Решение №3988 Непристойная реклама услуг фитнес-центра "Три океана" с испо... от 21 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/05/5-415/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2021г.                                                      г.Курск

Решение в полном объёме изготовлено 21.09.2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

(…) - заместитель руководителя Управления - начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России, председатель Комиссии;    

(…) – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии;

(…) - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения гражданкой И. С. Ю. (адрес места регистрации: г. Курск, (…)) ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», посредством видеоконференцсвязи https://fas3.tconf.rt.ru/c/1501767665, в отсутствие представителя заявителя - Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска (о времени и месте рассмотрения дела комитет уведомлен надлежащим образом), в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – гражданки И. С.Ю. (о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом), в отсутствии представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствахООО «Медиа Система» (ИНН 4632204180; ОГРН 1154632005417), (о времени и месте рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Актом наблюдения за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе от 19.07.2021 г. специалистами Курского УФАС России установлено, что на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Курск, ул. ВЧК, д.79, распространяется реклама следующего содержания:

«Три океана. Фитнес клуб. Летний бриз скидок. 350-000 ул.Союзная, 26. Слева указаны ссылки на социальные сети фитнес клуба: @triokeana.ru, kursk.klub.tri.okeana, а также ссылка на сайт www.triokeana.ru». В левой половине щита крупно изображена задняя часть женского тела, прикрытая юбкой (юбка из ткани прикреплена к рекламному щиту; при порыве ветра юбка поднимается, демонстрируя обнаженное тело). В нижней части рекламного щита размещена табличка с номером телефона: 54-22-11.

 

20.07.2021г. в Курское УФАС России поступило заявление Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска о распространении указанной рекламы с использованием непристойного образа обнаженной женщины.

 

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Данная информация о фитнес-центре «Три океана» размещена на рекламном щите, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к изображению задней части женского тела, прикрытой юбкой (юбка из ткани прикреплена к рекламному щиту; при порыве ветра юбка поднимается, демонстрируя обнаженное тело), к конкретному объекту рекламирования – фитнес-центру «Три океана», на поддержание интереса к услугам фитнес-центра и его продвижение на рынке – «Летний бриз скидок», и, следовательно, является рекламой.

 

Согласно ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

В данном случае, использование в рекламе изображения части женского тела, прикрытого юбкой, которая поднимается при порыве ветра, демонстрируя обнаженное тело, содержит непристойный и оскорбительный образ в отношении женского пола. Фактически демонстрируются ягодицы под поднятой юбкой.

 

Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась с нарушением ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», что стало основанием для возбуждения настоящего дела.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламный щит по указанному адресу эксплуатируется ООО «Медиа система», в то время как разрешение на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции, согласно документам, представленным Комитетом архитектуры и градостроительства г.Курска и ООО «Медиа Система» (вх.№3811 от 29.07.2021г.; вх.№4207 от 16.08.2021г.), выдано ООО «Городская реклама» (ИНН 4632171329, юридический адрес: 305031, г.Курск, ул. Пост Кривец, д.11, офис 5, тел. 8(905) (…)). Данная информация направлена для сведения в адрес Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска.

 

Согласно полученной Курским УФАС России в ходе рассмотрения дела информации, ненадлежащая реклама размещалась ООО «Медиа Система» (ИНН 4632204180, юридический адрес: 305025, г.Курск, пр-д Магистральный, д.18 «А», офис 7, тел. +7(4712) (…)) по договору оказания услуг №(…), заключенному с рекламодателем - гражданкой И. С. Ю. (адрес регистрации: г.Курск, (…)).

 

Предмет договора: Исполнитель (ООО «Медиа Система») обязуется оказать услуги по обеспечению размещения рекламной информации, предоставляемой Заказчиком (граждакой И. С.Ю.), на средствах наружной рекламы.

 

Согласно пп.2.37, 2.3.10 договора № (…), Заказчик (И. С.Ю.) самостоятельно несет полную юридическую ответственность за содержание размещаемых по его заказу рекламно-информационных материалов.

 

Следовательно, рекламодателем вышеуказанной рекламы является гражданка И. С. Ю. (ИНН (…)), рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является юридическое лицо - ООО «Медиа Система» (ИНН 4632204180; ОГРН 1154632005417).

 

Письмом от 05.08.2021г. №2936 и определением от 23.08.2021г. №3209 у гражданки И. С.Ю. была запрошена документированная информация, а именно:

 

1. Все приложения к договору №(…) с ООО «Медиа Система», включая макет вышеуказанной рекламы, утвержденный рекламодателем И. С.Ю. в соответствии с п.2.3.9 данного договора;

2. Платежные поручения об оплате размещения данной рекламы;

3. Правовое обоснование распространения гр. И. С.Ю. рекламы фитнес-клуба «Три океана», с приложением соответствующих договоров, соглашений;

4. Письменные объяснения по факту распространения непристойной рекламы;

5.Сведения о рекламопроизводителе (организационно-правовая форма, наименование, юридический и почтовый адреса) вышеуказанной рекламы;

6. Договоры (включая все приложения, дополнительные соглашения и изменения к ним) с рекламопроизводителем вышеуказанной рекламы, с приложением копий платежных документов, свидетельствующих об оплате производства рекламы;

7. Письменное пояснение на следующий вопрос: распространяется ли в настоящее время по адресу: г. Курск, ул. ВЧК, д.79 вышеуказанная реклама?

8. Полную выписку из ЕГРИП на ИП И.С.Ю. (в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), либо письменные объяснения об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя;

9. Иные сведения и документы, которые могут способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела.

 

Согласно отчетам об отслеживании отправлений указанное определение было получено гражданкой И. С.Ю. 25.08.2021г.

Сроки представления информации по запросам антимонопольного органа истекли и к настоящему времени документы и сведения гражданкой И. С.Ю. не представлены.

 

В письменных пояснениях (вх.№4207 от 16.08.2021г.) ООО «Медиа Система» сообщило, что макет указанной рекламы гражданкой И. С.Ю. в адрес общества не направлялся.

 

Проанализировав материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

Курским УФАС России 23.08.2021г. (вх. №4342) получена экспертная оценка Саморегулируемой организации Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее - СРО АМИ «Рекламный совет»).

 СРО АМИ «Рекламный совет» создана с целью развития процессов рекламного саморегулирования в России, предусмотренного Меморандумом «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО».

 СРО «АМИ «Рекламный совет» действует на основании соглашения с Федеральной антимонопольной службой от 16 ноября 2018 года и в соответствии с соглашениями территориальными управлениями ФАС РФ, в том числе с Курским УФАС России, о взаимодействии и сотрудничестве, в том числе по вопросу оказания экспертных услуг.

            Участниками независимой экспертной оценки СРО «АМИ «Рекламный совет» являются заслуженные эксперты ФАС России, кандидаты философских, экономических наук, авторы научных и учебно-методических работ в области маркетинга и рекламы, лауреаты международных и национальных премий.

 

Эксперты СРО АМИ «Рекламный совет» указали, что использованный в рекламе образ обнаженного тела является непристойным и оскорбительным для женского пола.

 

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Вместе с тем, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

В данном случае рекламный щит с непристойной рекламой размещен рядом с проезжей частью, пешеходной зоной, а также вблизи учебного заведения – школы, и доступен для ознакомления как водителям, так и пешеходам, в том числе учащимся (несовершеннолетним лицам).

 

В рекламе внимание акцентировано на крупном изображении части женского тела (задняя часть тела). То есть в рекламе использован не образ женщины (как человека, личности, индивидуума), а лишь часть женского тела, признанная наиболее эротической. Женское тело лишено головы (т.е. лица, выражения) и таким образом сведено исключительно к сексуальному объекту.

 

Согласно Новому толково-словообразовательному словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой слово «обнаженный» имеет несколько значений, а именно лишенный одежды, нагой; в слишком открытом платье, с оголенными руками, шеей, спиной (о женщине); лишенный наружных покровов, верхних слоев, оголенный; выставленный наружу, открытый взору; раскрывшийся в своей внутренней сущности, явный, неприкрытый. В рекламе изображена задняя часть тела женщины, прикрытая юбкой, при этом, при порыве ветра юбка поднимается, демонстрируя обнаженное тело.

 

Публичное обнажение женского тела, в том числе ягодиц и других интимных мест, не принято в обществе и противоречит общепринятым нормам и принципам поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, и, следовательно, является непристойным.

            Размещенный в наружной рекламе на рекламной конструкции, установленной в публичном месте, образ части обнаженного женского тела является вульгарным в данных условиях, играет на примитивных чувствах людей, нарушает общепринятые нормы и ценности, унижая человеческое достоинство женщины, принижая ее роль в обществе, как равноправного его члена, низводит женщину до объекта реализации низменных инстинктов, создает образ отношения к телу женщины, как объекту потребления. Тело женщины вынесено на публичное обозрение как объект насмешки. Зрителям предлагается заглядывать под поднимающуюся юбку.

 

Рекламным приемом в данном случае является изображение обнаженного женского образа в рекламе услуг фитнес-центра, т.е. тело женщины используется в рекламе исключительно как сексуальный объект, привлекающий внимание потребителей.

При этом, содержание рекламы услуг фитнес-центра «Три океана» (которые в представлении потребителя связаны с фитнесом, занятиями спортом, физическими упражнениями) не содержит образа человека, занимающегося спортом, фитнесом, тренирующегося, а также побуждения граждан вести здоровый, спортивный образ жизни (например, изображение женщины или мужчины в спортивной одежде, в том числе в спортивном купальнике), а содержит изображение обнаженных ягодиц под поднятой юбкой, которое не имеет отношения к спорту.

 

Данный вывод подтверждается результатами независимой экспертной оценки СО АМИ «Рекламный совет», а также судебной практикой (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу N А45-21481/2008») и практикой антимонопольных органов (Решение Оренбургского УФАС России от 06.05.2020 по делу N 056/05/5-62/2020, Решение Чувашского УФАС России по делу N 021/05/5-861/2020, Постановление Татарстанского УФАС России от 31.12.2019 N 04-08/19532 по делу N 016/04/14.3-2250/2019, Постановление Калининградского УФАС России от 19.09.2019 N 039/04/14.3-679/2019)

 

Комиссия с учетом имеющихся в деле материалов и доказательств приходит к выводу, что в рекламе использован непристойный и оскорбительный образ в отношении женского пола, что противоречит ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Подобная безвкусная и пошлая реклама, размещенная в общественном месте, не просто демонстрирует дурной вкус, а поддерживает его, а вкус как элемент культуры в дальнейшем формирует поведение граждан, что свидетельствует об общественной опасности непристойной рекламы.

 

Таким образом, Комиссией Курского УФАС России установлено, что реклама фитнес-центра «Три океана» «Три океана. Фитнес клуб. Летний бриз скидок. 350-000 ул.Союзная, 26. Слева указаны ссылки на социальные сети фитнес клуба: @triokeana.ru, kursk.klub.tri.okeana, а также ссылка на сайт www.triokeana.ru». В левой части щита крупно изображена задняя часть женского тела, прикрытая юбкой (юбка из ткани прикреплена к рекламному щиту; при порыве ветра юбка поднимается, демонстрируя обнаженное тело)» распространена с нарушением ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

 

            Согласно акту наблюдения за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе от 08.09.2021г., указанная реклама на дату рассмотрения дела по адресу: г. Курск, ул. ВЧК, д.79 не распространяется.

 

В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

 

Согласно п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Рекламодателем в рассматриваемом случае является гражданка И.С.Ю. (адрес места регистрации: г. Курск(…)).

 

С учетом изложенного, руководствуясь ст.36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пп.42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать гражданку И. С. Ю. (адрес места регистрации: г. Курск, (…) паспорт (…)) нарушившей ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

   2. Выдать гражданке И. С.Ю. предписание о прекращении нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                             (…)                                                                                                                                          

Член Комиссии                                                                                                  (…)

 

Член Комиссии                                                                                                 (…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны