Решение б/н Решение по делу № 046/01/11-403/2019 от 15 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/01/11-403/2019

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2019 года                                                                                                                                                      

Решение изготовлено 15 октября 2019 года                                                                  г. Курск

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии

"..."– заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

"..." – зам. руководителя-начальник отдела товарных и финансовых рынков;

"..." – ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

 

рассмотрев дело № 046/01/11-403/2019 по признакам нарушения ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» п.2 ч. 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии представителей ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» (уведомлены о месте и времени рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе мониторинга управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области официального сайта www.zakupki.gov.ru были собраны материалы, свидетельствующие о признаках нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») со стороны участников электронного аукциона с реестровым (уникальным) номером извещения № 0373100016418000053:

 

- ООО «Стройсервис» (ИНН 6732111863, ОГРН 1156733016087, г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63);

- ООО «Проф-эксперт» (ИНН 6732117262, ОГРН 1156733023149, г. Смоленск, ул. Крупской, 30 Б);

- ООО «Сатурн» (ИНН 9705126070, ОГРН 1187746985700, г. Москва, ул. Летниковская, 10к3).

 

В ходе рассмотрения материалов Курским УФАС России была затребована и получена следующая информация и документы:

 

- АО «ЕЭТП» о перечне участников электронного аукциона № 0373100016418000053, IP –адресах, с которых подавались заявки на участие в электронном аукционе, ценовые предложения, о внесенных изменениях в документы вторых частей заявок, об изменениях в личных кабинетах ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» (вх. №1003 от 04.03.2019);

- ООО «РТС-тендер» о перечне участников электронного аукциона № 487697, IP –адресах, с которых подавались заявки на участие в электронном аукционе, ценовые предложения, о внесенных изменениях в документы вторых частей заявок, об изменениях в личных кабинетах ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» (вх. №1103 от 11.03.2019);

- ОАО «Ростелеком», ОАО «МегаФон», ОАО «Вымпел-коммуникации», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МТС» о принадлежности телефонных номеров (вх. №814 от 22.02.2019, вх. №873 от 26.02.2019, вх. №926 от 27.02.2019, вх. №927 от 27.02.2019, вх. №975 от 01.03.2019, вх. №985 от 01.03.2019, вх. №1072 от 06.03.2019, вх. №1050 от 06.03.2019, вх. №1338 от 22.03.2019, вх. №1384 от 25.03.2019, вх. №1385 от 25.03.2019, вх. №1368 от 25.03.2019, );

- ООО «Смолтелеком» о принадлежности IP-адреса, с которого ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» подавали заявки на участие в аукционе (вх. №1689 от 11.04.2019);

- ООО «Мэйл.ру» о принадлежности адресов электронной почты, указанных ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» при подаче заявок на участие в аукционе (вх. №1065 от 06.03.2019, вх. №1464 от 29.03.2019);

- Управления ФНС России по Курской области о предоставлении выписок из ЕГРЮЛ, сведений о лицах, в отношении которых кабинетах ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» производились отчисления в счет уплаты НДФЛ, регистрационных дел, сведений о соответствии понятию «фирмы - однодневки» ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» (вх. № 04-ДСП от 19.02.2019, вх. № 07-ДСП от 14.03.2019);

 

Кроме того, был проведен анализ общедоступной информации, размещенной в сети Интернет, о хозсубъектах, предположительно являющихся участниками соглашения: ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт».

 

Полученные документы и сведения послужили основанием для возбуждения дела № 046/01/11-403/2019.

 

В ходе анализа всей полученной документированной информации, письменных пояснений Комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.

 

Государственным заказчиком – ФГБУ «Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки» Министерства здравоохранения РФ был проведен аукцион в электронной форме с реестровым (уникальным) номером извещения № 0373100016418000053 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по текущему ремонту помещений Минздрава России (далее - аукцион).

 

Извещение о проведении аукциона было опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.12.2018 г.

 

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 988 891 (два миллиона девятьсот восемьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто один) рубль 01 копейка.

 

Согласно ч.1, ч.2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе») под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором, критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

 

В соответствии со ст. 66 ФЗ «О контрактной системе» заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

 

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

 

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным ст. 31 ФЗ «О контрактной системе»; копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; решение об одобрении или о совершении крупной сделки; декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям

 

Заявки на участие в аукционе подали 10 участников, в том числе и ООО «Стройсервис», ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн». Все участники, подавшие заявки, были допущены к участию в аукционе.

 

Электронный аукцион начался 20.12.2018 г. в 11:15:00.

 

С первой секунды аукциона ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» начали активно торговаться между собой, с каждой ставкой снижая цену на шаг аукциона 5%.

 

Первое ценовое предложение ООО «Сатурн» подало в 11:15:26 в размере 2 839 446 руб. 46 коп. (-5%), а последнее ценовое предложение в 11:17:40 в размере 1 016 222 руб. 94 коп. (-66%).

 

Первое ценовое предложение ООО «Проф-эксперт» подало в 11:15:42 в размере 2 690 001 руб. 91 коп. (-10%), а последнее ценовое предложение в 11:17:26 в размере 1 031 167 руб. 40 коп. (-65,5%).

 

Первое и единственное ценовое предложение ООО «Стройсервис» подало в 11:15:19 в размере 2 973 946 руб. 55 коп. (-0,5%).

 

Кроме того, в основное время аукциона подали свои ценовые предложения ООО «Смарт Лайнс» в 11:15:17 в размере 2 973 946 руб. 55 коп. (-0,5%), ИП Расулов Т.У. в 11:16:09 в размере 2 525 612 руб. 90 коп. (-15,5%), больше ценовых предложений в основное время аукциона подано не было.

 

Электронный аукцион закончился в 11:27:39. Дополнительные 10 минут закончились в 11:37:39.

 

В дополнительные 10 минут ООО «Стройсервис» подало одно ценовое предложение в 11:36:53 в размере 2 450 646 руб. 54 коп. (-18%).

 

Также в дополнительное время ценовое предложение подал участник ООО «СПЕЦКОМСТРОЙ» в 11:34:07 в размере 2 839 446 руб. 46 коп. (-5%).

 

Таким образом, 1 место на аукционе заняло ООО «Сатурн» с ценовым предложением в размере 1 016 222 руб. 94 коп., 2 место – ООО «Проф-эксперт» - 1 031 167 руб. 40 коп., 3 место – ООО «Стройсервис» - 2 450 646 руб. 54 коп.

 

При рассмотрении вторых частей заявок заявки ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. Победителем аукциона было признано ООО «Стройсервис», занявшее 3 место по результатам аукциона, подавшее ценовое предложение в размере 2 450 646 руб. 54 коп. (Протокол подведения итогов электронного аукциона 0373100016418000053/3 от 24.12.2018 г.).

 

15 января 2019 года государственный контракт был заключен с ООО «Стройсервис», которое заняло 3 место на аукционе, на сумму 2 450 646 руб. 54 коп.

 

В процессе анализа материалов дела были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о согласованном поведении ответчиков в ходе аукциона.

 

1. Наличие связей между организациями – участниками соглашения.

 

По результатам совокупного анализа информации, располагающейся в личных кабинетах ООО «Стройсервис», ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» на торговых электронных площадках ООО «РТС-тендер», ЗАО «Сбербанк-АСТ», а также выписок из ЕГРЮЛ, представленных ИФНС России по г. Курску, выявлено наличие связи между указанными организациями через физических лиц, которые в разные временные периоды являлись их учредителями либо руководителями.

 

ООО «Стройсервис» (до 15.11.2018 г. наименование юридического лица было ООО «КЛИНИНГ-СИСТЕМС»)

На момент создания юридического лица единственным учредителем и директором ООО «Стройсервис» (на момент создания ООО «КЛИНИНГ-СИСТЕМС») являлся гражданин "..." (Решение единственного участника ООО «КЛИНИНГ-СИСТЕМС» от 08.09.2015г.). 14.11.2018 г. "..." вышел из состава учредителей ООО «Стройсервис», единственным учредителем стал "...".

 

ООО «Сатурн»

На момент создания юридического лица единственным учредителем и директором ООО «Сатурн» являлся гражданин "..." (Решение единственного участника ООО «Сатурн» от 06.12.2018г.). 18.12.2018 г. соучередителем ООО «Сатурн» стал "..."

 

ООО «ПРОФ-ЭКСПЕРТ»

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.02.2019 г. на момент создания юридического лица и по настоящее время единственным учредителем и директором ООО «Проф-эксперт» с долей в уставном капитале 100% является"..."

 

В процессе анализа предпринимательской деятельности "..." были выявлены следующие обстоятельства.

 

"..." по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО «Сатурн» с 06.12.2018 г. с долей в уставном капитале 50 %, учредителем ООО «Олимп» с 27.02.2019 г. с долей в уставном капитале 100%, с 13.06.2018 по 21.09.2018 являлся учредителем ООО «Оптима Групп» с долей в уставном капитале 100%.

 

"..." по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО «Проф-эксперт» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «Омега-Ресурс» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «Чистый Дом» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «Промсбытсервис» с долей в уставном капитале 100%, с 11.09.2015 по 14.11.2018 являлся учредителем ООО «Стройсервис» с долей в уставном капитале 100%, с 03.02.2017 по 21.11.2018 являлся учредителем ООО «Олимп» с долей в уставном капитале 28%.

 

"..." по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО «Девана» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «Оптима Групп» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «СБП-Комплект» с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО «Сатурн» с долей в уставном капитале 50%.

 

2. Подача заявок на участие в аукционе с одного IP-адреса.

 

По информации, предоставленной электронной площадкой АО «ЕЭТП», подача заявок в электронном аукционе участниками ООО «Стройсервис», ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» производилась с одного IP-адреса, а именно "...", провайдер ООО «Смолтелеком».

 

Согласно информации, представленной ООО «Смолтелеком», IP-адрес "...", с которого были поданы заявки участников ООО «Стройсервис», ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн», является статическим, принадлежит по договору № 01021813 от 01.02.2018 г. Костромину Константину Владимировичу.

 

ООО «Смолтелеком» представило договор № 01021813 от 01.02.2018 г. с Костроминым К.В.

 

По договору № 01021813 от 01.02.2018 г. адресом точки подключения абонента является: 214025, Россия, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Багратиона, 63, оф.137, в качестве контактного телефона указаны +7 (4812) 33-99-93, +7-903-649-05-65.

 

По сведениям, представленным в сети Интернет, а также в выписках ЕГРЮЛ адрес г. Смоленск, ул. Багратиона, 63 является адресом организаций ООО «Стройсервис» и ООО «Омега-Ресурс».

 

По информации представленной, ПАО «Ростелеком» и ОАО «Вымпел-коммуникации», пользователем телефонных номеров +7 (4812) 33-99-93, +7-903-649-05-65 является ООО «Омега-Ресурс», учредителем которого является "...".

 

В качестве контактной электронной почты по вышеуказанному договору указана seo-omega@mail.ru.

 

По информации, предоставленной ООО «МЭЙЛ.РУ», при регистрации электронной почты была указана следующая информация.

 

ИМЯ: "..."

ФАМИЛИЯ: "..."

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 1983-5-23

РЕГИСТРАЦИЯ: 17-03-2015

ТЕЛЕФОНЫ: "..."

 

В соответствии с информацией, представленной ООО «Т2 Мобайл», телефонный номер <...> зарегистрирован на "..." 23.05.1983 г.р. (является учредителем ООО «Сатурн»).

 

Ответственным за технические вопросы лицом со стороны абонента по данному договору выступает "...", с контактными номерами телефона +7 (4812) 33-99-93, +7-903-649-05-65, электронной почтой seo-omega@mail.ru.

 

3. Контактные номера телефонов и адреса электронной почты, указанные при подаче заявок, подтверждающие связи между участниками соглашения.

 

При подаче заявок ООО «Стройсервис» указало контактный телефонный номер 8-4812-339993, ООО «Проф-Эксперт» 8-4812-339993. По информации, предоставленной ПАО «Ростелеком», телефонный номер <...> -4812-339993 выделен ООО «Омега-Ресурс», учредителем которого является "..."

 

При подаче заявок на участие в аукционе ООО «Стройсервис» указало электронную почту seo-omega@mail.ru, пользователем которой является учредитель ООО «Сатурн» - "..."

 

4. Исполнение государственного контракта участниками соглашения ООО «Проф-Эксперт» и ООО «Сатурн» своими силами заведомо невозможно.

 

При подаче заявок на участие в аукционе ООО «Проф-Эксперт» и ООО «Сатурн» умышленно не приложили к заявке ряд документов, предусмотренных законом и требованиями аукционной документации, а именно декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе», что исключает возможность заключения с ними контракта в соответствии с п.1 ч.6 ст.69 ФЗ «О контрактной системе», поскольку их заявки подлежат отклонению при рассмотрении вторых частей.

 

Согласно справки о работниках, полученной от ООО «Проф-Эксперт», численность сотрудников общества по состоянию на 04.12.2018 г. составляла 1 чел., по состоянию на 10.01.2019 г. составляла 1 чел.

 

Согласно справки о работниках, полученной от ООО «Сатурн», численность сотрудников общества по состоянию на 04.12.2018 г. составляла 1 чел., по состоянию на 10.01.2019 г. составляла 1 чел.

 

Таким образом, выполнение контракта по предложенной заведомо заниженной цене участниками соглашения ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» преднамеренно исключено.

 

5. Систематическое нарушение ООО «Сатурн», ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» требований антимонопольного законодательства.

 

04.02.2019 г. в Курское УФАС России поступило заявление Прокуратуры Курской области о признаках нарушения п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны участников электронного аукциона с реестровым (уникальным) номером извещения № 0144100011518000135 ООО «Сатурн», ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт». По результатам рассмотрения заявления было возбуждено дело № 046/01/11-143/2019. 26.04.2019 г. в Курское УФАС России по электронной почте поступили заявления ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн» и ООО «Проф-Эксперт» о заключении ими недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством картельного соглашения. По результатам рассмотрения дела № 046/01/11-143/2019 ООО «Стройсервис», ООО «Сатурн» и ООО «Проф-Эксперт» были признаны нарушившими» п.2 ч. 1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Таким образом, данные хозяйствующие субъекты ранее уже заключали антиконкурентное соглашение между собой.

 

6.  Хозяйственные, корпоративные и иные взаимосвязи между ООО «Стройсервис», ООО «Проф-эксперт», ООО «Сатурн» и их учредителями.

 

6.1. В 2018 году в Курское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройсервис» на неправомерные, по мнению заявителя, действия заказчика МУП «Курское городское торгово-промышленное объединение» при проведении электронного аукциона № 31807206924. При подаче жалобы заявителем была указана электронная почта seo-omega@mail.ru, которая по предоставленной ООО «МЭЙЛ.РУ» информации, зарегистрирована на "...", дата рождения 23.05.1983 г. При регистрации данной электронной почты был указан телефонный номер 89529935511, зарегистрированный на "...", который является учредителем ООО «Сатурн» с долей в уставном капитале 50%.

 

6.2. В Курское УФАС России ранее неоднократно поступали жалобы ООО «Стройсервис» (вх. № 5282 от 24.12.2018 г., вх. № 5214 от 19.12.2018 г.), ООО «Промсбытсервис» (вх. № 604 от 13.02.2019 г.), ИП "..." (вх. № 266/18 от 19.12.2018 г.) с приложением доверенностей. Данные доверенности являются абсолютно идентичными, с одинаковыми пунктуационными ошибками, выданы одному лицу – "...", что позволяет сделать вывод: доверенности от лица "..." были распечатаны из одного файла.

 

При рассмотрении Курским УФАС России жалоб ООО «Стройсервис» (дело № 03-01/12-2018) и ООО «Промсбытсервис» (дело № 046/07/3-22/2019) представителем этих организаций на рассмотрении дел являлось одно и то же лицо – "...".

 

6.3. 11.01.2019 г. по результатам проведения конкурса в электронной форме № 31807247209 на оказание клининговых услуг ФБГОУ ВО «Курский государственный университет» был заключен договор с ООО «Стройсервис». Согласно Конкурсной документации работы должны выполняться в том числе в зданиях:

 

1) Учебный корпус по адресу: г. Курск ул. Радищева,33

2) Здание общежития по адресу г. Курск ул Павлуновского,65 (корпус 1)

            3) Здание общежития по адресу г. Курск ул Павлуновского,65 (корпус 2)

Согласно сведениям, представленным на сайте объявлений www.avito.ru, 30.01.2019 г. была размещена вакансия № 1263085886 – уборщик административных помещений, указанный в объявлении адрес – Курск, район Центральный, улица Радищева, 33; вакансия № 1592625277 – уборщик помещений с ежедневной оплатой, указанный в объявлении адрес – Курск, район Центральный, улица Павлуновского, 65.  01.02.2019 г. была размещена вакансия № 1660361965 – уборщик административных помещений, указанный в объявлении адрес – Курск, район Центральный, улица Павлуновского, 65, указан телефонный номер +7(903)6490567. В качестве работодателя в данных объявлениях выступает ООО «Омега-Ресурс», на которое зарегистрирован вышеуказанный телефонный номер <...> Учредителем ООО «Омега-Ресурс» является "...".

6.4. По сведениям, представленным в сети Интернет на Интернет-сервисе https://basis.myseldon.com/, были выявлены следующие обстоятельства.

При участии в закупках ООО «Стройсервис» указывало следующие номера телефонов: +7 (903) 649-05-67 (номер зарегистрирован на ООО «Промсбытсервис», учредителем которого является "..."), +7 (48-12) 33-94-39 и +7 (48-12) 33-99-93 (данные номера зарегистрированы на ООО «Омега-Ресурс», учредителем которого является "...").

ООО «СБП-Коплект» и ООО «Оптима Групп», учредителем которых является "..."– соучредитель ООО «Сатурн» (участник аукциона в электронной форме № 0144100011518000135), указывали при участии в торгах следующие телефонные номера: +7 (903) 649-40-45 и +7 (903) 649-05-65 (зарегистрированы на ООО «Омега-Ресурс», учредителем которого является "..."), +7 (904) 366-89-64 (зарегистрирован на "...").

 

6.5. Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Стройсервис» является "...", 01.09.1970 г. рождения, учредителем ООО «Сатурн» с долей в уставном капитале 50% является "..." 23.05.1983 г. рождения, учредителем ООО «Проф-Эксперт» является "...", 19.04.1983 г. рождения.

 

При анализе информации, представленной в социальной сети ВКонакте «vk.com» в сети Интернет, была найдена учетная запись "...", 01.09.1970 г. рождения.  По данным из социальной сети ВКонакте «vk.com» "..." женат на "...". Во вкладке «Друзья» на странице "..." был найден "...".

 

При участии в электронных аукционах ООО «Стройсервис» указывало электронную почту seo-omega@mail.ru, зарегистрированную на "...", номер телефона 89529935511 (абонентский номер зарегистрирован на "...").

 

При запросе в поисковой сети Яндекс seo-omega@mail.ru одним из результатов выдает интернет страницу Мой Мир, привязанную к данной электронной почте. Её пользователем является "...", 23.05.1983 г. рождения. Одним из «друзей» "..." на данном интернет-ресурсе является "..." с электронной почтой gas_67@mail.ru.

 

Данная электронная почта зарегистрирована на "...", 19.04.1983 г. рождения, номер телефона +79043668964 (абонентский номер зарегистрирован на "...").

 

6.6. В ходе рассмотрения материалов дела Курским УФАС России было установлено, что 03.05.2018 г. между ООО «СБП-Комплект» (учредитель "...") и ООО «Клининг-Систем» (переименовано в ООО «Стройсервис», учредитель "...") был заключен договор субподряда № 05/18, 17.01.2018 г. между ООО «СБП-Комплект» и ООО «Клининг-Систем» был заключен договор субподряда № 03/18, 25.01.2019 г. между ООО «Стройсервис» и "..." был заключен договор субподряда по уборке помещений МУП «КГТПО», 18.01.2019 г. между ООО «Стройсервис» и "..." был заключен договор субподряда по уборке помещений прокуратуры Курской области.

 

Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии связей между ООО «Сатурн», ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт».

 

Анализ вышеизложенных обстоятельств приводит к следующим выводам.

 

Ответчики в аукционе применяли единую стратегию поведения, а именно: в электронном аукционе действовало 2 участника соглашения ООО «Сатурн» и ООО «Проф-Эксперт», функцией которых являлась подача заниженных предложений о цене контракта с целью занять первое и второе места при ранжировании заявок, без фактического намерения заключить контракт; а также третий участник – запланированный участниками соглашения победитель – ООО «Стройсервис».

 

Двое участников соглашения – ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн» с первых минут торгов поочередно снижали цену лота на существенную величину (до 65,5% и 66%), пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона.

 

Далее ООО «Стройсервис» (запланированный победитель) на последних секундах аукциона предложило цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестными участниками аукциона.

 

На этапе рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО «Проф-эксперт» и ООО «Сатурн», умышленно поданные с заведомыми нарушениями аукционной документации, которые существенно снижали цену, были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации, что делало невозможным заключение с ними государственного контракта.

 

В результате победа в аукционе была обеспечена ООО «Стройсервис», с которым был заключен государственный контракт.

 

Участники соглашения действовали в обход требований ФЗ «О контрактной системе» с противоправной целью (отказавшись от конкуренции между собой, вывести из конкурентной борьбы добросовестных участников аукциона, обеспечить победу в торгах выбранному ими участнику соглашения, поддержать цену на торгах).

 

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

 

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению или поддержанию цен на торгах.

 

Согласно ч.1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Таким образом, ГК РФ презюмирует, что предпринимательская деятельность:

- является самостоятельной;

- направлена на систематическое получение прибыли.

 

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

Из системного анализа указанных норм законов следует вывод, что хозяйствующие субъекты – участники электронного аукциона состязаются за право заключить соответствующий контракт (т.е. являются конкурентами); действия добросовестных участников размещения заказа самостоятельны, направлены на получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ (услуг), и выражаются в соперничестве с другими участниками аукциона за право заключить соответствующий контракт.

 

Добросовестному участнику электронного аукциона в ходе его самостоятельных действий по соперничеству с другими участниками в ходе аукциона необходимо:

- подать заявку на участие в электронном аукционе, первая и вторая части которой соответствуют требованиям ФЗ «О контрактной системе», аукционной документации;

- предложить наиболее низкую цену контракта,

- учитывать при подаче цены необходимость получения прибыли от продажи товаров, выполнения работ (услуг) при выполнении соответствующего контракта.

 

Картельное соглашение хозсубъектов в ходе аукциона полностью исключает конкуренцию между ними. Участники картеля реализуют в ходе аукциона единую согласованную стратегию поведения, обусловленную их соглашением. Их действия направлены на обеспечение победы в аукционе заранее запланированному участнику картеля. Такой результат аукциона обеспечивается следующим образом: два участника картеля подают ценовые предложения со значительным снижением от начальной (максимальной) цены (снижение достигало 60%). Их задача – занять первое и второе места при ранжировании комиссией заказчика заявок по цене. Независимые участники торгов, не состоящие в соглашении, при подаче ценового предложения должны учитывать необходимость получения прибыли при выполнении контракта, что ограничивает их возможности по снижению цены. Какое бы снижение не предложили добросовестные участники торгов, участники соглашения всегда могут предложить еще большее снижение цены. Для них фактор прибыли при подаче ценового предложения никакого значения не имеет, поскольку они заведомо не намерены заключать контракт и выполнять заказ по предложенной ими заниженной цене. Для этого ко вторым частям заявок участники соглашения умышленно не приложили документы, предусмотренные законом и требованиями аукционной документации, что исключает возможность заключения с ними контракта.

 

Возможность выполнения контракта по предложенной заведомо заниженной цене данными участниками соглашения преднамеренно исключена. Таким образом, они не ограничены в снижении цены контракта, в отличие от добросовестных конкурентов. Третий участник сговора – запланированный победитель должен подать ценовое предложение, которое займет третье место при ранжировании заявок комиссией заказчика. Поскольку запланированный победитель осведомлен о том, что вторые части заявок участников соглашения не соответствуют требованиям ФЗ «О контрактной системе» и они заведомо не победят в аукционе, либо контракт с ними все равно будет расторгнут, запланированный победитель подает свое ценовое предложение всего лишь на один шаг ниже, чем добросовестный участник аукциона, предложивший наименьшую цену. Т.е. задача запланированного победителя в ходе торгов – занять третье место в ранжировании заявок по цене после своих соучастников.

 

Таким образом, единая согласованная стратегия поведения заведомо обеспечивает участникам сговора 1, 2 и 3 места при ранжировании ценовых предложений. После чего заявки, занявшие 1 и 2 места (с «заниженными» ценовыми предложениями), отклоняются, и участник картеля, занявший 3 место (запланированный победитель), достигает цели - получает контракт.

 

При таком способе действий победа на торгах заведомо обеспечивается участнику картеля, причем со снижением цены, соответствующим среднему снижению в ходе обычных торгов.

 

В то же время добросовестные участники торгов, которые видят своей задачей победу в аукционе, и не осведомлены о сговоре иных участников, должны подать ценовое предложение, которое займет первое место при ранжировании заявок комиссией (т.е. подать цену ниже, чем участники соглашения).

 

При этом в ходе торгов добросовестные участники, видя, что предлагается значительное снижение цены (до 66 процентов), перестают рассчитывать на возможность победы, т.к. не могут предложить большего снижения в силу необходимости получения прибыли, и утрачивают интерес к участию в торгах.

 

Так, в рассматриваемом электронном аукционе с первых секунд аукциона активно начали торговаться участники сговора ООО «Сатурн» и ООО «Проф-Эксперт» с каждой ставкой снижая цену на шаг аукциона 5%, в итоге снизив цену на 66%.

 

По мнению Комиссии, поведение ООО «Сатурн», ООО «Проф-Эксперт» по занижению ценовых предложений в ходе электронного аукциона, учитывая информированность организаций о составе вторых частей заявок свидетельствует о том, что, участвуя в электронном аукционе, они не намеревались заключать и исполнять государственный контракт по результатам торгов. Такое поведение является нетипичным, недобросовестным, невозможным без информированности каждого ответчика о поведении и намерениях других участников соглашения к поддержанию цен на торгах.

 

Таким образом, действия ООО «Сатурн», ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» в ходе участия в электронном аукционе с реестровым (уникальным) номером извещения № 0373100016418000053, были обусловлены достигнутым ими соглашением. Данное соглашение (устное) направлено на отказ от конкуренции между участниками соглашения за заключение государственного контракта в целях обеспечения победы в электронном аукционе одному из участников соглашения, и привело к поддержанию цены на торгах.

 

Запрет на подобные соглашения установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

Таким образом, ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов.

 

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Норма ФЗ «О защите конкуренции» содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

 

При таких обстоятельствах, действия ООО «Сатурн», ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» при участии в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по текущему ремонту помещений Минздрава России (www.zakupki.gov.ru извещение № 0373100016418000053) обусловлены заключением и реализацией устного соглашения об отказе от ценовой конкуренции между собой в ходе закупки, которое привело к поддержанию цены, и обеспечило победу ООО «Стройсервис», что является нарушением  п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Соглашение было заключено устно не позднее 12.12.2018 г. (дата подачи заявок участниками антиконкуретного соглашения) и действовало не менее чем до 20.12.2018 г. включительно (дата проведения электронного аукциона).

 

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

 

Признаков преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 178 УК РФ, в действиях участников соглашения из имеющихся материалов дела не усматривается (государственный контракт был заключен с ООО «Стройсервис» на сумму 2 450 646 руб. 54 коп., полученный доход менее 50 млн. руб., потенциальный ущерб от соглашения менее 10 млн. руб.).

 

На заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела 11.10.2019г., 27.08.2019 г., 06.08.2019 г. представители ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» и ООО «Сатурн» не явились.

 

 Соответствующие определения Комиссии антимонопольного органа об отложении рассмотрения дела с указанием даты, времени и места заседания Комиссии, а также заключение об обстоятельствах дела были направлены по юридическим/почтовым адресам ответчиков заказными письмами с уведомлением о вручении, а также по электронной почте. По данным официального сервиса об отслеживании почтовых отправлений, почтовая корреспонденция ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» и ООО «Сатурн» не получена по причине «неудачная попытка вручения».

 

Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Стройсервис», ООО «Проф-Эксперт» и ООО «Сатурн» не принимают необходимых мер для получения почтовой корреспонденции по адресам, указанным в учредительных документах.

 

В соответствии с ч.3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

 

Согласно ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

 

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

 

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013г. №61, а также в разъяснениях ФАС России от 09.06.2014г. №ИА/23243/14.

 

В этой связи Комиссия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков, так как Комиссией были приняты все необходимые и достаточные меры по их уведомлению о месте и времени рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ответчиков:

 -  ООО «Стройсервис» (ИНН 6732111863, ОГРН 1156733016087, г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63);

- ООО «Сатурн» (ИНН 9705126070, ОГРН  1187746985700, г. Москва, ул. Летниковская, 10к3);

ООО «Проф-Эксперт» (ИНН 6732117262, ОГРН  1156733023149, г. Смоленск, ул. Крупской, 30 Б)

нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в устном соглашении об отказе от ценовой конкуренции между собой в ходе закупки для государственных нужд, которое привело к поддержанию цен на торгах при участии в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по текущему ремонту помещений Минздрава России (www.zakupki.gov.ru извещение № 0373100016418000053), а также обеспечило победу в закупке ООО «Стройсервис» и заключение с ним государственного контракта.

 

2. В связи с окончанием нарушения и прекращением ограничивающего конкуренцию соглашения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны