Решение №02/08-103-2017 решение от 22 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

о прекращении производства по делу №02/08-103-2017

Решение принято 28 февраля 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года г.Курск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело №02/08-103-2017, возбужденное по признакам нарушения статьи 16 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ в отношении Администрации города Рыльска Курской области и ООО «Рыльское ДРСУ» по материалам проверки Прокуратуры Рыльского района Курской области, в присутствии представителя Администрации г.Рыльска (по доверенности) зам.главы Администрации г.Рыльска представителя ООО «Рыльское ДРСУ» (по доверенности)

УСТАНОВИЛА:

 

Муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального образования «Город Рыльск» Курской области 29.06.2017г. был объявлен открытый аукцион №0144300024317000012 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г.Рыльске по адресам: г.Рыльск, ул.Автозаводская, 5, ул.Автозаводская, 7, ул.Дзержинского, 39, ул.К.Либкнехта, 17, ул.К.Либкнехта, 18, ул.Ленина. 60, ул.Ленина, 62, ул. Луначарского, 8б. Дата окончания срока подачи заявок была установлена до 18.07.2017г., дата проведения аукциона 21.07.2017г. Единственная заявка на участие в данных торгах была подана ООО «Рыльское ДРСУ». В связи с обжалованием указанного аукциона ООО «Профит-Плюс» в Курское УФАС России проведение торгов было приостановлено на основании ст.106 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее - ФЗ «О контрактной системе...»). Муниципальный контракт №0144300024317000012-0188800-01/45 по результатам закупки заключен с единственным участником аукциона ООО «Рыльское ДРСУ» 07.08.2017г. по цене 8 138 795 руб., которая равна начальной (максимальной) цене контракта, установленной документацией об аукционе. В соответствии с п.3.2 контракта срок завершения предусмотренных контрактом работ установлен до 30.08.2017г., объем работ определен локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью контракта.

В то же время, материалами проверки, проведенной Прокуратурой Рыльского района Курской области по обращениям граждан (в том числе письменными объяснениями жителей многоквартирных домов по соответствующим адресам), установлено, что фактически работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по адресам: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, г.Рыльск, ул.Ленина, 60, включенным в предмет контракта, начаты ООО «Рыльское ДРСУ» в июле 2017 года до подведения итогов вышеуказанного аукциона и заключения муниципального контракта с данным подрядчиком.

Кроме того, материалами прокурорской проверки (в том числе актом от 12.09.2017г.) установлено, что по состоянию на 12.09.2017г., т.е. по истечении срока, предусмотренного муниципальным контрактом, работы по благоустройству дворовой территории по адресу: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, не завершены. При этом, муниципальным заказчиком Администрацией г.Рыльска не применялись к подрядной организации меры ответственности за нарушение установленных контрактом сроков выполнения работ, предусмотренные п.8.2 муниципального контракта от 07.08.2017г.; экспертиза выполненных работ, предусмотренная ч.3 ст.94 ФЗ «О контрактной системе...», муниципальным заказчиком не производилась. В то же время, 30.08.2017г. Администрацией г.Рыльска и ООО «Рыльское ДРСУ» подписаны акты приемки выполненных работ по контракту №0144300024317000012-0188800-01/45, которыми работы по благоустройству дворовых территорий, в том числе по адресу: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, приняты заказчиком без замечаний относительно качества и объема выполненных работ.

Материалами прокурорской проверки также установлено, что в нарушение условий муниципального контракта (п.1.3, п.2.3) ООО «Рыльское ДРСУ» выполнены не в полном объеме предусмотренные сметой работы по установке бортовых камней бетонных (бордюров) при том, что изменений в условия заключенного контракта №0144300024317000012-0188800-01/45 об уменьшении объема работ и пропорциональном уменьшении цены контракта заказчиком и подрядчиком не вносилось.

Как следует из представленной ООО «Рыльское ДРСУ» на запрос Курского УФАС России документированной информации, дополнительное соглашение к указанному контракту об изменении подлежащих выполнению объемов работ без изменения цены контракта заключено 20.09.2017г. (уже по истечении срока выполнения работ, установленного контрактом) и в ту же дату измененные объемы работ приняты заказчиком по акту приемки формы КС-2.

Указанные обстоятельства указывают на наличие признаков согласованности в действиях заказчика и подрядчика, направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов получить право на заключение муниципального контракта по результатам конкурентной процедуры торгов, а также на создание преимуществ в предпринимательской деятельности ООО «Рыльское ДРСУ» при выполнении рассматриваемого контракта путем создания возможности изменения объемов и сроков выполнения работ по контракту в обход установленного законом о контрактной системе порядка, что содержит признаки нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей соглашения и согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение, устранение, недопущение конкуренции.

В этой связи Курским УФАС было возбуждено производство по делу №02/08-103-2017 по признакам нарушения Администрацией города Рыльска Курской области и ООО «Рыльское ДРСУ» ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела Администрацией г.Рыльска и ООО «Рыльское ДРСУ» представлены в Курское УФАС России пояснения и документы, в том числе копия журнала производства работ по благоустройству дворовых территорий ООО «Рыльское ДРСУ», из которых следует, что соответствующие работы начаты подрядной организацией 07.08.2017г., т.е. в день заключения муниципального контракта, и завершены в установленный контрактом срок.

Данные обстоятельства опровергаются представленными Прокуратурой Рыльского района Курской области документами проверки, в том числе письменными объяснениями граждан - жителей многоквартирных домов по адресам: г.Рыльск, ул.Ленина, 60 и г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17 (Лещевой З.Н. от 25.09.2017г., Ереметовой С.Н. от 28.09.2017г., Трубчаниновой В.И. от 28.09.2017г., Костина А.А. от 03.10.2017г.), согласно которых по указанным адресам работы по благоустройству дворовых территорий начаты подрядной организацией ООО «Рыльское ДРСУ» до заключения контракта, а именно: 24.07.2017г. по ул.К.Либкнехта, 17 и «в конце июля 2017г.» по ул.Ленина, 60.

Как следует из пояснений ответчиков в ходе рассмотрения дела, дополнительное соглашение об изменении объемов работ (увеличении объемов одних видов работ за счет уменьшения других работ без изменения цены контракта) было заключено сторонами в связи с тем, что ранее согласованные жителями соответствующих многоквартирных домов дизайн-проекты благоустройства не соответствуют фактической потребности, о чем гражданами было сообщено в Администрацию г.Рыльска уже после начала выполнения работ. При этом, изменение условий муниципального контракта произведено в пределах установленных п.1 ч.1 ст.95 ФЗ «О контрактной системе...» 10% предусмотренного контрактом объема работ и не повлекло дополнительного расходования бюджетных средств.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

Муниципальным заказчиком - Администрацией МО «Город Рыльск» Курской области проведен открытый аукцион №0144300024317000012 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г.Рыльске по адресам: г.Рыльск, ул.Автозаводская, 5, ул.Автозаводская, 7, ул.Дзержинского, 39, ул.К.Либкнехта, 17, ул.К.Либкнехта, 18, ул.Ленина. 60, ул.Ленина, 62, ул. Луначарского, 8б. Дата окончания срока подачи заявок была установлена до 18.07.2017г., дата проведения аукциона 21.07.2017г. Единственная заявка на участие в данных торгах подана ООО «Рыльское ДРСУ». В связи с обжалованием указанного аукциона ООО «Профит-Плюс» в Курское УФАС России проведение торгов было приостановлено на основании ст.106 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее - ФЗ «О контрактной системе...»). Муниципальный контракт №0144300024317000012-0188800-01/45 по результатам закупки заключен с единственным участником аукциона ООО «Рыльское ДРСУ» 07.08.2017г. по цене 8 138 795 рублей, которая равна начальной (максимальной) цене контракта, установленной документацией об аукционе. В соответствии с п.3.2 контракта срок завершения предусмотренных контрактом работ установлен до 30.08.2017г., объем работ определен локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью контракта.

Материалами прокурорской проверки Прокуратуры Рыльского района Курской области, проведенной по обращениям граждан - жителей многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, установлено, что фактически работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов по адресам: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, г.Рыльск, ул.Ленина, 60, включенным в предмет контракта, начаты ООО «Рыльское ДРСУ» до заключения муниципального контракта по итогам аукциона, что могло привести к ограничению конкуренции на соответствующих торгах.

Кроме того, как следует из акта прокурорской проверки от 12.09.2017г., по состоянию на 12.09.2017г., т.е. по истечении срока выполнения работ, предусмотренного муниципальным контрактом, работы по благоустройству дворовой территории по адресу: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, не завершены. 30.08.2017г. Администрацией г.Рыльска и ООО «Рыльское ДРСУ» подписаны акты приемки выполненных работ по контракту №0144300024317000012-0188800-01/45, которыми работы по благоустройству дворовых территорий, в том числе по адресу: г.Рыльск, ул.К.Либкнехта, 17, приняты заказчиком без замечаний относительно качества и объема выполненных работ. При этом, экспертиза выполненных работ, предусмотренная ч.3 ст.94 ФЗ «О контрактной системе...», муниципальным заказчиком не производилась.

Материалами прокурорской проверки также установлено, что в нарушение условий муниципального контракта (п.1.3, п.2.3) ООО «Рыльское ДРСУ» выполнены не в полном объеме предусмотренные сметой работы по установке бортовых камней бетонных (бордюров) при том, что изменений в условия заключенного контракта №0144300024317000012-0188800-01/45 об уменьшении объема работ и пропорциональном уменьшении цены контракта заказчиком и подрядчиком в течение срока выполнения работ, предусмотренного контрактом, не вносилось. Дополнительное соглашение к указанному муниципальному контракту об изменении подлежащих выполнению объемов работ (увеличение объема одних видов работ и уменьшение других видов работ, в т.ч. связанных с заменой бортового камня), без изменения цены контракта заключено 20.09.2017г., т.е. по истечении установленного срока выполнения работ, и в ту же дату измененные объемы работ приняты заказчиком по акту приемки формы КС-2. При этом, изменение объемов выполняемых работ не привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, поскольку цена контракта данным дополнительным соглашениям не изменялась.

Как следует из представленных ответчиками в ходе рассмотрения дела документов (вх.4826 от 10.11.2017г., вх.№166 от 22.01.2018г.) о приемке и оплате выполненных по контракту работ, актами приемки от 30.08.2017г. были приняты фактически выполненные ООО «Рыльское ДРСУ» объемы работ в количестве меньшем, чем предусмотрено контрактом (в том числе по количеству установленного бортового камня во дворе многоквартирного дома по ул.К.Либкнехта, 17 в г.Рыльске). Сумма оплаты за данные работы согласно представленным платежным документам от 14.09.2017г., от 25.09.2017г. составила 8 020 760 руб. при том, что цена контракта, включающая весь объем предусмотренных сметами работ, составляет 8 138 795 руб. С учетом работ, выполненных ООО «Рыльское ДРСУ» по дополнительному соглашению от 20.09.2017г. к рассматриваемому контракту, сумма оплаты составила 8 138 795 руб., что соответствует цене контракта и подтверждает довод ответчиков о том, что заключение и исполнение данного дополнительного соглашения не повлекло дополнительных расходов муниципального бюджета. Также Администрацией г.Рыльска представлены в Курское УФАС России (вх.№166 от 22.01.2018г.) копии заключений от 30.08.2017г. экспертизы выполненных работ по муниципальному контракту №0144300024317000012-0188800-01/45, подписанных членами комиссии по приемке выполненных работ, созданной постановлением Администрации г.Рыльска от 08.08.2017г. №781.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Согласно п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Исходя из положений п.18 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», антиконкурентным соглашением является договоренность в устной или письменной форме, предполагающая наличие волеизъявления двух сторон соглашения, направленного на достижение соответствующего результата, выраженного в ограничении конкуренции вследствие реализации соглашения или осуществления согласованных действий.

