Предупреждение б/н Предупреждение 02-12/2022 от 1 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 02-12/2022

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Курское УФАС России поступили материалы УФСБ России по Курской области, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» при заключении в период с 2018 г. по 2021 г. возмездных договоров с СПК «Русь», ИП Главой КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» по возделыванию земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002 без проведения торгов.

В 2022 г. ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж», ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум», ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум» реорганизованы в форме слияния, на их основе создано ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина».

По мнению УФСБ России по Курской области, ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» были неправомерно, в нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») заключены в период с 2018 г. по 2021 г. возмездные договоры с СПК «Русь», ИП Главой КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» по возделыванию земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002 без проведения торгов.

В ходе рассмотрения материалов УФСБ России по Курской области, документов и сведений, представленных ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина», Курским УФАС России установлено следующее.

ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» в период с 2018 г. по 2021 г. заключило следующие договоры на выполнение работ:

- Договор на выполнение работ № 01-СХР от 25.01.2018 г. с СПК «Русь» сроком до 19.01.2019 г., предметом договора явилось совместное возделывание 399 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания кукурузы; 

- Договор на выполнение работ № 01-СХР от 31.01.2019 г. с СПК «Русь» сроком до 25.01.2020 г., предметом договора явилось совместное возделывание 399 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания подсолнечника;

- Договор на выполнение работ № 01-СХР от 25.11.2019 г. с СПК «Русь» сроком до 23.11.2020 г., предметом договора явилось совместное возделывание 399 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет»;   

- Договор на выполнение работ № 01-СХР от 18.02.2021 г. с СПК «Русь» сроком до 27.12.2021 г., предметом договора явилось совместное возделывание 399 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания ячменя;  

- Договор на выполнение работ № 03-СХР от 20.08.2021 г. с СПК «Русь» сроком до 17.08.2022 г., предметом договора явилось совместное возделывание 399 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания озимого рапса;   

- Договор на выполнение работ № 2-СХР от 29.01.2018 г. с ИП Главой КФХ Коптелых О.В. сроком до 14.01.2019 г., предметом договора явилось совместное возделывание 54 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания ячменя;   

  - Договор на выполнение работ № 2-СХР от 31.01.2019 г. с ООО «Знаменское» сроком до 25.01.2020 г., предметом договора явилось совместное возделывание 54 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания сои;

- Договор на выполнение работ № 2-СХР от 30.01.2020 г. с ООО «Знаменское» сроком до 24.12.2020 г., предметом договора явилось совместное возделывание 54 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет»;

- Договор на выполнение работ № 2-СХР от 24.02.2020 г. с ООО «Знаменское» сроком до 24.12.2021 г., предметом договора явилось совместное возделывание 54 га пашни, расположенной по адресу Курская область, Рыльский район, МО «Пригородненский сельсовет», для выращивания яровой пшеницы.

Из содержания указанных договоров следует, что ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» предоставлял СПК «Русь», ИП Главе КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» беспрепятственный доступ названным лицам на территорию земельного участка, указанного в договоре, для выращивания сельскохозяйственных культур.

Указаний на кадастровые номера предоставляемых земельных участков договора не содержат.

При этом, как следует из условий договоров, СПК «Русь», ИП Глава КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» выполняют все виды работ по выращиванию сельскохозяйственных культур, в том числе, закупку семян и удобрений, а ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» получает 14 % выручки от реализации сельскохозяйственных культур.

При таких обстоятельствах, ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» в период с 2018 г. по 2021 г. фактически предоставляло СПК «Русь», ИП Главе КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» земельные участки для выращивания и реализации сельскохозяйственных культур, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности, ежегодно получая часть выручки от реализации сельскохозяйственных культур, выращенных указанными лицами на земельных участках, принадлежащих ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Из документов и сведений, представленных УФСБ России по Курской области и ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина», в том числе Свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования от 16.03.1998 г. № 102, Свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования от 16.03.1998 г. № 235 от 12.09.2001 г., Выписки из реестра государственного имущества Курской области от 16.04.2013 г. № 259/751, Выписки из реестра государственного имущества Курской области от 16.04.2013 г. № 259/752,  следует, что на территории Пригородненского сельсовета Рыльского района Курской области ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» были переданы права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности.

Таким образом, ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум», заключив договоры на выполнение работ с СПК «Русь», ИП Главой КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское», фактически передало в пользование указанным лицам земельные участки с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, для выращивания и реализации сельскохозяйственных культур, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности, при этом, ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» ежегодно получало 14 % выручки от реализации сельскохозяйственных культур.

По мнению УФСБ России по Курской области, при таких обстоятельствах ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» были нарушены нормы ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» указанный в данной статье порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ЗК РФ отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует земельный кодекс.

Таким образом, нормы ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.

Действующее земельное законодательство РФ, в том числе ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, ч.1 ст. 39.6 ЗК РФ, закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

Таким образом, действующим законодательством РФ, в том числе ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, ч.1 ст. 39.6 ЗК РФ, ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установлен общий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов.  

При этом ч. 2 ст. 39.3, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 39.6 ЗК РФ, ч. 4, ч. 5, ч. 5.1, ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены закрытый перечень оснований для предоставления участка в собственность или в аренду, в том числе для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов.

Передача ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» в пользование СПК «Русь», ИП Главе КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, для выращивания и реализации сельскохозяйственных культур, не является исключением, предусмотренным ч. 2 ст. 39.3, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 39.6 ЗК РФ, ч. 4, ч. 5, ч. 5.1, ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При таких обстоятельствах, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ передача в пользование земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, допускается исключительно путем проведения торгов в порядке, предусмотренном ЗК РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, не проводило.

Фактически названные действия ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» привели к передаче прав пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, СПК «Русь», ИП Главе КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» в обход предусмотренной законом процедуры торгов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, передача прав пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права.

Указанные обстоятельства создают для СПК «Русь», ИП Главы КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» преимущественные условия деятельности и ограничивают иных хозяйствующих субъектов в праве на получение указанных земельных участков по результатам проведения торгов, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из положений действующего законодательства, единственным законным способом передачи в пользование земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящимися в государственной собственности, является проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанных земельных участков.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Непроведение конкурентных процедур на приобретение прав на указанные земельные участки создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 г. № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, совокупность установленных в рамках рассмотрения материалов УФСБ России по Курской области обстоятельств и фактов, свидетельствует о том, что спорные земельные участки были переданы ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» для осуществления предпринимательской деятельности СПК «Русь», ИП Главе КФХ Коптелых О.В., ООО «Знаменское» без проведения торгов с нарушением установленного вышеизложенными нормами материального права порядка, в отсутствие публичного информирования о предоставлении земельных участков, что привело к созданию необоснованных преимущественных условий осуществления сельскохозяйственной деятельности указанным хозяйствующим субъектам, к ограничению возможности иным хозяйствующим субъектам конкурировать за получение вышеуказанных земельных участков, и как следствие, осуществлять предпринимательскую деятельность с их использованием.

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с Распоряжением Администрации Курской области от 03.11.2021 г. № 686-ра «О реорганизации областных бюджетных профессиональных образовательных учреждений и создании областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж», ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум», ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум» реорганизованы в форме слияния, на их основе создано ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» с обособленным структурным подразделением (филиалом) колледжа: Кореневский филиал в поселке Коренево Кореневского района Курской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» зарегистрировано 02.03.2022 г.

В силу ч. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства при реорганизация юридического лица.

Частью 1 ст. 58 ГК РФ установлено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

Как следует из ч. 1.2 Устава ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» учреждение является правопреемником ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж», ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум», ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум».

Таким образом, ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» является правопреемником ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум», права и обязанности ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» возложены на ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина».

В соответствии с ч. 1.10 Устава ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Курской области в сфере образования, и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» (ИНН 4620015068, ОГРН 1224600001889, 307370, Курская область, Рыльский р-н, г. Рыльск, ул. Дзержинского, д. 53) о необходимости прекращения нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. Принять меры по расторжению действующих договоров на выполнение работ, предметом которых явилось совместное возделывание земельных участков с кадастровыми номерами № 46:20:232901:0001 и № 46:20:232905:0002, находящихся в государственной собственности.

 2. Неукоснительно исполнять требования ЗК РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при передаче в пользование земельных участков, находящимися в государственной собственности.

Срок исполнения настоящего предупреждения – 01 сентября 2022 года.

Срок исполнения предупреждения может быть продлен по письменному мотивированному ходатайству.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок в полном объеме, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны