Решение №4033 Нарушение ч.10 ст.5 ФЗ "О рекламе" от 7 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/05/5-196/2020

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2020г.                                                                                           г.Курск

Решение в полном объёме изготовлено 07.10.2020г.

 

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

 

(…) - заместитель руководителя Управления - начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России, председатель Комиссии;    

(…) - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;

(…) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения ООО Яндекс (…), индивидуальным предпринимателем К. М.Н. (…), ООО «Веб-Мост» (…)  ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе», посредством видеоконференцсвязи https://fas3.tconf.rt.ru/c/7151489715в присутствии представителя заявителя ООО ЦИТ «Аверс» (…) (по доверенности от 03.03.2020г.), в присутствии представителя ООО «Яндекс» (…) (по доверенности от 01.06.2019г.), в присутствии генерального директора ООО «Веб-Мост» (…), в присутствии представителя ООО «Веб-Мост» адвоката (…) (по доверенности от  20.06.2020г.), в отсутствие ИП К.М.Н. (уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2019г. в Курское УФАС России из прокуратуры Курской области поступило заявление ООО ЦИТ «Аверс» о незаконном размещении рекламы в автоматизированной информационной системе (АИС) «Электронный журнал» eljur.ru.

В соответствии с ч.10 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

 

Комиссией Курского УФАС России 11.11.2019 г. в сети Интернет, в АИС «Электронный журнал», проведен осмотр страниц электронного дневника обучающегося образовательного учреждения г. Курска, акт осмотра приобщен к материалам дела.

При авторизации в автоматизированной информационной системе «Электронный журнал» через персональный компьютер под логином и паролем персонального пользователя системы установлено, что в АИС «Электронный журнал» в электронном дневнике размещены рекламные объявления следующего содержания:

 

- «Лига знаний. Естественный интеллект. Прокачай Интеллект!»;

            - «Абонемент бассейн в Курске. terfit.ru»;

            - «Смарт часы APPLE на сайте Ситилинк citilink.ru»;

            - «Гостиница «Престиж» в Курске prestigekursk.ru»;

            - «Евродвушки от 1519000 руб! instep46.ru»;

            - «Укрась свой дом за 8 минут. kvimolazer.ru»;

            - «Газель NEXT в лизинг со скидкой 10%! azgaz.ru»;

            - «Абонемент в фитнес клуб в Курске. Современный фитнес рядом с вами! Приходите в «Территорию фитнеса» в Курске. terfit.ru»;

            - «Тест для 8-9 классов. Школьник получит рекомендации о подходящих ему профилях старших классов из 10 вариантов, направлениях высшего образования, а также советы о дополнительных занятиях или группах, которые помогут определиться с профессией. 45 вариантов 25-30 минут 450 рублей»;

- «Столплит. гипермаркет мебели».

 

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

   Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в сети Интернет, в АИС «Электронный журнал», на страницах электронного дневника обучающегося образовательного учреждения г. Курска, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания потребителей к товарам и услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями и осуществляемой ими деятельности.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, установленные ст.3 ФЗ «О рекламе» и, следовательно, является рекламой.

 

С целью установления рекламодателей, рекламоизготовителей рекламораспространителей указанной рекламы Курским УФАС России были направлены запросы в адрес ООО «Веб-Мост», Комитета цифрового развития и связи Курской области, ГУПКО «Информационный центр «Регион-Курск», ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области, Комитета образования и науки Курской области.

17.12.2019г. заявление и полученные материалы переданы в ФАС России для рассмотрения по подведомственности на основании п.3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453), а также пп.5, 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508).

ФАС России письмом от 10.02.2020г. №ДФ/9282/20, в соответствии с п.6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508), наделила Курское УФАС России полномочиями по рассмотрению заявления и возбуждению и рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе.

 

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России направлены запросы в адрес ООО «Яндекс», получены документы и письменные пояснения (вх. №1176 от 05.03.2020г., вх. №1773 от 03.04.2020г.), по результатам анализа которых 08.04.2020г. возбуждено дело №046/05/5-196/2020 в отношении ООО «Яндекс» как рекламораспространителя по признакам нарушения ч. 10 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

В ходе рассмотрения указанного дела установлено, что распространителями данной рекламы являются также индивидуальный предприниматель К.М. Н.и ООО «Веб-Мост». В этой связи 10.06.2020 г. Курским УФАС России возбуждено дело №046/05/5-333/2020 по признакам нарушения ИП К. М.Н. и ООО «Веб-Мост» ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с  пунктом 33 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, антимонопольный орган вправе по собственной инициативе объединить в одном производстве два и более дел о нарушениях законодательства РФ о рекламе.

Определениями по делу 046/05/5-196/2020 от 25.06.2020г. и по делу №046/05/5-333/2020 от 02.07.2020г. указанные дела объединены в одно производство №046/05/5-196/2020 в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел, поскольку они связаны между собой по предмету и основаниям возникновения.

 

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

 

Разработчиком АИС «Электронный журнал» является ООО «Веб-Мост». Данный хозяйствующий субъект обладает исключительным правом на программу АИС «Электронный журнал», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ №2014616889.

 

Согласно информации, размещенной на сайте АИС «Электронный журнал» eljur.ru, «ЭлЖур» — одна из современных программно-информационных систем, работающая в сегменте информационных услуг для образовательных учреждений. Создана командой российских разработчиков «Веб-Мост». Система предлагает информатизацию и автоматизацию типовых школьных бизнес-процессов в соответствии с требованиями Государственной программы развития образования.

В базовом использовании – Электронный журнал школы и Электронный дневник школьника для учеников и родителей.

АИС «Электронный журнал» - многофункциональный автоматизированный информационный комплекс, который сопровождает большинство школьных процессов, связанных с учебной деятельностью, а также позволяет формировать общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности – от администрации школы до учеников и родителей. Электронный школьный журнал – новый бесплатный инструмент учителя и администрации, а электронный дневник – прекрасный помощник для родителей и учеников.

Согласно информации, размещенной на сайте АИС «Электронный журнал» eljur.ru:

«Электронный дневник

Стандартное представление ученического дневника для родителей и школьников.

Расписание; домашнее задание; оценки и пропуски уроков; комментарии и замечания учителей; сводка по всем предметам; пропущенные темы уроков; графический мониторинг успеваемости по предметам и в целом; аналитика контрольных работ; СМС-оповещения для родителей об оценках, замечаниях и посещаемости.»

 

«ЭлЖур.Дневник. Приложение для родителей и учеников. Дневник с информацией о полученных оценках, комментариях к ним и выданных домашних заданиях. Текущие оценки за учебный период с расчетом среднего балла по предмету. Итоговые оценки — результаты промежуточной и итоговой аттестации учащегося. Расписание уроков с указанием кабинета, учителя и с учетом замен.»

 

«Электронный дневник школьника. Преимущества Электронного дневника школьника для родителей: Родители узнают об оценках в день их выставления; Немедленно информируются о прогулах своих детей; Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашнее задание, замечания, индивидуальные комментарии учителей…»

 

«Учащийся также пользуется инструментами Электронного дневника школьника.

Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен.

Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем.

Следить за своей средней оценкой на фоне успеваемости класса в целом

 

 

 

 

            При авторизации специалистов Курского УФАС России как пользователей системы АИС «Электронный журнал» открывается интерфейс «Дневник», представляющий собой дневник обучающегося в образовательном учреждении: интерфейс отображает неделю с разбивкой по дням, с расписанием уроков на каждую дату, с заданиями на каждый урок, с оценками обучающегося, замечаниями учителей.         

 

Таким образом, Комиссией Курского УФАС России установлено, что АИС «Электронный журнал» выполняет все функции школьного дневника.

 

Согласно документам и письменным пояснениям ООО «Веб-Мост» (исх.№2007-5 от 22.07.2020г.), в АИС «Электронный журнал» предусмотрена техническая возможность размещения рекламных и информационных материалов.

 

В Курской области, на основании Закона Курской области от 11.11.2008 № 88-ЗКО «Об информационных системах Курской области», постановления Губернатора Курской области «О создании региональной информационной системы в сфере образования» от 03.12.2013 №537-пг, а также постановления Губернатора Курской области от 26.11.2014 №521-пг «Об утверждении Порядка создания и ведения региональной информационной системы в сфере образования», функционирует региональная информационная система в сфере образования.

В основе системы лежит комплекс взаимосвязанных прикладных приложений, в том числе Муниципальная информационная система комплектования дошкольных образовательных организаций (МИС "Комплектование"), Информационно-аналитическая система «Электронный классный журнал» и другие модули.

Оператором системы постановлением Губернатора Курской области от 03.12.2013 № 537-пг «О создании региональной информационной системы в сфере образования» назначено Областное казенное учреждение «Информационно-аналитический центр» Курской области.

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Веб-Мост» пояснило, что между ООО «Веб-Мост» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (ООО «КТЕ Лэбс») заключен сублицензионный договор №1604-1/СУ от 28.04.2016г., согласно которому ООО «Веб-Мост» разрешает ООО «КТЕ Лэбс» передавать право на использование (неисключительная лицензия) АИС «Электронный журнал» третьим лицам.

Также указало, что между ООО «Веб-Мост» и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» заключен сублицензионный договор №1704-1/СЛ от 18.04.2017г., согласно которому ООО «Веб-Мост» предоставляет ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» неисключительные права использования программ АИС «Электронный журнал», входящих в состав Региональной информационной системы в сфере образования Курской области.

Пояснило, что между Комитетом образования и науки Курской области и ООО «КТЕ Лэбс» заключен контракт №Ф.2016.90162, в рамках которого Комитету образования и науки Курской области передано право на использование (неисключительная лицензия) АИС «Электронный журнал».

 Указало, что между ООО «КТЕ Лэбс» и ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск» заключен сублицензионный договор. Согласно данному договору, Лицензиат (ООО «КТЕ Лэбс»), являясь правообладателем АИС «Контингент региона», предоставляет Сублицензиату (ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск») неисключительные права использования программы АИС «Контингент ООО». При этом пояснил, что одной из подсистем АИС «Контингент ООО» является подсистема АИС «Электронный журнал». Указанные договоры представлены в материалы дела.

Таким образом, АИС «Электронный журнал» входит в состав Региональной информационной системы в сфере образования Курской области (РИССО Курской области).

 

Из документированной информации, представленной ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области, комитетом образования и науки Курской области, комитетом цифрового развития и связи Курской области на запросы Курского УФАС России, установлено  следующее.

 

            По информации комитета цифрового развития и связи Курской области, оператором автоматизированной информационной системы «Электронный журнал» в Курской области является ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области.

            По информации ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», между унитарным предприятием и Комитетом образования и науки Курской области заключен контракт на предоставление оборудования для размещения серверной части программного обеспечения информационной системы. Согласно предмету контракта исполнитель - ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» обязуется оказывать услуги по предоставлению серверного оборудования для размещения серверной части программного обеспечения Региональной информационной системы в сфере образования Курской области. Контентное наполнение, в том числе размещение рекламы, не входит в функции ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск».

            Согласно информации комитета образования и науки Курской области, доступ в АИС «Электронный журнал» на территории Курской области осуществляется исключительно с помощью авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации с соблюдением требований информационной безопасности для всех категорий пользователей.

            Из представленной документированной информации установлено, что ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области рекламу в АИС «Электронный журнал» не распространяют, сведениями о рекламораспространителях не располагают.

 

            Из документов и письменных пояснений ООО «Веб-Мост» и ИП К.М.Н.  (вх. №2440 от 13.05.2020г., вх. №4063 от 23.07.2020г, вх. №4064 от 23.07.2020г, вх. №4668 от 21.08.2020г., вх. №4680 от 24.08.2020г., вх. №4991 от 11.09.2020г., вх. №4964 от 14.09.2020г., вх. №4654 от 22.09.2020г.) установлено следующее.

 

Между ООО «Веб-Мост» и ИП К.М.Н. заключен договор аренды рекламных мест на сайте от 29.01.2015г. №1501-29/ИП.

Предмет договора: арендодатель (ООО «Веб-Мост») передает, а арендатор (ИП К.М.Н.) за плату принимает право перепродажи рекламных площадей, выделенных арендодателем, представляющих собой часть страниц сайта, расположенного по адресу http://eljur.ru/ (далее — рекламные места), для дальнейшего размещения на них материалов третьих лиц (в том числе путем осуществления информационных рассылок с использованием базы адресов, формируемой арендодателем. Согласно п.4.1.1 указанного договора, арендодатель обязан передать арендатору в пользование рекламные места. В соответствии с п.5.1.1 договора, арендатор обязан использовать рекламные места по назначению. Согласно п.6.1.2 договора, арендодатель вправе отказать в размещении рекламного материала на рекламных местах в случае несоответствия рекламных материалов редакционной политике. В соответствии с п.7.1.1 договора, арендатор имеет право размещать на арендованных рекламных местах рекламные материалы. Согласно п. 9.3 договора, арендатор несет ответственность за соблюдение закона о рекламе.

Согласно п.1.2 договора, администратором доменного имени eljur.ru является ООО «Веб-Мост», что подтверждается справкой от регистратора.

 

Из документов и письменных пояснений, представленных ООО «Яндекс» в материалы дела (вх. №1176 от 05.03.2020г., вх. №1773 от 03.04.2020г., вх. №2392 от 12.05.2020г., вх. №2738 от 27.05.2020г., вх. №3359 от 23.06.2020г.) установлено следующее.

 

Площадка eljur.ru (АИС «Электронный журнал») является участником рекламной сети ООО «Яндекс» (РСЯ) на основании договора, заключенного путем акцепта оферты http://yandex.ru/legal/yan_service_offer/ между ИП К.М.Н. – Партнером и ООО «Яндекс».

В соответствии с разделом 1 Условий участия в РСЯ http://yandex.ru/legal/yan_service_offer/ приведенные ниже термины имеют следующие значения:

 

Акцепт Оферты — выполнение действий, предусмотренных п.3.1 Оферты, что подразумевает безоговорочное принятие всех условий, предусмотренных Офертой и документами, которые являются неотъемлемой частью Оферты. Акцепт Оферты влечет заключение Договора только при условии наступления событий, предусмотренных п. 3.1.4 Оферты.

Оферта — документ, «Условия участия в Рекламной Сети Яндекса», размещенный в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/yan_service_offer, включая все документы, являющиеся неотъемлемой частью Оферты.

Партнер — физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое является резидентом Российской Федерации (в понимании валютного законодательства Российской Федерации), осуществившее Акцепт Оферты.

Партнерский интерфейс — программный интерфейс, предназначенный для удаленного взаимодействия Сторон в целях исполнения Договора, обмена информацией и передачи уведомлений между Сторонами, но не ограничиваясь указанным. В Партнерском интерфейсе могут содержаться Данные статистики, информация о Партнере, Ресурсах Партнера, размере вознаграждения Партнера, а также иная информация, определяемая Яндексом.

Реклама — рекламные материалы любого формата, которые могут включать в себя текст, изображения, видео, аудио, медиафайлы иного типа, интерактивные элементы, код, гиперссылки, а также любое их сочетание. Для целей Оферты под Рекламой понимаются описанные выше рекламные материалы, предоставляемые для размещения Яндексом и/или Рекламодателями.

Рекламное место — место, выделенное в дизайне (коде) соответствующего Ресурса, и предназначенное для отображения Рекламы.

Рекламодатели — третьи лица, заключившие с Яндексом и/или с аффилированными лицами Яндекса договор, предметом которого и/или результатом исполнения которого является размещение Рекламы на Ресурсах, входящих в РСЯ, в том числе на Ресурсах Партнера.

Рекламный код — программный модуль в формате HTML или иного кода, встраиваемый Партнером в код Ресурсов Партнера, и предназначенный для обращения к Системе Яндекса для целей отображения Рекламы на Ресурсах Партнера.

Ресурсы — сайты в сети Интернет (включая версии для десктопов, планшетов и/или иных мобильных устройств), программы для ЭВМ, приложения для мобильных устройств, иные цифровые носители информации, а также их контент и составляющие их элементы (информация, файлы и иные данные, входящие в состав Ресурсов).

Ресурсы Партнера — Ресурсы, подключаемые Партнером к РСЯ по согласованию с Яндексом. В отдельных случаях, в том числе предусмотренных пунктом 2.2 Оферты, Ресурсы Партнера, а также составляющие их элементы, могут предоставляться Партнером Пользователям с помощью программных и технических средств Яндекса.

РСЯ — Рекламная Сеть Яндекса (https://partner2.yandex.ru), которая объединяет в себе различные Ресурсы, а также иные рекламные сети.

Система Яндекса — совокупность программных и технических средств, принадлежащих Яндексу и/или используемых Яндексом, предназначенная для взаимодействия с Системой Партнера, обеспечения отображения Рекламы на Рекламных местах (если применимо), а также для учета Данных статистики Яндекса.