Таким образом, противоречащими антимонопольному законодательству могут быть признаны не любые соглашения и согласованные действия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, а только такие, которые могут оказать влияние на конкуренцию на товарных рынках, в том числе создать для отдельных участников товарных рынков необоснованные преимущества либо препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, повлечь дискриминацию или иным образом необоснованно воспрепятствовать возможности хозяйствующих субъектов осуществлять соперничество на товарных рынках в равных конкурентных условиях.

Материалами дела №02/08-103-2017 установлено, что Администрацией города Рыльска как муниципальным заказчиком в порядке, установленном ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ, был проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г.Рыльске по вышеуказанным адресам. В течение срока, установленного для подачи заявок, на участие в аукционе была подана только одна заявка - от ООО «Рыльское ДРСУ». Иных заявок на участие в торгах не поступало. Решением комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок от 26.07.2017г. по делу №172/2017 по жалобе ООО «Профит-Плюс» нарушений действующего законодательства в документации об аукционе №0144300024317000012, влекущих необоснованное ограничение доступа к участию в данных торгах, не установлено. Протоколом рассмотрения единственной заявки от 20.07.2017г. заявка ООО «Рыльское ДРСУ» признана соответствующей требованиям ФЗ «О контрактной системе...» и документации об аукционе.

Таким образом, по состоянию на установленную материалами прокурорской проверки дату начала производства работ по благоустройству предусмотренных контрактом дворовых территорий в г.Рыльске 24.07.2017г. ООО «Рыльское ДРСУ» было в установленном законом о контрактной системе порядке определено единственным участником аукциона, с которым в соответствии со ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» подлежит заключению муниципальный контракт.

При таких обстоятельствах, комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что фактическое начало производства ООО «Рыльское ДРСУ» работ, предусмотренных условиями аукциона №0144300024317000012, в период после подведения итогов торгов, но до заключения муниципального контракта, не могло повлиять на конкуренцию при проведении данных торгов и создать для ООО «Рыльское ДРСУ» необоснованные преимущества при участии в аукционе.

Порядок исполнения муниципального контракта, в том числе внесения в него изменений и приемки выполненных по контракту работ, регламентируется положениями законодательства о контрактной системе.

Учитывая, что в рамках исполнения заключенного по результатам торгов муниципального контракта правоотношения сторон не затрагивают иных участников товарного рынка помимо хозяйствующего субъекта - исполнителя соответствующих работ, действия муниципального заказчика и подрядчика при исполнении контракта не оказывают влияния на состояние конкуренции на товарным рынке. Кроме того, учитывая отсутствие иных претендентов на участие в рассматриваемых торгах, такие действия не могут создавать подрядчику необоснованных преимуществ относительно конкурентов - иных участников соответствующей закупки.

Согласно ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», возможность оказания негативного влияния на конкуренцию является необходимым квалифицирующим признаком запрещенного антимонопольным законодательством антиконкурентного соглашения, согласованных действий.

В ходе рассмотрения дела доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий заказчика - Администрации города Рыльска и подрядчика ООО «Рыльское ДРСУ», направленных на создание данному хозяйствующему субъекту особых условий участия в рассматриваемом аукционе, в том числе документов и иных свидетельств, указывающих на создание каким-либо образом преимущественных условий для его участия в торгах, ограничение доступа иных претендентов, в дело не представлено, в связи с чем рассматриваемые комиссией действия не могут быть признаны нарушающими требования статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.16, ч.1 ст.23, ст.48 ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Курского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу №02/08-103-2017 по признакам нарушения Администрацией города Рыльска Курской области и ООО «Рыльское ДРСУ» статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Курской области в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны