Предупреждение №№ 03-05/07-2019 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/07-2019 от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/07-2019

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС России) поступило заявление гр. «…» о незаконных, по мнению заявителя, действиях областного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» комитета здравоохранения Курской области (далее – ОБУЗ «Бюро СМЭ»), нарушающих ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В своем заявлении гр. «…» указывал, что при проведении судебно-медицинской экспертизы тела его матери сотрудниками ОБУЗ «Бюро СМЭ» были навязаны платные немедицинские ритуальные услуги, о возможности отказа от данных услуг он проинформирован не был. По мнению заявителя, оказание платных ритуальных услуг государственными экспертными учреждениями противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

 

При рассмотрении заявления и информации, дополнительно полученной от гр. «…» и ОБУЗ «Бюро СМЭ», установлено следующее.

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О судебно-экспертной деятельности») государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

 

ОБУЗ «Бюро СМЭ» является некоммерческой организацией.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

 

Согласно ч. 4 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 

В соответствии с ч. 2.6., ч. 2.6.1., ч 2.6.3. Устава ОБУЗ «Бюро СМЭ» учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности, в том числе оказывать ритуальные услуги в судебно-медицинском морге, хранить трупы в морозильной камере, доставляемые в морг на сохранение, с целью предотвращения гнилостных изменений.

 

Таким образом, поскольку оказание ритуальных услуг предусмотрено Уставом ОБУЗ «Бюро СМЭ» и не противоречит ч. 4 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях», оказание учреждением платных ритуальных услуг само по себе не образует состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» трупы и их части для проведения судебно-медицинской экспертизы доставляют в учреждения судебно-медицинской экспертизы.

 

ОБУЗ «Бюро СМЭ» является единственным государственным учреждением судебно-медицинской экспертизы на территории Курской области, следовательно, все трупы и их части для проведения судебно-медицинской экспертизы подлежат доставке в ОБУЗ «Бюро СМЭ».

 

В соответствии с Приложением № 2 к Приказу комитета здравоохранения Курской области от 7 марта 2019 г. № 127 утверждены цены на платные немедицинские ритуальные услуги ОБУЗ «Бюро СМЭ», а именно: реставрационное устранение грубых травматических повреждений; предпохоронная подготовка тела к погребению; предпохоронная подготовка к погребению трупа с гнилостными изменениями, термическими повреждениями; предпохоронное сохранение тела умершего; поверхностное бальзамирование; облачение тела умершего в похоронную одежду.

 

В силу ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается осуществлять любые действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

В соответствии с ч 2.1. Устава ОБУЗ «Бюро СМЭ» учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Курской области, нормативными правовыми актами Курской области полномочий органов государственной власти Курской области в сфере здравоохранения. Таким образом, ОБУЗ «Бюро СМЭ» является организацией, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

 

В то же время в соответствии с ч. 2.6. Устава ОБУЗ «Бюро СМЭ» учреждение оказывает платные немедицинские ритуальные услуги.

 

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, кроме ОБУЗ «Бюро СМЭ» зарегистрированы и осуществляют деятельность по оказанию ритуальных услуг более 10 организаций и предпринимателей. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами ОБУЗ «Бюро СМЭ» и состязаются между собой и с ОБУЗ «Бюро СМЭ» за привлечение потребителей ритуальных услуг с целью получения прибыли на рынке ритуальных услуг г. Курска.

 

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 23.07.2007 № 13741-ЮТ/07 «О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг», Письмом ФАС РФ от 24.07.2009 № ПС/24493 «О рассмотрении обращения» супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг, иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, что ограничивает гражданские права последних.

 

Как следует из пояснений ОБУЗ «Бюро СМЭ» платные немедицинские ритуальные услуги в учреждении оказываются только в добровольном порядке по желанию родственников.

 

Из информации и доказательств, представленных ОБУЗ «Бюро СМЭ», следует, что в танатологическом отделе ОБУЗ «Бюро СМЭ» и в регистратуре имеются демонстрационные системы, на которых размещена информация о том, что платные немедицинские ритуальные услуги оказываются только по желанию родственников, граждане вправе отказаться от получения платных услуг и могут обратиться в любую организацию, осуществляющую ритуальные услуги.

 

В то же время принятые ОБУЗ «Бюро СМЭ» меры по информированию граждан о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях являются недостаточными, что подтверждается заявлением гр. «…».

 

Недостаточное информирование сотрудниками ОБУЗ «Бюро СМЭ» потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях может привести к ограничению конкуренции, ограничить право свободного выбора граждан организации, оказывающей ритуальные услуги.  

 

При этом, в силу прямого указания нормы ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, ограничением конкуренции достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий.

 

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что меры, принятые ОБУЗ «Бюро СМЭ», по информированию потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях являются недостаточными, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию ритуальных услуг, ограничить право свободного выбора граждан организации, оказывающей ритуальные услуги.

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях (бездействии) ОБУЗ «Бюро СМЭ» признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

                                             ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

ОБУЗ «Бюро СМЭ» (ИНН 4629021588, ОГРН 1024600953761) о необходимости принятия мер по прекращению нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (бездействие, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.), путем издания распорядительного документа, обязательного для ознакомления и исполнения всеми сотрудниками ОБУЗ «Бюро СМЭ», о запрете навязывания в любой форме платных немедицинских ритуальных услуг ОБУЗ «Бюро СМЭ», об обязательном информировании потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях.

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 20 дней со дня получения ОБУЗ «Бюро СМЭ» настоящего предупреждения.

 

Доказательства издания распорядительного документа о запрете навязывания в любой форме платных немедицинских ритуальных услуг ОБУЗ «Бюро СМЭ», об обязательном информировании потребителей о возможности получения ритуальных услуг в иных организациях с подтверждением ознакомления всеми сотрудниками ОБУЗ «Бюро СМЭ» приложить.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

 

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны