Решение б/н Решение в отношении ИП К. и ИП М. (согласованные действия по... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-30-2011

19 июля 2011 года                                                                                                              г.Курск

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2011 года.

Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2011 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Давыдова А.В.          - и.о. заместителя руководителя УФАС по Курской области, начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, председатель Комиссии,

Комов Ю.А.   - руководитель Управления ФАС по Курской области, член Комиссии,

Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,

рассмотрев дело №02/08-30-2011 по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями  К. <…>, М. <…>, С. <…> п.1 ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» в присутствии ИП С., представителя ИП М. и ИП К. (по доверенностям) Н. 

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Курской области поступило заявление Администрации Суджанского района Курской области о синхронном повышении цен и установлении одинаковых розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС Суджанского района ООО «Курскоблнефтепродукт», ЗАО «Промспецкомплект», ИП М., ИП К., ИП С. в марте 2011 года, что, по мнению указанного органа местного самоуправления, свидетельствует о согласованных действиях по повышению цен и нарушении розничными продавцами нефтепродуктов антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения данного заявления и дополнительно представленной информации УФАС по Курской области установлено, что в марте 2011 года на АЗС всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов в Суджанском районе (г.Суджа, с.Замостье и с.Заолешенка Суджанского района), имел место рост розничных цен на  автомобильный бензин марок АИ-95, АИ-92. При этом, по данным Администрации Суджанского района Курской области, повышение цен осуществлялось розничными продавцами нефтепродуктов относительно синхронно и на одинаковую величину. 

Статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен. 

Проанализировав данные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения розничными продавцами нефтепродуктов Суджанского района Курской области (ООО «Курскоблнефтепродукт», ЗАО «Промспецкомплект», ИП М. ИП К., ИП С.)  п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении согласованных действий по повышению розничных цен на нефтепродукты (автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95, дизельное топливо), реализуемые на АЗС указанных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Суджанского района Курской области, в марте 2011 года.

            В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных участниками розничного рынка нефтепродуктов Суджанского района документов и сведений,  нарушение антимонопольного законодательства в части осуществления согласованных действий по повышению розничных цен на нефтепродукты в рассматриваемый период со стороны  ООО «Курскоблнефтепродукт», ЗАО «Промспецкомплект» не установлено, в связи с чем определениями от 18.05.2011г., от 15.06.2011г. Производство по делу в отношении данных юридических лиц прекращено.

            14.07.2011г. ИП С. в УФАС по Курской области представлена документированная информация, свидетельствующая о том, что в марте 2011 года ИП С. не устанавливались одинаковые цены с иными участниками розничного рынка нефтепродуктов Суджанского района и не производилось синхронное повышение цен на бензин и дизельное топливо. 

            В этой связи, производство по делу в отношении ИП С. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.48 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием признаков  нарушения п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованных действий с иными участниками розничного рынка нефтепродуктов Суджанского района Курской области по повышению цен в марте 2011 года.

            В ходе рассмотрения дела представитель ИП К., ИП М. пояснила, что розничные цены на нефтепродукты на АЗС данных предпринимателей совпадают, поскольку они приобретают топливо у одного и того же поставщика (ООО «Курскоблнефтепродукт» по одинаковой цене и арендуют АЗС у одного хозяйствующего субъекта — ООО «Тракт». Факт осуществления согласованных действий по одновременному повышению и установлению одинаковых цен предприниматели К., М. не признали, указав, что устанавливали цены исходя из увеличения отпускных цен оптовых поставщика топлива.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,  Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.

В марте 2011 года ИП К. на АЗС, расположенной по ул.Строительной с.Замостье Суджанского района Курской области, и ИП М. на АЗС по    ул.Бутенко с.Заолешенка Суджанского района Курской области единообразно (на одинаковую величину) и относительно синхронно (в течение одного дня или с интервалом в 1-2 дня) изменяли в сторону увеличения розничные цены реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина марок АИ-80, АИ-92, АИ-95).

Динамика изменения розничных цен на  автомобильный бензин и дизельное топливо на АЗС указанных хозяйствующих субъектов приведена в следующих таблицах:

АИ-80

Дата изменения цены

ИП М

ИП К

На 01.03.2011

22,15 руб.

22,15 руб.

АИ-92

Дата изменения цены

ИП М

ИП К

На 01.03.2011

23,80 руб.

23,80 руб.

26.03.2011

24,00 руб.

23,99 руб.

АИ-95

Дата изменения цены

ИП М

ИП К

На 01.03.2011

24,65 руб.

24,65  руб.

26.03.2011

24,85 руб.

24,85  руб.

Дизельное топливо (летнее)

Дата изменения цены

ИП М

ИП К

На 01.03.2011

20,80 руб.

20,80 руб.

26.03.2011

21,00 руб.

 

29.03.2011

 

21,00 руб.

Из вышеуказанных данных, представленных в УФАС по Курской области  Администрацией Суджанского района Курской области (вх.№1621 от 18.04.2011г.), ИП К. (вх.№2289 от 11.05.2011г., №2959 от 15.06.2011г.), ИП М. (вх.№2290 от 11.05.2011г., №2958 от 15.06.2011г.), следует, что  единообразное и  синхронное повышение розничных цен в марте 2011 года имело место на бензин марок АИ-92, АИ-95 (с 26.03.2011г.) и на дизельное топливо (летнее) 26-29.03.2011г. Розничная цена бензина АИ-80 в марте 2011 года не изменялась и была установлена ИП М. и ИП К. на одинаковом уровне (22 руб. 15 коп. за 1 литр). При этом,  соответствие установленных указанными индивидуальными предпринимателями розничных цен на нефтепродукты в марте 2011 года имело место с точностью до копейки, что исключает возможность случайного совпадения.

Материалами дела также установлено, что при повышении цен на указанные виды нефтепродуктов ИП К. и ИП М. следовали за ООО «Курскобленфтепродукт», устанавливавшим вышеуказанные розничные цены на АЗС в г.Суджа в тот же день или на день раньше, чем индивидуальные предприниматели. Однако, учитывая, что ООО «Курскоблнефтепродукт» осуществляет деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на АЗС не только в Суджанском районе, но и на территории всей Курской области и устанавливает цены единовременно на всех принадлежащих ему АЗС, действия ООО «Курскоблнефтепродукт» не могут рассматриваться как согласованные с предпринимателями Суджанского района Курской области.

            Статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции» (пункт 1 части 1) запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г. согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, отвечающие следующим условиям:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из участвующих в этих действиях хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями других хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке (изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, изменение цен на товар на мировых рынках и т.д.).

Согласно п. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения; о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Индивидуальные предприниматели М. и К. осуществляют деятельность по розничной реализации автомобильного бензина АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива на автозаправочных станциях на территории Суджанского района, прилегающей к границам муниципального образования «Город Суджа» и являются конкурентами на соответствующем товарном рынке. Данные хозяйствующие субъекты, как и действующий на том же товарном рынке ИП С., приобретают нефтепродукты оптом для дальнейшей розничной реализации у одного поставщика - ООО «Курскоблнефтепродукт», ИП К. и ИП М. арендуют АЗС у одного собственника, в связи с чем  указанные лица знают друг друга. 

При этом, материалами дела установлено, что ИП С. в рассматриваемый период (март 2011г.) устанавливал розничные цены на АЗС в г.Суджа, отличные от цен, установленных ИП М. и ИП К.

            Представленная указанными индивидуальными предпринимателями в УФАС по Курской области документированная информация о динамике изменения оптовых (закупочных) цен на автомобильный бензин в рассматриваемый период свидетельствует о том, что закупки нефтепродуктов оптом осуществлялась ими у одного поставщика, но в разные даты и по различным ценам, иные условия обращения товара на рынке (система налогообложения розничной реализации нефтепродуктов, тарифы на энергоносители) в рассматриваемый период не изменялись, что свидетельствует об отсутствии объективных оснований для одновременного единообразного повышения розничных цен.  При таких обстоятельствах,  синхронное (в один день или с интервалом в 1-2 дня)  повышение розничных цен на нефтепродукты указанными индивидуальными предпринимателями может быть результатом исключительно их согласованных действий, а не влияния внешних экономических факторов, в т.ч. изменения закупочной цены на топливо.

Таким образом, рассматриваемые действия индивидуальных предпринимателей К. и М. по синхронному единообразному повышению цен на нефтепродукты не являются следствием изменения общих условий обращения товара на рынке, в равной мере влияющего на всех действующих на нем хозяйствующих субъектов, а являются результатом  проведения ими единой ценовой политики.

Одновременное повышение цен на реализуемые указанными предпринимателями нефтепродукты на одинаковую величину и установление единых цен без наличия объективных экономических факторов позволяет хозяйствующим субъектам увеличить доход от реализации нефтепродуктов (за счет увеличения выручки при неизменном спросе), в связи с чем выгодно для всех участников согласованных действий.

При таких обстоятельствах, действия ИП М. и ИП К., выразившиеся в установлении синхронно и единообразно одинаковых розничных цен  на все марки автомобильного бензина и дизельное топливо (летнее), реализуемые на вышеуказанных АЗС данных хозяйствующих субъектов, расположенных в Суджанском районе Курской области, квалифицируется как нарушение требований п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий хозяйствующих субъектов по установлению цен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, п.2 ч.1 ст.48, ст.49, ст.50 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия РЕШИЛА:

        1. Признать индивидуальных предпринимателей К., М. нарушившими п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий на рынке розничной реализации нефтепродуктов в Суджанском районе Курской области по единообразному синхронному повышению цен на автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 в марте 2011 года.

Выдать индивидуальным предпринимателям К., М. предписание о недопущении осуществления согласованных действий по повышению розничных цен на нефтепродукты.

Производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя С. прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях данного хозяйствующего субъекта признаков нарушения п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    П Р Е Д П И С А Н И Е

о недопущении нарушения антимонопольного законодательства

 

19 июля 2011 года                                                                                                           г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Давыдова А.В.        – председатель Комиссии

Комов Ю.А.            – член Комиссии

Куркова М.А.         - член Комиссии

на основании своего решения от 19 июля 2011 года по делу №02/08-30-2011 о нарушении индивидуальными предпринимателями К., М.  п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Индивидуальному предпринимателю К. с даты получения настоящего предписания не допускать совершения согласованных действий с ИП М. и иными хозяйствующими субъектами по единообразному синхронному повышению цен на нефтепродукты (автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95) на розничном рынке нефтепродуктов Суджанского района при отсутствии объективных причин для синхронного повышения цен.  

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии   А.В.Давыдова 

Члены Комиссии                Ю.А.Комов 

                                      М.А.Куркова  

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

  П Р Е Д П И С А Н И Е

о недопущении нарушения антимонопольного законодательства 

19 июля 2011 года                                                                                                           г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Давыдова А.В.            – председатель Комиссии

Комов Ю.А.                 – член Комиссии

Куркова М.А.             - член Комиссии

на основании своего решения от 19 июля 2011 года по делу №02/08-30-2011 о нарушении индивидуальными предпринимателями К., М.  п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Индивидуальному предпринимателю М. с даты получения настоящего предписания не допускать совершения согласованных действий с ИП К. и иными хозяйствующими субъектами по единообразному синхронному повышению цен на нефтепродукты (автомобильный бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95) на розничном рынке нефтепродуктов Суджанского района при отсутствии объективных причин для синхронного повышения цен.

 Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии    А.В.Давыдова 

Члены Комиссии                Ю.А.Комов 

                                       М.А.Куркова

Связанные организации

Связанные организации не указаны