», является получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

МУП «ПАТП г. Курска» получило муниципальное имущество в аренду без проведения торгов в виде муниципальной преференции, срок действия которой, согласно установленному в согласовании антимонопольного органа ограничению истек 01.02.2019г.

По окончании установленного срока Предприятие, вопреки неоднократным требованиям собственника о возврате муниципального имущества, продолжает использовать его без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление соответствующей муниципальной преференции, вне целей, установленных ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции».

 Как следует из информации и документов, представленных МУП «ПАТП г. Курска» (исх.№261 от 22.06.2020г.) за период рассмотрения дела унитарным предприятиям возвращена Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Курска еще часть имущества:

- 01.06.2020г. по акту возврата транспортных средств возвращено 27 единиц техники,

- 18.06.2020г. по акту возврата транспортных средств возвращено 13 единиц техники,

- 05.06.2020г. по акту приема-передачи возвращено муниципальное имущество (76 единиц).

Вместе с тем, оставшаяся часть имущества по-прежнему находится в пользовании МУП «ПАТП г. Курска».

 Учитывая изложенное, действия и бездействие МУП «ПАТП г. Курска» по использованию муниципального имущества вне порядка получения муниципальной преференции (без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление соответствующей муниципальной преференции и с целью извлечения прибыли) и невозврату в казну муниципального образования г.Курск муниципального имущества по истечении срока согласования муниципальной преференции, несмотря на неоднократные требования собственника возвратить муниципальное имущество, в отсутствие соответствующих договоров, квалифицируются как нарушение ч.3 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.17, ч.1 ст.23, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска прекратить.

2. Признать муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.171) нарушившим ч.3 ст.19 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем использования муниципального имущества вне порядка получения муниципальной преференции (без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление соответствующей муниципальной преференции вне целей, установленных ч.1 ст.19 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции») и невозврата в казну муниципального образования г.Курск муниципального имущества по истечении срока согласования муниципальной преференции, несмотря на неоднократные требования собственника возвратить муниципальное имущество, в отсутствие соответствующих договоров,

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возврата муниципального имущества, переданного в аренду МУП «ПАТП г. Курска» по договорам аренды №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103, 5104, 5105, 5107, 5108, 5111, 5088-и,5096-и от 15.06.18г.

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

                   о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства

 

Предписание объявлено 07 июля 2020 года                                              

Предписание изготовлено 17 июля 2020 года                                                                г. Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 -  председатель Комиссии,

. – член Комиссии,

. - член Комиссии,

на основании своего решения от 07.07.2020г. по делу №046/01/17.1-33/2020 о нарушении МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному предприятию «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» в срок до 17.08.2020г. устранить нарушение антимонопольного законодательства путем возврата муниципального имущества, переданного в аренду МУП «ПАТП г. Курска» по договорам аренды №№5099, 5100, 5101, 5102, 5103, 5104, 5105, 5107, 5108, 5111, 5088-и,5096-и от 15.06.18г.

2. Документы, свидетельствующие об исполнении настоящего предписания, представить в Курское УФАС России в трехдневный срок с даты его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны