Определение б/н Определение о назначении дела №046/0/10-85/2024 к рассмотрен... от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела №046/01/10-85/2024 к рассмотрению

15 марта 2024 года                                                                                                               г.Курск

 

Председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

У С Т А Н О В И Л:

В Курское УФАС России поступили многочисленные заявления управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, расположенных в муниципальных образованиях на территории Курской области с жалобами на неправомерные действия АО «Газпром газораспределение Курск», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за выполнение работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, что привело к значительному росту стоимости работ (оказания услуг) и ущемлению интересов неопределенного круга потребителей Курской области.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Отношения, возникающие при пользовании газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) урегулированы правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 (в редакции от 23.05.2023 г.) (далее - Правила №410).

Согласно пункту 2 Правил №410 «специализированная организация» - соответствующая требованиям, установленным Правилами №410, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

На основании п.6 Правил №410 работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами №410, на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенном между заказчиком и исполнителем по типовой форме договора, утв.Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Перечень работ, выполняемых по указанным договорам, должен предусматривать техническое обслуживание и ремонт (применительно к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме) всего газового оборудования заказчика и не может быть менее минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в жилом доме согласно приложению.

Нормой ст.16 Правил №410 установлено, что договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) являются публичными и заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами №410.

Согласно пункту 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).

В соответствии с ч.1 ст.157.3. Жилищного Кодекса Российской Федерации коммунальная услуга газоснабжения собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом.

Частью 5 ст.157.3 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией.

Как следует из п. 7 ст.157.3 Жилищного Кодекса Российской Федерации требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 ст.157.3 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что типовые формы договоров, указанных в части 7 настоящей статьи, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормой п. 9 ст.157.3 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 До 1 сентября 2023 г. управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом, имели право заключать договор на осуществление работ по техническому обслуживанию и ремонту общедомового имущества с различными специализированными организациями (в том числе с газораспределительной). С вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. изменениями в действующее законодательство в их обязанность входит заключать/перезаключать договоры на техническое обслуживание и ремонт исключительно с газораспределительной организацией - АО «Газпром газораспределение Курск».

Таким образом,  АО «Газпром газораспределение Курск» в соответствии с  Федеральным законом от 18.03.2023г. №71 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2023г. №859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» является единственной газораспределительной организацией наделенной исключительным правом на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) на основании соответствующих договоров на территории Курской области.

Согласно аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Курской области за 2022-2023 годы АО «Газпром газораспределение Курск», являясь газораспределительной организацией, занимает доминирующее положение на рынке услуг  по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Курской области с долей, стабильно превышающей 98,0%.

Приказом генерального директора №434 от 06.10.2023 в АО «Газпром газораспределение Курск» утвержден прейскурант на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования домов для населения Курской области на 2024 год.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.05.2023 г. №387/пр утверждены методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 01 июня 2023 г. №73682.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступивших заявлений и проверки обоснованности изложенных доводов, в соответствии со статьями 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Курским УФАС России у АО «Газпром газораспределение Курск» были затребованы письменные пояснения и дополнительные документы.

Согласно письменных пояснений АО «Газпром газораспределение Курск» (вх.№1045/24 от 07.03.2024 г.) расчет стоимости работ выполняемых при техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме выполнен в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 269-Э/8. При проверке герметичности соединений и отключающих устройств в обязательном порядке выполняются регламентные работы, связанные с опрессовкой, которая является самым эффективным способом определения наличия либо отсутствия утечки газа, что и привело к кратному увеличению стоимости работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме. Таким образом, по мнению АО «Газпром газораспределение Курск», единственной причиной увеличения стоимости работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования обязательное проведение опрессовки.

Курское УФАС России изучив представленные документы и сведения, а также письменные пояснения АО «Газпром газораспределение Курск» установило следующее.

Правила №410 утвержден минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – минимальный перечень услуг (работ)).

Так, согласно п.5 минимального перечня услуг (работ) проверка герметичности соединений и отключающих устройств может быть проведена одним из следующих способов: опрессовка, приборный метод, мыльная эмульсия, пенообразующая смесь.  

АО «Газпром газораспределение Курск» в расчет стоимости работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном жилом доме при проверке герметичности соединений и отключающих устройств в обязательном порядке включило единственный способ проверки гермитичности, а именно - опрессовку. При этом, газораспределительная организация не представило ни правового обоснования, ни документированных доказательств об исключительности и обязательности проведения данных работ, в то время, как предусмотрены иные способы проверки герметичности. 

Кроме того, при расчете стоимости выполнения работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового газового оборудования включено обслуживание как наружного (фасадного) с ценой 126,19 руб. за 1 м., так и внутреннего газопровода с ценой 126, 19 руб. за 1 м., что фактически приводит к увеличению стоимости договора ВДГО фактически в два раза.

АО «Газпром газораспределение Курск» при расчете стоимости на выполнение работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах не зависимо от территориального расположения дома (г.Курск, Льговский район, Тимский район, г.Железногорск и т.д.) применяет тарифы, утвержденные на расчетный период с учетом повышающего коэффициента на переходы в пределах населенных пунктов, что противоречит методическим указаниям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.05.2023 г. №387/пр.

По результатам рассмотрения поступивших заявлений в действиях АО «Газпром газораспределение Курск» (г.Курск, ул.Аэродромная, д.18, ИНН 4629015425) установлены признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за выполнение работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, что привело к значительному росту стоимости работ (оказания услуг) и ущемлению интересов неопределенного круга потребителей Курской области.

На основании изложенного издан приказ Курского УФАС России 64/24 от 15 марта 2024 года о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №046/01/10-   85/2024 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Курск» (г. Курск, ул. Аэродромная, д.18, ИНН 4629015425) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить рассмотрение дела №046/01/10-85/2024 по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» со стороны АО «Газпром газораспределение Курск» (305040, г. Курск, ул.Аэродромная, д.18, ИНН 4629015425, ОГРН 1024600937371) на 28 марта 2024 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Курск, ул. Марата, 9.

2. Привлечь АО «Газпром газораспределение Курск» к участию в рассмотрении дела №046/01/10-85/2024 в качестве ответчика.

3. АО «Газпром газораспределение Курск» срок до 25 марта 2024 года представить в Курское УФАС России следующую документированную информацию (надлежаще заверенные копии):

- правовое обоснование обязательного включения в общую стоимость выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования для населения Курской области при проверке герметичности соединений и отключающих устройств – опрессовка с указанием конкретных пунктов нормативных правовых актов, подтверждающих позицию АО «Газпром газораспределение Курск» и приложением подтверждающих документов;

- расчет, калькуляцию стоимости опрессовки при выполнении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах с обоснованием каждой составляющей, примененной при расчете, калькуляции;

- письменные пояснения о невозможности применения при проверке герметичности соединений и отключающих устройств таких методов как: приборный метод, мыльная эмульсия, пенообразующая смесь с указанием конкретных пунктов нормативных правовых актов, подтверждающих позицию АО «Газпром газораспределение Курск» и приложением подтверждающих документов;

- правовое обоснование применения тарифов, утвержденных АО «Газпром газораспределение Курск» на расчетный период с учетом повышающего коэффициента при расчете стоимости на выполнение работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах не зависимо от территориального расположения дома (г.Курск, Льговский район, Тимский район, г.Железногорск и т.д.) со ссылками на нормативные правовые акты, подтверждающие позицию газораспределительной организации;

- расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию внутридомового газопровода – наружный (фасадный) с обоснованием каждой составляющей, примененной при расчете;

- расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию внутридомового газопровода – внутренний с обоснованием каждой составляющей, примененной при расчете;

- расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) при проверке герметичности фасадного газопровода – наружный (фасадный) с обоснованием каждой составляющей, примененной при расчете;

 - расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) при проверке герметичности внутридомового газопровода и технологических устройств на нем при количестве приборов (до 5, 6-10, 11-15, свыше 15) на одном стояке (за один стояк) с обоснованием каждой составляющей, примененной при расчете;

- правовое обоснование включения в расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) за техническое обслуживание внутридомового газопровода – наружного (фасадный) и техническое обслуживание внутридомового газопровода – внутреннего с применением одной цены 126, 19 руб. за 1 метр. по каждой из позиции;

- иные документы, имеющие значение, по мнению АО «Газпром газораспределение Курск», для рассмотрения настоящего дела по существу.

 

По каждому пункту определения необходимо дать исчерпывающий ответ, при отсутствии запрашиваемых сведений или документов письменно сообщить об этом, а также указать причины невозможности их представления и предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Явка генерального директора АО «Газпром газораспределение Курск» или представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Примечание. Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны