Решение №4159 Р Е Ш Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольно... от 21 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заместителю генерального директора-
директору Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»
Директору
ООО «Инженер»
-
-
-
-
-
- Р Е Ш Е Н И Е
-
-
-
-
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу №046/07/3-536/2022
Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2022 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель Комиссии:
"..." – "..." Курского УФАС России;
Члены комиссии:
"..." – "..." Курского УФАС России;
"..." – "..." Курского УФАС России
рассмотрев дело № 046/07/3-536/2022 посредством видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/9829849767, возбужденное по жалобе ООО «Инженер» по признакам нарушения заказчиком - Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» требований Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»), в присутствии представителя Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» "..."(по доверенности), в отсутствии представителя ООО «Инженер» (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель |
ООО «Инженер» (ИНН , ОГРН ) |
Заказчик |
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» |
Организатор закупки |
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» |
Способ закупки |
Открытый запрос предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора |
Предмет закупки |
Право заключения договора на выполнение инженерных изысканий с разработкой проектной документации на объект «Строительство ВЛ-330 кВ от ОРУ 330 кВ I-й очереди Курской АЭС до ПС 330/10 кВ протяженностью 2,2 км» |
Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке) |
Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 13.09.2022 № 167) (далее ЕОСЗ, Стандарт) |
Информация о закупке размещена |
www.zakupki.gov.ru, закупка № 32211729342 |
Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ) |
35 902 344руб. 00 коп., включая НДС |
Дата начала подачи заявок |
30.09.2022г. |
Дата окончания подачи заявок |
12.10.2022г. |
Дата рассмотрения заявок |
не позднее 28.10.2022г. (отборочная стадия) |
Дата подведения итогов |
не позднее 03.11.2022г. (оценочная стадия) |
Допущены к участию в закупке
|
ООО «КЭТ»; ООО «Мосэлектрощит-юг»; ООО «Северо-западная инжиниринговая компания»; ООО «ЭТС-Проект |
Отказано в допуске к участию в закупке |
ООО «Инженер»; ООО « Уралпроектинжиниринг» |
Протоколы |
Протокол заседания закупочной комиссии Курской АЭС по рассмотрению заявок на отборочной стадии №7-1329-8 от 19.10.2022г.; Протокол заседания закупочной комиссии Курской АЭС по рассмотрению заявок на отборочной стадии № 7-1331-10 от 26.10.2022г. Протокол заседания закупочной комиссии Курской АСЭ по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов № 7-1333-13 от 02.11.2022 |
Доводы жалобы |
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии от 26.10.2022г. Заявителю, в связи с непредставлением запрашиваемых документов, а именно: условий действия лицензии (УДЛ) к лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) отказано к допуске к дальнейшему участию в закупке. Заявитель указывает, что на момент подачи заявки на участие в закупке у него отсутствовала лицензия Ростехнадзора дающая право на осуществление работ по тематике закупки, в связи с чем, Заявителем в составе поданной им заявки на участие в закупки, был представлен документ, а именно письмо (уведомление) Ростехнадзора от 11.10.2022г. №470-2006 о принятом решении о выдаче лицензии ООО «Инженер» на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников. 12.11.2022г. на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет в разделе «Сведения из реестра лицензий» опубликована следующая информация об организации-лицензиате – ООО «Инженер» (наименование организации, адрес, ИНН, ОГРН); информация о лицензии (№ лицензии, дата регистрации, срок действия, лицензируемый вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, статус). Заявитель также указывает, что с 01.01.2021г. лицензии по большинству видов деятельности не оформляются отдельными документами, а подтверждаются записями в реестре лицензий, которые ведутся лицензирующими органами в электронной форме в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, доступ к которым открыт и общедоступен. В связи с чем, Заявитель считает, что у Заказчика отсутствовала потребность направления запроса о предоставлении недостающих документов (лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки), поскольку Заказчик мог самостоятельно получить информацию о выданной ООО «Инженер» лицензии в открытых источниках на сайте Ростехнадзора. Заявитель полагает, что отклонение его заявки на участие в закупке основано на формальном подходе и является неправомерным. |
Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела |
Договор не заключен |
С доводами, изложенными в жалобе, Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» не согласилось, в своих возражениях (вх. № 5994 от 14.11.2022г.) указало, что одним из требований к участникам закупки являлось наличие и представление в составе заявки у участника закупки лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки. Указанное требование установлено в соответствии с р.1, пп.1.1 п.1.8) приложения №10 к ЕОСЗ.
В составе своей заявки ООО «Инженер» представило несколько лицензий, выданных Ростехнадзором дающих право на : сооружение ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения; эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения; проектирование и конструирование радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов; сооружение пунктов хранения радиоактивных отходов; эксплуатацию пунктов хранения радиоактивных отходов. Также ООО «Инженер» представило письмо от 11.10.2022 № 11/10, согласно которому: «ООО «Инженер» в случае победы в закупке представит оригинал лицензии Ростехнадзора на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников». К письму приложено уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче лицензии от 11.10.2022 №470-2006, согласно которому: «Лицензия, включающая в себя условия её действия, оформляется Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и выдается в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии».
Заказчик также указал, что для выполнения требования закупочной документации, в части наличия лицензии Ростехнадзора, участникам закупки необходимо иметь лицензию, условия действия которой разрешают разработку проектной документации на ядерных установках. Лицензии, приложенные ООО «Инженер» в составе своей заявки, не содержали данного разрешения. Уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче лицензии не является лицензией, а также не содержит условий действия лицензии, подтверждающих право ООО «Инженер» на разработку проектной документации на ядерных установках. В соответствии с п.7.6 ч.2 закупочной документации в связи с отсутствием в составе заявки ООО «Инженер» лицензии, соответствующей требованиям документации, в адрес ООО «Инженер» протоколом от 19.10.2022 №7-1329-8 был направлен запрос по уточнению заявки на участие в закупке, в том числе о предоставлении лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки, требования о предоставлении которой в составе заявки установлены в п.1.8) р. 2.1.1 закупочной документации.
Заказчик пояснил, что в ответ на запрос Заказчика, ООО «Инженер» представил лицензию Ростехнадзора № УО-10-101-3281 от 12.10.2022: на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников. Условия действия лицензии, (дающие право на осуществление работ по тематике закупки) являющиеся её неотъемлемой частью, ООО «Инженер» представлены не были. В связи с чем, протоколом заседания закупочной комиссии от 26.10.2022г., Заявителю в связи с непредставлением УДЛ к лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематики закупки, на основании пп.б) п.8.3 Приложения №12 к ЕОСЗ и п.1.9) р.2.1.1 закупочной документации отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке.
Организатор закупки считает жалобу ООО «Инженер» необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» в закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (утв. протоколом 13.09.2022 №167) (далее - ЕОСЗ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 ФЗ «О закупках», заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 ч.10 ст. 4 ФЗ «О закупках» предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом п.1.8) р.1 пр.1.1 приложения 10 к ЕОСЗ и п. 1.9 р.2.1.1 ч.1 закупочной документации установлены требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:
а) должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:
- лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, условия действия которой дают право на осуществления работ по тематике закупки.
При изучении заявки Заявителя, представленной в материалы дела, установлено, что в составе заявки участником закупки ООО «Инженер» было представлено несколько лицензий выданных Ростехнадзором, а также представлено уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче ООО «Инженер» лицензии от 11.10.2022 №470-2006 на право проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, согласно которому: «Лицензия, включающая в себя условия её действия, оформляется Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и выдается в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии».
В связи с тем, что лицензии, представленные ООО «Инженер» в составе заявки, не содержали лицензию Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки (на разработку проектной документации на ядерных установках), в адрес ООО «Инженер» протоколом от 19.10.2022 № 7-1329-8 в соответствии с п.7.6 ч.2 закупочной документации был направлен запрос о предоставлении лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки.
В ответ на запрос Заказчика ООО «Инженер» представил лицензию Ростехнадзора № УО-10-101-3281 от 12.10.2022: на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, без приложения условий действия лицензии (позволяющих Заявителю выполнить работы в соответствии с техническим заданием), являющихся неотъемлемой частью указанной лицензии.
В связи с чем, протоколом заседания закупочной комиссии от 26.10.2022г., Заявителю в связи с непредставлением УДЛ к лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематики закупки, на основании пп.б) п.8.3 Приложения №12 к ЕОСЗ и п.1.9) р.2.1.1 закупочной документации отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке.
Комиссией Курского УФАС России установлено, что Заявителем в ответ на запрос Заказчика не представлен документ, а именно: Условия действия лицензии № УО-10-101-3281 от 12.10.2022г. Ростехнадзора, дающий право на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, предоставление которых являлось обязательным по условиям документации.
В обоснование доводов о несогласии с отклонением заявки в связи с непредставлением УДЛ к лицензии Ростехнадзора, Заявитель ссылается на незаконность самого требования о предоставлении такой лицензии, поскольку, по мнению Заявителя, в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 478-ФЗ), постановления Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» с 01.01.2021г. наличие лицензии Ростехнадзора на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе, а записью в реестре лицензий. Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в сети Интернет, в том числе в форме открытых данных.
Комиссией Курского УФАС России установлено, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании») положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования использования атомной энергии.
Лицензирование прав на ведение работ в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии со ст. 26 от 21.11.1995 № 170-ФЗ Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (ФЗ «Об использовании атомной энергии»).
В статье 26 указанного закона, в том числе, определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, в т.ч. – проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников.
При этом, согласно ч.1, ч.3 указанной статьи, под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ, в разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).
В ч.9 ст.26 ФЗ «Об использовании атомной энергии» указано, что порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования указанной деятельности регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии») (далее - Постановление).
В соответствии с п. 27 Постановления в лицензию включаются следующие сведения:
а) наименование лицензирующего органа;
б) полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица (лицензиата), его местонахождение, основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемый вид деятельности (лицензируемые виды деятельности - в случае предоставления совмещенной лицензии);
д) срок действия лицензии;
е) объект, на котором или в отношении которого осуществляется деятельность;
ж) номер и дата решения о выдаче лицензии.
Согласно п. 28. Постановления в условия действия лицензии включаются положения, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и проводимых работ. Условия действия лицензии формируются исходя из результатов экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности, реализации предложенных соискателем лицензии (лицензиатом) организационно-технических мер по компенсации дефицитов безопасности, выявленных в результате экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности на объекте или в отношении указанного объекта, а также исходя из текущего технического состояния элементов объекта использования атомной энергии.
Пунктом 49 Постановления предусмотрено, что лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором наряду со сведениями, предусмотренными п. 27 настоящего Положения, указываются следующие сведения:
а) номер, серия бланка и дата выдачи дубликата лицензии (в случае его выдачи);
б) основание и дата приостановления действия, возобновления и аннулирования лицензии;
в) реквизиты заявлений о выдаче лицензии, о выдаче дубликата лицензии, о возобновлении действия лицензии, о внесении изменения в условия действия лицензии, о прекращении действия лицензии;
г) реквизиты решений о приостановлении, о возобновлении действия лицензии, о внесении изменения в условия действия лицензии, об аннулировании лицензии;
д) наименование лицензирующего органа, осуществляющего контроль за соблюдением условий действия лицензии;
е) информация об уплате государственной пошлины за предоставление, переоформление лицензии или предоставление ее дубликата.
Из вышеизложенного следует, что условия действия лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии в реестре лицензий на сайте Ростехнадзора не публикуются.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок на участие в закупке, закупочная комиссия Заказчика рассматривает на соответствие требованиям закупочной документации только те документы и сведения, которые представлены в составе заявки участником закупки. У закупочной комиссии заказчика отсутствует обязанность самостоятельного поиска информации, в том числе, находящейся на сайте Ростехнадзора, относительно выданных лицензий.
Комиссия Курского УФАС России изучив представленные документы, учитывая то, что лицензия Ростехнадзора №УО-10-101-3281 от 12.10.2022г., представленная ООО «Инженер» в ответ на запрос Заказчика не содержала неотъемлемой части – Условий действия лицензии № УО-10-101-3281, дающей право на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников (условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки), представление которой являлось обязательным требованием, установленным ЕОСЗ и Закупочной документацией, приходит к выводу о наличии у закупочной комиссии Заказчика правовых оснований для отклонения заявки ООО «Инженер».
При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО «Инженер» не нашел своего подтверждения материалами дела и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 22, 23, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Инженер» необоснованной.
2. Дело производством прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..." "..."