Система Партнера — совокупность программных и технических средств, принадлежащих Партнеру и/или используемых Партнером, предназначенная для взаимодействия с Системой Яндекса и обеспечения отображения Рекламы на Рекламных местах (если применимо).

Стороны — Яндекс и Партнер.

 

В соответствии с п. 1.1 Оферты РСЯ акцепт Оферты РСЯ подразумевает безоговорочное принятие всех условий, предусмотренных Офертой РСЯ и документами, которые являются неотъемлемой частью Оферты РСЯ, и влечет заключение Договора при условии прохождения ресурсами Партнера проверки (модерации) ООО «Яндекс»  на предмет соответствия требованиям Оферты РСЯ и Правил участия в Рекламной сети Яндекса, расположенных в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу https://yandex.ru/legal/partner и их одобрения для целей исполнения Договора Партнером.

В соответствии с разделом 3 Оферты РСЯ акцепт Оферты РСЯ считается осуществленным в случае совокупного выполнения определенного перечня условий, а именно, при наличии у Партнера учетной записи на ресурсах ООО «Яндекс», заполнении регистрационной формы (анкеты) на сайте https://partner2.yandex.ru, предоставив ООО «Яндекс» актуальную и достоверную информацию о Партнере, включая контактные данные, реквизиты (в том числе платежные) и иные документы в объеме, указанном в регистрационной форме. Заключительным этапом акцепта Оферты РСЯ является проставление «галочки» в строке «Я прочитал и согласен с условиями Оферты» и нажатие кнопки «Отправить заявку на участие» (иную аналогичную кнопку) в соответствующей форме (далее – «Акцепт Оферты РСЯ»).

В силу специфики оферты, как юридической конструкции, допустимой в соответствии со ст. 428 ГК РФ, договор на физическом носителе ООО «Яндекс» с указанным Партнером не заключался.

Учитывая технические особенности документооборота, доказательством Акцепта Партнером Оферты РСЯ, осуществленным с использованием программного интерфейса, предназначенного для удаленного взаимодействия ООО «Яндекс» и Партнера в целях исполнения Договора, обмена информацией и передачи уведомлений, а также осуществления иных необходимых действий (далее – «Партнерский интерфейс»), является скриншот из внутренней системы Яндекса.

 

В материалы дела представлен скриншот, подтверждающий акцепт Партнером – ИП К.М.Н. Оферты Рекламной сети Яндекс. Таким образом, на условиях Оферты между ООО «Яндекс» и Партнером – ИП К. М.Н. заключен договор.

 

В соответствии с п.2.1 указанной Оферты, предметом договора является оказание ИП К.М.Н. (Партнером) ООО «Яндекс» услуг, в т.ч. связанных с размещением ООО «Яндекс» рекламы на ресурсах Партнера. При этом, места показа рекламы на площадках партнера рекламной сети ООО «Яндекс» определяются Партнером — ИП К.М.Н.

Партнер – ИП К.М.Н. осуществляет установку Рекламного кода, принадлежащего Яндексу или Партнеру, на ресурсах Партнера, обеспечивает отображение рекламы на рекламных местах.

 

Согласно документам и письменным пояснениям ИП К.М.Н. (исх.№2 от 21.08.2020г.), предметом договора на участие в рекламной сети ООО «Яндекс» (п.2.1 Оферты РСЯ), является оказание Партнером (ИП К.М.Н.) услуг ООО «Яндекс», на ресурсе Партнера для предоставления возможности ООО «Яндекс» размещать рекламные материалы на ресурсе eljur.ru.

Также ИП К.М.Н. пояснила, что ООО «Яндекс» не имеет технической возможности размещения рекламы на ресурсе eljur.ru без установки специального кода на ресурсе. Партнер - ИП К.М.Н. осуществляет установку специального кода, позволяющего ООО «Яндекс» размещать на данном ресурсе рекламные материалы.

При этом ИП К.М.Н. собственного ресурса не имеет, но на основании договора аренды рекламных мест на сайте, заключенного между ООО «Веб-Мост» и ИП К.М.Н., ИП К.М.Н. имеет право использовать ресурс eljur.ru для размещения рекламных материалов.

 

Согласно представленным ООО «Яндекс» и ИП К.М.Н. в материалы дела договорам и письменным пояснениям, в АИС «Электронный журнал» ООО «Яндекс» через Партнера ИП К.М.Н. с использованием Рекламного кода размещало рекламу по следующим договорам, заключенным ООО «Яндекс» с рекламодателями:

 

1) между ООО Яндекс и ООО «Мегаспорт» на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» на размещение следующей рекламы:

а) в период 26.04.2019 — 20.12.2019 — Абонемент в бассейн в Курске — Для взрослых и детей. Современный фитнес рядом с Вами! Приходите в «Территорию Фитнеса» в Курске terfit.ru/Фитнес с бассейном/;

б) в период 25.04.2019 — 20.12.2019 — Абонемент в фитнес клуб в Курске. Современный фитнес рядом с вами! Приходите в «Территорию Фитнеса» в Курске terfit.ru/Фитнес-с-бассейном/;

2) возмездного оказания услуг №32215/15 от 01.03.2015 между ООО Яндекс и ООО «И-Медиа» на размещение в период 18.10.2019 — 20.11.2019 следующей рекламы: Смарт-часы APPLE на сайте Ситилинк. Широкий выбор смарт-часов. Модели для IOS и Android. Привлекательные цены. Купить! Citilink.ru/Смарт-часы/;

3) возмездного оказания услуг №32246/15 от 01.03.2015 между ООО Яндекс и ООО «Клик.ру» на размещение в период 02.08.2019 — 12.12.2019 следующей рекламы: Гостиница «Престиж» в Курске. Гостиница «Престиж». Ресторан и сауна. Комфортные номера. Убедитесь сами! prestigekursk.ru/гостиница-курск/;

4) возмездного оказания услуг №34069/15 от 01.04.2015 между ООО Яндекс и ООО «Арктиклаб» на размещение в период 16.10.2019 — наст. время следующей рекламы: Евродвушки от 1 519 000 руб.! Квартал на пр. Плевицкой. 3 вида отделки! Старт продаж нового дома! Успейте! Instep46.ru/квартиры-в-курске/;

5) между ООО Яндекс и ИП К.Р.Г. на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» на размещение в период 08.11.2019 — 11.11.2019 следующей рекламы: Укрась свой дом за 8 минут. Лазерная подсветка. Охват до 225 м2. Гарантия 1 год. От 3490 руб. Акция до воскресенья! Kvimolazer.ru/Лазерная-подсветка/;

6) возмездного оказания услуг №32218/15 от 01.03.2015 между ООО Яндекс и ООО «Е-ПРОМО» на размещение в период 17.09.2019 — 30.12.2019 следующей рекламы: Газель NEXT в лизинг со скидкой 10%! - Бортовые автомобили ГАЗ.

 

Согласно представленным ИП К.М.Н. в материалы дела документам и пояснениям, ИП К.М.Н. размещала в АИС «Электронный журнал» рекламу «Лига знаний. Естественный интеллект. Прокачай Интеллект!» по договору, заключенному между ИП К.М.Н. и рекламодателем указанной рекламы ООО «Консалта-Пиар».

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Веб-Мост» пояснило, что информация «Тест для 8-9 классов. Школьник получит рекомендации о подходящих ему профилях старших классов из 10 вариантов, направлениях высшего образования, а также советы о дополнительных занятиях или группах, которые помогут определиться с профессией. 45 вариантов 25-30 минут 450 рублей», размещенная в АИС «Электронный журнал» eljur.ru в сети Интернет 11.11.2019 г., не является рекламой, так как «Тест для 8-9 классов» является дополнительным встроенным сервисом АИС «Электронный журнал» для проведения профориентации обучающихся 8-9 классов.

 

Относительно рекламного объявления «Столплит. гипермаркет мебели» ООО «Яндекс», ООО «Веб-Мост» и ИП К.М.Н. пояснили, что данного объявления не размещали. ООО «Веб-Мост» пояснило, что данная реклама была размещена в АИС «Электронный журнал» eljur.ru 11.11.2019 г. вследствие ошибки в программном коде внутренней информационной системы ООО «Веб-Мост». Сведений о рекламодателе, рекламоизготовителе, рекламораспространителе данной рекламы в ходе рассмотрения дела Комиссии участниками рассмотрения дела представлено не было.

 

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией Курского УФАС России установлен факт распространения рекламы на рекламных местах (страницах сайта) электронного дневника АИС «Электронный журнал» eljur.ru 11.11.2019 г.:

 

            - «Абонемент бассейн в Курске. terfit.ru»;

            - «Смарт часы APPLE на сайте Ситилинк citilink.ru»;

            - «Гостиница «Престиж» в Курске prestigekursk.ru»;

            - «Евродвушки от 1519000 руб! instep46.ru»;

            - «Укрась свой дом за 8 минут. kvimolazer.ru»;

            - «Газель NEXT в лизинг со скидкой 10%! azgaz.ru»;

            - «Абонемент в фитнес клуб в Курске. Современный фитнес рядом с вами! Приходите в «Территорию фитнеса» в Курске. terfit.ru»;

           

рекламораспространителем ИП К.М.Н. (арендатором) по договору аренды рекламных мест с ООО «Веб-Мост» (арендодателем), с использованием Рекламной сети Яндекс (РСЯ) по договору с ООО «Яндекс»;

 

- «Лига знаний. Естественный интеллект. Прокачай Интеллект!» рекламораспространителем ИП К.М.Н. (арендатором) по договору аренды рекламных мест с ООО «Веб-Мост» (арендодателем).

 

В соответствии с ч.10 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

 

Согласно ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

 

Как следует из документов и письменных пояснений, представленных ООО «Яндекс», рекламораспространителями вышеуказанной рекламы являются ООО «Яндекс» и ИП К.М.Н.

Согласно документам и письменным пояснениям, представленным ИП К.М.Н., рекламораспространителями вышеуказанной рекламы являются ИП К. М.Н. и ООО «Веб-Мост».

 

Комиссией Курского УФАС России установлено, что исходя из содержания правоотношений между ИП К.М.Н., ООО «Веб-Мост», ООО «Яндекс», отраженного в соответствующих договорах, конкретное рекламное место для размещения рекламного объявления определяется ИП К.М.Н.; именно ИП К.М.Н. осуществляет установку Рекламного кода, который обеспечивает отображение рекламы на рекламных местах (страницах сайта). Размещение рассматриваемой рекламы в электронном дневнике без соответствующего волеизъявления и совершения определенных действий по установке рекламного кода ИП К.М.Н. невозможно.

 

            В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, пояснили следующее.

 

            Заявитель - ООО ЦИТ «Аверс» указало, что размещение рекламы в электронном дневнике противоречит запрету, установленному ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе». По мнению заявителя, размещение рекламы в РИССО Курской области осуществлялось ГУП КО «Инфоцентр «Регион-Курск».

 

ООО «Яндекс» факт распространения вышеуказанной рекламы в электронном дневнике подтвердило. При этом факт нарушения ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе» ООО «Яндекс» не признало. По мнению ООО «Яндекс», рекламораспространителем рекламы, являющейся предметом рассмотрения дела, является ООО «Яндекс».

Также ООО «Яндекс» отметило, что в постатейном комментарии Бадалова Д.С., Василенковой И.И., Карташова Н.Н., Котова С.Ф., Никитиной Т.Е. к ч. 10 ст. 5 ФЗ «О рекламе» указано, что данный запрет действует в отношении определенного вида учебных изданий и не может расширительно толковаться для применения к иным видам изданий, используемых в учебном процессе. При этом ООО «Яндекс» полагает, что электронный дневник, являющийся программно-информационной системой, работающей в сегменте информационных услуг для образовательных учреждений, не попадает и не может попадать под определение школьного дневника, в связи с чем запрет, установленный ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе», к размещению ООО «Яндекс» рекламы в электронном дневнике применяться не может.

 

ООО «Веб-Мост» и ИП К.М.Н. факт распространения вышеуказанной рекламы в электронном дневнике подтвердили. При этом факт нарушения ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе» не признали, полагают, что электронный дневник, являющийся программно-информационной системой, работающей в сегменте информационных услуг для образовательных учреждений, не является школьным дневником, в связи с чем запрет, установленный ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе», к размещению рекламы в электронном дневнике применяться не может.

 

ООО «Веб-Мост» и ООО «Яндекс» сослались на ГОСТ Р 55081-2012 «Дневники школьные. Технические условия», согласно которому «школьный дневник» – это документ в виде тетради или печатного издания со специальной линовкой и текстом подсказа (подзаголовками) для пользователя дневника, изготовленный полиграфическим или иным способом и предназначенный для каждодневной записи в течение годового периода обучения заданий по предметам обучения, проставления оценок по успеваемости и дисциплине учащихся, уведомления родителей о результатах учебы и другой информации по учебному процессу. Считают, что веб-версия личного кабинета родителя (законного представителя) и обучающегося АИС «Электронный журнал» не является тетрадью, либо печатным изданием и не позволяет что-либо записывать. Данные личного кабинета формируются автоматически на основе сведений, внесенных в электронный журнал. Таким образом ограничения, установленные ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе» не относятся и не могут относиться к АИС «Электронный журнал».

 

Проанализировав материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с ч. 10 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Нормы Закона о рекламе не определяют форму школьных дневников, в которых запрещается распространение рекламы.

Следовательно, данный запрет установлен для любой формы школьного дневника.

 

В настоящее время, наряду с дневниками в печатном виде, широкое распространение получили и школьные дневники в электронном виде, такие как  Дневник.ру, ЭлЖур и другие. 

 

Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости включено в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов РФ и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 года № 1993-р.

Министерство образования и науки России в отдельных письмах (например, № 08-ПГ-МОН-28638 от 05.11.2013 года, №АП-147/07 от 15.02.2012 года) также указывает на такую форму ведения школьного дневника, как электронный дневник.

 

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена в том числе электронная форма ведения школьного дневника, наряду с печатной формой.

 

Согласно разъяснениям ФАС России от 27.01.2016 №АК/4368/16 "О размещении рекламы на портале www.school.mosreg.ru" нормы Закона о рекламе не определяют форму школьных дневников, в которых запрещается распространение рекламы. Соответственно, данный запрет установлен для любой формы школьного дневника.

 

Комиссией принято во внимание, что согласно ГОСТ Р 55081-2012 «Дневники школьные. Технические условия», школьный дневник – это документ в виде тетради или печатного издания со специальной линовкой и текстом подсказа (подзаголовками) для пользователя дневника, изготовленный полиграфическим или иным способом и предназначенный для каждодневной записи в течение годового периода обучения заданий по предметам обучения, проставления оценок по успеваемости и дисциплине учащихся, уведомления родителей о результатах учебы и другой информации по учебному процессу.

Таким образом, ГОСТ предусматривает возможность изготовления дневника иным способом, кроме полиграфического.

Отсутствие в ГОСТе прямого указания на возможность ведения школьного дневника в электронном виде не свидетельствует об отсутствии такой возможности в принципе.

В свою очередь, в силу п, 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме. Из сопоставления вышеуказанных норм следует, что школьным дневником является и электронная версия такого дневника.

Данный вывод подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу №А06-4049/2019.

 

ООО «Веб-Мост», являясь разработчиком АИС «Электронный журнал», в ходе рассмотрения дела не отрицало и подтвердило, что данное программное обеспечение предусматривает и обеспечивает все функции школьного дневника (расписание уроков на каждый день, выставление оценок, запись домашних заданий и т.д.), что также подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте АИС «Электронный журнал» eljur.ru

 

В этой связи Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу, что распространение вышеуказанной рекламы в электронном дневнике на сайте https://eljur.ru, противоречит запрету, установленному ч. 10 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

Указанный вывод подтверждается сложившейся правоприменительной практикой антимонопольных органов (Астраханское УФАС России дело №55-Р-05-18).

 

Согласно ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

 

Нарушение ч. 10 ст. 5 ФЗ «О рекламе» совершено рекламораспространителем ИП К.М.Н.

В действиях ООО «Яндекс» и ООО «Веб-Мост» состава нарушения законодательства о рекламе не установлено.

 

27.11.2019г. в ходе проведения осмотра сайта eljur.ru Курским УФАС России при авторизации в автоматизированной информационной системе «Электронный журнал» через персональный компьютер под логином и паролем персонального пользователя системы, установлено, что в АИС «Электронный журнал» в электронном дневнике отсутствует  реклама.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ст.33, ст.36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии  с пп.37, 39, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать индивидуального предпринимателя К.М.Н. (…) нарушившей ч.10 ст.5 ФЗ «О рекламе».

            2. В отношении ООО Яндекс (…), ООО «Веб-Мост» (…) производство по делу прекратить в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе.

3. Выдать индивидуальному предпринимателю К.М.Н. предписание о прекращении распространения рекламы в электронном дневнике.

            4.  Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          (…)

Члены Комиссии                                                                                            (…)

                                                                                                                                

                                                                                                                  (…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны