Решение №ОБ/1498/23 РЕ Ш Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольной... от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            • РЕ Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-157/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена  27 апреля  2023 года.                                   г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 03 мая 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проводимых в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

           "..."  Курского УФАС России;

Члены комиссии:

"..." Курского УФАС России;

"..."  Курского УФАС России;

 рассмотрев дело посредством видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/5802738096,  возбужденное по жалобе ИП "..." по признакам нарушения заказчиком, организатором закупки - ФГБОУ  ВО «ЮЗГУ», требований   Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»), в присутствии: ИП "...".(личность удостоверена), представителей ФГБОУ  ВО «ЮЗГУ» "..."., "..." (по доверенности, личность удостоверена),  

                                                             УСТАНОВИЛА:

Заявитель

ИП "..." (ИП "...")

Заказчик

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»  (далее - ФГБОУ ВО «ЮЗГУ», Заказчик)

Организатор закупки

ФГБОУ ВО «ЮЗГУ»

Способ  закупки

Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

Предмет закупки

Право заключения договора  на оказание клининговых услуг для ФГБОУ ВО «ЮЗГУ»   

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

  Положение о закупке  ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» от от 25.04.2022г. (утв. Министерством науки и высшего образования РФ)  (далее – Положение о закупках)

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru,  закупка № 32312238287

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

26 282 943 руб. 40 коп.

Дата начала подачи заявок

29.03.2023г.

Дата окончания подачи заявок

06.07.2023г.

Дата рассмотрения заявок

07.04.2023г., 10.04.2023г.

Дата подведения итогов

11.04.2023г.

Допущены к участию в конкурсе  

 

ООО НПП «ГЕОН»;

ИП "...".;

ИП  "...".;

ООО «Конктика»;

ООО « Профитсервисцентр»;

ИП "...".   

Победитель конкурса

ООО НПП «ГЕОН»

Протоколы

1. Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе №2693009, участниками которого могут быть только субъекты МСП  от 07.04.2023г.;  

2. Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в  №2693009, участниками которого могут быть только субъекты МСП  от 10.04.2023г.; 

3. Протокол подведения итогов  конкурса №2693009, участниками которого могут быть только субъекты МСП  от 11.04.2023г.   

Доводы жалобы

Заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки конкурсных заявок: цена договора- 40%;

квалификация участника - 60%.

При этом, одним из показателей критерия «квалификация участника» является «Наличие лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну». Участнику, представившему сведения о наличии такой лицензии, присваивается 15 баллов, отсутствие лицензии оценивается в 0 баллов.   

По мнению заявителя, с учетом того, что наличие указанной лицензии не является обязательным требованием, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим клининговые услуги, отсутствия в техническом задании конкурсной документации какого-либо упоминания о необходимости или возможности при выполнении работ, предусмотренных договором, взаимодействовать со сведениями, составляющими государственную тайну, а также высокую значимость данного показателя в общем количестве баллов, присваиваемых по критерию «квалификация участника», установленный заказчиком показатель оценки необоснованно предоставляет преимущество участнику закупки, имеющему лицензию, по отношению к другим участниками конкурса, что, по мнению заявителя, приводит к ограничению конкуренции.

      В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

Возражения заказчика на доводы жалобы

 С доводами, изложенными в жалобе, заказчик не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях (вх. №1887-ЭП/23 от 14.04.2023г., вх. №2101-ЭП от 25.04.2023г.)

По мнению Заказчика, законодательством РФ при осуществлении закупки путем проведения конкурса Заказчику  предоставлено право на самостоятельное определение конкурсных критериев оценки заявок к участию в закупочной процедуре, направленное на предоставление ему возможности  выбора потенциального Исполнителя,  наиболее полно отвечающего требованиям и потребностям Заказчика.

Установленное  в конкурсной документации требование по критерию «квалификация участника» о наличии  у участника конкурса лицензии  на право  осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено потребностью Заказчика сократить риски, связанные с выбором победителя, способного обеспечить Заказчика необходимыми  качественными услугами и свести к минимуму риски недобросовестного выполнения обязательств по вине контрагента.

В целях недопущения  ограничения конкуренции,  требование  о наличии вышеуказанной лицензии является критериальным, а не  обязательным показателем. Отсутствие  вышеуказанной лицензии не является основанием для отклонения заявки участника закупки. 

Таким образом, по мнению Заказчика, включение в конкурсную документацию условия о наличии у участника конкурса лицензии  на право  осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну не свидетельствует о нарушении требований, установленных ФЗ «О закупках», не привело к ограничению конкуренции и  доступа клининговых компаний к участию в конкурсе, в связи с чем, жалоба ИП "..." является необоснованной  и не подлежащей удовлетворению.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

 

            По результатам рассмотрения жалобы и представленных в материалы дела документов и сведений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п.1 ч.10 ст.3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется ФЗ «О закупках».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд  ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» от 25.04.2022г. (утв. Министерством науки и высшего образования РФ)   (далее – Положение о закупках).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках»   Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.п.9, 13, 14 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно ч.6 ст.3 ФЗ «О закупках», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как установлено Комиссией, в п.24 раздела «Информационная  карта» конкурсной документации, заказчиком  указаны критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

Стоимостные критерии оценки заявок: цена договора- 40%;

Нестоимостные критерии оценки заявок: квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала) 60 %

Согласно п.25 раздела «Информационная  карта» конкурсной документации, показателями критерия оценки «квалификация участника» являются:

- опыт выполнения аналогичных работ (максимальное число баллов 60),

- наличие постоянного штата работников необходимых специальностей (максимальное число баллов 25),

- наличие лицензии на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (наличие лицензии – 15 баллов, отсутствие – 0 баллов).

 

Согласно пояснений заказчика, представленных в материалы дела, а также в ходе заседаний Комиссии, в соответствии с приказом от 06.12.2023г. №1620а  ФГБОУ ВО «ЮЗГУ», в учреждении определен перечень помещений ограниченного доступа. Указанные в приказе подразделения  занимаются осуществлением различных видов деятельности, в том числе, в области космических разработок, включая работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, изобретений, связанных с гособоронзаказом и прочее. Данные помещения входят в перечень помещений подлежащих уборке в соответствии с условиями конкурсной документации.  По мнению Заказчика, наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подтвердит надлежащий уровень квалификации и ответственности исполнителя услуг. Однако, данные услуги могут осуществляться и исполнителем, не имеющим такой лицензии. В любом случае, уборка помещений, в отношении которых заказчиком самостоятельно установлен режим ограниченного доступа или иной специальный режим, осуществляется в присутствии сотрудника заказчика.

Комиссией установлено и подтверждено материалами дела, что в разделе «техническое задание» конкурсной документации заказчиком указан перечень помещений, уборка которых должна осуществляться в присутствии представителей заказчика или охраны. Сведения, согласно которым оказание клининговых услуг на объектах Заказчика включает в себя, в том числе, уборку объектов, составляющих государственную тайну, отсутствуют.

Таким образом, исходя из требований конкурсной документации, пояснений заказчика (вх. №1887-ЭП/23 от 14.04.2023г., вх. №2101-ЭП от 25.04.2023г.), с учетом положений Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне», Указа Президента РФ от 24.01.98г. №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. №333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», для выполнения работ, являющихся предметом открытого конкурса, наличие у исполнителя «лицензии на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну», не требуется.

           Вместе с тем, учитывая значимость критерия «квалификация участника» - 60%, значения показателя «наличие лицензии на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну» в составе данного критерия – 15 баллов,  участник, предоставивший лицензию, при подведении итогов конкурса получит 9 баллов (15х0,6), при отсутствии лицензии - 0 баллов.

            Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле , где - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию,  - начальная (максимальная) цена договора; начальная (максимальная) цена единицы товара, работы, услуги; максимальное значение коэффициента снижения (принимается равным единице); максимальное значение переменной,  - цена договора; цена единицы товара, работы, услуги; коэффициент снижения; переменная, предложенная (предложенный) i-м участником.

          Фактически рейтинг заявки по критерию «цена договора» рассчитывается в зависимости от процента снижения участником закупки стоимости услуг от начальной максимальной цены договора.

            Учитывая значимость критерия «цена договора» - 40%, участнику конкурса для получения 10 баллов при подведении итогов, необходимо снизить цену на 25% (25х0,4=10).

            Таким образом, при прочих равных условиях, для преодоления приоритета участника, имеющего лицензию, участнику закупки, у которого лицензия отсутствует, необходимо предложить цену на 25% ниже цены участника с лицензией, что значительно превышает средний размер снижения начальной максимальной цены по контрактам, заключенным конкурентными способами (согласно сведений официального сайта www.zakupki.gov.ru, средняя экономия по контрактам, заключенным в Российской Федерации в 2023 году (снижение начальной максимальной цены), составляет 6,33 %).

При таких обстоятельствах, установленный заказчиком показатель критерия оценки «наличие лицензии  на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну» является существенным при отборе победителя открытого конкурса.

            С учетом того, что фактически для оказания работ, являющихся предметом конкурса, наличие такой лицензии не требуется, а также высокую значимость рассматриваемого показателя критерия оценки среди иных критериев, установленный заказчиком показатель критерия оценки «наличие лицензии  на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну» неправомерно ограничивает конкуренцию между участниками конкурса, что не соответствует п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках».

             Вывод Комиссии подтверждается фактическими итогами проведения конкурсного отбора.

Согласно содержанию протоколов рассмотрения вторых частей заявок на участие в  №2693009 от 10.04.2023г., подведения итогов конкурса №2693009 от 11.04.2023г., единственным участником конкурса, представившим в составе заявки лицензию  на право осуществления работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, являлось ООО НПП «ГЕОН», признанное победителем конкурса.

В составе заявки данным участником закупки была представлена копия лицензии от "..." ГТ № "...", выданная Управлением ФСБ Российской Федерации  по Курской области на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, сроком действия до "...". В лицензии указано, что   деятельность с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется при условии  "...", место осуществления лицензируемого вида деятельности: "...".      

Таким образом, представленная в составе заявки ООО НПП «ГеОН» лицензия на осуществление работ, связанных  с использованием сведений, составляющих государственную тайну выдана на иной объект, срок действия лицензии истек. Вместе с тем, наличие данного, фактически недействующего и не требующегося для выполнения работ, являющихся предметом торгов  документа в составе заявки, обеспечило ООО НПП «Геон» преимущественные условия участия в торгах и победу в конкурсном отборе.

При таких обстоятельствах, довод жалобы ИП "..." подтверждается материалами дела и является обоснованным.

            В соответствии с ч.20 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения  жалобы по существу комиссия антимонопольного органа  принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 настоящего федерального закона.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.18.1, ст. 22, 23 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                              РЕШИЛА:

 

   1. Признать жалобу ИП "..."  обоснованной.

   2. Признать Заказчика – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»   нарушившим  п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

   3. В связи с тем, что данное нарушение требований законодательства носит неустранимый  на дату рассмотрения дела характер, в целях устранения выявленных нарушений выдать Заказчику – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» обязательное для исполнение предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме №32312238287.   

 4. Направить материалы дела  уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства

   Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии           "..."                                                                                                              

Члены Комиссии                        "..."

 

                                                    "..."     

 

 

             

Связанные организации

Связанные организации не указаны