Решение по жалобе №046/06/54.3-304/2021 Решение по жалобе от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

И.о. директора департамента закупок для муниципальных нужд города Курска

<…>_________________________________

305000, г. Курск, ул. Ленина, д.1

zakupki@kurskadmin.ru

 

Председателю комитета ЖКХ г. Курска

<…>_____________________________________

305000, г. Курск, ул. Ленина, д. 2

jkhkursk@yandex.ru

 

Генеральному директору ЗАО «Центр муниципальной экономики»

<…>_____________________________________

129164, г. Москва, ул. Маломосковская, д. 16, стр.1, пом. 10-2

<…>konkurs@cnis.ru

 

Оператору электронной площадки

РТС-тендер

_____________________________________ ko@rts-tender.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №046/06/54.3-304/2021

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

Резолютивная часть объявлена 01 июля 2021г.

Изготовлено в полном объеме 06 июля 2021г.

 

г. Курск

Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(далее – Комиссия):

<…>

председатель Комиссии,

<…>

член Комиссии,

<…>

член Комиссии,

Заявитель

Закрытое акционерное общество «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» (далее – ЗАО «Центр муниципальной экономики»)

Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя

<…>

Заказчик

Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее – Комитет ЖКХ г. Курска, Заказчик)

Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика

Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия)

Уполномоченный орган

Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска

Ф.И.О. участвующих в заседании представителей уполномоченного органа

<…>)

Способ определения поставщика

Открытый конкурс в электронной форме

Закупка №

0144300004021000211

Объект закупки

Выполнение работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Курска Курской области на период с 2021 до 2030 года

Начальная (максимальная) цена контракта

5 966 666 руб. 67 коп.

Дата размещения извещения о закупке

07.06.2021 г.

Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии)

-

Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии)

-

Дата окончания подачи заявок на участие в закупке

30.06.2021 г.

Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии)

3 (три), с идентификационными номерами заявок 110092276, 110099739, 110115231

Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии)

3 (три), с идентификационными номерами заявок 110092276, 110099739, 110115231

Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии)

Контракт не заключен

Национальный проект

-

Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии

<…>

       

 

Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0962725351, на заседании велась аудиозапись.

 

Доводы жалобы:

1. Заказчик в нарушение ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе...») неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2. Заказчик неправомерно установил порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а именно, «установленный заказчиком перечень специальностей для оценки квалификации трудовых ресурсов необоснованно ограничен, а также необоснованно установлены требования о наличии ученых степеней».

 

По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе...» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

1. Согласно п. 4 ч.1 ст.54.3 ФЗ «О контрактной системе…» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 ФЗ «О контрактной системе…» требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В силу ч.2 ст. 54.4 ФЗ «О контрактной системе…» заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.

Пункт 3 ч. 6 ст. 54.4 ФЗ «О контрактной системе…» закрепляет, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…», или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п.п.3 - 9, п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…» (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом в силу ч. 6 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документацией является «Выполнение работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Курска Курской области на период с 2021 до 2030 года» (код по ОКПД2 71.12.19.100 - Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия).

Согласно Техническому заданию конкурсной документации программа разрабатывается в отношении:

- системы теплоснабжения;

- системы водоснабжения;

- системы водоотведения;

- системы электроснабжения;

- системы газоснабжения;

- системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО).

Как подтверждается конкурсной документацией, в составе второй части заявки на участие заказчиком установлено требование о предъявлении «лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, (степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну - секретные). Предоставление документов указанных в пункте а) обусловлено требованиями  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне» (в ред. Указов Президента РФ or 11.02.2006 № 90, от 24.12.2007 № 175, от 08.04.2008 № 460, от 30.04.2008 № 654, от 28.07.2008 № 1129 от 06.09.2008 № 1316 от 18.05.2009 № 565, от 10.06.2009 № 640, от 30.09.2009 № 1088) и п.4 п.6 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию...», утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 25.11.2009 № 8С «Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тыс. человек и до 500 тыс. человек и (или) расположение головных сооружений водопровода и водоводов их питающих, а именно данные, изложенные в пояснительных записках к графическим изображениям и сами графические изображения всего комплекса или отдельно взятых головных сооружений водопровода или водовода их питающих (водоприёмные сооружения, насосные станции 1 и 2 подъёмов, сооружения очистки питьевой воды, станции водоподготовки)» составляют государственную тайну, с грифом «секретно»».

В силу п.1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской федерации регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Пунктом 2 ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». На основании пункта 42.1 указанного перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.

При этом в силу п. 6 примечаний к перечню при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности.

Из изложенного следует, что к государственной тайне Указом Президента № 1203 отнесены: сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек; сведения, раскрывающие схемы железнодорожных узлов; расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

Согласно ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В соответствии с абзацем 1 ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны установлен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 (далее по тексту - Положение о лицензировании № 333).

В силу п. 2 Положение о лицензировании № 333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

На основании п. 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

В соответствии с пунктом 4 Технического задания конкурсной документации, одним из нормативно-правовых оснований для разработки программы является «генеральный план».

Кроме того, техническим заданием конкурсной документации установлено следующее: «заказчик (представитель заказчика, имеющий доступ к государстве6нной тайне) предоставляет исполнителю доступ к необходимым для выполнения работ исполнителю документам, подпадающим под соответствующие требования Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика не усматриваются нарушения положений ФЗ «О контрактной системе...» при разработке и утверждении конкурсной документации, в связи с чем доводы жалобы №1 не нашел подтверждения материалами дела.

 

2. В силу п.1 ч.1 ст.54.3 ФЗ «О контрактной системе...» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 ФЗ «О контрактной системе...».

В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ «О контрактной системе...» не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 ФЗ «О контрактной системе…»  порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 ФЗ «О контрактной системе…», а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.

В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 ФЗ «О контрактной системе...» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заказчик в конкурсной документации установил следующий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (показателей критерия – 50%)». При оценке заказчиком будут учитываться укрупненные группы специальностей в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013г. №30163): 08.00.00 - Техника и технологии строительства, 09.00.00 – Информатика и вычислительная техника, 13.00.00 – Электро- и теплотехника. «В качестве документов, подтверждающих количество специалистов, должны быть предоставлены следующие документы: 1) для сотрудников, состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы или по совместительству копии трудовых договоров, заключенных с привлекаемыми специалистами, и/или трудовых книжек; копии диплома об образовании; копии документов, подтверждающих ученую степень; 2) для специалистов, привлеченных по договорам гражданско-правового характера копии дипломов об образовании; копии договоров гражданско-правового характера; копии документов, подтверждающих ученую степень».

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме изложены заказчиком в конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Учитывая, что целью установления порядка оценки является выявление более квалифицированного участника, в последующем подрядчика, позволяющее конкурсной комиссии заказчика выявить лучшие предложения исполнения государственного контракта, то использованные заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки.

В этой связи, действия заказчика в части установления в конкурсной документации заказчиком перечня специальностей для оценки квалификации трудовых ресурсов и требования о наличии ученых степеней, не противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе...» и Правил.

Кроме того, требование Заказчика о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих количество специалистов у участника закупки, не ограничивает количество участников закупки, поскольку допускает возможность предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.

При таких обстоятельствах, действия Заказчика при определении порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не противоречат положениям ФЗ «О контрактной системе...» и Правил.

Довод жалобы №2 является необоснованным.

 

При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях заказчика, уполномоченного органа иных нарушений ФЗ «О контрактной системе…» не выявлено.

Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу закрытого акционерного общества «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» необоснованной.

2. Дело №046/06/54.3-304/2021 производством прекратить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны