Решение №4159 Р Е Ш Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольно... от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                        

                                                                                           

                                                                                              Заместителю генерального директора-

                                                                                              директору Филиала АО «Концерн                                                                                              Росэнергоатом» «Курская атомная станция»                                                         

                                                                                              Директору

                                                                                              ООО «Инженер»

                                                                                                                                                                                                                                                          

            • Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/07/3-536/2022

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2022 года.                                            г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

"..." –  "..." Курского УФАС России;

Члены комиссии:

"..."  –  "..." Курского УФАС России;

"..." – "..." Курского УФАС России

 

рассмотрев дело № 046/07/3-536/2022  посредством видеоконференцсвязи по ссылке конференции: https://fas3.tconf.rt.ru/c/9829849767, возбужденное по жалобе ООО «Инженер» по признакам нарушения  заказчиком - Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»  требований Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»), в присутствии  представителя Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» "..."(по доверенности), в отсутствии  представителя ООО «Инженер» (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке),    

                                                                  УСТАНОВИЛА:

Заявитель

 ООО «Инженер»

(ИНН ,  ОГРН )

Заказчик

Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»

Организатор закупки

Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»

Способ  закупки

Открытый запрос предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора

Предмет закупки

Право заключения договора на выполнение инженерных изысканий с разработкой проектной документации на объект «Строительство ВЛ-330 кВ от ОРУ 330 кВ I-й очереди Курской АЭС до ПС 330/10 кВ протяженностью 2,2 км»

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

 Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 13.09.2022 № 167) (далее ЕОСЗ, Стандарт)

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru, закупка № 32211729342

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

35 902 344руб. 00 коп., включая  НДС

Дата начала подачи заявок

30.09.2022г.

Дата окончания подачи заявок

12.10.2022г.

Дата рассмотрения заявок

не позднее 28.10.2022г. (отборочная стадия)

Дата подведения итогов

не позднее 03.11.2022г. (оценочная стадия)

Допущены к участию в закупке   

 

ООО «КЭТ»;

ООО «Мосэлектрощит-юг»;

ООО «Северо-западная инжиниринговая компания»;

ООО «ЭТС-Проект

Отказано в допуске к участию в закупке

 ООО «Инженер»;

ООО « Уралпроектинжиниринг»

Протоколы

Протокол заседания закупочной комиссии Курской АЭС по рассмотрению заявок на отборочной стадии  №7-1329-8 от 19.10.2022г.;

Протокол заседания закупочной комиссии Курской АЭС по рассмотрению заявок на отборочной стадии  № 7-1331-10 от 26.10.2022г.

Протокол заседания закупочной комиссии Курской АСЭ по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов № 7-1333-13 от 02.11.2022

Доводы жалобы

         В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии  от 26.10.2022г. Заявителю, в связи с непредставлением запрашиваемых документов, а именно:  условий действия лицензии (УДЛ) к лицензии  Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) отказано к допуске к дальнейшему участию в закупке.  

          Заявитель указывает, что на момент подачи заявки на участие в закупке у него отсутствовала лицензия Ростехнадзора дающая  право на осуществление работ по тематике закупки, в связи с чем, Заявителем в составе поданной им заявки на участие в закупки, был представлен документ, а именно письмо  (уведомление) Ростехнадзора от 11.10.2022г. №470-2006 о принятом решении о выдаче лицензии ООО «Инженер»  на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников. 12.11.2022г. на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет  в разделе «Сведения из реестра лицензий» опубликована следующая информация об организации-лицензиате – ООО «Инженер» (наименование организации, адрес, ИНН, ОГРН); информация о лицензии (№ лицензии, дата регистрации, срок действия, лицензируемый вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого  вида деятельности, статус).

       Заявитель также указывает, что с 01.01.2021г. лицензии по большинству видов деятельности не оформляются отдельными документами, а подтверждаются записями в реестре лицензий, которые ведутся лицензирующими органами в электронной форме в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, доступ к которым открыт и общедоступен. В связи с чем, Заявитель считает, что у Заказчика отсутствовала потребность направления запроса о предоставлении недостающих документов (лицензии Ростехнадзора, условия действия  которой дают право на осуществление работ по тематике закупки), поскольку Заказчик мог самостоятельно получить информацию о выданной  ООО «Инженер» лицензии в открытых источниках  на сайте Ростехнадзора.

      Заявитель полагает, что отклонение его заявки на участие в закупке основано на формальном подходе и является неправомерным.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор не заключен

 

 С доводами, изложенными в жалобе, Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» не согласилось, в своих возражениях (вх. № 5994 от 14.11.2022г.) указало,  что одним из требований к участникам закупки являлось наличие и представление в составе заявки у участника закупки лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки. Указанное требование установлено в соответствии с  р.1, пп.1.1 п.1.8) приложения №10 к ЕОСЗ.

В составе своей заявки ООО «Инженер» представило несколько лицензий, выданных Ростехнадзором дающих право на : сооружение ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения; эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения; проектирование и конструирование радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов; сооружение пунктов хранения радиоактивных отходов; эксплуатацию пунктов хранения радиоактивных отходов. Также ООО «Инженер» представило письмо от 11.10.2022 № 11/10, согласно которому: «ООО «Инженер» в случае победы в  закупке представит оригинал лицензии Ростехнадзора на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников». К письму приложено уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче лицензии от 11.10.2022 №470-2006, согласно которому: «Лицензия, включающая в себя условия её действия, оформляется Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и выдается в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии».

Заказчик также указал, что для выполнения требования закупочной документации, в части наличия лицензии Ростехнадзора, участникам закупки необходимо иметь лицензию, условия действия которой разрешают разработку проектной документации на ядерных установках. Лицензии, приложенные ООО «Инженер» в составе своей заявки, не содержали данного разрешения. Уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче лицензии не является лицензией, а также не содержит условий действия лицензии, подтверждающих право ООО «Инженер» на разработку проектной документации на ядерных установках.  В соответствии с п.7.6 ч.2 закупочной документации в связи с отсутствием в составе заявки ООО «Инженер» лицензии, соответствующей требованиям документации, в адрес ООО «Инженер» протоколом от 19.10.2022 №7-1329-8 был направлен запрос по уточнению заявки на участие в закупке, в том числе о предоставлении лицензии Ростехнадзора,  условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки, требования о предоставлении которой в составе заявки установлены в п.1.8) р. 2.1.1 закупочной документации.

Заказчик пояснил, что в ответ на запрос Заказчика,  ООО «Инженер» представил  лицензию Ростехнадзора № УО-10-101-3281 от 12.10.2022: на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников. Условия действия лицензии, (дающие право на осуществление работ по тематике закупки) являющиеся её неотъемлемой частью,  ООО «Инженер»  представлены  не были. В связи с чем, протоколом заседания закупочной комиссии  от 26.10.2022г., Заявителю  в связи с непредставлением  УДЛ к лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематики закупки, на основании пп.б) п.8.3  Приложения №12 к ЕОСЗ и п.1.9) р.2.1.1 закупочной документации отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке.

Организатор закупки считает жалобу ООО «Инженер» необоснованной  и не подлежащей удовлетворению.  

По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках»).

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках»  филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция» в закупочной деятельности  руководствуется  Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (утв. протоколом 13.09.2022 №167) (далее - ЕОСЗ). 

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках»   Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 ФЗ «О закупках»,  заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. 

Согласно  ч.10 ст.4 ФЗ «О закупках»  в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

 Пунктом 9 ч.10 ст. 4 ФЗ «О закупках»  предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом п.1.8) р.1 пр.1.1 приложения 10 к ЕОСЗ и п. 1.9 р.2.1.1 ч.1 закупочной документации  установлены требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:

а) должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:

- лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, условия действия которой дают право на осуществления работ по тематике закупки.

При изучении заявки Заявителя, представленной в материалы дела, установлено, что в составе заявки участником закупки ООО «Инженер» было представлено несколько лицензий  выданных Ростехнадзором, а также представлено уведомление Ростехнадзора о принятом решении о выдаче  ООО «Инженер» лицензии от 11.10.2022 №470-2006 на право проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, согласно которому: «Лицензия, включающая в себя условия её действия, оформляется Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и выдается в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии».  

 В связи с тем,  что лицензии, представленные ООО «Инженер»  в составе  заявки, не содержали лицензию Ростехнадзора, условия  действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки (на разработку проектной документации на ядерных установках), в адрес ООО «Инженер» протоколом от 19.10.2022 № 7-1329-8  в соответствии с п.7.6 ч.2 закупочной документации был направлен запрос о предоставлении  лицензии  Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки.

В ответ на запрос Заказчика ООО «Инженер» представил лицензию                                Ростехнадзора № УО-10-101-3281 от 12.10.2022: на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, без приложения  условий действия лицензии (позволяющих Заявителю выполнить работы в соответствии с техническим заданием), являющихся неотъемлемой частью  указанной лицензии.  

В связи с чем, протоколом заседания закупочной комиссии  от 26.10.2022г., Заявителю  в связи с непредставлением  УДЛ к лицензии Ростехнадзора, условия действия которой дают право на осуществление работ по тематики закупки, на основании пп.б) п.8.3  Приложения №12 к ЕОСЗ и п.1.9) р.2.1.1 закупочной документации отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке.

Комиссией Курского УФАС России установлено, что Заявителем в ответ на запрос Заказчика не представлен документ, а именно:  Условия действия лицензии № УО-10-101-3281 от 12.10.2022г. Ростехнадзора, дающий  право на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников, предоставление которых являлось обязательным по условиям документации.

   В обоснование доводов о несогласии с отклонением заявки в связи с непредставлением УДЛ к лицензии Ростехнадзора, Заявитель ссылается на незаконность самого требования о предоставлении  такой  лицензии, поскольку, по мнению  Заявителя, в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 478-ФЗ), постановления Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»  с 01.01.2021г. наличие лицензии Ростехнадзора на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе, а записью в реестре лицензий. Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в сети Интернет, в том числе в форме открытых данных.

  Комиссией Курского УФАС России установлено, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.1   Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании») положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования использования атомной энергии.

   Лицензирование прав на ведение работ в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии со ст. 26 от 21.11.1995 № 170-ФЗ Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

В статье 26 указанного закона, в том числе, определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, в т.ч. – проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников.

 При этом, согласно ч.1, ч.3 указанной статьи,  под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ, в   разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).

В ч.9 ст.26 ФЗ «Об использовании атомной энергии» указано, что порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования указанной деятельности регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии») (далее - Постановление).

В соответствии с п. 27 Постановления в лицензию включаются следующие сведения:  

а) наименование лицензирующего органа;

б) полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица (лицензиата), его местонахождение, основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) лицензируемый вид деятельности (лицензируемые виды деятельности - в случае предоставления совмещенной лицензии);

д) срок действия лицензии;

е) объект, на котором или в отношении которого осуществляется деятельность;

ж) номер и дата решения о выдаче лицензии.

Согласно п. 28. Постановления в условия действия лицензии включаются положения, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и проводимых работ. Условия действия лицензии формируются исходя из результатов экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности, реализации предложенных соискателем лицензии (лицензиатом) организационно-технических мер по компенсации дефицитов безопасности, выявленных в результате экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности на объекте или в отношении указанного объекта, а также исходя из текущего технического состояния элементов объекта использования атомной энергии.

Пунктом 49 Постановления предусмотрено, что лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором наряду со сведениями, предусмотренными п. 27 настоящего Положения, указываются следующие сведения:

а) номер, серия бланка и дата выдачи дубликата лицензии (в случае его выдачи);

б) основание и дата приостановления действия, возобновления и аннулирования лицензии;

в) реквизиты заявлений о выдаче лицензии, о выдаче дубликата лицензии, о возобновлении действия лицензии, о внесении изменения в условия действия лицензии, о прекращении действия лицензии;

г) реквизиты решений о приостановлении, о возобновлении действия лицензии, о внесении изменения в условия действия лицензии, об аннулировании лицензии;

д) наименование лицензирующего органа, осуществляющего контроль за соблюдением условий действия лицензии;

е) информация об уплате государственной пошлины за предоставление, переоформление лицензии или предоставление ее дубликата.

Из вышеизложенного следует, что условия действия лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии в реестре лицензий на сайте Ростехнадзора не публикуются.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок на участие в закупке, закупочная комиссия Заказчика рассматривает на соответствие требованиям закупочной документации  только те документы  и сведения,  которые  представлены в составе заявки участником закупки. У закупочной комиссии заказчика отсутствует обязанность  самостоятельного  поиска информации, в том числе, находящейся на сайте Ростехнадзора, относительно выданных лицензий.   

Комиссия Курского УФАС России изучив представленные документы, учитывая то, что лицензия Ростехнадзора №УО-10-101-3281 от 12.10.2022г., представленная ООО «Инженер» в ответ на запрос Заказчика не содержала неотъемлемой части – Условий действия лицензии № УО-10-101-3281, дающей право на проектирование и конструирование ядерных установок и радиационных источников (условия действия которой дают право на осуществление работ по тематике закупки), представление которой являлось  обязательным требованием, установленным ЕОСЗ и Закупочной документацией,  приходит к выводу  о наличии у закупочной комиссии Заказчика  правовых оснований для отклонения заявки ООО «Инженер».

   При таких обстоятельствах, довод  жалобы ООО «Инженер» не нашел своего подтверждения материалами дела и является необоснованным.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 22, 23, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                            РЕШИЛА:

1. Признать жалобу   ООО «Инженер»  необоснованной.

2. Дело производством прекратить.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                 "..."  

Члены Комиссии                                                                                             "..."                                                                                                                                                              "..."

                                                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны