Решение по жалобе №046/07/3-259/2020 РЕ Ш Е Н И Е Комиссии Управления Федеральной антимонопольной... от 18 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

 

ул. Марата, 9, г. Курск, 305000

тел. (4712) 70-08-15, факс (4712) 56-22-04

e-mail: to46@fas.gov.ru

 

________________№________________

на № __________ от _______________

 

Руководителю ООО ГК «СТТ»                         ___________________________                                                               

 Руководителю

Департамента закупок для муниципальных

нужд города Курска

___________________________________

 Руководителю

МУП «Гортеплосеть»

__________________________________                                                                

                               (с уведомлением о вручении)

 

            •  РЕ Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 046/07/3-259/2020

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2020 года.                                                                      г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

«…»  Курского УФАС России;

Члены комиссии:

  «…»  Курского УФАС России;

  «…» Курского УФАС России

рассмотрев дело № 046/07/3-259/2020 посредством видеоконференцсвязи по ссылке http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=955199&confpass=4507 по признакам нарушения  ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»), в присутствии: представителей Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска  «…»,«…» (по доверенностям), в отсутствии: представителя ООО ГК «СТТ», представителя МУП «Гортеплосеть» (уведомлены о месте и времени рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи),

УСТАНОВИЛА:

Заявитель

ООО ГК «СТТ»  

Заказчик

 МУП «Гортеплосеть» 

Организатор закупки

 Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска (далее – Департамент) 

Способ  закупки

запрос котировок в электронной форме

Предмет закупки

Закупка преобразователя частоты и пульта дистанционного управления к нему

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупках для МУП «Гортеплосеть»,  осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»   (далее – Положение о закупке МУП «Гортеплосеть» ),

 

Типовое положение о закупке для автономных учреждений, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Город Курск», осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Типовое положение о закупке)

Информация о закупке размещена

https://www.rts-tender.ru/, https://www.zakupki.gov.ru,

закупка № 32009045491

Начальная (максимальная) цена

1 679 326 руб. 20 коп., в т.ч. НДС 

Дата начала подачи заявок

 с 27.03.2020г.  18 час. 00 мин.  

Дата окончания подачи заявок

 20.04.2020г. 07 час.00 мин.

Дата  и время рассмотрения заявок     

 20.04.2020 года с 23 час. 00 мин. 

Дата и время подведения итогов

20.04.2020г. 23 час. 00 мин.

Доводы жалобы

          По мнению заявителя,  в закупочной  документации установлен приоритет товаров российского происхождения в соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2019 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление №925, ПП РФ № 925). Заявитель указывает, что извещение об осуществлении закупки содержит информацию : «Установить приоритет товаров российского происхождения   в соответствии с нормами ПП РФ №925»: «Да»., пункт 27 Приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме содержит информацию : «Приоритет товаров российского происхождения   в соответствии с нормами ПП РФ №925»: «Установлен». В связи с чем, при подготовке своего предложения ООО ГК «СТТ»  учло указанные условия закупочной документации, предложив продукцию российского производителя.

      Заявитель считает, что закупочная комиссия при подведении итогов запроса котировок не учла требования положений Постановления № 925, установленные в закупочной документации, что привело к ограничению конкуренции. 

 

Доводы организатора закупки

          В соответствии с разделом 15 Типового положения о закупках приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с Постановлением  № 925.

         В силу п.5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение  в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

    а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

     б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

     в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

     г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

    д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

    е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

    ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

    з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

    и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

       Как указывает Департамент, перечисленные выше сведения ни в извещении, ни в приложении к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме установлены не были.   Электронная форма извещения, заполненная на электронной площадке РТС-тендер и размещенная в ЕИС, также не содержит информации о приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Департамент указывает, что пункт извещения о проведении запроса котировок в электронной форме «Установить приоритет товаров российского происхождения  в соответствии с нормами ПП РФ №925» и п. 27 приложения к извещению, были заполнены вследствие технической ошибки, и при оценке заявок приоритет товаров российского происхождения, по отношению к товарам происходящим из иностранного государства не предоставлялся.  Кроме того, Департамент указывает, что никто из участников запроса котировок (в т.ч. подавший жалобу), до даты окончания подачи заявок, за разъяснениями документации не обращался.  В соответствии с п.8 Постановления № 925  Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.  В связи с чем, по мнению Департамента, Постановление №925 имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены статьей XX Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и  статьей 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014г. Так, Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей. В связи с чем, при осуществлении запроса котировок в электронной форме  приоритет товаров российского происхождения, по отношению к товарам происходящим из иностранного государства не был установлен. 

 

    На основании вышеизложенного, организатор закупки считает жалобу необоснованной.

   

Доводы заказчика закупки

     По мнению МУП «Гортеплосеть»,  Постановление № 925 имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года и  статьей 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014г. В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 24.04.2017 №Д28и-1656, Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей. В связи с чем, при осуществлении запроса котировок в электронной форме приоритет товаров российского происхождения, по отношению к товарам происходящим из иностранного государства не был установлен. Также МУП «Гортеплосеть» сообщило, что извещение  о проведении запроса котировок в электронной форме на электронной площадке РТС-тендер и в ЕИС  размещает  организатор закупки – Департамент.

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

 Договор на закупку преобразователя частоты и пульта дистанционного управления к нему заключен 06.05.2020г.

 В соответствии с ч.1 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с ФЗ «О закупках».

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» МУП «Гортеплосеть»  в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках для МУП «Гортеплосеть»,  осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  .

 Департамент  в закупочной деятельности руководствуется Типовым  положением о закупке для автономных учреждений, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Город Курск», осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»   (далее – Типовое положение о закупке  Департамента )

 По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

           В силу п. 1, п. 2  ч. 1 ст. 3  ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами:  информационная открытость закупки;   равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Согласно п.2.1 Типового положения о закупке и Положения о закупке МУП «Гортеплосеть», при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются в том числе следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Пунктом 1 части 8 статьи 3 ФЗ «О закупках» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925  «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» устанавливает порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

  В силу п.5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение  в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

    а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

     б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

     в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

     г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

    д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

    е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

    ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

    з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

    и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

 

Из содержания данной нормы следует, что условием предоставления приоритета является  наличие в закупочной документации всех сведений, предусмотренных подпунктами  « а» - «и»   п. 5 Постановления №  925.

 

В соответствии с разделом  15 Типового положения о закупке  и Положения о закупке МУП «Гортеплосеть»   приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с Постановлением  № 925.

 Комиссией Курского УФАС России установлено, что  извещение об осуществлении закупки содержит следующую информацию:  «Установить приоритет товаров российского происхождения в соответствии  с нормами ПП РФ № 925»  «Да»,  п. 27 приложения к извещению о проведении закупки  содержит информацию: «Приоритет товаров российского происхождения в соответствии  с нормами ПП РФ № 925»   «Установлен».

Пункт 11 приложения к извещению устанавливает, что форма заявки на участие в запросе котировок состоит из  Форм 1-3 приложения к извещению о проведении запроса котировок.

 Форма №1  «Согласие участника запроса котировок в электронной форме»  заявки на участие в запросе котировок включает в себя  Форму 1.1 «Конкретные показатели  товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении запроса котировок  в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии)» в которой участник закупки при заполнении таблицы указывает следующие сведения, в том числе : наименование товара и функциональные характеристики, указание на товарный знак (при наличии), страну происхождения товара.    

В то же время, в документации о закупке не установлены сведения, предусмотренные подпунктами «б» - «и» п.5 Постановления №925.

Таким образом, в закупочной документации условия предоставления приоритета российских товаров установлены не в полном объеме, а лишь частично: указано на предоставление такого приоритета и на декларирование участником закупки страны происхождения товара, однако не  включены иные  обязательные сведения, которые должны быть включены в документацию  в случае предоставления приоритета.

Следовательно, фактически  из совокупного анализа положения о закупке  и всех условий документации о закупке, а также протокола  рассмотрения заявок на участие в запросе котировок   и письменных пояснений Департамента (вх. № 2418 от 12.05.2020г.), МУП «Гортеплосеть» (вх.№ 2415 от 12.05.2020г.), следует, что в данной закупке приоритет российскому товару не предоставлен.

В то же время наличие в документации указания на приоритет российских товаров и в форме заявки на страну происхождения товара может создать у участников закупки мнение о наличии такого приоритета  и оказать влияние на формирование их предложения, как это и произошло  с заявителем.

Таким образом, закупочная документация содержит противоречивую информацию относительно предоставления приоритета  российских товаров, которая может ввести участников закупки в заблуждение, что вступает в противоречие с принципом информационной открытости, установленным в п.1 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках.  

Из материалов дела установлено, что закупочная документация разработана и утверждена Департаментом закупок для муниципальных нужд города Курска – организатором закупки.

Согласно пояснениям Департамента, причиной нарушения является техническая ошибка.  

Уведомление Курского УФАС России о рассмотрении дела №046/07/3-259/2020 по жалобе  ООО ГК «СТТ» на действия заказчика – МУП « Гортеплосеть»,  организатора закупки - Департамента закупок для муниципальных нужд города Курска, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок было получено Департаментом  закупок для муниципальных нужд города Курска  и МУП «Гортеплосеть»  07.05.2020г.  По сведениям, представленным МУП «Гортеплосеть», а также согласно информации, размещенной в разделе «Сведения о договорах»  ЕИС, договор на закупку преобразователя частоты и пульта дистанционного управления к нему заключен 06.05.2020г. до поступления уведомления о рассмотрении жалобы. То есть на момент рассмотрения жалобы Курским УФАС России договор по результатам закупки был заключен.  

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, ст. 22, 23, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                           РЕШИЛА:

            1. Признать жалобу ООО ГК «СТТ»  частично обоснованной.

2. Признать Организатора закупки - Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска нарушившим  п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.2.1 Типового положения о закупке.

3. Предписание не выдавать, в связи с заключением договора по результатам проведения закупки на момент принятия решения Комиссией.

  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                             ________________                           «…»

Члены Комиссии                                         ________________                           «…»

                                                                       ________________                           «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны