Решение б/н Решение по делу №046/07/3-27/2022 от 22 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                •  
                • РЕ Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-27/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2022 года.                                  

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2022 года.                                       г.Курск

 

Комиссия Курского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

           

рассмотрев дело по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»), в присутствии представителя ООО «А ГРУПП» (по доверенности) Андроновой С.М., представителей АО «Газпром газораспределение Курск» (по доверенности) Щербаковой О.В., Ходаненка П.А., Карпиновского Д.В., посредством видео-конференц-связи в программе «TrueConf» по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0245421582, на начало рассмотрения жалобы по существу ходатайств и отводов не поступило,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

ООО «А ГРУПП»

Заказчик

АО «Газпром газораспределение Курск»

Организатор закупки

АО «Газпром газораспределение Курск»

Способ закупки

Конкурентный отбор в электронной форме

Предмет закупки

Поставка трубы стальной

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупке АО «Газпром газораспределение Курск» №14 от 28.06.2021 г. (в редакции от 06.10.2021 г.) (далее Положение о закупках)

Информация о закупке размещена

В единой информационной системе (далее ЕИС) zakupki.gov.ru №32211052026

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

19 549 279, 98 рублей в том числе НДС 20% (указывается, если участник закупки является плательщиком НДС)

Дата начала подачи заявок

20.01.2022 г.

Дата окончания подачи заявок

28.01.2022 г.

Дата подведения итогов

Не позднее 01.03.2022 г.

Подано заявок

 

1) АО «Ариэль Металл»

2) ООО «Альянс»

3) ООО «Минтеко»

4) ООО «Прайд»

5) ООО «СтальЭнергоПрогресс»

Доводы жалобы

По мнению Заявителя: заказчик неправомерно включил в Техническое задание закупки №32211052026 требование об указании в сертификате, прилагаемом к поставляемому товару следующие механические свойства: временное сопротивление металла кгс/мм2; предел текучести кгс/мм2; относительное удлинение %; временное сопротивление сварного шва.

 

Доводы организатора закупки

Установление в Техническом задании требования о наличии сертификата с указанием механических свойств (временное сопротивление, предел текучести и относительное удлинение, временное сопротивление сварного соединения) обосновывается разделом 3 ГОСТ 10705-80 и разделом 5, п.5.5 ГОСТ 10692-80, в соответствии с которыми партия труб должна сопровождаться документом о качестве с результатами всех видов испытаний.

 

 В ходе рассмотрения дела №046/07/3-27/2022, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был продлен срок принятия решения по рассмотрению дела №046/07/3-27/2022 до 17.02.2022 г. и отложено в связи с необходимостью выяснения всех обстоятельств, у АО «Газпром газораспределение Курск» было запрошено правовое обоснования установления в Техническом здании (закупка №32211052026) требования о наличии сертификата с указанием конкретных механических свойств: временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва со ссылками на конкретный пункт, часть, статью нормативного правового акта. После отложения рассмотрения дела №046/07/3-27/2022 17 февраля 2022 года в 10 часов 15 минут Комиссия и представители заявителя, заказчика присутствуют в том же составе, в дело представлены дополнительные материалы.

 В соответствии с ч.1 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. №223 (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» АО «Газпром газораспределение Курск» в закупочной деятельности руководствуется Положением.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

По результатам рассмотрении жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, ознакомившись с документацией о конкурентном отборе Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3 ФЗ «О закупках» участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункта 1 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из письменных пояснений Заказчика установление в Техническом задании требования о наличии сертификата с указанием механических свойств (временное сопротивление, предел текучести и относительное удлинение, временное сопротивление сварного соединения) обосновывается разделом 3 ГОСТ 10705-80 и разделом 5, п.5.5 ГОСТ 10692-80, а также разделом 8 п.8.2, п. 6.3.1 ГОСТ 33228-2015.

Как пояснили представители Заказчика и согласно представленных в материалы дела письменных объяснений, в соответствии с п.3.1. ГОСТ 10705-80 трубы принимают партиями. Партия должна состоять из труб одного размера, одной марки стали, одного вида термообработки и одной группы изготовления, сопровождаемых одним документом о качестве, по ГОСТ 10692-80 с дополнением - химический состав стали в соответствии с документом о качестве предприятия-изготовителя заготовки.

На рассмотрении дела представитель Заявителя пояснила, что заказчиком неправомерно включено в Техническое задание закупки №32211052026 требование об указании в сертификате, прилагаемом к поставляемому товару следующих механических свойств: временное сопротивление металла кгс/мм2; предел текучести кгс/мм2; относительное удлинение %; временное сопротивление сварного шва, так как сокращается количество производителей, предоставляющих такие сертификаты на добровольной основе.

Как следует из материалов дела, пунктом 4.1.29 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам закупки, подготовке заявок на участие в закупке, а именно участник закупки должен предоставить сертификаты качества и соответствия, разрешительную документацию и иные документы в соответствии с действующими нормативными актами на предлагаемый к поставке товар.

Пунктом 4.1.26 Информационной карты конкурентного отбора установлены требования к участникам процедуры закупки. Участник закупки для подтверждения соответствия квалификационным требованиям представляет перечень документов, предусмотренных пунктов 3.5 и 3.6 Документации.

В пункте 3.5 документации определен перечень документов, подтверждающих соответствие Участников квалификационным требованиям настоящей Документации о конкурентном отборе.

П.п. 3.5.19 п.3.5 документации предусмотрено, что в составе заявки представляются документы перечень которых приведен в п. 4.1.35 Информационной карты.

Согласно пункта 3.5.19 Документации, пункта 4.1.35 Информационной карты участник для подтверждения соответствия квалификационным требованиям должен предоставить сертификаты качества и соответствия, разрешительную документацию и иные документы в соответствии с действующими нормативными актами на предлагаемый к поставке товар.

В Техническом задании о проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора поставки трубы стальной (закупка №32211052026) Заказчиком определено требование: «Трубы поставляются прямошовные электросварные ГОСТ 10704-91,10704-80 группа «В», ст 10,20, 100% контроль сварного шва неразрушающими методами, с гарантией гидроиспытаний. Химический состав должен соответствовать ГОСТу стали «В», труба обладает след свойствами (в сертификате должны быть указаны следующие механические свойства): временное сопротивление металла кгс/мм2; предел текучести кгс/мм2; относительное удлинение %; временное сопротивление сварного шва».

Пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, Гражданским кодексом предусмотрена обязанность на предоставление сертификата только вместе с поставляемым товаром. Учитывая, что на момент подачи заявки участник не обязан иметь товар в наличии, предоставление в составе заявки сертификата является излишним.

Комиссия Курского УФАС России оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи установила, что ни один из действующих нормативных правовых актов, в том числе из указанных Заказчиком в Техническом задании, а также в письменных пояснениях ГОСТ не содержит требования о наличии сертификата с указанием всех механических свойств поставляемого товара. ГОСТ 10692-80 на который ссылается Заказчик утратил силу и является недействующим.

Поскольку ни один из действующих ГОСТ не устанавливает обязательную сертификацию товара, необходимого к поставке в рамках обжалуемой закупки, а сертификация его является добровольной, то документ о качестве товара – сертификат у разных производителей продукции может отличаться по форме, содержанию, что и подтвердил Заявитель, представив в материалы дела Сертификаты качества следующих производителей: АО «Выксунский металлургический завод», ООО «Королёвский трубный завод», АО «Таганрогский металлургический завод», АО «ТМК-КПВ», АО «Изоляционный трубный завод», ООО «А ГРУПП ЛОГИСТИК» (филиал АО «Выксунский металлургический завод»), среди которых только один сертификат АО «Выксунский металлургический завод» соответствует требованиям, установленным АО «Газпром газораспределение Курск» в Техническом задании.

Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в сертификате (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При таких обстоятельствах Заказчик, установив в закупке №32211052026 требование о необходимости предъявления в составе заявки в целях подтверждения соответствия участника сертификата с указанием в нем отдельных механических свойств (временное сопротивление металла кгс/мм2, предел текучести кгс/мм2, относительное удлинение %, временное сопротивление сварного шва), предъявляет требование не к участнику, а к содержанию сертификата как документа, подтверждающего качество поставляемого товара, что не соответствует п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как установлено Комиссией Курского УФАС России на дату рассмотрения жалобы для участия в конкурентном оборе в электронной форме на право заключения договора поставки трубы стальной (закупка №32211052026) подано пять заявок: АО «Ариэль Металл», «ООО «Альянс», ООО «Минтеко», ООО «Прайд», ООО «СтальЭнергоПрогресс». При таких обстоятельствах, несоблюдение Заказчиком требований действующего законодательства при формировании конкурсной документации не повлияло на решение потенциальных участников подать заявки для участия в закупке, что не повлекло ограничения конкуренции, в связи с чем предписание об устранении допущенных нарушений п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «А ГРУПП» обоснованной.

2. Признать Заказчика, организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Курск» при проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора поставки трубы стальной (закупка №32211052026) нарушившим п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание Заказчику - АО «Газпром газораспределение Курск» об устранении допущенных нарушений п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не выдавать.

4. Материалы дела №046/07/3-27/2022 передать уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении уполномоченного лица Заказчика – АО «Газпром газораспределение Курск», утвердившего документацию закупки №32211052026 к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях.

           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны